ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Заветлужье. Богородицкий женский монастырь.


Заветлужье. Богородицкий женский монастырь
Деревянный монастырь. Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →) (все монастыри в каталоге →)
Престолы:
Год основания: 1909.
Год утраты: Не установлен.
Адрес:
Костромская область, Вохомский район, деревня Заветлужье (в 5 км)

Координаты: 58.7303, 46.31712 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (1904).



Богородицкий женский монастырь, Богородицкий женский  монастырь. Фото нач. XX в. Ветлужский краеведческий музей., Заветлужье, Вохомский район, Костромская область
Богородицкий женский монастырь. Фото нач. XX в. Ветлужский краеведческий музей.
samoyloff.aleksandr2012Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Георгий Николаевич 1 августа 2025

Богородицкий женский монастырь Ветлужского уезда Костромской губернии

Богородицкий женский монастырь был основан в Ветлужском уезде на рубеже XIX – ХХ вв. Весной 1896 г. крестьянкой д. Малая Стрелка Никольского уезда Вологодской губернии Александрой Ивановной Цымляковой в Костромскую духовную консисторию было подано прошение об открытии женской общины в приходе Покровской церкви с. Заветлужье Хорошевской волости (ныне Вохомский район). На собранные Александрой Ивановной средства, у местного землевладельца, купца второй гильдии Николая Ильича Башмакова было приобретено 54 дес. земли в 5 верстах от с. Заветлужье. Кроме того, Н.И. Башмаков обязался пожертвовать в пользу общины еще 21 дес. 575 саж. земли, однако до смерти своей в 1899 г. так и не успел совершить дарственного акта. Земля была передана общине по духовному завещанию покойного.

Местные крестьяне, выразили готовность, помочь устройству общины расчисткой места, доставкой строительных материалов, денежными и натуральными пожертвованиями. О своем желании поступить в общину, объявили 16 крестьянских девиц в возрасте от 20 до 48 лет.

13 сентября 1900 г. последовал указ Святейшего Синода об учреждении в Хорошевской волости женской общины, с таким числом сестер, какое община окажется в состоянии содержать. На должность благочинного вновь учрежденной общины был определен протоиерей Преображенской церкви с. Николо-Шанга Ветлужского уезда И.И. Белоруков. Настоятельницей назначена А.И. Цымлякова. 30 августа 1901 г. в Боголюбском монастыре Макарьевского уезда она приняла постриг с именем Анастасия.

Необходимо отметить, что к моменту получения официального разрешения Святейшего Синода, община фактически существовала уже в течение нескольких лет (по крайней мере, с 1897 г.). К 1900 г. на ее территории помимо деревянных келий для сестер и хозяйственных построек, был оборудован кирпичный завод, заготовлено 20 тыс. шт. обожженного кирпича, вырыты и выложены диким камнем канавы под фундамент небольшого храма.

Со временем на территории общины были устроены общежительный корпус с трапезной, гостиница для «богомольцев интеллигентного звания», дом для жительства священника с хозяйственными постройками, дом для размещения одноклассной церковно-приходской школы с общежитием для учащихся и квартирой учительницы. Школа при Богородицкой женской общине была открыта в 1903 г. Первоначально предполагалось, что для обучения будут приниматься только девочки, но со временем от этого правила отказались. Ежегодно в школе обучилось до 50 учащихся обоего пола, среди которых были не только дети из окрестных селений Ветлужского уезда, но и из Вологодской и Вятской губерний. Одна из сестер, Евфалия Андреевна Цымлякова (на момент поступления в общину ей исполнилось лишь 13 лет), была направлена для обучения в Ветлужскую женскую гимназию, по окончании которой и была назначена на должность учительницы. Обязанности законоучителя принял на себя священник Покровской церкви с. Заветлужье А.Н. Добровольский.

В 1904 г. было завершено строительство однопрестольного деревянного храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», устроена деревянная колокольня с малым весом колоколов (от ½ до 80 пудов).

В разные годы в церкви Богородицкой общины служили: заштатный священник Н. Троицкий (1904 – 1907 гг.); священник А.В. Вознесенский (предположительно 1908 – 1913 гг.); А.А. Розов (с 1914 г.) до рукоположения в сан священника, тридцать лет прослуживший диаконом в Успенском соборе г. Кологрив; священник И. Арсеньев (в 1918 г.); студент Московской духовной академии священник А.Д. Колосов (1918 – 1928 гг.).

В 1905 г. по духовному завещанию А.Ф. Кульпиной в собственность общины был передан участок земли и деревянный флигель, расположенный в Безымянном переулке г. Ветлуге. Флигель вскоре был разобран на дрова, на его месте планировалось организация монастырского подворья.

Год от года число сестер Богородицкой общины неуклонно возрастало. При ее основании в общине состояло лишь 16 сестер, в 1902 г. – около 40, в 1907 – 659. Указом Святейшего Синода от 18 декабря 1909 г. община была преобразована в общежительный женский монастырь. К этому времени во владении общины находилось 173 дес. земли, большая часть которой была пожертвована благотворителями, капитал общины насчитывал около 8 тыс. руб. В общине проживало 7 монахинь и 85 белиц.

Монастырь развернул бурную хозяйственную деятельность. По данным В.М. Панфилова, в его ведении находились водяная мукомольная мельница, маслобойный завод по выработке льняного масла, валяльная фабрика, иконописная мастерская. Сестры разводили породистый скот (коров и лошадей), выращивали кур, индюков, гусей и уток. На полях сеяли редкие для того времени в нашем регионе горчицу, полбу, просо, гречиху. Взамен существующего деревянного храма планировалось строительство каменного собора. С этой целью к началу Первой мировой войны было заготовлено около одного миллиона кирпичей.

В 1912 г. настоятельница Богородицкого монастыря игуменья Анастасия (Цымлякова) подала прошение об увольнении от должности. Указом Святейшего Синода № 7128 от 16 мая 1912 г. на ее место была назначена благочинная Костромского Богоявленско-Анастасиина монастыря монахиня София (Макарова). Документально установлено, что она возглавляла обитель, по крайней мере, до 1918 г. Этот год стал для насельниц Богородицкого монастыря особенного тяжелым. 2 января 1918 г. местные крестьяне, подстрекаемые солдатами, вернувшимися с фронтов Первой мировой войны, приняли решение об изъятии у монастыря водяной мукомольной мельницы на речке Полдневка и земельной дачи при реке Богданиха, расположенной в 8 верстах от монастыря; грозили отобрать и вывезти кирпич, приготовленный для строительства нового храма. По прошению игуменьи Софии, Костромская духовная консистория обращалась к губернскому комиссару об оказании содействия к ограждению собственности монастыря от захвата. Не дожидаясь официального постановления властей, 15 февраля 1918 г. сорок вооруженных человек, сбив замки, захватили мельницу. Узнав о происшествии, епископ Севастиан, обратился напрямую к жителям с. Заветлужья с просьбой не притеснять насельниц святой обители. Оказало ли влияние пастырское послание владыки на умы и сердца прихожан Покровской церкви с. Заветлужье?..

В 1920-е гг. на базе упраздненного монастыря была зарегистрирована Богородицкая женская община. Формально во временное пользование общины была передана лишь часть имущества, предназначенная для обслуживания религиозных и обрядовых целей. На практике монастырское хозяйство попрежнему оставалось в ведении сестер. В декабре 1924 г. в ходе проверки деятельности Заветлужского, Пыщугского, Шангско-Городищенского, Шарьинского волисполкомов инспектором Ветлужского уездного исполнительного комитета, в числе прочих нарушений было указано, на отсутствие учета имущества религиозных обществ.

В феврале 1925 г. на основании постановления уездного бюро РКП(б) была организована Ветлужская уездная комиссия по проверке церковного имущества. На местах началось создание волостных комиссий, в состав которых вошли представители волисполкомов, члены волостных комитетов РКП(б), представители церковных советов и религиозных групп. Это послужило толчком к организации на базе Богородицкой общины, женской сельскохозяйственной трудовой артели. Устав артели был зарегистрирован Нижегородским губернским земельным управлением 28 августа 1925 г. (при регистрации артель была переименована в Заветлужскую). По данным Заветлужского волисполкома в 1925 г. в артели состояло 116 человек, в ноябре 1927 г. – 81 человек. В числе имущества артели – кузница, водяная мукомольная мельница, маслобойный завод для выгонки масла из льняного семени.

В феврале 1928 г. артель была ликвидирована, на ее базе организован совхоз Заветлужский. Библиотека, начало формированию, которой было положено уже в первые годы существования общины, на основании решения расширенного пленума Заветлужского сельсовета 30 октября 1928 г. была переведена в с. Заветлужье, т.к. в совхозе она оказалась не востребована читателями. Любопытно, что бывшая монастырская школа, получившая статус советской школы I ступени еще в 1918 г., по-прежнему сохраняла наименование Богородицкой. По данным Ветлужского уездного отдела народного образования, в 1928 – 1929 учебном году в ней состояло 47 учащихся. Созданное трудами сестер обители по-прежнему приносило пользу людям.

Среди документов Заветлужского волисполкома сохранился список «постриженных монахинь» Богородицкой общины, составленный в 1925 г. 1. Голубева Надежда Георгиевна; 2. Кузнецова Минодора Сосипатровна; 3. Загоскина Парфения Иосифовна; 4. Левашова Феофания Лукинична; 5. Лебедева Анатолия Дмитриевна; 6. Панфилова Евстолия Тихоновна; 7. Мухачева Хариесса Петровна; 8. Манина Анфия Григорьевна; 9. Скрябина Палладия Никитична; 10. Фатеева Августа Максимовна; 11. Паюсова Никодима Ивановна. Все они были лишены избирательных прав в 1925 г. и повторно в 1927 г. В списках лишенных избирательных прав числится так же священник Богородицкой общины Алексей Дмитриевич Колосов, его жена Колосова Е.М. В 1928 г. были лишены избирательных прав Береснева Анастасия, Бороздина А.В., Козлова Екатерина, Котельникова Е.М., Краева К.М., Куймова Пелагея, Мамонтова М.Д., Цимлякова Платонида, Шмакова П.Д., Южанина Е.Ф. Установить, как в дальнейшем сложилась судьба монахинь и послушниц
общины, в ходе исследования не удалось.

Бадьина Н.В. Богородицкий женский монастырь // Губернский дом – 2013. – № 2 (91). – С. 81–83. https://www.kosarchive.ru/upload/bad'ina_n.v._-_bogorodickij_zhenskij_monastyr'.pdf


 
samoyloff.aleksandr2012Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 1 августа 2025

Заветлужье. Богородицкий женский монастырь

Богородицкая женская община. Учреждена 16 августа 1900 г. В 1914 г. обитель упоминается уже как нештатный женский общежительный монастырь под управлением игумении Софии. Церковь домовая, освящена во имя иконы Божей Матери Феодоровская. После 1917 г. монастырь преобразован в женскую артель. Закрыт в 1929 г. Ближайшие церкви: Покровская с. Заветлужья в 6 вер. и Троицкая с. Матвеевского в 10 вер.

Л.И. Сизинцева. Женские монастыри Костромской епархии. Вторая половина XIX – начало XX в.в. Овчинников В.П. Оазисы Духа. Свято-Никольский храм города Шарьи, 2008. http://old-churches.ru/ve_048.htm



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.