ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Стамбул. Монастырь Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Балыклы.


Стамбул. Монастырь Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Балыклы
Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Престолы: "Живоносный источник" иконы Божией Матери
Год основания: приблизительно не позже 1835.
Епархия: Константинопольский патриархат. Константинопольская православная церковь
Адрес:
Istanbul. Panagia Pege "Paella" church, Balikli manastiri.

Координаты: 41.006778, 28.915681
Проезд: Выйти за стену Константинополя в сторону Мраморного моря через ворота Силиврикапы (Silivrikapı). Перейти просп. Миллет и свернуть на территорию городского кладбища по указателю "Гасильхане" (Gasilhane). Далее идти метров 400 до греческого участка. Монастырь окружен высокой каменной стеной. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Выйти за стену Константинополя в сторону Мраморного моря через ворота Силиврикапы (Silivrikapı). Перейти просп. Миллет и свернуть на территорию городского кладбища по указателю "Гасильхане" (Gasilhane). Далее идти метров 400 до греческого участка. Монастырь окружен высокой каменной стеной.



Сортировка:

Монастырь Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Балыклы, Монастырский двор., Стамбул, Стамбул, Турция
Монастырский двор.
Павел В. Воробьев
14 января 2012
Монастырь Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Балыклы, Вход в монастырь, Стамбул, Стамбул, Турция
Вход в монастырь
Павел В. Воробьев
14 января 2012
Монастырь Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Балыклы, Верхний храм иконы Живоносный источник, Стамбул, Стамбул, Турция
Верхний храм иконы Живоносный источник
Павел В. Воробьев
14 января 2012
Монастырь Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Балыклы, Часто попадаются плиты с русских могил., Стамбул, Стамбул, Турция
Часто попадаются плиты с русских могил.
Павел В. Воробьев
14 января 2012
Монастырь Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Балыклы, Святой Живоносный источник, Стамбул, Стамбул, Турция
Святой Живоносный источник
Павел В. Воробьев
14 января 2012
Монастырь Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Балыклы, Нижний храм у святого Живоносного источника, Стамбул, Стамбул, Турция
Нижний храм у святого Живоносного источника
Павел В. Воробьев
14 января 2012
Монастырь Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Балыклы, Вход в нижний храм., Стамбул, Стамбул, Турция
Вход в нижний храм.
Павел В. Воробьев
14 января 2012
Монастырь Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Балыклы, Весь двор вымощен старыми могильными мраморными плитами., Стамбул, Стамбул, Турция
Весь двор вымощен старыми могильными мраморными плитами.
Павел В. Воробьев
14 января 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Вадим кр 30 января 2020

Монастырь Балыклы (храм Живоносного Источника) - действующий женский монастырь в Стамбуле, главной святыней которого является икона Божией Матери "Живоносный Источник". Древний храм, разрушенный при взятии Константинополя, датировался V—VI вв. Существует версия, что при строительстве этого храма использовались материалы, которые остались от строительства собора Святой Софии.

Нынешний храм был построен в 1835 г. Является действующим женским монастырем и местом захоронения Константинопольских патриархов. Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырь довольно далеко от Патриархата, за древними городскими стенами, построенными императором Феодосием II в V веке. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены поздно – в XVIII-XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма.

https://pravoslavie.ru/37592.html


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 17 ноября 2025

«Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастырь расположен за константинопольской городской стеной напротив Силиврийских ворот в местечке Балыклы; возник на месте целительного источника. Принадлежит К-польскому Патриархату.

История «Ж. И.» м. восходит к кон. V - нач. VI в. Существует 2 противоречащих друг другу версии о происхождении монастыря. 1-е упоминание «Ж. И.» м. в источниках зафиксировано в трактате Прокопия Кесарийского «О постройках» (сер. VI в.), где говорится, что за стеной К-поля в месте, именуемом Пиги (Πηγή - источник), императором Юстинианом I (527-565) был воздвигнут храм. Также имеется упоминание «Ж. И.» м. в корпусе текстов «Patriae Constantinopolitanae»: когда Юстиниан был на охоте, он увидел толпу, выходившую из маленькой часовни, и распорядился построить на этом месте большой храм, на который были израсходованы неиспользованные для церкви Св. Софии К-польской материалы.

Хронист Георгий Кедрин (XI-XII вв.) назвал точное время постройки храма: 33-й год правления Юстиниана (559-560). В средние века, вероятно монахами «Ж. И.» м., была создана легенда о том, что монастырь был создан в более раннее время. Эта легенда, противоречащая вышеуказанным источникам, сохранилась в пересказе Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.). Будущий император Лев I (457-474), приехав из Фракии в К-поль, обнаружил возле Золотых ворот, где были топкие места, слепого, который попросил дать ему воды и указал на место, где бил источник. Затем Лев услышал голос, повелевший ему протереть водой глаза слепому, а также, когда Лев станет императором, возвести на этом месте храм. Слепец обрел зрение, а после восшествия Льва на престол (7 февраля 457) возле источника был сооружен великолепный храм, по описанию напоминавший постройку Юстиниана.

Возможно, до Юстиниана на этом месте находился незначительный монастырь: так, на К-польском Соборе 536 г. присутстовал пресвитер Зинон, названный игуменом монастыря Пресвятой Богородицы в Пиги.

Само название «Живоносный Источник» еще в IX в. было использовано преподобным Иосифом Песнопевцем применительно к Божией Матери, а затем, когда оно закрепилось за монастырем (не позже XIV в.), появилась и одноименная Богородичная икона. В поствизантийском греческом мире этот образ стал очень популярен, и множество монастырей и храмов были освящены в его честь.

С эпохи Юстиниана местность, где располагался «Ж. И.» м., рассматривалась как предместье К-поля. Храм неоднократно реставрировался. По сообщению Псевдо-Кодина, императрица Ирина отремонтировала его после землетрясения около 790 г. Страдая кровотечением, Ирина получила исцеление от недуга, выпив воды из источника, после чего сделала щедрые пожертвования монастырю, включая мозаику с изображением себя и своего сына, императора Константина VI. При императоре Василии I Македонянине (867-886) церковь также была перестроена и украшена мозаиками (вероятно, после землетрясения 869 г.). 7 сентября 924 г. храм был подожжен воинами болгарского царя Симеона, осаждавшими К-поль, но затем быстро отреставрирован, т. к. в 927 г. там проходило венчание болгарского царя Петра с внучкой императора Романа I Лакапина Марией. Византийскому писателю Михаилу Пселлу (XI в.) были пожалованы в личное распоряжение доходы «Ж. И.» м.; там же для него была сооружена гробница.

Сохранились сведения о том, что в 966 г. император Никифор II Фока присутствовал в храме Живоносного Источника на службе в день Вознесения Господня. По-видимому, это было обычной практикой придворного церемониала того времени. В книге императора Константина VII Багрянородного (912-959) «О Церемониях византийского двора» описана такая служба. Император прибывал по морю к Золотым воротам К-поля, садился на коня и продолжал путь по суше до баптистерия, где спешивался и переоблачался в отведенных ему покоях. Затем при входе в нартекс он ожидал приезда духовенства. Облобызавшись с патриархом, император входил вместе с ним в храм, и оба направлялись к алтарю. Помолившись перед престолом, василевс поднимался по правой лестнице на свою галерею и находился там во время литургии. Патриарх приносил императору причастие. По окончании службы император приглашал патриарха на обед в свою резиденцию.

«Ж. И.» м. иногда служил местом ссылки. Так, будто император Алексей I Комнин в 1078 г. встретил там Георгия Мономахата, назначенного дукой Диррахия (ныне Дуррес, Албания), а фактически высланного из столицы. В 1084 г. тот же император Алексей сослал в «Ж. И.» м. Иоанна Итала.

В XIII в. на протяжении нескольких десятилетий «Ж. И.» м. был занят латинским духовенством, и, по сообщению Никифора Каллиста, в это время чудес не зафиксировано. В 1328 г. император Андроник III Палеолог разбил лагерь рядом с «Ж. И.» м., а в январе следующего года отдал весь монастырь с его доходами К-польскому патриарху Исаии (1323-1332) на неограниченный срок вплоть до смерти последнего, а затем права на владение «Ж. И.» м. перешли афонскому монастырю Великая Лавра. Сохранился документ 1367 г., по которому монастырь Великая Лавра владеет в К-поле метохом Зоодохос Пиги (Ζωοδόχος Πηγή - Живоносный Источник). В 1330 г. находившийся при смерти Андроник III выздоровел, выпив воды из источника и помазав ею лоб. В мае 1347 г. дочь императора Иоанна VI Кантакузина Елена была представлена своему будущему мужу императору Иоанну V Палеологу и наделена императорскими регалиями в храме «Ж. И.» м. согласно древнему церемониалу. Несколько авторов оставили эпиграммы, посвященные «Ж. И.» м. и храмовым росписям: Мануил Фил, Игнатий Магистр и Иоанн Евхаит. Согласно эпиграмме Мануила Фила, монах Иларион Канабис починил водоем в «Ж. И.» м.

Во время турецкой осады К-поля в 1422 г. султан Мурад II расположился прямо в храме «Живоносного Источника». Неизвестно, в каком состоянии церковь находилась перед взятием турками К-поля в 1453 г., однако имеются сведения 1547 г., что храма больше не существовало, но больные продолжали приходить к источнику в надежде исцелиться. Лишь в 1727 г. митрополит Деркский и Неохорийский Никодим построил на месте «Ж. И.» м. часовню и возродил поклонение. Одно время на эти земли претендовали армяне, однако в нескольких турецких фирманах оговаривалось, что территория закреплена за греками. Турецкие охранники взимали с паломников налог, который шел на тюремные нужды. Затем эта территория перешла из подчинения Деркской митрополии в подчинение К-польскому Патриархату. 24 марта 1821 г. янычары разрушили часовню и засыпали источник, и лишь в 1833 г. К-польскому патриарху Констанцию I было разрешено восстановить храм, который был освящен 2 февраля 1835 г. Тогда же была сооружена часовня над источником.

В «Ж. И.» м. находятся захоронения К-польских патриархов.

Никифор Каллист составил описание храма, построенного императором Львом I, однако очевидно, что автор имел в виду постройку, существовавшую в его время, т. е. в XIV в. По его словам, храм располагался частично выше уровня земли, частично - ниже; по форме он представлял собой прямоугольник, длинная сторона которого на 1/3 была длиннее ширины. С 4 сторон церковь была окружена портиками: с востока и запада они были расположены на некотором расстоянии от постройки, с двух же других сторон примыкали к ней. Внутреннее пространство храма было организовано таким образом, чтобы весь свет концентрировался на водном источнике, который располагался ниже уровня пола. К источнику вели 2 лестницы по 25 ступеней, обрамленные мраморными балюстрадами и обнесенные квадратным мраморным портиком. Из чаши с отверстиями вода текла в мраморный квадратный водоем. Через храм была проложена система водоотвода. Венчал интерьер церкви сверкающий купол, а потолок был покрыт золотом. Никифор повествует также о фресковой росписи храма. Из композиций он называет Пятидесятницу, Распятие, Преображение Господне, Сретение, Явление Христа св. женам и Вознесение Господне, а также икону мученика Агафоника и 2 картины с изображениями 2 из описанных им чудес. Из художников, украшавших храм, упомянуты чудесным образом исцеленный Игнатий и иеромонах Гавриил, написавший образы Спасителя, 3 святителей, преподобного Онуфрия и преподобного Симеона Столпника. По сведениям Никифора, в «Ж. И.» м. были сооружены 3 часовни, освященные в честь Богородицы, св. Евстратия и св. Анны. Последняя была построена императором Львом VI Мудрым (886-912) в знак благосклонности к монастырскому эконому Матфею, вначале сосланному императором, а затем возвращенному. В этой часовне каждый день после заутрени монахи совершали соборную молитву Богородице за весь мир. Одна из двух других часовен была построена в правление императора Василия I женой магистра Артавазда Еленой; там совершалась торжественная соборная служба в понедельник 1-й седмицы Великого поста.

Со средних веков в «Ж. И.» м. совершалось множество чудес, о некоторых из них известно из документов. Самые ранние из источников относятся к X в. (анонимное описание 47 чудес) и к нач. XI в. Никифор Каллист приводит список из 63 чудес, 15 из которых имели место в его время.

Имеются сведения о чудесах, происходивших в XVII в. К позднему времени относится легенда о монахе, жарившем рыбу во время захвата К-поля турками в 1453 г. Когда ему сообщили печальную новость, он ответил, что поверит в нее, лишь если рыбы оживут - и после этих слов поджаренные рыбы якобы попрыгали в воду. Косвенно эту легенду отражает та иконография «Живоносного Источника», где на переднем плане изображен небольшой бассейн с 3 рыбами. Но с другой стороны, место, где располагался «Ж. И.» м., имело турецкое название Балыклы (рыбное место), что вполне вероятно могло базироваться на факте существования в «Ж. И.» м. водоема с рыбками (который сохранился по сей день).

Из особых празднований в «Ж. И.» м., помимо упомянутого Вознесения Господня, на котором обычно присутствовал император, в монастыре торжественно отмечались также: 8 января воспоминание о чуде в Кане Галилейской, 9 июля годовщина освящения храма, 16 августа память о чуде, происшедшем в правление императора Льва I, когда вода в источнике перестала на время бить, а потом полилась опять. В пятницу Светлой седмицы в «Ж. И.» м. до настоящего времени поется служба, составленная Никифором Каллистом.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

https://www.pravenc.ru/text/182279.html?ysclid=mi36oquoyc807015884



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.