ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Одноушево. Церковь Трех Святителей Московских.


Одноушево. Церковь Трех Святителей Московских
Церковь. Не действует.
Престолы: Трёх Святителей Московских , Николая Чудотворца, Благовещения Пресвятой Богородицы
Год постройки: 1775. Расширена в 1872.
Епархия: Объект не принадлежит Православной Церкви
Адрес:
Костромская область, Солигаличский район, Одноушево

Координаты: 59.16965, 42.269567



Церковь Трех Святителей Московских, , Одноушево, Солигаличский район, Костромская область
АннаК
11 марта 2011
Церковь Трех Святителей Московских, , Одноушево, Солигаличский район, Костромская область
АннаК
11 марта 2011
Церковь Трех Святителей Московских, Столярные заполнения окон, Одноушево, Солигаличский район, Костромская область
Столярные заполнения окон
АннаК
11 марта 2011
Церковь Трех Святителей Московских, Столярные заполнения окон, Одноушево, Солигаличский район, Костромская область
Столярные заполнения окон
АннаК
11 марта 2011
Церковь Трех Святителей Московских, , Одноушево, Солигаличский район, Костромская область
АннаК
11 марта 2011
Церковь Трех Святителей Московских, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2, Одноушево, Солигаличский район, Костромская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Церковь Трех Святителей Московских, Фото  начала XX века из фотоархива ИИМК РАН. Автор С.А. Орлов, Одноушево, Солигаличский район, Костромская область
Фото начала XX века из фотоархива ИИМК РАН. Автор С.А. Орлов
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова 26 января 2017

Трехсвятительская с. Одноушево каменная, с каменной колокольней. Холодная церковь построена в 1775 г., а теплый придел пристроен к ней в 1872 г. на средства прихожан и пожертвования. Вокруг церкви каменная ограда, внутри коей кладбище. Престолов 3: в холодной а) во имя трех святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы, в теплой б) правый во имя святит. Николая Мирликийского, в) левый в честь Благовещения Богородицы. Селение Одноушево, состоящее в приходе сей церкви, есть родина Святителя Московского Ионы.

Расстояние от Костромы 210 в., от Солигалича 10 в. Ближайшие церкви: Троицкая Богородицкого Феодоровского монастыря в 9 в., Сретенская в Зашугомье в 12 в., Троицкая Зашугомья в 15 в. и Христорождественская с. Великова в 20 в.

http://www.old-churches.ru/so_010.htm

Село Одноушево имело и второе название: Вершки. Оно было центром старинной вотчины московских митрополитов, а потом патриархов. В жизнеописании московского митрополита Ионы, который родился в Одноушеве, село упоминается в 1461 г., в год смерти Ионы. Хорошо известна роль святителя Ионы в создании централизованного русского государства. Во время междоусобной войны Москвы с Галичем в середине XV века Иона был посредником и сторонником объединения русских княжеств. В 1527 г. московский великий князь Василий Иванович дал московскому митрополиту жалованную грамоту на владение Соли-Галицкой варницей и пустошами у Одноушева.

В 1628 г. в сельце Одноушеве построили деревянную церковь во имя Трех Святителей, а в 1775 г. на ее месте построили каменную Трехсвятскую церковь. Жизнь одноушевской вотчины контролировалась конторой русского патриарха, особенно следившего за нравственностью своих крепостных и служивых. В 1704 г. в челобитной на имя Петра I церковный староста села Одноушева писал: «...поп церкви Фадеев взял церковные ключи, ризы, утварь и детей своих держит причетниками, а он поп Фадеев двоеженец и взят был в Солигалич в губную избу и высидел шесть недель». Неизвестно, какое решение принял царь по этому челобитью. В XVIII веке Одноушево было центром Вершковской волости.

https://kostromka.ru/belorukov/derevni/soligalich/412.php


Марина Зуйкова 15 января 2018

Церковь Трех Святителей. 2-я пол. 18 в., 2-я пол. 19 в.

Пример архаичной для своего времени культовой постройки, имеющей сложную строительную историю и отражающей в стилистически различном облике своих разновременных объемов консервативные особенности провинциального зодчестве 18-19 вв. Церковь расположена на кладбище примерно в полутора километрах на северо-запад от села, известного как родина крупнейшего церковного и политического деятеля 15 в. митрополита Ионы, при котором московская митрополия фактически стала независимой от константинопольских патриархов. Согласно жалованной грамоте великого князя Василия III, село с 1527 г. являлось вотчиной московских митрополитов, потом патриархов. Деревянная церковь, посвященная Трем святителям московским — Алексию, Петру и Ионе, впервые упоминается здесь с 1628 г. Ныне существующая церковь того же посвящения построена в 1775 г. В 18 в. здание имело несимметричную, более характерную для предшествующего столетия композицию, состоявшую из храма с апсидой, небольшой трапезной с южным Никольским приделом и колокольни, причем последняя, судя по своим архитектурным формам, была сооружена несколько позднее основного объема. Во 2-й пол. 19 в. на средства прихожан была предпринята капитальная перестройка здания, значительно изменившая его облик. Сначала были перестроены апсида храма и трапезная с южным приделом, а вслед за этим с северной стороны выстроен новый Благовещенский придел, освященный в 1872 г. Тогда же, очевидно, нижний ярус колокольни был обложен снаружи новым кирпичом. Территорию кладбища окружала кирпичная ограда, построенная в кон. 19 в. При церкви существовали дом причта и церковно-приходская школа.

В настоящее время симметрию осевой композиции кирпичной, покрытой снаружи известковой обмазкой церкви нарушают лишь несколько отличающиеся по габаритам и конфигурации апсид приделы трапезной. Основной объем представляет собой двусветный пятиглавый четверик, боковые фасады которого частично закрыты скругленными апсидами приделов трапезной. Примыкающая с востока пониженная пятигранная апсида несколько уже храма; трапезная, ориентированная по поперечной оси здания, — значительно шире, причем ее северный придел заметно превышает по размерам южный. Над алтарями обоих приделов возвышались главки на двухъярусных кирпичных барабанчиках. Массивная трехъярусная колокольня с низким нижним ярусом и столпообразными четвериками верхних по своим пропорциям вполне соответствует эпохе барокко, однако ее декор крайне лаконичен, а завершение традиционным для предшествующего столетия граненым кирпичным шатром со слухами выглядит почти нелепо.

Боковые фасады четверика храма получили сравнительно редкое композиционное решение в две оконных оси, на северном фасаде размещенных симметрично (западное окно первого света выходит ныне в интерьер позднего придела), на южном — сдвинутых к востоку. В декоре четверика воспроизведены декоративные формы 17 в., отличающиеся от прототипов упрощенным рисунком и несколько графичным характером профилировок. По верху стен проходит тонкий венчающий карниз с поясом кронштейнов, а межъярусное членение отмечено карнизом, состоящим из двух полочек. Углы закреплены парными пилястрами. Высокие окна с трехцентровыми перемычками обрамлены наличниками с полуколонками, завершенными в первом свете парными архивольтами, во втором — килевидными фронтончиками. Цилиндрические, с кокошниками в основаниях барабаны венчающего храм пятиглавия украшены аркатурными поясками. На баранах сохранились главы, обшитые кровельным железом в «шашку». Декоративное оформление апсиды и приделов трапезной выдержано в различных направлениях эклектики с характерной для 2-й пол. 19 в. огрубленной моделировкой деталей. Использование на всех объемах сходных по рисунку несложных венчающих карнизов и угловых пилястр, раскрепованных на апсиде и парных на приделах, свидетельствуют о принадлежности их к близким по времени строительным этапам. Основное различие декора заключается в формах оконных наличников, на апсиде и южном приделе тяготеющих к псевдобарочным формам, на северном приделе — трактованных в духе национального стиля. На апсиде и южном приделе окна с лучковыми перемычками имеют обрамления с ушами, каплями и полукруглыми завершениями, на северном приделе арочные окна обрамлены скромными перспективными наличниками. Раскрепованные на углах верхние ярусы колокольни обработаны большими прямоугольными нишами, в которых помещены высокие арки звона. Карнизы ярусов дополнены поясами поребрика и сухариков.

Четверик храма перекрыт четырехдольным сомкнутым сводом со световым кольцом барабана в шелыге. Апсида, сообщающаяся с храмом тройным арочным проходом, перекрыта граненым сомкнутым с распалубками сводом, переходящим в коробовый. Интерьер трапезной и приделов представляет собой единое пространство, которое, судя по сохранившимся фрагментам, было перекрыто лотковым сводом с распалубками, переходящим в апсидах приделов в коробовые своды. В нижнем ярусе колокольни четыре мощных пилона организуют внутреннее пространство в виде неравноконечного креста. Перекрытия ярусов плоские. На верхние ярусы ведет кирпичная лестница, устроенная в толще кладки северной стены. Вход на лестницу устроен на северном фасаде.

Убранство интерьера не сохранилось.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. С. 279; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 300; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб, 1909. Вып. 31. С. 263; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 414; Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб, бг. Репринт, 1992. Т. I. С. 1109; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. Кострома, 2002. С. 207-210. Архивные источники: ГАКО. Ф. 137. Оп. 2. Д. 5728.

http://svodokn.ru/object/101526545?open=true



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.