Гюль-джами — бывший православный храм, обращённый в мечеть в стамбульском районе Фатих, у древних ворот Айакапи; одна из наиболее важных византийских крестово-купольных построек Стамбула. C XVI века отождествлялась с собором женского монастыря Святой Феодосии.
Мечеть Гюль-джами полна загадок. Она сложена в незапамятные времена, нет источников, указывающих на годы ее возведения. Меняются люди, власть, религия, антураж, а стены Гюль-джами незыблемо держат стан, век за веком сосредотачивая молитвы и просьбы многих поколений.
Ежегодно в Турции отмечается национальный праздник – день взятия Стамбула 29 мая 1453 года. По легенде этот день совпал со днем Святой Феодосии. Когда турки зашли в церковь, она была украшена розами. Завоеватели превратили православную церковь в мечеть, но название Гюль-джами, что в переводе с турецкого значит «мечеть розы», хранит память о православных корнях.
История мечети Gül Câmî (Gül Mosque) относит нас к эпохе иконоборчества на территории древней византийской империи (726-842 гг.). Женщина по имени Феодосия была умерщвлена за то, что препятствовала истреблению иконы Иисуса Христа, висевшей над парадным входом Халки в Большой дворец Константинополя. До разрушения он располагался напротив храма Святой Софии, ныне одной из главных мечетей Стамбула.
Феодосия была закована в цепи и брошена в темницу. Ее выводили и избивали в порицание перед жителями города, на 8 день она покинула этот мир в муках. Страдалицу объявили святой и поместили ее останки в церкви, которая стала носить имя Святой Феодосии.
Историки до сих пор спорят, когда были возведены стены Византийской церкви. Самое смелое предположение говорит о том, что строительство происходило еще во времена правления основателя Македонской династии Василия I и было по сути реконструкцией более древней постройки.
В 1490 году церковь стала мечетью. Во времена правления Селима II к ней был пристроен минарет. В XVII-XVIII веках здание не раз страдало от землетрясений, но регулярно восстанавливалось.
Гюль-джами славится самым высоким куполом в Стамбуле после Святой Софии. Здание выстроено целиком из кирпича. Оно подвергалось грабежам, землетрясениям, пожарам и нападкам, многочисленные разрушения и реконструкции меняли первоначальный облик.
Наибольшие изменения внесли турки, полностью сменив стиль и вид внутреннего убранства. От архитектурных нюансов древней Византии мало что осталось. Внутренние стены хранят православные лики под слоем побелки. Главным украшением мечети является расписная звезда Давида – древняя символика Ислама.
Здание стоит на высоком сводчатом подвале, который также в византийский период использовался только для светских целей. Кладка цоколя построена в технике «утопленного кирпича», типичной для византийской архитектуры среднего периода.
Здание имеет крестово-купольный план, ориентированный с северо-запада на юго-восток. Он имеет длину 26 метров и ширину 20 метров и увенчан пятью куполами, один над центральным нефом и четыре меньших, расположенных по четырем углам. Центральный купол, который имеет низкий внешний барабан и не имеет окон.
Внешний вид здания довольно внушительный. На юго-восточном фасаде центральная апсида с семью сторонами и боковые с тремя сторонами резко выступают наружу.т Центральная апсида, по-видимому, является более поздней византийской реконструкцией, так как в ней отсутствуют четыре яруса пяти ниш, которые украшены декоративной кирпичной кладкой и украшают боковые. Над нишами проходит карниз.
По материалам блога о Турции и Стамбуле Turk.Expert: https://turk.expert


Комментарии и обсуждение