ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Жича. Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня.

Српски православни Католикон Светог Вазнесења Господњег


Жича. Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня
Собор. Действует.
Престолы: Вознесения Господня, Стефана архидиакона, Саввы Освященного, Саввы Сербского
Год постройки: Между 1206 и 1217.
Епархия: Сербская православная церковь. Жичская епархия
Адрес:
Сербия, Шумадия и Западная Сербия, Рашский округ, община Кралево, с. Жича

Координаты: 43.695015, 20.645772





Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017
Жичский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня, , Жича, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
16 мая 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 октября 2025

«…Церковь Вознесения в Жиче, где находилась первая сербская архиепископская кафедра, была основана между 1207 и 1219 годами Стефаном Первовенчанным, братом св. Саввы. Она хранит остатки выцветших фресок XIII века в трансепте (Распятие, Снятие со креста, фигуры апостолов), в южной капелле (Перенесение останков св. Стефана) и в колокольне (фигуры Константина и Елены). Из-за очень плохого состояния сохранности этих фресок затрудняется их точная датировка. В фигурах апостолов бросается в глаза более детальная, чем в Студенице, линейная проработка формы, но величавая и эпически спокойная композиция Распятия обнаруживает несомненное сходство с аналогичной сценой в Студенице. Хотя, по свидетельству Феодосия Хиландарца, св. Савва привел живописцев для украшения церкви из Константинополя, стиль росписи указывает скорее на работу местных мастеров, которые обслуживали королевский двор…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве». VIII. Тринадцатый век. VIII.7. Сербия: Студеница, Жича, Милешева, Печ

https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=29&chap=9&ch_l2=7


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 октября 2025

Первоначальная роспись собора Вознесения 1220-1221 гг. сохранилась частично из-за разрушений в последней четверти XIII в. В южном рукаве трансепта сохранилось «Распятие», в северном - «Снятие с креста». Расположение этих сцен в нижней зоне трансепта может быть связано с тем, что перед ними находились проскинитарии со святынями Страстей Господних, по сторонам композиций - фигуры апостолов. К древнейшему слою относится изображение ангелов в люнетах над проходами в парекклисионы. Сохранившиеся фрески свидетельствуют о том, что св. Савва пригласил лучших мастеров для украшения архиепископского храма. В росписи еще заметно влияние позднекомниновского искусства, хотя уже преобладает новый монументальный стиль, характерный для византийской живописи первых десятилетий XIII в., когда столица империи была оккупирована латинянами. Композиции ясные и хорошо обозримые, рисунок крупных, гармонично сложенных фигур чист.

Между 1228 и 1234 гг. были расписаны экзонартекс и парекклисион на 2-м этаже колокольни. В экзонартексе, на южной стене, сохранилась лишь сцена «Воздвижение Честного Креста», в парекклисионе фрески были повреждены во время пожара, но их иконографическая программа поддается прочтению. Малую апсидальную нишу занимает поясное изображение Иисуса Христа с открытым Евангелием, на восточной стене - «Распятие», под ним, по обе стороны Животворящего Креста,- святые царь Константин и царица Елена, рядом изображен архидиакон Стефан. На остальных стенах - образы 4 святителей (надписи сохранились только возле Григория Богослова и Иоанна Златоуста) и 2 преподобных (Савва Иерусалимский и Феодор Студит), в люнетах окон находятся медальоны с поясными изображениями Пресвятой Богородицы и ангелов, над ними расположены поврежденные фигуры неизвестных святых. На крестообразном своде фрески не сохранились. Живопись этого слоя по художественному уровню слабее росписи 1220-1221 гг. Вероятно, она была также связана с заказом св. Саввы, о чем свидетельствуют изображения святых Саввы Иерусалимского и Феодора Студита, следуя примеру которых св. Савва составил Хиландарский и Студеницкий типики.

В конце XIII в. собор из-за разрушений восстанавливали, и он был расписан во второй раз при архиепископе Печском Савве III (1309-1316) и сербском короле св. Милутине. Мастера бережно отнеслись к старым фрескам: в алтаре и наосе они поновили первоначальный слой, а остатки поврежденных фресок «похоронили» как святыню у церкви вместе с инструментами, прикасавшимися к ним.

Фрески начала XIV в. сохранились частично. В алтаре - композиция «Поклонение Жертве», под ней - поясные изображения св. епископов Митрофана, Мефодия, Никифора, Тарасия, Иакова, брата Господня, Прокла и Фоки, заключенные в рамки наподобие икон. На боковых стенах - фигуры святых епископов, диаконов, ветхозаветных первосвященников (Аарон, Моисей и Мелхиседек), а также столпника и ангела. Поясные изображения святителей в медальонах занимают свод триумфальной арки. В куполе располагалось «Вознесение», от которого сохранилась нижняя часть, на парусах - 4 евангелиста, между ними - Нерукотворные образы Спасителя (Мандилион и Керамион). На восточной стороне подкупольного пространства изображено «Благовещение» с Христом Ветхим денми в верхней части композиции, ниже - пророки Давид и Соломон. На южной стене размещено «Сошествие Св. Духа на апостолов», на западной - «Тайная вечеря», на северной - «Благовестие Захарии», «Послание апостолов на проповедь» (не сохранились) и «Уверение Фомы». На всех арках - медальоны с ликами святых мучеников, на стенах - образы пророков, которые обычно помещаются в барабане купола.

Возле иконостаса под декоративными аркадами представлены изображения Пресвятой Богородицы, Иисуса Христа, святых архидиак. Стефана, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, прп. Саввы Освященного. На юго-зап. подкупольном столпе в верхнем ярусе, над местом, где находился трон архиепископа, образ Божией Матери «Страстная» - один из самых ранних сохранившихся в Сербии примеров данной иконографии: Пресвятая Богородице с Младенцем предстоит ангел с орудиями Страстей Христовых. В западной части наоса находились сцены из земной жизни Спасителя (сохранились только фрагмент «Входа Господня в Иерусалим»), святых монахов и гимнографов, воинов, целителей и мучеников. Там же помещались «Собор архангелов», образы св. Иоанна Предтечи (не сохранился) и свт. Николая Чудотворца. Почти всю западную стену занимала композиция «Успение Пресвятой Богородицы».

В апсиде южного парекклисиона во имя архидиакона Стефана была изображена Пресвятая Богородица с архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам, ниже - «Служба святых отцов», около апсиды - поврежденное «Благовещение». Под куполом сохранился лик одного из ветхозаветных первосвященников, на южной стене - «Распятие». В средней зоне представлен житийный цикл архидиакона Стефана, включающий сцены испытания, побиения камнями, обретения мощей и их перенесения в Константинополь. Среди многочисленных фигур святых особенной статью, как воины Царя Небесного, отличаются святые Димитрий, Георгий, Прокопий и Артемий - они изображены мучениками, одетыми в роскошные одежды.

Росписи северного парекклисиона во имя св. Саввы Иерусалимского, в том числе «Успение св. Саввы» со сценами из жития, были утрачены главным образом во время бомбардировки мон-ря в 1941 г. В алтаре была изображена композиция «Служба святых отцов», на парусах - образы ветхозаветных первосвященников, на северной стене - «Введение Богородицы во храм», в нижнем поясе и сегодня различимы образы преподобных Саввы, Евфимия, Антония и Афанасия Афонского.

Фрески в экзонартексе практически не сохранились. До 1941 г. в восточной части можно было видеть композицию «Крещение Христово» и фигуру архидиакона Стефана. В настоящее время в этой части храма можно различить лишь остаток композиции (возможно, «Лоза Иессеева»).

В проходе под колокольней на своде представлены образы 40 Севастийских мучеников, ниже - тексты из 3 грамот-хрисовулов, дарованных обители королем св. Стефаном Первовенчанным. На арке западного входа рядом со сценой «Будьте как дети» изображены апостолы Петр с церковью в руках и Павел с книгой своих посланий. На восточной стене над главным входом в храм находится пространная композиция «Что Ти принесем...», в которую включены портреты ктиторов архиепископа Саввы III и короля св. Милутина в сопровождении сановников. Ниже помещены портреты первых ктиторов Жичи, королей Стефана Первовенчанного и Радослава.

Фрагменты фресок начала XIV в. содержат ряд особенностей и отражают процесс осмысления новой иконографической программы росписи храма. В куполе, следуя византийской традиции, принесенной в Сербию св. Саввой, было представлено «Вознесение Господне». По указанию св. Саввы под куполом были изображены (и поновлены в начале XIV в.) сцены, связанные с событиями в Сионской горнице («Тайная вечеря», «Послание апостолов на проповедь», «Уверение Фомы» и «Сошествие Св. Духа на апостолов». Эти сцены символизировали для первогого Сербского архиепископа образ основанной Христом Церкви, Матери всех Церквей, которую символически обновила Сербская Церковь. Той же идее следуют изображения апостолов в нижнем поясе наоса и архиереев К-поля и Иерусалима на фресках-иконах в апсиде. Создатели фресок в Жиче принадлежали к числу выдающихся мастеров своего времени, писавших в стиле так называемого раннепалеологовского ренессанса. 

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

https://www.pravenc.ru/text/182327.html?ysclid=mhd5iz3nyg734409673


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 октября 2025

Собор Вознесения Господня является одной из первых построек в стиле так называемой рашской школы, для которой характерно сочетание форм византийской и западноевропейской романской архитектуры. Первоначально это было однонефное строение с равным ему по ширине нартексом с запада, полуциркульной апсидой с вимой с востока и 2 так назваемыми певницами с севера и юга (рукава трансепта). Наос увенчан куполом на широком полуцилиндрическом барабане; как и в Студенице, он имеет дополнительный западный компартимент. Стена между наосом и нартексом была разобрана перед коронацией Стефана Первовенчанного или при реконструкции в конце XIII - начале XIV в. В подкупольном пространстве наоса рядом со стенами находились проскинитарии, в которых, вероятно, хранились святыни Страстей Христовых и стояли каменные троны короля и архиепископа. Певницы более высокие, чем в Студенице, увеличились и относительно размеров наоса, сблизились с экседрами для хоров, характерными для афонской архитектуры.

План собора приблизился к квадрату за счет того, что его пространство в значительной степени слилось с наосом. Одноглавые парекклисионы (купола дважды разрушались и восстанавливались) по обеим сторонам нартекса воспроизводили композицию кафоликонов афонских монастырей Великая Лавра, Ватопед и Иверский. Престолы посвящены небесным покровителям короля св. Стефана Первовенчанного и св. Саввы Сербского - архидиакону Стефану (южный) и св. Савве Иерусалимскому (северный). Однако гипотеза о том, что парекклисионы задумывались в качестве усыпальниц основателей мон-ря, не находит подтверждений. Алтарное пространство до 1221 г. было разделено на жертвенник и диаконник. Пастофории по сторонам алтарной апсиды (восстановлены после 1987) не входили в первоначальный замысел; их пристройка связана, по всей видимости, с превращением Жичи в кафедральный собор. Детали экстерьера Жичи (формы оконных проемов, ползучие арки) навеяны романским декором Студеницы, за исключением облицовки камнем.

Около 1230 г. король Радослав пристроил к собору обширный 2-этажный экзонартекс с башней-колокольней перед ним. Сооруженный европейскими мастерами, он в западной части был по типу близок к монументальным романским соборам, архитектура которых в свою очередь восходит к каролингской традиции. Нижний этаж экзонартекса разделен 4 столбами на 9 равных ячеек, перекрытых крестовыми сводами. Верхний (не сохранился) имел, по-видимому, продольный полуцилиндрический свод. Колокольня 4-ярусная, квадратная в плане, с молельней св. Саввы на 3-м этаже. Верхняя часть колокольни после 1987 г. была восстановлена в романских формах. Экзонартекс Жичи стал первым подобным сооружением в Сербии; вслед за ним те же мастера пристроили экзонартексы к соборам мон-рей Студеница (около 1235) и Милешева (около 1236).

Архитектура собора оказала большое влияние на развитие сербского церковного строительства XIII в. В 1290 г. собор почти полностью был разрушен, но был восстановлен в конце XIII - начале XIV в. В начале XIX в., во время турецкого завоевания, здание лишилось кровель, притвор и части парекклисионов обрушились. Основная часть здания была восстановлена между 50-ми и 80-ми гг. XIX в., капитальная реставрация была произведена в 1925-1932 гг. усилиями архитекторов А. Дероко и М. Коруновича. Во время бомбардировки и пожара 1941 г. были разрушены купола; восстановление закончилось к 1953 г., стены храма по афонской традиции получили темно-красную раскраску. Новая реконструкция, приблизившая внешний вид храма к первоначальному, была осуществлена после землетрясения 1987 г.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

https://www.pravenc.ru/text/182327.html?ysclid=mhd5iz3nyg734409673



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.