ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Печ. Печский патриарший монастырь. Церковь Двенадцати апостолов.

Crkva sv. Apostola


Печ. Печский патриарший монастырь. Церковь Двенадцати апостолов
Церковь. Действует.
Престолы: Двенадцати апостолов
Год постройки: Между 1320 и 1330.
Епархия: Сербская православная церковь
Адрес:
Сербия, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Печ

Координаты: 42.661159, 20.265756





Печский патриарший монастырь. Церковь Двенадцати апостолов, вид с юго-востока, Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
вид с юго-востока
zavar-vera
7 марта 2019
Печский патриарший монастырь. Церковь Двенадцати апостолов, справа - церковь Святых Апостолов, слева - Одигитрии, Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
справа - церковь Святых Апостолов, слева - Одигитрии
zavar-vera
7 марта 2019
Печский патриарший монастырь. Церковь Двенадцати апостолов, , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 марта 2019
Печский патриарший монастырь. Церковь Двенадцати апостолов, , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 марта 2019
Печский патриарший монастырь. Церковь Двенадцати апостолов, , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 марта 2019
Печский патриарший монастырь. Церковь Двенадцати апостолов, , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 марта 2019
Печский патриарший монастырь. Церковь Двенадцати апостолов, Пантократор. Фреска конхи абсиды., Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
Пантократор. Фреска конхи абсиды.
zavar-vera
7 марта 2019
Печский патриарший монастырь. Церковь Двенадцати апостолов, , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 марта 2019
Печский патриарший монастырь. Церковь Двенадцати апостолов, , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 марта 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 октября 2025

Во второй четверти XIII в. храм св. Апостолов был встроен в центральный неф более древней базилики с изолированными нефами (таким образом центральный неф стал западной частью храма). Конструкция храма, сходная с конструкцией церкви Спасителя в монастыре Жича (около 1220), типична для рашской школы того периода (храмы Богородицы Хвостанской, Вознесения в Милешеве и Преображения в Придворице): эта постройка, имеющая план в виде компактно вписанного креста, с вимой, полукруглой снаружи апсидой и с соединенными с ней пониженными боковыми притворами-певницами, которые образуют «трансепт» и к которым примыкают пастофории с полукруглыми снаружи апсидами (в северной части - протесис) и проходами в притвор, в виму и наружу. Подпружные арки стрельчатые, под ними - дополнительные полуциркульные арки.

Храм построен из тесаного неровного камня, почти без соблюдения рядов, фасад оштукатурен и еще до 30-х гг. XIV в. по афонскому обычаю был покрашен в красный цвет. Декорация фасада состоит из двойных зубчатых карнизов и росписи, выполненной позднее; 8-оконный купол (диаметр 5 м) завершается 8 закомарами. Притворы и вима имеют позакомарное покрытие. Окна небольшие: 3 - в центральной апсиде, по одному - в боковых частях и в торцах притворов. В апсиде - 2-ступенчатый синтрон. В южной певнице находится патриарший трон из мраморных плит. Строили храм, возможно, мастера из Котора. При архиепископе Данииле II в нартексе были пристроены пилястры, при патриархе Макарии сужена западная арка вимы. В храме находятся резные мраморные саркофаги архиепископа Никодима и патриарха Саввы IV.

Замысел иконографической программы принадлежал основателю церкви, святителю Савве Сербскому, но был воплощен его преемником, архиепископом Арсением I, около 1360 г. Храм задумывался как усыпальница Сербских архиепископов по образцу церкви св. Апостолов в Константинополе, поэтому в куполе поместили композицию «Вознесение Христово» (как и в церкви Спаса в Жиче), а в конхе апсиды - Деисус с фигурами огромного размера. По сторонам сидящего на троне Христа с открытым Евангелием в руке представлены серафимы с рипидами в руках. Ниже - «Служба святых отцов»: справа - святители Иоанн Златоуст, Иоанн Милостивый, Афанасий Александрийский; слева - Василий Великий, Григорий Богослов, Кирилл Александрийский и Савва Сербский (впервые в такой композиции; расположение после свт. Кирилла Александрийского, может быть, подчеркивает сравнение свт. Саввы со свт. Кириллом Александрийским, известным по Житию св. Саввы (1243-1253), составленному хиландарским монахом Доментианом); в центре сцены сохранились лишь медальоны с образами архангелов Рафаила и Уриила в диаконских стихарях. Необычно расположение парных сцен причащения апостолов хлебом и вином не в апсиде, а на своде вимы. На стенах вимы с юга представлены фронтальные фигуры святителей: неизвестного, Григория Чудотворца, Иринея и Климента; в медальонах по сторонам двери в диаконник - свт. Астий, диакон Исаврий, «царь» Иезекииль и неизвестный мученик, в тимпане над дверью - также неизвестный мученик.

В апсиде жертвенника помещена композиция «Служба св. отцов»: представлены 2 Сербских архиерея, свт. Савва и архиепископ Арсений, оба с нимбами, но надпись: «святой» - есть лишь при изображении свт. Саввы. В конхе - 2 ангела по сторонам Христа Жертвы (Амнос). На восточной стене протесиса - Христос Ветхий денми. На стенах - уникальный по количеству и составу сцен цикл, посвященный пророку Даниилу. На южной стене 2 регистра; в верхнем помещена композиция «Видение пророку Даниилу Небесного Царства»: внутри драгоценной ограды изображен Христос Ветхий денми в сиянии славы в окружении ангелов, которые облачены в лоратные одежды или в хитоны и гиматии. Ниже представлен спящий пророк Даниил у огненной реки, вытекающей из-под ног Христа. В нижнем ярусе, восточнее входа в центральный алтарь, - «Пророк Даниил во рву львином». В западной части - редкие сюжеты: «Покаяние царя Давида перед пророком Нафаном» и «Явление ангела сидящему на престоле царю». Еще 2 сцены на северной стене, принадлежавшие также циклу пророка Даниила, не читаются. Рассматривая образ пророка Даниила, который развивает как эсхатологическую тему, так и евхаристическую (Даниил упоминается в чине проскомидии) отметил, что жертвенник был посвящен пророку, а живопись, отличающаяся стилистически от основного слоя, выполнена по заказу Даниила, недолго бывшего архиепископом Сербской Церкви (в 1271-1272). Диаконник никогда не был расписан.

«Вознесение Христово» занимает купол целиком, что является большой редкостью; композиция включает изображение Христа во славе, несомого 4 ангелами, образы Пресвятой Богородицы и 2 ангелов в восточной части барабана и фигуры апостолов. Сидящий на светлой радуге Христос в золотых одеждах левой рукой держит закрытый кодекс, правой благословляет. Изображения 4 евангелистов занимают паруса, между ними с востока и запада - Мандилион и Керамидион.

Евангельский цикл, расположенный в двойных изогнутых тимпанах стен в подкупольном пространстве храма, не следует хронологическому порядку и включает особый набор сцен: на юге - «Воскрешение Лазаря» и «Уверение ап. Фомы», на севере - «Тайная вечеря» и «Сошествие Св. Духа на апостолов», на западе - «Отослание апостолов на проповедь». В восточной части храма, вероятно, находилось «Благовещение Пресвятой Богородицы». В арках тимпанов и в тех, которые ведут в певницы, расположены полуфигуры пророков в медальонах на цветных фонах, поскольку им не нашлось места в барабане купола. Прочитываются имена пророков Илии, Исаии, Авдия, Ионы, Наума, Моисея, Иеремии, Иоиля, Иезекииля. В западной арке - изображения 12 мучеников в медальонах: под «Воскрешением Лазаря» - Келсия, Протасия, Гервасия, Иакова Персянина, под «Отосланием апостолов на проповедь» - Анастасия (?), Полиевкта, Флора, Лавра, Фотия, Платона, Никиты и Христофора. В примыкающей к ней арке, отделяющей подкупольное пространство от западного рукава, - снова изображения пророков, на этот раз в рост: Даниила, Захарии с серпом, композиции «Вознесение пророка Илии» и «Елисей, ловящий милоть»; на лопатках арки - образы Христа и Пресвятой Богородицы. Фрески XIII в. со сценами праздников занимали прежде также своды певниц и западные рукава, но были обновлены в середине XIV и в XVII в. Считается, что фрески XIV в. в певницах повторяли расположение праздников первого слоя.

Таким образом, в программе росписей церкви-усыпальницы св. Апостолов доминирует эсхатологическая тема, выраженная в таких композициях, как «Вознесение Христово», - образ Второго пришествия; Деисус с серафимами восходит к видениям пророков как прообраз «Страшного Суда»; цикл, посвященный пророку Даниилу, с образом Ветхого денми; «Воскрешение Лазаря» как прообраз общего воскресения (тропарь Лазаревой субботы) и «Уверение апостола Фомы» - сюжет, который должен вселять уверенность во всеобщем воскресении в конце времен.

Вторая по важности тема росписи - апостольская миссия и созидание Церкви («Отослание апостолов на проповедь», «Вознесение Христово», «Сошествие Святого Духа на апостолов»). Она, очевидно, также появилась в росписи церкви по замыслу основателя храма, свт. Саввы, который, как отметил архиепископ Никодим в предисловии к Иерусалимскому Типикону 1318-1319 гг., создал эту церковь по образцу церкви «славного Сиона и св. Саввы Иерусалимского» в Иерусалиме. Ориентация на «Мать церквам» - храм на Сионе в Иерусалиме, возникший на месте дома апостола Иакова, - прослеживается и в подборе евангельских событий, происшедших в нем, запечатленных в подкупольном пространстве церкви («Тайная вечеря», «Сошествие Св. Духа на апостолов», «Уверение апостола Фомы»). События, случившиеся в Сионской горнице, перечисляет в тексте «Хождения» Доментиан, спутник свт. Саввы в его путешествии на Святую землю; другие паломники, описывая декорацию церкви Сиона, к трем перечисленным сюжетам добавляют также «Омовение ног». Те же евангельские события, «Вознесение Христово» в куполе были представлены и в росписи церкви Спаса в Жиче, украшенной также по велению свт. Саввы в 1220-1221 гг. Жича служила архиепископией Сербской Церкви, ее называли «Мать сербским церквам», пока в конце XIII в. эта функция, как и эпитет, не была передана Печке Патриаршей. Близость иконографических программ двух церквей связана с замыслом свт. Саввы.

Датировка первого слоя росписей основана на комплексном анализе, в первую очередь надписей. Так, оба портрета свт. Саввы в алтаре надписаны словом «святой»; прославление его произошло после переноса мощей святителя из Тырново в Милешево, вероятно в 1236 г. Над «Службой святителей» под Деисусом посвятительная надпись соединяет тексты двух молитв (из чина освящения храма и молитвы приношения), завершается текстом: «Помяните и меня, грешного Арсения» - заказчика росписи храма, архиепископа в 1235-1263 гг. Его образ в жертвеннике, написанный, возможно, в 1270-1271 гг., не имеет подписи «святой» в отличие от изображения свт. Саввы. Акцент на эсхатологии, по мнению Тодича, и тот факт, что в протесисе архиепископ Арсений представлен глубоким старцем, дали исследователям основание предположить, что роспись была сделана около 1260 г., в конце жизни архиепископа Арсения, так как в 1263 г. он по болезни отошел от церковных дел, а в 1266 г. скончался.

Росписи церкви св. Апостолов находятся в ряду наиболее значимых произведений XIII в., таких как фрески церквей Пресвятой Богородицы в Студенице, Вознесения Христова в Милешеве и Святой Троицы в Сопочанах, предвосхищая развитый пластический стиль последней. Этим ансамблям свойственны возникшее в Никейской империи обращение к классическому идеалу и пластике, а также отход от комниновской идеализации. Для фресок характерны следующие черты: плотность тонального письма; в целом приглушенный колорит со вспышками ярких цветов - красного и зеленого, розового и светло-изумрудного, желтого - в Евхаристии, в фонах медальонов со святыми в арках; контрасты света и тени; масштабные выделения главных фигур. Серебряные звезды украшают славу Христа в композиции «Вознесение Христово», такие же нимбы (первоначально, возможно, золотые) и у некоторых святых. Сложные архитектурные кулисы обрамляют композиции, но остаются еще плоскостными. Также и в одеждах по контрасту с изображением ликов художники наряду с тональной моделировкой используют немало графических приемов, в том числе ломкие стилизованные линии, ставшие уже архаичными в это время.

По мнению В. Джурича, в работе участвовало не менее 5 мастеров. Главный из них вместе с помощником расписывал купол. Манера письма двух художников, расписывавших алтарь, более архаичная и стандартная по сравнению со стилем тех, кто работали над росписью купола. Во фресках алтаря типология лиц и изобразительные приемы во многом повторяют искусство комниновского периода и первой половины XIII в., но следует отметить пластичность изображения использование открытого мазка. Большая часть образов композиции «Вознесение Христово» и святые в арках написаны выдающимся мастером в новой тональной технике - пастозно, крупными мазками, желтой охрой с интенсивными зелеными описями-тенями и мягкой подрумянкой. У святых крепкие шеи, тяжелые головы, крупные черты: толстые носы, пухлые губы, широкие брови, нередко соединенные на переносице; вдохновенное выражение лиц. Они простоваты, приближены к земному образу, но поражают пластической мощью, монументальностью, иной раз антикизирующей красотой (ангелы, мученики) или, напротив, яркой индивидуальностью, отсутствием идеализации. Так, Христос в композиции «Вознесение Христово» и Богоматерь имеют столь конкретные черты, что напоминают лица крестьян, при этом их образы выглядят необыкновенно воодушевленными, исполненными пафоса: широко расставленные глаза сияют (этот эффект возникает в значительной мере благодаря белым бликам в зрачках Богоматери и полуулыбке на Ее устах).

В сценах (например, «Уверение апостола Фомы») присутствует необычная для византийского искусства типизация образов: апостолы похожи друг на друга как родные братья. В целом роспись очень неоднородна. Некоторые образы напоминают лики в церкви в Милешеве (около 1228), образы Сорока мучеников Севастийских в базилике Ахиропиитос в Фессалонике (30-е гг. XIII в.), другие сходны с образами в Софии Никейской 40-50-х гг. XIII в., Софии Трапезундской 60-х гг. XIII в., Сопочанах 1265-1272 гг. Тем не менее разработанность нового, пластического стиля свидетельствует о том, что художники церкви св. Апостолов были скорее всего греками из Фессалоники, Эпира или Никеи - ведущих центров византийского искусства до отвоевания К-поля в 1261 г.

Художник, работавший в жертвеннике в 1271-1272 гг., писал в индивидуальной манере, подражая в целом стилю основной росписи, в нежных тонах, с преобладанием розового в личнoм, создавая удлиненные лики с широкими носами (свт. Савва, ангел), очень живые, благородные и нежные.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

ПЕЧСКАЯ ПАТРИАРХИЯ


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 октября 2025

Следующий этап декорации относится ко времени после переноса архиепископии в Печ, около 1300 г., когда, по-видимому по заказу короля Милутина, была расписана западная часть храма, служившая нартексом. В своде в двух регистрах помещен Страстной цикл («Омовение ног», «Предательство Иуды», «Суд первосвященника Анны», «Суд первосвященника Каиафы», «Предательство апостола Петра», «Суд Пилата», «Поругание Христа», «Шествие на Голгофу», «Несение креста Симоном Киренейским», «Беседа Христа с Богоматерью и ап. Иоанном Богословом при восшествии на крест»; 2 нижние сцены, «Поругание Христа» и «Восхождение на крест», написаны в 30-х гг. XVII в.; отсутствует «Тайная вечеря», возможно, потому, что эта сцена есть в основном объеме храма. Акцент сделан на сцене «Омовение ног», что скорее всего связано с одноименным чином, который, вероятно, совершался в Пече. По крайней мере чуть позже введенный здесь архиепископом Никодимом Иерусалимский устав предполагал этот чин. Считается, что эта традиция была известна в Сербии и прежде. На западной стене находятся величественные образы Богоматери Милостивой и свт. Николая (с Никейским чудом), поскольку им были посвящены боковые капеллы церкви св. Апостолов, существовавшие до 20-30-х гг. XIV в.; вход в них располагался поблизости, в стенах западного рукава. Над выходом изображены равноапостольные Константин и Елена с крестом, на котором - терновый венец, что подчеркивает тему Страстей Христовых. Возможно, этот образ также напоминает о реликвиях Страстей, перенесенных незадолго до этого из Жичи в Печ. На южной стене изображены представители династии Неманичей в одеждах схимников, со свитками в руках, - короли Стефан Первовенчанный и Урош I (с монашескими именами Симеон), остальные 6, первый из которых св. Симеон Неманя, переписаны в XVII в. Первоначально они могли быть изображены как ктиторы, подходящие к Христу.

Фрески западного рукава, возможно, были созданы художниками из Фессалоники. В. Джурич предполагал, что ими, возможно, были Михаил Астрапа и Евтихий. Сцены идут одна за другой, без разграничения. Немало новых деталей включается в повествование: жена Пилата, посылающая записку мужу с просьбой не причинять зла Праведнику, иудейские книги Закона в сцене «Суд Анны». Стиль этой росписи с ее богатыми архитектурными фонами, подчеркнутым объемом фигур, подвижностью и активной жестикуляцией, бурно выражающей яркие эмоции изображенных персонажей, особой занимательностью повествования, ярким колоритом - чрезвычайно сходен со стилем фресок ц. Богородицы Перивлепты в Охриде 1295 г., как и тип широких простоватых лиц (часто со сведенными на переносице бровями), с резко выступающим прямым носом. Специфична физиогномика напряженного узкоглазого свт. Николая и Богородицы Милостивой, смотрящей резко вбок, лики Стефана Первовенчанного и Уроша I (глаза-щелки и параллельные белильные морщины на лбу). Однако по сравнению с фресками Перивлепты в Охриде пропорции здесь чуть длиннее, вместо геометризованных форм лики мягко и округло моделируются светло-зелеными тенями, кажутся гладкими и завершенными, как на иконе, что свидетельствует о постепенном переходе мастеров около 1300 г. от так называемого кубистического, или объемного, стиля к более гармоничному стилю палеологовского ренессанса. Эти фрески близки также к росписям Протата на Афоне, церкви Богородицы Левишки в Призрене, капеллы св. Евфимия в Фессалонике, мон-ря Ватопед на Афоне и др.

Между 1338 и 1345 гг. по заказу патриарха Иоанникия расписаны арка и лопатки, пристроенные в середине нартекса на месте уничтоженной стены между наосом и нартексом. Здесь представлены пророки парами в 4 ряда (Давид и Соломон, Аввакум и Исаия, Иезекииль и Софония, Илия и Елисей); в медальонах на цветных фонах - мученики Мина, Созонт, Анфим, Андроник, Авксентий, Лукиан, Тарах, Сергий и Вакх, которые окружают образ Еммануила (почитание двух последних было особенно велико в Сербии, их мощи находились в мон-рях Милешева и Скадре), преподобные в медальонах на боковых частях (Иоанн Кущник, Мокий, Нифонт, Феоктист, Амвросий, Аверкий, Авраам, Савваит, Феодосий, Маркиан, Варлаам и Иоасаф; лики четырех преподобных обновлены в XVII в.). Характерны образы героев из романа о Варлааме и Иоасафе, который приобрел популярность в Сербии со времен св. Саввы - представителя королевского рода, ставшего монахом и соотносимого с царевичем Иоасафом; патриарх Иоанникий был логофетом прежде, чем стал архиепископом. На лопатках, поддерживающих арку, с южной стороны в рост изображен Христос «Спас мира», с северной - Богоматерь «Одигитрия», но со свитком, как в иконографии «Параклисис». На боковых гранях южной лопатки изображен св. бессребреник Косма в рост, на западной грани южной лопатки к Христу обращается с молитвой преподобный Иоанникий - небесный покровитель патриарха Иоанникия. Напротив, на боковых гранях северной лопатки, были, очевидно, изображены св. бессребреник Дамиан и св. Иоанн Предтеча. Программа росписи лопаток отражает желание патриарха Иоанникия быть похороненным в юго-западном углу нартекса. По мнению Джурича, мастера, работавшие в этой части храма, пришли из Высоких Дечан, о чем свидетельствует стиль живописи: своеобразный «беспокойный» рисунок, неестественные ракурсы, подчеркнутый объем изображений экспрессивных гротескных лиц, некоторые - с сильно изогнутыми носами, суженными глазами, пухлыми губами; пастозное письмо, яркий колорит, интенсивные света на тканях, плотные краски. Манера этих художников близка к приемам росписи нартекса (лити) мон-ря Дечаны 1343-1348 гг. Только лик Христа «Спас мира», спокойный и классический, воспроизводит лучшие образцы палеологовского ренессанса. Надписи в этом слое выполнены по-славянски.

Около 1355-1356 гг. была создана фреска «Погребение патриарха Иоанникия», умершего в 1354 г., над его гробницей, в юго-западном углу западной травеи. На этой многофигурной композиции со множеством реалистичных деталей, увенчанной Деисусом, представлен монастырь Печ с тремя главками храма и со звонницей. Слева - 2 епископа, священники, диаконы, чтец с книгой, в которой написаны первые слова погребальной статии (118-го псалма) - «Блаженни непорочнии»: в центре - певцы отпевают усопшего патриарха, справа - чтец разжигает кадило, ниже - миряне и монах. У клириков и некоторых певцов заметна тонзура на голове (по-видимому, это монахи в темной одежде в отличие от певцов в парадной одежде в центре и протопсалта), другие певцы - в головных уборах. Надпись: «Успение св. Иоанникия Второго, патриарха» - сделана при патриархе Паисии (1614-1647), стремившемся прославить Иоанникия в лике святых. Чуть позже в притворе над патриаршим троном написан портрет свт. Саввы Сербского, облаченного в одеяния и головной убор патриарха. Обе фрески близки по стилю. «Успение св. Иоанникия» написано не самым искусным художником, работавшим открытым мазком, в свободной живописной, довольно небрежной манере темными красками, однако лица хорошо моделированы. С точки зрения Джурича, здесь очевиден переход от классицизирующих образцов к новому этапу в искусстве Сербии.

Боковые рукава - певницы церкви св. Апостолов - расписаны, по мнению Тодича, в 1338-1354 гг., но скорее ближе к 1354 г., поскольку живопись XIII в. была утрачена: стены мокли от стекавшей воды с выстроенных по бокам церквей великомученика Димитрия и Богородицы Одигитрии. После ремонта была сделана роспись. По-видимому, набор композиций повторял старую программу, дополнявшую цикл евангельских сюжетов в наосе, тогда как сонм святых был обновлен. В сводах и люнетах были помещены праздники: в южной певнице - «Рождество», «Сретение» и «Крещение», в северной - «Преображение Господне», «Сошествие во ад» и еще одна неидентифицируемая сцена. На стенах в южной певнице изображены с востока на запад: свт. Савва Сербский и св. воины Димитрий и Георгий, Феодор Тирон, Феодор Стратилат, Меркурий, Прокопий, Мина, Артемий, Евстафий Плакида. Прп. Савва, в саккосе и с процессионным крестом в руке, представлен на восточной стене южной певницы, вблизи иконостаса и напротив мраморного трона серб. архиепископов и патриархов, возможно также обновленного в это время. Над троном изображен Христос Праведный Судия с раскрытым Евангелием в руках, рядом с Ним, за углом на юго-западной пилястре, - апостол Петр (напротив, на северо-западной пилястре, был образ апостола Павла, ныне - фреска XIX в.).

В северной певнице помещены преподобные, покровители сербской династии св. Симеон Неманя, первомученик Стефан, покровитель его сына Стефана Первовенчанного, и преподобные Павел Фивейский, Евфимий Великий и неизвестный. Вероятно, здесь, в окружении преподобных, по мнению Джурича, стоял трон игумена. Симеон и св. Савва названы в надписях «создателями святого места сего». В юго-восточном и северо-восточном простенках, рядом с певницами, по сторонам иконостаса с образами Христа и Пресвятой Богородицы, - св. целители Косма и Дамиан. Таким образом, программа росписей акцентирует экклезиологическую тему в южной певнице, монашескую и сербскую династическую - в северной. Расположение преподобных напротив мучеников подчеркивало популярное в Византии и Сербии с XI в. представление о равночестности их подвига.

Фрески в верхней части не лучшей сохранности. Художник был греком, судя по половине надписей, другая половина сделана по-сербски; греческие подписи в Пече - редкость. По мысли Джурича, возможно, это отражение нового мировосприятия, выразившегося в 1345-1346 гг. в измененных титулатурах, принятых сербским царем и впервые избранным патриархом - правителями сербов и греков. Джурич допускал, что создание этих фресок связано с поставлением серб. епископа в патриарха. Их иконография не повторяет решения XIII в., но близка к живописи XIV в., в частности, например, поза Богородицы в «Рождестве Христовом» напоминает аналогичную в церкви Богоматери Перивлепты в Мистре. Колорит росписи построен на сочетании чистых цветов - желтого, красного, голубого, зеленого и их оттенков - салатового, розового, карминного. Классический стиль проявляется в симметрии композиций, красоте обликов персонажей, а также в декоративности, особой роли изящного рисунка, любви к тонко выписанным деталям (одежды, аксессуаров), изощренном рисунке лиц, масок, птиц и животных на мраморировках. Фигуры имеют вытянутые пропорции, у них маленькие головы, изящные стилизованные силуэты, преобладающие над объемной моделировкой, они неподвижны. Красивые лики воинов, с некрупными чертами и спокойным выражением лиц, аккуратно моделированы желтой охрой с яркой подрумянкой.

По заказу патриарха Паисия в 1619-1620 гг. Георгий Митрофанович создал портрет его предшественника, патриарха Иоанна (Йована, 1592-1614), на северной стене, рядом с образом Богоматери, написанным во время правления Иоанникия на северной лопатке, обращенного к Ней и св. Иоанну Предтече, находившемуся тогда на боковой, западной грани лопатки. Йован, борец за свободу серб. народа, мученически погиб в К-поле в 1614 г. Патриарх Паисий снабдил изображение подробной и теплой надписью, в которой он назвал своего предшественника третьим реформатором этого св. места и описал обстоятельства смерти и погребения его около Еникапы в К-поле. В руках у Йована, облаченного в саккос, свиток с поэтической молитвой к Божией Матери, сочиненной, очевидно, самим Паисием.

В 1633-1634 гг. патриарх Паисий предпринял обновление фресок в западной части церкви св. Апостолов, стараясь максимально сохранить древние изображения. Только утраченные сцены были написаны заново. Эта часть разделена аркой на две, росписи в восточной части воспроизводят систему декорации маленькой однонефной церкви XVII в. В зените были помещены в 8-конечных славах 3 разных образа Христа: Ветхого денми, Вседержителя и Ангела Великого Совета. Во внешнем четырехугольнике у Ветхого денми видны шестокрылы, у Христа - 4 символа евангелистов. Ниже по обеим сторонам расположены полуфигуры пророков, следующий регистр занят циклом Акафиста Богородице в 2 ряда.

На южной стене рядом с сохранившимися образами Уроша I и Стефана Первовенчанного было прописано изображение св. Симеона Немани и добавлены новые фигуры кн. Лазаря, еще раз Стефана Первовенчанного, короля Милутина, Стефана Дечанского, Стефана Душана. Все представлены с нимбами, фронтально (облачены в парадные дивитисии и короны, в руках держат акакии и скипетры), и только Милутин обращен к кн. Стефану Дечанскому. Этот ряд отразил стремление патриарха Паисия прославить сербских правителей как святых; из них он особенно почитал Стефана Первовенчанного, которому составил Службу и Житие, и царя Душана. На западной стене в нише композиция «Три отрока в печи огненной», ниже большая надпись сообщает о деяниях патриарха Паисия в Пече. Эта посредственная живопись выполнена художником из Северной Греции то в блеклых, то в ярких односложных тонах, плоскостно. Одновременная живописи надпись над сценой «Погребение патриарха Иоанникия» называет патриарха святым. В юго-западном углу была отреставрирована могила архиепископа Саввы II и написана сцена его погребения на фоне 3 храмов Печа, в подписи он также назван святым.

В 1875 г. художник Аврам из Дебара, сын Димитрия Дичо Зографа, создал фрески под куполом, уничтожив, как и в певнице, некоторую часть фресок XIII в. Эта живопись низкого качества была удалена при реставрации в 1931-1932 гг., образ Христа Доброго Пастыря на лопатке под куполом и надписи о реставрации этого периода были оставлены. Также сохранились такие работы этого автора, как композиция «Гостеприимство Авраама» и диптих, несомый ангелами, - в жертвеннике.

Древняя алтарная преграда не сохранилась, на современной - иконы разного времени, среди них заказанное патриархом Йованом редкое «Распятие Христа, с предстоящими и Деисусом» в нижней части (1593-1594), с изящной резьбой, аналог 1594 г. - в Дечанах, работа тех же мастеров, один из которых - художник Андрей из Печа, начинавший роспись нартекса в Пече в 1565 г. В Деисусе Христос представлен на троне как Великий Архиерей и Царь Царей. Большая часть икон создана в 1724 г. при патриархе Арсении IV и архимандрите Иосифе (Войиновиче) на средства митрополита Карловцев Викентия (Поповича) фессалоникийскими мастерами: на роскошных ренессансного типа тронах Божия Матерь и Христос Архиерей. По мнению Тодича, аналогичные иконы были выполнены Панайотисом Доксарасом на Ионических островах, на Корфу и Закинфе. Джурич атрибуировал их Еммануилу и Константину Зане и Константину Контарину, критским художникам, работавшим на Корфу и в Венеции, последний еще и в сербском мон-ре Савина. Наиболее интересна икона Покрова Пресвятой Богородицы с греческими надписями западной иконографии: крылатая Божия Матерь покрывает Своим плащом народ и епископов; царские врата, возможно, написаны в то же время. Навершие над вратами - с маленькими медальонами, в которых помещены образы Божией Матери, Христа и св. Иоанна Предтечи (1732, заказ патриарха Арсения IV Йовановича, художник Максим Туйкович). Иконы апостола Петра с житием и «Распятие с погребением Христа» XVIII-XIX вв., бывшие прежде в иконостасе, перенесены в музей мон-ря.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

ПЕЧСКАЯ ПАТРИАРХИЯ



Комментарии и обсуждение


«…Немалую стилистическую близость к фрескам Милешевы обнаруживает первая группа росписей церкви св. Апостолов в Пече, исполненная в 50-х годах XIII века. И в ней настойчиво пробивается архаическая струя. В апсиде, например, изображен Деисус, а в куполе дано Вознесение. Фигуры тяжелые, их движения неловкие, выражение лиц строгое и даже несколько сумрачное, переходы от света к тени резкие…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве». VIII. Тринадцатый век. VIII.7. Сербия: Студеница, Жича, Милешева, Печ

https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=29&chap=9&ch_l2=7

31 октября 2025, Юрий Верещагин Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное).


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.