«…Пантократора монастырь - мужской, общежительный, в Константинополе; усыпальница династий Комнинов и Палеологов; памятник средневизантийской архитектуры.
П. м. расположен на Четвертом холме К-поля, в византийском районе Зевгмы, над высоким обрывом долины Оксия; в ранневизантийский период здесь было кладбище, на этом месте была усадьба дочери императора Маврикия Иларии. П. м. основан в 1118 г. имп. Иоанном II Комнином; Иоанн Киннам назвал ктитором мон-ря его 1-ю жену Ирину; архитектором был некий Никифор. П. м. задумывался как новый погребальный мон-рь Комнинов: здесь были похоронены императоры Иоанн II (1143) и Мануил I (1180), их супруги по имени Ирина (1134 и 1159), в поздневизантийский период - Ирина, 2-я жена Андроника II (1317), Мануил II Палеолог (1425), его жена Ирина (1450), его сын Андроник, постригшийся в П. м. с именем Акакий (1426), Евгения Гателуцци, жена деспота Димитрия Палеолога (1440), и имп. Иоанн VIII (1448). До смерти имп. Ирины в 1134 г. была возведена Южная церковь, затем к северу от нее - доступная для мирян Северная церковь Богоматери Елеусы. Между ними была построена Средняя церковь (вероятно, погребальный храм во имя арх. Михаила).
Согласно Типикону П. м., в обители, где должны были жить не менее 80 монахов, были библиотека, больница, старопитательница и баня. Ему принадлежали также лепрозорий и многочисленные имения, пожертвованные имп. Ириной, севастом Мануилом Вотаниатом, Иоанном Арватином и др. Это были 6 монастырей, преимущественно на азиатском берегу Босфора и Мраморного моря: Носсийский (18 монахов), Монокастанский (16), Анфемиев (12), Мидикарийский (за Золотым Рогом, с кладбищем для монахов П. м.) и Галакринский (вместе 6), Сатиров (18), подчинявшихся игумену П. м. и управлявшихся экономами. П. м. были также подчинены Ноатский и Вордский мон-ри. Собственно имения П. м. находились преимущественно во Фракии, но также в Македонии, на Пелопоннесе, островах Эгеиды и в Малой Азии. После 1204 г. часть этих владений (например, с. Вари около Смирны) была передана Лембскому монастырю, но затем вернулась к П. м.
Иоанн II пытался получить (но не получил) для П. м. мощи св. Димитрия из Фессалоники; в 1149 г. Мануил I торжественно перенес в монастырь при посредстве его игум. Иосифа Агиогликерита († около 1154-1155) покров с раки святого и его икону. Мануил I перенес в 1169/70 г. в П. м. из Эфеса «плиту помазания Христа» из красного мрамора, около которой был сам погребен в раке из черного мрамора с 8 куполками. В 1143 г. имп. Мануил I приказал великому доместику Иоанну Аксуху временно заключить в П. м. своего брата Исаака, чтобы тот не мог претендовать на престол.
Перед взятием К-поля латинянами в П. м. были собраны реликвии из соседних мон-рей и храмов. После 1204 г. П. м. оказался во власти венецианцев, увезших в Венецию много утвари, реликвий, украшений и икон (в т. ч. изображения, включенные в состав Пала д'Оро), которые Сильвестр Сиропул видел в Сан-Марко. Главу свт. Власия имп. Бодуэн II (1240-1261) послал Людовику Благочестивому, поместившему ее в Сент-Шапель. Согласно Истории Никифора Григора, П. м. стал резиденцией латинского императора, однако это ошибка. В 1206 г. венецианцы силой перенесли из собора Св. Софии в П. м. икону Божией Матери «Одигитрия». Ее забрал из П. м. Михаил VIII для своего торжественного въезда в К-поль в 1261 г. Тогда же мстившие венецианцам генуэзцы разобрали их дворец у П. м. и из его камней построили свой храм - св. Георгия. В самом же П. м. была восстановлена православная обитель: в 1263 г. метохий Христа Амбела и с. Анавасидий, которыми П. м. владел вместе с мон-рем Христа Филантропа, были переданы мон-рю св. Иоанна Богослова на Патмосе. В 1265 г. игум. П. м. Феодосий де Виллардуэн, будущий патриарх Антиохийский, сопровождал Марию, дочь Михаила VIII, к монгольскому хану Хулагу.
Во время антилатинских споров 1283-1285 гг. в П. м. были заключены Константин Мелитиниот и Георгий Метохит; в 1313-1320 гг. здесь жил изгнанный сын сербского короля Стефана Уроша II Милутина Стефан Дечанский с 2 сыновьями, участвовавший в богословских спорах с имп. Андроником II и основавший затем в честь Христа Пантократора мон-рь Дечаны. В 1313 г. в П. м. вступил пансеваст Константин Панкал (в монашестве Косма), передавший ему иконы, книги, утварь и свои владения в К-поле и Серрах, включая маленький мон-рь Пресв. Богородицы; часть этого вклада была продана Феодоре Кантакузине. В 1318 г. мон. П. м. Симон был обвинен своим собратом в богомильстве, но оправдан патриархом. В 50-х гг. XIV в. П. м. посещал Пьер де Тома, посол папы Римского Климента VI. В 1400 г. П. м. передал кафисму Халкита в Галате в пользование иеромон. Мелетию. В 1407 г. имп. Иоанн VIII за помин души своего отца хрисовулом даровал П. м. 1/4 десятины с угодий в Кассандре. В 1422-1425 гг. игуменом пришедшего в упадок П. м., где было всего 6 монахов, был назначен Макарий Макрис († 1431, погребен в мон-ре), который, получив деньги при поездке в Сербию и сделав соктитором митр. Фотия Киевского, вместе с Георгием Сфрандзи занимался ремонтом обители и в качестве игумена П. м. участвовал в посольстве к папе Римскому Мартину V в 1430 г. Игум. П. м. Геронтий участвовал в Ферраро-Флорентийском Соборе, но после возвращения в столицу стал ярым противником унии; впрочем, следующий игумен мон-ря участвовал в провозглашении унии Церквей в 1452 г. Константин Драгаш заточил в П. м. противника унии Георгия Схолария, который был пострижен там с именем Геннадий, но не прекратил выступать против унии до своего назначения патриархом. Монахом П. м. был Нифонт, ставший затем митрополитом Фессалоники и патриархом К-польским (1486-1489).
После 1453 г. П. м. был захвачен турецкими кожевниками, а свинец с его крыш султан Мехмед II забрал для своего дворца. В 70-х гг. XV в. Зейрек Мехмед Эфенди превратил П. м. в медресе и мечеть, получившую название Молла Зейрек Джами. Комплекс П. м. неоднократно ремонтировался, особенно после большого пожара сер. XVIII в. и землетрясения 1766 г.: в частности, были заложены мн. окна и добавлен минарет. Первые научные исследования мон-ря относятся к нач. ХХ в. В 1953-1963 гг. П. м. исследовался и реставрировался Американским византийским институтом под руководством А. Миго: были изменены форма купола и высота кровли (до 1,4 м). Исследования и реставрация велись в 1997-1998 гг. под руководством Р. Оустерхаута и З. и М. Ахунбай. В 2008-2018 гг. П. м. подвергся грубой «османизирующей» реставрации.
Строительство Пантократора монастыря началось с кафоликона - Южной церкви (1118 - до 1134). После смерти имп. Ирины, между 1134 и 1136 гг., имп. Иоанном II была построена Северная церковь, предназначенная для мирян и соединившаяся с Южной церковью галереей. Позднее (дата - предмет дискуссий) на месте разобранных северной галереи Южной церкви и южной галереи Северной церкви была сооружена Средняя церковь, которая большинством исследователей отождествляется с погребальным храмом-«герооном», посвященным психопомпу - арх. Михаилу и упоминаемым в Типиконе П. м. <…>
П. м. был окружен стеной; на первых воротах был мозаичный образ Спасителя. Все здания мон-ря, кроме 3 храмов и южной пристройки, разрушились уже к 1540 г., Пьер Жиль их не застал. Сохранилась только южная пристройка к Южной церкви неизвестной функции, в османское время была перестроена в Семерджи-Ибрахим-Эфенди-текке. Последние раскопки выявили, что первоначально это была структура из 9 ячеек, перекрытая 3 поперечными сводами, с 3 пряслами на каждом фасаде, кроме северного, примыкавшего к Южной церкви и ее экзонартексу. В угол между ее восточным фасадом и южной галереей Южной церкви в XII в. был встроен маленький погребальный купольный парекклисион в форме компактно вписанного креста с маленьким нартексом: Х. Четинкая считает его «внешним герооном», где был погребен Мануил I. Экзонартекс также был украшен синефонными фресками (сохранились в заложенных окнах). Во дворе перед комплексом храмов был фиал.
В П. м. были собраны многочисленные реликвии. Одной из главных святынь был привезенный имп. Мануилом II из Эфеса Камень помазания, возможно расположенный в западной арке между Южной церковью и храмом арх. Михаила; Робер де Клари и Клавихо видели на нем следы от слез Богоматери, ап. Иоанна Богослова и жен-мироносиц. В П. м. также хранились мощи святых Флора и Лавра. Антоний Новгородец упоминает в П. м. главу свт. Власия, увиденную им в П. м. Стефан Новгородец около 1350 г. упоминает о наличии в мон-ре мощей Иакова Персянина и мон. Михаила, а также беломраморного сосуда из Каны Галилейской…»
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/
ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ
Комментарии и обсуждение