ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Жича. Жичский Вознесенский монастырь.

Српски православни Манастир Вазнесења Господњег, Царска Лавра Манастир Жича


Жича. Жичский Вознесенский монастырь
Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Престолы:
Год основания: не позже 1219.
Епархия: Сербская православная церковь. Жичская епархия
Адрес:
Сербия, Шумадия и Западная Сербия, Рашский округ, община Кралево, гп Жича
Градско насеље Жича, општина Краљево, Рашки управни округ, Шумадија и западна Србија, Србија

Координаты: 43.694924, 20.645575
Ссылки: Официальный сайт 





Жичский Вознесенский монастырь, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь, Чесма, Жича, Рашский округ, Сербия
Чесма
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь, Монастырская лавка, Жича, Рашский округ, Сербия
Монастырская лавка
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь, Рис. из журнала "Живописное обозрение"., Жича, Рашский округ, Сербия
Рис. из журнала "Живописное обозрение".
Андрей Агафонов
1889
Жичский Вознесенский монастырь, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация"., Жича, Рашский округ, Сербия
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1889



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 октября 2025

Жича (другое название - Дом Св. Спаса), женский монастырь в честь Вознесения Господня Жичской епархии Сербской Православной Церкви, находится близ г. Кралево (Сербия).

Возведение мон-ря, название которого на сербском языке означает «край, богатый зерном», по образцу мон-ря Студеница (кон. XII в.) около 1206 г. начали сербский князь Стефан (впоследствии король) и его брат, монах Савва (впоследствии архиепископ Сербский). После получения в 1219 г. Сербской Церковью автокефалии и возведения монаха Саввы в сан архиепископа работы были ускорены, так как Жича была избрана кафедрой Сербской архиепископии. В 1220-1221 гг. строительство монастыря было завершено, храм расписали мастера, приглашенные из Византии. Украшение храма завершилось к открытию в 1221 г., в день Вознесения Господня, в обители первого церковно-народного Собора.

В Жиче состоялась коронация князя Стефана Первовенчанного. По свидетельству Феодосия Хиландарца, королю св. Стефану очень понравилось великолепие храма, и он пожаловал мон-рю 3 грамоты-повельи и множество даров. В одной из грамот были перечислены святыни обители (частица Животворящего Креста Господня, риза и пояс Пресвятой Богородицы, десница и частица главы Иоанна Крестителя, мощи других святых), ктиторы и монастырские земельные угодья. Текст грамоты первоначально был написан на северной стене собора под куполом (оригинал не сохранился). Между 1224 и 1227 гг. король Стефан издал новую грамоту, дополнившую старую, текст которой поместили на южной стене под куполом. В 1228-1230 гг. из монастыря Студеница в Жичу были перенесены нетленные останки св. Стефана Первовенчанного. В 1228 г. в Жиче короновали Радослава, сына Стефана Первовенчанного.

В 1233 г. архиепископ Савва на церковном Соборе в Жиче избрал своим преемником Арсения I, который в 1253 г. утвердил Печ центром Сербской Церкви. Тогда же в Печ были перенесены святыни и библиотека. Несмотря на сложное положение Жичи в последней четверти XIII в. из-за набегов татар, болгар и половцев, святитель архиепископ Сербский Евстафий I в 1285 г. возвратил кафедру архиепископии в Жичский мон-рь. Но его преемник архиепископ Иаков переехал в Печ и перенес с собой мощи умершего в Жиче архиепископа Евстафия. Возможно, в это же время мощи св. Стефана Первовенчанного были переданы в мон-рь Сопочани. Около 1292 г. архиепископ Сербский Евстафий II (1292-1309) перенес кафедру обратно в Жичу и начал реконструкцию обители, продолжившуюся при короле Милутине, архиепископах Сербских Савве III (1309-1316) и Данииле II (1324-1337), когда были восстановлены разрушенные части храма, укреплены столбы, переложена крыша, выполнены новые фрески (1310), возведена и расписана трапезная, увеличена башня, построены хозяйственные палаты.

При архиепископе Данииле II центр Сербской Церкви окончательно переместился в Печ, но Жича продолжала оставаться в числе основных мест паломничества сербов. В 1335 г. монастырь посетил король Стефан Душан и обратился к Пресвятой Богородице с просьбой о помощи в борьбе с венграми. Благодаря Ее заступничеству венгры отступили. В память об этом событии в августе 1354 г. король Стефан Душан направил в Жичу патриарха Сербского Иоанникия I, чтобы он именно в этом месте обратился с молитвой к Пресвятой Богородице. В 1379 г. в Жиче побывал некий епископ Симеон, а в 1382 г.- патриарх Сербский Спиридон, который на территории обители подтвердил решение об основании мон-ря Дренча (ныне действует как приход). Некоторое время в Жиче была резиденция патриарха Сербского Никона, но в 1428 г. из-за угрозы нападений турок он покинул мон-рь. Находясь в Жиче, сербский деспот Георгий Бранкович 11 сентября 1429 г. издал грамоту, которая объявляла афонский мон-рь Эсфигмен его ктиторией. В 1446 г., при патриархе Печском Никодиме, в мон-рь были вложены Евангелие и Пролог.

В 1455 г. мон-рь попал под власть Османской империи, и упоминания о нем прекратились до 1520 г., когда жичский игумен Феофил с монахами Иларионом и Виссарионом основали мон-рь Шишатовац. В середине XVI в. Жича находилась в запустении, согласно турецким источникам, в 1560 г. в ней проживали 2 монаха. В 1562 г. митрополит Смередевский Захарий возродил мон-рь и подарил церкви дискос. По некоторым сведениям, в 1586 г. на территории Жичи умер и был похоронен патриарх Сербский Герасим (Соколович), но место его могилы неизвестно. Патриарх Сербский Паисий (Яневац) в 1620 г. посетил вновь запустевшую Жичу и забрал из нее Евангелие и 2 Минеи в Печ, чтобы сохранить их до восстановления мон-ря, которое началось в тот же период. В 1677 г. в Жичу приезжал патриарх Печский Арсений III, в 1721 г.- Арильский митрополит Исаия. Его преемник митрополит Иосиф в 1730 г. возвел над храмом новую крышу. Перед первым сербским восстанием в Жиче был построен новый братский корпус, но в 1813 г. все здания были разрушены турками в наказание восставшим сербам. Службы совершались в церкви святого Феодора, так как главный храм был осквернен. В 1824 г. часть братии покинула разрушенную обитель из-за невозможности проживания в ней и отсутствия средств для ее реконструкции. В 1822 г. Жичу посетил секретарь сербский князь Милоша Обреновича Д. Давидович, в 1828 г. в журнале «Летопись Матицы Сербской» он опубликовал очерк о состоянии мон-ря с чертежом его строений. На чертежах видно, что в храме разрушены своды, частично - купола и стены внешней припраты.

Плачевным нашел состояние мон-ря писатель Й. Вуич, в 1841 г. сербский филолог Вук Караджич и русские литераторы Д.М. Княжевич и Н.И. Надеждин также с тревогой писали о состоянии обители. В воспоминаниях о посещении Жичи историк Я. Шафарик отмечал, что прихожане в церкви горячо молились о восстановлении обители. В 1852 г. Жичу посетил сербский князь Александр Карагеоргиевич. В 1854 г., при Ужицко-Крушевацком епископе Иоанникии (Нешковиче), началось восстановление Жичи, а в августе 1857 г. был объявлен сбор пожертвований во всех храмах и мон-рях Сербии. В 1858 г. мон-рь вновь посетил князь Александр Карагеоргиевич, подарил колокол и 100 дукатов, а также передал обители от русского императора Александра II дарохранительницу, Евангелие в серебряном окладе и завесу для царских врат.

В 1881-1882 гг. и 1884 г. в Жиче провели ряд археологических и восстановительных работ археолог М. Валтрович и архитектор Д. Милутинович. 15 июня 1889 г. в храме Жичи митрополит Сербский Михаил миропомазал короля Александра Обреновича, а 9 октября 1904 г. митрополит Сербский Иннокентий (Павлович) - короля Петра I Карагеоргиевича. Здесь хотел короноваться и Александр I Карагеоргиевич, который неоднократно обращал внимание на плачевное состояние монастырей в Королевстве сербов, хорватов и словенцев и в 1923 г. создал комиссию по их поддержке и реставрации. После возвращения на Жичскую кафедру в 1936 г. епископа Николая (Велимировича) положение Жичи улучшилось: открылась духовная школа, братия насчитывала 40 монахов и 20 послушников, среди которых были русские художники Иван Мельников и Николай Майендорф, расписавшие церкви святителей Саввы и Николая на монастырском кладбище. В главном соборе мон-ря планировалось устроить 12 алтарей и звонницу с 12 колоколами в честь 12 апостолов. 23 сентября 1940 г. по случаю освящения в составе комплекса 9-го храма во имя святого Иоанна Крестителя в Жиче в течение суток совершалась Божественная литургия - когда в одной церкви заканчивалась служба, в другой начиналась следующая.

10 октября 1941 г., во время второй мировой войны, Жича подверглась бомбардировке немецкой авиации, которая вызвала сильный пожар. Несмотря на условия военного времени, в мон-ре оставались игумен Даниил, отец Рафаил, братья Феодул и Марий и 2 послушника. В 1947 г. Жича была обращена в женский мон-рь. В 1950-1951 гг. в Жиче под домашним арестом находился митрополит Скопский Иосиф (Цвийович). В 1964-1967 гг. в соборе были отреставрированы фрески, в 1967 г. была заменена крыша. В 1978 г. в монастыре открылась иконописная мастерская «Св. Лука». К 2008 г. в монастыре проживали настоятельница игумения Елена и 40 насельниц.

В монастырском некрополе похоронены многие выдающиеся сербские церковные деятели (останки некоторых были перенесены сюда с других кладбищ): епископ Ужицко-Крушевацкий Иоанникий (Нешкович; † 1873), епископы Жичские Василий (Костич) и Корнелий (Станкович), архимандрит Севастиан (Дабович) и другие.

Комплекс мон-ря включает собор Вознесения Господня, церковь святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата (ныне церковь святых Петра и Павла), храм, трапезную, кельи и хозяйственные помещения. Собор Вознесения Господня является одной из первых построек в стиле так называемой рашской школы, для которой характерно сочетание форм византийской и западноевропейской романской архитектуры. Другие постройки Жичи - церковь святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата находится к востоку от собора. Это перекрытое полуцилиндрическим сводом небольшое здание (середина XIV в.) с широкой полукруглой апсидой (2-я половина XVIII - начало XIX в.), построенное из кирпича и больших каменных блоков. Сохранились остатки фресок на фасаде и в люнете над входом (лики св. Феодоров). Другой храм находится к югу от главного. Это небольшое здание с широким куполом, западный фасад которого соединен переходом с корпусом келий.

Согласно археологическим данным, Жича была обнесена стенами с башнями. Частично сохранились западные ворота мон-ря с поствизантийскими фресками. При реставрации 1925-1932 гг. мон-рь был вновь обнесен невысокой каменной оградой. Тогда же были возведены трапезная, келейные корпуса, надстройка над западными воротами и другие здания, являющиеся ярким примером поисков сербских архитекторов эпохи модерна и ар-деко.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

https://www.pravenc.ru/text/182327.html?ysclid=mhd5iz3nyg734409673



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.