ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Стамбул. Церковь Сергия и Вакха.

Küçük Ayasofya Camii


Стамбул. Церковь Сергия и Вакха
Церковь. Не действует.
Престолы: Сергия и Вакха
Год постройки: Между 527 и 529.
Архитектор: Анфимий из Тралл, Исидор Милетский
Епархия: Объект не принадлежит Православной Церкви
Адрес:
Küçük Ayasofya Mh., 34122 Fatih/İstanbul, Турция

Координаты: 41.002728, 28.972175



Церковь Сергия и Вакха, Вид с севера, Стамбул, Стамбул, Турция
Вид с севера
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 сентября 2023
Церковь Сергия и Вакха, Вид с северо-востока, Стамбул, Стамбул, Турция
Вид с северо-востока
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 сентября 2023
Церковь Сергия и Вакха, , Стамбул, Стамбул, Турция
zavar-vera
5 марта 2018
Церковь Сергия и Вакха, восточный фасад, Стамбул, Стамбул, Турция
восточный фасад
zavar-vera
5 марта 2018
Церковь Сергия и Вакха, вид с северо-востока, Стамбул, Стамбул, Турция
вид с северо-востока
zavar-vera
5 марта 2018
Церковь Сергия и Вакха, , Стамбул, Стамбул, Турция
zavar-vera
5 марта 2018
Церковь Сергия и Вакха, , Стамбул, Стамбул, Турция
zavar-vera
5 марта 2018
Церковь Сергия и Вакха, , Стамбул, Стамбул, Турция
zavar-vera
5 марта 2018
Церковь Сергия и Вакха, , Стамбул, Стамбул, Турция
zavar-vera
5 марта 2018
Церковь Сергия и Вакха, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003911297/viewer/?page=3&positionpart=1, Стамбул, Стамбул, Турция
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003911297/viewer/?page=3&positionpart=1
Андрей Агафонов
1884



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 1 мая 2025

«…Первой крупнейшей вполне сложившейся византийской стройкой Константинополя является церковь Сергия и Вакха, хорошо сохранившаяся, хотя и несколько перестроенная. Она была сооружена около 527 г. — года вступления на престол Юстиниана I и представляет собой одну из первых его построек. Было высказано не лишенное оснований предположение, что здание построено Анфимием и Исидором — знаменитыми зодчими Константинопольской Софии, что подтверждается сходством этих храмов. Если такая атрибуция верна, то можно проследить творческий путь обоих мастеров. Действительно, церковь Сергия и Вакха является одним из главных предшественников Софии.

Нартекс церкви представляет собой турецкую пристройку. С юга и с севера к церкви примыкали другие постройки — ещё одна церковь и дворцовые помещения. Наружная часть северной стены являет пеструю картину многочисленных, частично ещё византийских переделок. Древнейшая её форма характеризуется рядом проёмов, соединявших первоначально интерьеры церкви с помещениями дворца. Церковь Сергия и Вакха не стояла в ранневизантийское время изолированно, как в настоящее время. Она была встроена в комплекс зданий. Вероятно, только её апсида выходила в какой-то двор.

Общая система церкви Сергия и Вакха основана на центрической композиции, применявшейся в предыдущие столетия в Сирии и Малой Азии. Церковь в Эсре в Сирии (515 г.) построена на 12 лет раньше церкви Сергия и Вакха и является произведением, в котором суммированы достижения архитекторов предыдущего периода в области создания центрических построек. Она представляет собой в плане восьмиугольник, вписанный в квадрат. Переходом между ними служат угловые ниши. Восемь столбов несут купол. Они членят внутреннее пространство храма на центральную часть и окружающий ее обход.

В церкви Сергия и Вакха применена та же система, но усложненная тем, что между столбами помещены поочередно прямоугольные и полуциркульные в плане экседры. Все экседры — сквозные, они отделены от внутреннего обхода тройными аркадами на двух промежуточных колоннах каждая. В зависимости от формы экседры колоннады в плане или прямые, или дугообразные. Благодаря полуциркульным экседрам центральный восьмигранник, увенчанный куполом, органичнее связан с квадратом плана.

В церкви в Эсре и в большинстве центрических сооружений до VI в. внутренний обход имеет довольно значительную ширину и благодаря этому представляет собой законченную самостоятельную часть интерьера. Общая система такого центрического здания имеет существенные точки соприкосновения с базиликой, например базиликальный разрез. В церкви Сергия и Вакха весь план имеет нерегулярный характер: восточная и западная части внутреннего обхода шире, северная и южная его части — значительно уже. Очевидно, пространство внутреннего обхода играло по сравнению с центральным пространством подчиненную роль.

Нам неизвестны культовые обряды, которые происходили в церкви Сергия и Вакха. Однако надо думать, что именно пространство под куполом было главным вместилищем присутствующих. Назначение здания в качестве придворной церкви говорит о том, что в его центральной части помещались во время богослужения император с семьей и придворные.

Ранневизантийские части церкви Сергия и Вакха выложены из кирпича с немногочисленными каменными прокладками. На наружных поверхностях северной и восточной стен первоначальная кладка хорошо видна.

Внутри купол доминирует над всем остальным. Экседры имеют небольшие размеры. На фоне внутреннего обхода отчетливо выступает подкупольное пространство. Благодаря ажурности колоннад из середины интерьера хорошо видна окружающая галерея. Первоначально преобладание купола было выражено еще более отчетливо благодаря золотой мозаике, сплошь покрывавшей его огромную внутреннюю поверхность.

Довольно мощные подкупольные столбы напоминают более ранние здания в Сирии и Малой Азии. Ряд композиционных приёмов, в том числе существовавшая мраморная облицовка, доходившая до основания сводов, несколько облегчал массу столбов. Этому способствовал также прорезной каменный карниз, проходящий на уровне капителей колонн нижнего яруса и связывающий части здания воедино. Общая система купола на квадратном основании в конечном счете восходит к древневосточному народному жилищу.

Детали интерьера церкви Сергия и Вакха несут на себе следы античной традиции, что выражается в довольно сильной выпуклости обломов карниза и в некоторой скульптурности нижних капителей. Однако широкое применение прорезного орнамента говорит о стремлении к легкой ажурности форм…»

Источник: Глава «Ранневизантийская архитектура. Константинопольская архитектурная школа». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966

История архитектуры средних веков


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 29 ноября 2025

Церковь святых Сергия и Вакха, называемая также Малой Айя-Софией (Küçük Ayasofya), — один из древнейших сохранившихся храмов Стамбула. Церковь считается прообразом константинопольского собора Святой Софии (ныне мечеть Айя-София) и была построена теми же мастерами — Исидором Милетским и Антемием Тралльским. Принято считать также, что по образу и подобию этого храма построили известную итальянскую церковь — базилику Сан-Витале в Равенне. Кроме того, план Малой Айя-Софии взял за основу знаменитый османский архитектор Мимар Синан при строительстве стамбульской мечети Рустем-паши.

Сергий и Вакх, которым посвящена церковь, — одни из первых христиан, римские центурионы, погибшие мученической смертью в Сирии в 303 году. Их казнили за отказ участвовать в языческих обрядах. Позже они стали покровителями воинов, причём весьма почитаемыми. Византийский император Юстиниан I также чтил этих святых.

Согласно легенде, в молодости Юстиниана обвинили в участии в заговоре против его дяди — императора Юстина I. Но правителю приснился сон, в котором явившиеся Сергий и Вакх убедили его в невиновности племянника.

Церковь святых Сергия и Вакха была возведена в 536 году рядом с дворцом, в котором император Юстиниан I провёл свои юные годы. Строительство началось сразу после восшествия Юстиниана на престол, работы император контролировал лично. Первоначально церковь была украшена потрясающей красоты золотыми мозаиками из смальты, но они были уничтожены в иконоборческий период, в VIII веке. Современники писали, что по роскоши и богатству убранства храм уступал только собору Святой Софии.

С 536 года храм вместе с дворцом стал монастырём монофизитов, приверженцев одной из ветвей раннего христианства, сейчас считающейся ересью, которые находились под покровительством Феодоры, супруги Юстиниана. А в 551 году здесь скрывался от гнева солдат императора папа римский Вигилий. После завоевания Константинополя османами султан Мехмед II Фатих церковь не упразднил, и храм довольно долго оставался христианским, примерно до 1506 — 1513 годов. Превратил его в мечеть Хусейн-ага, главный чёрный евнух в гареме султана Баязида II, дедушки Сулеймана Великолепного. Позднее мечеть была повреждена двумя землетрясениями XVII и XVIII веков, реконструкции проводились в 1836, 1937 и 1955 годах.

Здание было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2006 году в храме прошла ещё одна масштабная реставрация — после того как Всемирный фонд памятников включил его в свой список 100 объектов, находящихся под угрозой исчезновения. После реконструкции Малую Айя-Софию открыли для верующих и туристов.

Сегодня внутри церкви можно увидеть не так уж много: храм служит мечетью и все его богатые мозаики и фрески закрашены. Конструкция купола сооружения аналогична структуре купола собора Святой Софии, хотя ей и не идентична. Под куполом сохранился изначальный восьмиугольный контур храма, опирающийся на колонны зелёного и серого мрамора с резными капителями, причём на многие из них нанесены инициалы Юстиниана и его жены Феодоры. По периметру галереи тянется украшенный кружевной резьбой фриз с длинной хвалебной надписью в честь императора Юстиниана. При этом и как мечеть храм очень красив: он украшен традиционными росписями в виде орнаментов и каллиграфических надписей.

Во дворе храма находится усыпальница того самого Хусейна-аги, по приказу которого христианский храм превратили в мечеть, и маленькое кладбище.

Малая Айя-София — действующая мечеть, вход в неё свободный. Храм находится в историческом стамбульском районе Фатих, неподалёку от главных туристических достопримечательностей - площади Султанахмет, Голубой мечети, Айя-Софии.

По материалам сайта «Туристер»: https://www.tourister.ru/

Малая Айя София в Стамбуле: история, архитектура, фото, отели рядом, как добраться — Туристер.Ру



Комментарии и обсуждение


Ученые полагают, что церковь Сергия и Вакха и Айя-Софи  по заказу императора Юстиниана строили одни и те же мастера - Исидор Милетский и Антемий Тралльский. Причем Айю-Софию – на несколько лет позже. Во всяком случае, на капителях, венчающих верхние части колонн, можно найти инициалы императора Константина и его супруги Феодоры (при которых и строили Софию). Церковь оставалась христианской еще более полувека после падения Константинополя, пока в 1506 году по приказу главного евнуха Хусейн-Ага ее не превратили в мечеть Кучюк( Малая) Айя-София. Сегодня она находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

https://travel.rambler.ru/guide/3145-Tserkov-Svyatykh-Sergiya-i-Vakkha/?updated#1

21 ноября 2019, Вадим кр .


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.