«Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастырь расположен за константинопольской городской стеной напротив Силиврийских ворот в местечке Балыклы; возник на месте целительного источника. Принадлежит К-польскому Патриархату.
История «Ж. И.» м. восходит к кон. V - нач. VI в. Существует 2 противоречащих друг другу версии о происхождении монастыря. 1-е упоминание «Ж. И.» м. в источниках зафиксировано в трактате Прокопия Кесарийского «О постройках» (сер. VI в.), где говорится, что за стеной К-поля в месте, именуемом Пиги (Πηγή - источник), императором Юстинианом I (527-565) был воздвигнут храм. Также имеется упоминание «Ж. И.» м. в корпусе текстов «Patriae Constantinopolitanae»: когда Юстиниан был на охоте, он увидел толпу, выходившую из маленькой часовни, и распорядился построить на этом месте большой храм, на который были израсходованы неиспользованные для церкви Св. Софии К-польской материалы.
Хронист Георгий Кедрин (XI-XII вв.) назвал точное время постройки храма: 33-й год правления Юстиниана (559-560). В средние века, вероятно монахами «Ж. И.» м., была создана легенда о том, что монастырь был создан в более раннее время. Эта легенда, противоречащая вышеуказанным источникам, сохранилась в пересказе Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.). Будущий император Лев I (457-474), приехав из Фракии в К-поль, обнаружил возле Золотых ворот, где были топкие места, слепого, который попросил дать ему воды и указал на место, где бил источник. Затем Лев услышал голос, повелевший ему протереть водой глаза слепому, а также, когда Лев станет императором, возвести на этом месте храм. Слепец обрел зрение, а после восшествия Льва на престол (7 февраля 457) возле источника был сооружен великолепный храм, по описанию напоминавший постройку Юстиниана.
Возможно, до Юстиниана на этом месте находился незначительный монастырь: так, на К-польском Соборе 536 г. присутстовал пресвитер Зинон, названный игуменом монастыря Пресвятой Богородицы в Пиги.
Само название «Живоносный Источник» еще в IX в. было использовано преподобным Иосифом Песнопевцем применительно к Божией Матери, а затем, когда оно закрепилось за монастырем (не позже XIV в.), появилась и одноименная Богородичная икона. В поствизантийском греческом мире этот образ стал очень популярен, и множество монастырей и храмов были освящены в его честь.
С эпохи Юстиниана местность, где располагался «Ж. И.» м., рассматривалась как предместье К-поля. Храм неоднократно реставрировался. По сообщению Псевдо-Кодина, императрица Ирина отремонтировала его после землетрясения около 790 г. Страдая кровотечением, Ирина получила исцеление от недуга, выпив воды из источника, после чего сделала щедрые пожертвования монастырю, включая мозаику с изображением себя и своего сына, императора Константина VI. При императоре Василии I Македонянине (867-886) церковь также была перестроена и украшена мозаиками (вероятно, после землетрясения 869 г.). 7 сентября 924 г. храм был подожжен воинами болгарского царя Симеона, осаждавшими К-поль, но затем быстро отреставрирован, т. к. в 927 г. там проходило венчание болгарского царя Петра с внучкой императора Романа I Лакапина Марией. Византийскому писателю Михаилу Пселлу (XI в.) были пожалованы в личное распоряжение доходы «Ж. И.» м.; там же для него была сооружена гробница.
Сохранились сведения о том, что в 966 г. император Никифор II Фока присутствовал в храме Живоносного Источника на службе в день Вознесения Господня. По-видимому, это было обычной практикой придворного церемониала того времени. В книге императора Константина VII Багрянородного (912-959) «О Церемониях византийского двора» описана такая служба. Император прибывал по морю к Золотым воротам К-поля, садился на коня и продолжал путь по суше до баптистерия, где спешивался и переоблачался в отведенных ему покоях. Затем при входе в нартекс он ожидал приезда духовенства. Облобызавшись с патриархом, император входил вместе с ним в храм, и оба направлялись к алтарю. Помолившись перед престолом, василевс поднимался по правой лестнице на свою галерею и находился там во время литургии. Патриарх приносил императору причастие. По окончании службы император приглашал патриарха на обед в свою резиденцию.
«Ж. И.» м. иногда служил местом ссылки. Так, будто император Алексей I Комнин в 1078 г. встретил там Георгия Мономахата, назначенного дукой Диррахия (ныне Дуррес, Албания), а фактически высланного из столицы. В 1084 г. тот же император Алексей сослал в «Ж. И.» м. Иоанна Итала.
В XIII в. на протяжении нескольких десятилетий «Ж. И.» м. был занят латинским духовенством, и, по сообщению Никифора Каллиста, в это время чудес не зафиксировано. В 1328 г. император Андроник III Палеолог разбил лагерь рядом с «Ж. И.» м., а в январе следующего года отдал весь монастырь с его доходами К-польскому патриарху Исаии (1323-1332) на неограниченный срок вплоть до смерти последнего, а затем права на владение «Ж. И.» м. перешли афонскому монастырю Великая Лавра. Сохранился документ 1367 г., по которому монастырь Великая Лавра владеет в К-поле метохом Зоодохос Пиги (Ζωοδόχος Πηγή - Живоносный Источник). В 1330 г. находившийся при смерти Андроник III выздоровел, выпив воды из источника и помазав ею лоб. В мае 1347 г. дочь императора Иоанна VI Кантакузина Елена была представлена своему будущему мужу императору Иоанну V Палеологу и наделена императорскими регалиями в храме «Ж. И.» м. согласно древнему церемониалу. Несколько авторов оставили эпиграммы, посвященные «Ж. И.» м. и храмовым росписям: Мануил Фил, Игнатий Магистр и Иоанн Евхаит. Согласно эпиграмме Мануила Фила, монах Иларион Канабис починил водоем в «Ж. И.» м.
Во время турецкой осады К-поля в 1422 г. султан Мурад II расположился прямо в храме «Живоносного Источника». Неизвестно, в каком состоянии церковь находилась перед взятием турками К-поля в 1453 г., однако имеются сведения 1547 г., что храма больше не существовало, но больные продолжали приходить к источнику в надежде исцелиться. Лишь в 1727 г. митрополит Деркский и Неохорийский Никодим построил на месте «Ж. И.» м. часовню и возродил поклонение. Одно время на эти земли претендовали армяне, однако в нескольких турецких фирманах оговаривалось, что территория закреплена за греками. Турецкие охранники взимали с паломников налог, который шел на тюремные нужды. Затем эта территория перешла из подчинения Деркской митрополии в подчинение К-польскому Патриархату. 24 марта 1821 г. янычары разрушили часовню и засыпали источник, и лишь в 1833 г. К-польскому патриарху Констанцию I было разрешено восстановить храм, который был освящен 2 февраля 1835 г. Тогда же была сооружена часовня над источником.
В «Ж. И.» м. находятся захоронения К-польских патриархов.
Никифор Каллист составил описание храма, построенного императором Львом I, однако очевидно, что автор имел в виду постройку, существовавшую в его время, т. е. в XIV в. По его словам, храм располагался частично выше уровня земли, частично - ниже; по форме он представлял собой прямоугольник, длинная сторона которого на 1/3 была длиннее ширины. С 4 сторон церковь была окружена портиками: с востока и запада они были расположены на некотором расстоянии от постройки, с двух же других сторон примыкали к ней. Внутреннее пространство храма было организовано таким образом, чтобы весь свет концентрировался на водном источнике, который располагался ниже уровня пола. К источнику вели 2 лестницы по 25 ступеней, обрамленные мраморными балюстрадами и обнесенные квадратным мраморным портиком. Из чаши с отверстиями вода текла в мраморный квадратный водоем. Через храм была проложена система водоотвода. Венчал интерьер церкви сверкающий купол, а потолок был покрыт золотом. Никифор повествует также о фресковой росписи храма. Из композиций он называет Пятидесятницу, Распятие, Преображение Господне, Сретение, Явление Христа св. женам и Вознесение Господне, а также икону мученика Агафоника и 2 картины с изображениями 2 из описанных им чудес. Из художников, украшавших храм, упомянуты чудесным образом исцеленный Игнатий и иеромонах Гавриил, написавший образы Спасителя, 3 святителей, преподобного Онуфрия и преподобного Симеона Столпника. По сведениям Никифора, в «Ж. И.» м. были сооружены 3 часовни, освященные в честь Богородицы, св. Евстратия и св. Анны. Последняя была построена императором Львом VI Мудрым (886-912) в знак благосклонности к монастырскому эконому Матфею, вначале сосланному императором, а затем возвращенному. В этой часовне каждый день после заутрени монахи совершали соборную молитву Богородице за весь мир. Одна из двух других часовен была построена в правление императора Василия I женой магистра Артавазда Еленой; там совершалась торжественная соборная служба в понедельник 1-й седмицы Великого поста.
Со средних веков в «Ж. И.» м. совершалось множество чудес, о некоторых из них известно из документов. Самые ранние из источников относятся к X в. (анонимное описание 47 чудес) и к нач. XI в. Никифор Каллист приводит список из 63 чудес, 15 из которых имели место в его время.
Имеются сведения о чудесах, происходивших в XVII в. К позднему времени относится легенда о монахе, жарившем рыбу во время захвата К-поля турками в 1453 г. Когда ему сообщили печальную новость, он ответил, что поверит в нее, лишь если рыбы оживут - и после этих слов поджаренные рыбы якобы попрыгали в воду. Косвенно эту легенду отражает та иконография «Живоносного Источника», где на переднем плане изображен небольшой бассейн с 3 рыбами. Но с другой стороны, место, где располагался «Ж. И.» м., имело турецкое название Балыклы (рыбное место), что вполне вероятно могло базироваться на факте существования в «Ж. И.» м. водоема с рыбками (который сохранился по сей день).
Из особых празднований в «Ж. И.» м., помимо упомянутого Вознесения Господня, на котором обычно присутствовал император, в монастыре торжественно отмечались также: 8 января воспоминание о чуде в Кане Галилейской, 9 июля годовщина освящения храма, 16 августа память о чуде, происшедшем в правление императора Льва I, когда вода в источнике перестала на время бить, а потом полилась опять. В пятницу Светлой седмицы в «Ж. И.» м. до настоящего времени поется служба, составленная Никифором Каллистом.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/
https://www.pravenc.ru/text/182279.html?ysclid=mi36oquoyc807015884
Комментарии и обсуждение