История церквей Василева и их состояние наначало ХХ века описываются в статье протоиерея И. Соловьева «Село Василева-Слобода, Балахнинского уезда», опубликованной в журнале «Нижегородские епархиальные ведомости» за 1904 год. В примечании протоиерей Соловьев указывает: «Источниками при составлении сей статьи были: а) Василевская летопись свящ. Победоносцева,представленная им в 1889 г. Преосв. Модесту; б) Городецкая летопись, отпечат. в 1864 г. в Епарх. Ведом.; в) книга «Волга», издан. 1862 года; г) История Ниж. Иерархии Арх. Макария; д) История Ниж.-Новгорода, Храмцовского, ч.1-я и е) собственные наблюдения и воспоминания автора». Сам же протоиерей И. Соловьев историю церквей Василевой слободы всвоей статье излагает так: «В Василевой слободе в настоящее время (1904 г. – В.Л.) имеется два самостоятельных прихода – Вознесенский и Воскресенский. В каждом приходе имеется две отдельные церкви – теплая и холодная.
Кроме сих церквей, к Вознесенскому приходу принадлежит еще и третья церковь – Архангельская,каменная, бывшая до 1831 г. самостоятельным приходом, но за бедностью искудностью средств в сем году причисленная к Вознесенскому приходу. В ограде этой церкви находится теперь кладбище. Как Вознесенская, так и Архангельская церковь находятся на том самомместе, где до 1764 г. было два женских монастыря того же имени.
Первый и самый древний приход в Василевой слободе – Вознесенский. В нем имеются две отдельные церкви – Вознесенская и Анастасиевская, обекаменные, крытые железом и окружены каменною оградой с железными фигурными решетками. Церкви эти находятся почти на самом берегу р. Волги,так что весной во время больших разливов вода входит в самую ограду.
Церковь Вознесения Господня – холодная, построена в 1755 г. на месте,где стоял прежде храм того же имени Вознесенского ж монастыря, которыйбыл приписан к Московскому женскому того же имени монастырю, как значится по старинным документам вотчинным.
Другая церковь, Анастасиевская – теплая, в честь Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, построена в 1797 году. Колокольня каменная же, построена одновременно с Вознесенским храмом с западной его стороны и стоит от храма нераздельно. Обе церкви – Воскресенская и Анастасиевская – украшены прихожанами благолепно. Стены выкрашены изнутри масляною краскою и расписаны священными изображениями. Из древних икон Вознесенской церкви особенно замечательна по древности письма местная святая икона Смоленской Божьей Матери – Одигитрии. На сей иконе имеется внизу следующая надпись: «Сей чудный образ принесен в Москву в лето 1504 года».
По какому случаю и откуда была принесена икона в Москву 400 лет томуназад и когда принесена или возвращена в село Василеву Слободу – остается неизвестным. Этот образ Пресвятой Богородицы прихожанами-василевцами почитается чудотворным и украшен сребропозлащенной ризой с каменьями покойной прихожанкой М.М. Наумовой. Самый образ имеет вышины 14 вершков и16 вершков ширины. Кроме сей древней иконы Смоленской Божьей Матери в Вознесенском храме есть и другие иконы тоже очень древние. Таковы: местная храмовая святая икона Вознесения Господня, икона Святой Троицы, святого Иоанна Предтечи, Благовещенья Пресвятой Богородицы – в медных посеребряных ризах и икона святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, почти в рост человека, в бархатной унизанной жемчугом ризе, а по бокам обложенная серебряными с позолотой листьями.
При Василевском Вознесенском храме, благодаря главным образом благотворителям прихожанам Наумовым, род которых в Василеве очень древний и богатый, известный также в среде народа под названием Дикушиных, имеется хорошая ризница, дорогие священные сосуды и несколько больших колоколов.
В.П. Лукин "Листая времени страницы. Из истории храмов Василевской округи". - Нижний Новгород, 2011
Комментарии и обсуждение