ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Доляни. Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной.

Српска православна Црква Свете Тројице


Доляни. Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.
Престолы: Троицы Живоначальной, Стефана архидиакона, Симеона Монаха, Георгия Победоносца, Николая Чудотворца
Год постройки: приблизительно 1260.
Епархия: Сербская православная церковь. Рашско-Призренская епархия
Адрес:
Сербия, Шумадия и Западная Сербия, Рашский округ, община Нови-Пазар, с. Доляни
Село Дољани, општина Нови Пазар, Рашки управни округ, Шумадија и западна Србија, Србија

Координаты: 43.118064, 20.373819



Сортировка:

Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, , Доляни, Рашский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, , Доляни, Рашский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, , Доляни, Рашский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, , Доляни, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, , Доляни, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, , Доляни, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, , Доляни, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Перенесение мощей Св. Симеона Немани из Хиландарского монастыря в Студеницу. Придел Симеона. , Доляни, Рашский округ, Сербия
Перенесение мощей Св. Симеона Немани из Хиландарского монастыря в Студеницу. Придел Симеона.
zavar-vera
6 марта 2019
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Архангел Михаил., Доляни, Рашский округ, Сербия
Архангел Михаил.
zavar-vera
6 марта 2019
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, , Доляни, Рашский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Благовещение. Богородица., Доляни, Рашский округ, Сербия
Благовещение. Богородица.
zavar-vera
6 марта 2019
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, , Доляни, Рашский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Апостол Павел, Доляни, Рашский округ, Сербия
Апостол Павел
zavar-vera
6 марта 2019
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Король Стефан Урош I, основатель монастыря, Доляни, Рашский округ, Сербия
Король Стефан Урош I, основатель монастыря
zavar-vera
6 марта 2019
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Внешний притвор, Доляни, Рашский округ, Сербия
Внешний притвор
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Внешний притвор. Фреска "Сошествие Святого Духа на апостолов" над входом во храм., Доляни, Рашский округ, Сербия
Внешний притвор. Фреска "Сошествие Святого Духа на апостолов" над входом во храм.
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Внешний притвор. Фреска "Притча о неразумном богаче", Доляни, Рашский округ, Сербия
Внешний притвор. Фреска "Притча о неразумном богаче"
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Внутренний притвор. Вид на восточную стену., Доляни, Рашский округ, Сербия
Внутренний притвор. Вид на восточную стену.
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Внутренний притвор. Вид на западную стену., Доляни, Рашский округ, Сербия
Внутренний притвор. Вид на западную стену.
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Внутренний притвор. Вид на западную и северную стены., Доляни, Рашский округ, Сербия
Внутренний притвор. Вид на западную и северную стены.
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Внутренний притвор. Фреска на северной стене., Доляни, Рашский округ, Сербия
Внутренний притвор. Фреска на северной стене.
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Внутренний притвор. Фреска "Святые Константин и Елена" на западной стене., Доляни, Рашский округ, Сербия
Внутренний притвор. Фреска "Святые Константин и Елена" на западной стене.
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Культовый сосуд из камня, Доляни, Рашский округ, Сербия
Культовый сосуд из камня
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Неф. Фреска над выходом., Доляни, Рашский округ, Сербия
Неф. Фреска над выходом.
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, , Доляни, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, , Доляни, Рашский округ, Сербия
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Неф. Восточная стена. Фреска "Успение Пресвятой Богородицы"., Доляни, Рашский округ, Сербия
Неф. Восточная стена. Фреска "Успение Пресвятой Богородицы".
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Придел Георгия Победоносца, Доляни, Рашский округ, Сербия
Придел Георгия Победоносца
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Придел Стефана архидиакона, Доляни, Рашский округ, Сербия
Придел Стефана архидиакона
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Придел Симеона Монаха, Доляни, Рашский округ, Сербия
Придел Симеона Монаха
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Придел Симеона Монаха, Доляни, Рашский округ, Сербия
Придел Симеона Монаха
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Придел Георгия Победоносца, Доляни, Рашский округ, Сербия
Придел Георгия Победоносца
Dmitry N.
15 мая 2017
Сопочанский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной, Внутренний притвор. Фреска на западной стене, Доляни, Рашский округ, Сербия
Внутренний притвор. Фреска на западной стене
Dmitry N.
15 мая 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 26 ноября 2025

«…Наиболее крупным фресковым циклом XIII века является роспись церкви св. Троицы в Сопочанах, воздвигнутой сербским королем Стефаном Урошем около 1260 года и украшенной между 1263 и 1268 годами. Если фрески Морачи лишь в слабой степени отражают процесс нарождения нового стиля, поскольку они во многом примыкают к традициям византийского искусства XII века, роспись Сопочан, наоборот, служит яркой иллюстрацией того, как новый стиль внедряется в сербскую монументальную живопись. Это произошло, скорее всего, в результате самостоятельного развития сербской живописи, хотя не исключена возможность проникновения в Сербию византийских влияний. Но откуда они шли — из Никеи, Константинополя или Салоник, — этого мы не знаем. Так или иначе, всегда следует помнить о том, что Сопочаны представляют самый ранний известный нам памятник нового стиля.

Роспись храма в Сопочанах лишена монолитного единства. Отдельные ее части относятся к различным эпохам. Сам храм и внутренний нарфик с двумя приделами (Стефана архидиакона и Симеона Немани) были расписаны около 1265 года, наружный нарфик — около 1340 года, а боковые приделы Николая и Георгия украшены еще позже: в 50–60-х годах XIV века. Наиболее значительной и интересной является древнейшая часть росписи, от которой сохранились многочисленные фрагменты. В конхе апсиды была изображена ныне утраченная фигура Богоматери с двумя ангелами. В средней части апсиды находится Евхаристия, а нижний регистр содержит композицию Поклонение жертве: на красном престоле стоит дискос с лежащим на нем обнаженным младенцем Христом, по сторонам представлены два ангела в диаконских облачениях и процессии святителей (эта композиция, зрелая форма которой появилась во второй половине XII века, повторяется также в апсиде придела Симеона Немани). В куполе находились ныне погибшие изображения пророков, в парусах фигуры евангелистов и над арками медальоны с праотцами.

В кафоликоне развертывается, начиная с Благовещения, обширный евангельский цикл, причем на западной стене представлена многофигурная композиция Успения. Нижние части южной и западной стены направо от входа занимает характерный для сербских храмов групповой портрет основателя церкви, членов его семьи и предков: Богородица подводит к Иисусу Христу идущих в ряд Симеона Неманю, Стефана Первовенчанного, короля Уроша I с моделью церкви в руках и его сыновей Драгутина и Милутина (этот портрет пострадал от утрат и записей). На сводах южной и северной оконечностей трансепта написаны Гостеприимство Авраама и Сорок мучеников севастийских. Над аркой, соединяющей алтарь и жертвенник, мы видим Спаса Нерукотворного, на концах трансепта двенадцать апостолов, а в нижних регистрах кафоликона многочисленные фигуры праотцев, воинов и святителей. В жертвеннике представлена полуфигура Богоматери типа Знамение, младенец Христос на дискосе с двумя ангелами по сторонам и сцены из жития Богоматери, а в диаконнике Деисус, Спас Нерукотворный и сцены из жития св. Николы. На фресках внутреннего нарфика, одновременных с росписью храма, фигурируют следующие изображения: семь Вселенских соборов, Собор Стефана Немани, Древо Иессеево, Три еврейских отрока, сцены из жизни Иосифа, Страшный суд. Здесь же написаны Христос на троне, Константин и Елена, святые монахи и две монументальные композиции: Кончина матери Уроша королевы Анны Дандоло и ктиторская группа, где перед восседающей на троне Богоматерью стоят Стефан Урош, его жена Елена и их сыновья Драгутин и Милутин. Стены и своды придела Стефана архидиакона украшены сценами из жития св. Стефана, фигурами святых и образом Спаса Нерукотворного, а на сводах придела Симеона Немани помещались четыре исторические композиции, от которых уцелели Смерть Симеона и Перенесение останков Симеона Немани из Хиландарского монастыря в Студеницу.

Уже простое перечисление изображений в сопочанской церкви ясно показывает, какому усложнению подвергается в XIII веке церковная роспись. Большинство сюжетов заимствовано из византийской живописи XII века, но дублирующие друг друга групповые портреты ктиторов или исторические сцены кончины и перенесения останков членов королевской семьи представляют оригинальное нововведение сербских художников. Как и росписи Милешевы и Градаца, фрески Сопочан имеют желтый фон, который в свое время был покрыт тонким слоем золота.

По своему стилю сопочанские фрески являются одним из наиболее передовых памятников монументальной живописи XIII века. Отдельные сцены отличаются подчеркнуто пространственным характером, чему немало способствуют архитектурные кулисы, умело использованные как пространственный фактор: евангелисты изображены на фоне сложных сооружений, украшенных велумами; в сцене Христос с книжниками на втором плане развертываются изогнутые, как в мозаиках Кахрие джами, здания; строения и скалы в Распятии расположены так, чтобы акцентировать чередование планов. Движения фигур стали много свободнее. Широкие, как бы надутые ветром одеяния оживляют некогда замкнутый контур, придавая ему особую живописность. В Распятии движение приобретает трагическую напряженность: Богоматерь падает в обморок, тело Христа сильнейшим образом изогнуто, голова его бессильно упала на плечо, воин с копьем представлен в резкой, порывистой позе. Одновременно радикально меняется и трактовка. Вместо типичной для XII века линейной проработки форм вводится свободная живописная техника, базирующаяся на широких мягких мазках. Такими мазками накладываются последовательные слои красок, голубоватые и зеленые рефлексы и энергичные белые блики. Нетрудно заметить, что все отмеченные здесь особенности во многом предвосхищают стиль XIV века. Но в сопочанских фресках рядом с этими передовыми элементами продолжают существовать и романские пережитки, дающие о себе знать в некоторой тяжеловесности фигур, в грубоватом рисунке неуклюжих конечностей и жестких параллельных либо ломающихся складок.

Фрески Сопочан с их крупными формами и большими плоскостями, с их ясными, легко обозримыми композициями, с их удивительной слитностью со стеной могут быть смело причислены к шедеврам средневековой монументальной живописи. Это искусство привлекает своей полнокровностью, своим подлинно эпическим характером, своей величавой монументальностью. Оно могло сложиться только на почве молодой культуры, получившей крепкую народную прививку. В Сопочанах мы соприкасаемся с одним из самых здоровых и жизненных вариантов искусства XIII века. Нигде больше не встретится столь же реалистическая трактовка лиц, в которых отображен славянский тип, нигде краски не достигают такой светосилы и прозрачности. В Сопочанах невольно вспоминаются фрески Пьеро делла Франческа. И эта ассоциация далеко не случайна, ибо и здесь палитра строится на предельно высветленных цветах: небесно-голубом, светло-зеленом, бледно-лиловом, синевато-стальном, фиолетовом, белом, золотисто-желтом…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»

[VIII.8. Сербия: Морача, Сопочаны, Градац] - Лазарев В. Н., История византийской живописи



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.