ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Одноушево. Неизвестная часовня.


Одноушево. Неизвестная часовня
Деревянная часовня. Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →)
Освящена в честь:
Год постройки: приблизительно 1876 - 1910.
Год утраты: Не установлен.
Адрес:
Россия, Костромская область, Солигаличский район, окрестности деревни Одноушево

Координаты: 59.161263, 42.278627 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Вопрос модератора: уточнить датировку. Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм.



Неизвестная часовня, Фото начала XX века из фотоархива ИИМК РАН. Автор С.А. Орлов, Одноушево, Солигаличский район, Костромская область
Фото начала XX века из фотоархива ИИМК РАН. Автор С.А. Орлов
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова 23 августа 2023

Село Одноушево имело и второе название: Вершки. Оно было центром старинной вотчины московских митрополитов, а потом патриархов. В жизнеописании московского митрополита Ионы, который родился в Одноушеве, село упоминается в 1461 г., в год смерти Ионы. Хорошо известна роль святителя Ионы в создании централизованного русского государства.

Во время междоусобной войны Москвы с Галичем в середине XV века Иона был посредником и сторонником объединения русских княжеств. В 1527 г. московский великий князь Василий Иванович дал московскому митрополиту жалованную грамоту на владение Соли-Галицкой варницей и пустошами у Одноушева.

В 1628 г. в сельце Одноушеве построили деревянную церковь во имя Трех Святителей, а в 1775 г. на ее месте построили каменную Трехсвятскую церковь. Жизнь одноушевской вотчины контролировалась конторой русского патриарха, особенно следившего за нравственностью своих крепостных и служивых. В 1704 г. в челобитной на имя Петра I церковный староста села Одноушева писал: «...поп церкви Фадеев взял церковные ключи, ризы, утварь и детей своих держит причетниками, а он поп Фадеев двоеженец и взят был в Солигалич в губную избу и высидел шесть недель». Неизвестно, какое решение принял царь по этому челобитью. В XVIII веке Одноушево было центром Вершковской волости.

В приходе находились 11 селений с 80 дворами, в них 450 мужчин и 572 женщины. Приходские селения от церкви располагались в радиусе 6 верст по обеим берегам реки Светицы. В четырех деревнях имелись часовни. Рядом с селом Одноушево стояла и деревня с одноименным названием. В 1870 году в с. Одноушево в 24 дворах проживали 66 мужчин и 67 женщин, в 1897 году 9 мужчин и 15 женщин, а в 1907 году в четырех домах 15 человек.

Описание внутреннего и внешнего интерьера часовен было сделано Б.И. Дунаевым при обследовании памятников деревянного зодчества в Солигаличском уезде в начале XX века: «…Еще до настоящего времени сохранились те примитивы часовенного строительства, из которых развились нынешние часовни, в виде особо обделанных пней или нескольких столбов с маленькой двухскатной крышей. В дальнейшем часовня представляла собой четвериковый сруб с крышей на четыре ската; бревна такого сруба обыкновенно тешутся, а по углам гладко срезываются; для прочности стены часовни иногда обшивают тесом. Вход в такую часовню всегда бывает один; над ним в некоторых из них устраивается крыльцо,- сперва примитивное в виде двух столбов, поддерживающих крышу, а потом появляются боковая перильца с балясинами или с фигурочными вырезными досками.

Чтобы отгородить святое место, вокруг часовни обносят пряслом, которое затем превращается (особенно в деревнях) в ограду на манере палисадников. Для увеличения емкости часовни вокруг нее строят галереи с простыми или фигурчатыми столбами; у некоторых часовен этого типа вход на галереи устраивается непосредственно с земли, у других же крыльцо сохраняется. Часовенные кресты, обыкновенно с небольшой главкой, вырастают чаще всего непосредственно из крыши, но встречаются и такие часовни, где переход от крыши к кресту выражается в виде шестигранного шатра или различных комбинаций четвериков и восьмигранников. У некоторых часовен крыша сруба отделяется от крыши галерейных пристроек; причем весьма редко встречается тип с высоким двускатным покрытием.

Четвериковая часовня, усложняясь, развертывается в восьмерик, который также последовательно разнообразится типами: без крыльца, с крыльцом и с галереями. Соединяя четверик с восьмигранником, часовенные мастера давали особый смешанный тип с шатровым восьмигранным покрытием…

…Хотя старые формы часовенного строительства еще живы в своем разнообразии, но все же старая часовня умирает: её заменяет «безвкусная» каменная часовня или же и деревянная, но новейших форм – «беседочно-павильонного характера». Эти последние уже являются отражением столичного влияния…»

По материалам: https://kostromka.ru/belorukov/derevni/soligalich/412.php; Дунаев Б.И. Деревянное зодчество северо-востока Костромской губернии. - М., 1915. С.3-4.



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.