ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Печ. Печский патриарший монастырь.

Пећка патријаршија


Печ. Печский патриарший монастырь
Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Престолы:
Год основания: приблизительно 1321 - 1337.
Епархия: Сербская православная церковь
Адрес:
Сербия, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Печ

Координаты: 42.661012, 20.265008





Печский патриарший монастырь, , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 августа 2019
Печский патриарший монастырь, на переднем плане - нартекс, общий для трех церквей, Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
на переднем плане - нартекс, общий для трех церквей
zavar-vera
7 августа 2019
Печский патриарший монастырь, нартекс, Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
нартекс
zavar-vera
7 августа 2019
Печский патриарший монастырь, , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 августа 2019
Печский патриарший монастырь, , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 августа 2019
Печский патриарший монастырь, , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 августа 2019
Печский патриарший монастырь, , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 августа 2019
Печский патриарший монастырь, интерьер нартекса, Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
интерьер нартекса
zavar-vera
7 августа 2019
Печский патриарший монастырь, фреска "Ветхий денми" в нартексе, Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
фреска "Ветхий денми" в нартексе
zavar-vera
7 августа 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 октября 2025

Печская патриархия [Серб. Печка патриаршиjа], ставропигиальный (ныне женский) монастырь Сербской Православной Церкви (СПЦ) в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Памятник архитектуры, внесен в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (2004). Находится на левом берегу р. Печка-Бистрица, у подножия горного массива Проклетие, в 2 км от г. Печ (Косово и Метохия).

Основание П. П. связано с архиепископом Сербским святителем Саввой I (1219-1235), который решил устроить подворье (метох) мон-ря Жичи на землях близ с. Печ, в 1220 г. подаренных этой обители, являвшейся центром Сербской архиепископии, сербским королем Стефаном Первовенчанным. Однако иногда высказывались предположения о том, что свт. Савва изначально предполагал именно здесь разместить центр Сербской Церкви. Жичский метох управлялся «парекклесиархом и ключарем», при нем существовали монашеские кельи. По распоряжению свт. Саввы жичский игумен Арсений в 30-х гг. XIII в. в с. Печ возвел церковь во имя св. Апостолов на фундаменте древнего храма. Подобно жичскому храму, церковь св. Апостолов также иногда именовалась Спасской и Великой. Церковь была расписана около 1250-1260 гг. - этот фресковый ансамбль считается самым значительным достижением сербского искусства XIII в.

Из-за частых нападений болгар, половцев и татар на Жичу архиепископ Арсений перенес кафедру Сербской архиепископии, святыни и библиотеку в Печский мон-рь (около 1253). В 1285 г. и около 1292 г. кафедра возвращалась в Жичу, но впоследствии Печский мон-рь окончательно стал центром Сербской архиепископии, что отразилось на титуле Сербских предстоятелей - они стали именоваться архиепископами Печскими. Патриарх Сербский свт. Иоанникий I (1272-1276) украсил храм иконами, серебряными лампадами и сосудами, инкрустированными жемчугом и драгоценными камнями. 

Архиепископ Сербский Никодим (1316-1324) возвел с северной стороны церкви св. Апостолов церковь во имя великомученика Димитрия Солунского и богато ее украсил; впоследствии он был в ней похоронен у западной части северной стены (в конце XIV в. его мощи, у которых совершались чудеса, были положены в саркофаг перед иконостасом, а около 1600 перенесены в церковь св. Апостолов). При архиепископе Сербском Данииле II (1324-1337) с южной стороны церкви св. Апостолов были возведены церкви в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» с парекклисионами св. Иоанна Предтечи и свт. Арсения Сербского и небольшой храм свт. Николая Чудотворца.

В начале 40-х гг. XIV в. архиепископ Даниил объединил Апостольский, Димитриевский и Богородичный храмы просторным открытым притвором (нартексом), а перед ним возвел пирг со звонницей (не сохранился). Притвор предназначался для проведения церковно-народных Соборов, на которых избирались предстоятели Церкви и решались важные вопросы. Чтобы подчеркнуть значение места, программа росписи притвора включала сцены Вселенских Соборов и композицию «Лоза Неманичей», посвященную династии Неманичей, правившей в тот период Сербским государством. Получившийся комплекс из кафоликона с парекклисионами с северо-западной и юго-западной сторон, возможно, напоминал крупнейшие афонские монастыри - Великую Лавру и Ватопед. Тогда же были построены архиепископский дворец и ряд монастырских зданий, появились сельскохозяйственные угодья, в том числе виноградник; поселение Печ постепенно превратилось в город. Архиепископ Даниил, ранее служивший на Афоне, пригласил в мон-рь на проживание греческих монахов, ввел богослужение на греческом языке и призывал сербских насельников изучать греческий как для совершения богослужений, так и для развития переводческой деятельности.

В 1346 г. в П. П. было провозглашено введение в Сербской Церкви Патриаршества, а архиепископ Иоанникий II был поставлен патриархом Печским (1346-1354), обитель стала именоваться Патриархией. Патриарх Иоанникий II украсил храмы П. П. иконами, серебряными светильниками и драгоценными сосудами, сделал в церкви св. Апостолов (где и был впоследствии погребен) новый пол и поставил патриарший трон на южной стороне, построил близ П. П. храмы пророка Илии на Кармиле и свт. Николая на Фаворе. После турецкого завоевания монастырь оказался в тяжелом положении. В 1463 г., по смерти патриарха Арсения II, Печский Патриархат был упразднен и передан в юрисдикцию Охридской архиепископии. 

После восстановления Сербской Патриархии в 1557 г. патриарх Макарий (Соколович) испросил у великого везира Мехмед-паши разрешение на возобновление обители, которая к этому моменту фактически пустовала. П. П. вновь стала центром Сербской Церкви. В 1557-1562 гг. патриарх Макарий при помощи везиров сербского происхождения Рустем-паши Опуковича и Али-паши Семиза отреставрировал притвор и заложил пространство между его колоннами, в 1565 г. художники Лонгин и Андрей обновили фрески притвора. 

Патриарх Печский Иоанн Кантул (1592-1614) много сделал для развития обители и считается ее «вторым ктитором». При патриархе Печском свт. Паисии (Яневаце; 1614-1647) был проведен ремонт храмов и монастырских зданий. Сербский иконописец Георгий (Митрофанович) из Хиландара в 1620-1622 гг. обновил фрески Димитриевской церкви. В 1633-1634 гг. расписана западная часть Апостольского храма. При патриархе Максиме были отремонтированы монастырские стены, живописец Радул в 1673/74 г. расписал храм свт. Николая. Патриарх построил при церкви деревянный портик и гробницу.

В конце XVII в. мон-рь сильно пострадал во время австро-турецкой войны. Ризницу перенесли в мон-рь Грачаница и замуровали в одном из малых куполов. Турецкий военачальник Махмуд-паша Хасан-Бегович (Махмуд-Бегович) приказал перебить в Пече всех христиан, в том числе и насельников П. П., а в монастырском комплексе разместили на зимовку татар, служивших в турецкой армии, в храмах они устроили конюшни. В 1688 г. османский военачальник Еген-паша получил информацию о месте хранения монастырской ризницы; католический епископ г. Скопье сообщал в Рим, что для перевозки ценностей ризницы потребовалось 9 лошадей. Еген-паша обвинил патриарха Арсения III в восстании и сокрытии ризницы и обложил данью в 110 тыс. талеров, что стало одной из причин так называемого Великого переселения сербов, когда около 90 тыс. семей во главе с патриархом ушли на север, на австрийские земли. Мон-рь опустел и был разграблен, его земельные угодья отобраны.

Восстановление обители началось при патриархе Каллинике I (1691-1710). Его преемник, патриарх Моисей, просил светских и церковных лиц помочь обители, в которой на тот момент не было предметов, необходимых даже для совершения богослужений. Благодаря полученной помощи в 1722 г. в храме св. Апостолов был установлен иконостас.

Во время австро-турецкой войны 1737-1739 гг. мон-рь снова пострадал, что вынудило патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенту) с печскими монахами переселиться в область Срем, ризницу они передали на хранение в г. Сремски-Карловци. В 1746 г. художник Георгие Стоянович из г. Сремски-Карловци выполнил первый медный офорт с видом П. П. по заказу патриарха Арсения IV (его портрет представлен в правом нижнем углу).

В 1803-1804 гг. иконописцы священники Симеон и Алексей Лазовичи из г. Бело-Поле создали новый иконостас и написали иконы для церкви вмч. Димитрия. В 1825 г. был возведен корпус в западной части комплекса. В XIX в. П. П. часто страдала от набегов разбойников, в 30-х гг. XIX в. ее опустошил Аслан-паша Босанский, она восстанавливалась на пожертвования сербов, проживавших в Австро-Венгрии. В 1848 г. монахи Иерофей (Радович-Пазарац) и Максим (Стаменкович-Тетовац) возвели в обители новый корпус.

Некоторое время монастырские храмы, вероятно, действовали как приходские, но вскоре монашеская жизнь была возрождена. В 1847 г. восстановлена мельница в западной части монастырского комплекса, в 1848-1850 гг. монахи Иерофей и Максим построили жилой корпус, в 1850 г. 2-этажный корпус возвел игумен Хрисанф (Янкович). В 1863 г. в церкви Пресвятой Богородицы установлен резной дубовый «Богородичин» трон, Димитар Станишев вырезал новый киот для чудотворной Печской иконы Божией Матери. В 1875 г. церковь св. Апостолов украсили новыми росписями. В 1864 г. архимандрит Хрисанф, иеромонахи Хаджи Рафаил, Мелетий и Кирилл, монахиня Екатерина, эпитроп Ива Туфекджия и священник Стефан Призренац издали в мон-ре книгу «Плач старой Сербии». В 1875 г. Аврам, сын Дичи Зографа, восстанавливал роспись храмов П. П. В 1889 г. была отремонтирована восточная стена вокруг обители. В 1895 г., при архимандрите Софронии (Симиче-Босанце), из белого камня был построен большой жилой корпус. 9 февраля 1904 г. 500 албанцев напали на мон-рь и украли 2,5 тыс. грошей. В 1912 г., перед освобождением от турецкого владычества, была построена южная стена.

В 1912 г. по итогам первойй Балканской войны Печ вошел в состав королевства Черногория, П. П. перешла в Цетинскую митрополию. В 1920 г., после создания Югославии и воссоединения СПЦ, мон-рь получил ставропигиальный статус. В 1921 г., при игумене Дионисии (Рабреновиче), был проведен капитальный ремонт монастырского комплекса: ветхие строения снесены, другие здания капитально отремонтированы, переделан водопровод, выровнена территория двора и кладбища. 

В 1931-1932 гг. по благословению патриарха Сербского Варнавы (Росича) под руководством сербского архитектора Дж. Бошковича в обители провели работы по реставрации и консервации зданий. Бошкович составил хронологию возведения и перестроек ансамбля храмов и установил, что ранее на этом месте находился более древний церковный объект. Подобные исследования и реставрационные работы проводились здесь на протяжении ХХ в.: в частности, были раскрыты фасады с оригинальной росписью. В 1939 г. в результате пожара сгорели трапезная и жилой корпус. В 1970 г. в южной части комплекса построена большая колокольня, в 1981 г. возвели жилой корпус.

В ночь на 16 марта 1981 г. албанские террористы подожгли 3-этажный каменный жилой корпус мон-ря XIX в. Из корпуса смогли спастись 30 монахинь и 95-летний духовник Дионисий, но сгорела часть архива и ризницы. Из помещений на первом этаже извлекли 115 рукописных книг и десятки икон, но они были повреждены водой при тушении пожара и впоследствии отправлены на реставрацию в Белград и Нови-Сад. В этот период в Приштине проходили массовые албанские демонстрации и власти не спешили расследовать поджог и стремились найти технические причины возгорания. Но попытки обвинить в халатности проектировщиков и других строителей оказались безрезультатны, игумения Феврония и сестры отказались лжесвидетельствовать о случайном возникновении пожара при обращении с огнем. В защиту монахинь и специалистов от ложных обвинений выступил патриарх Сербский Герман (Джорич), указавший властям в письме от 23 ноября 1981 г. на очевидность поджога и его политическую подоплеку. В 1982 г. корпус восстановили и построили новую Патриаршую резиденцию.

Во время этнического конфликта, в 90-х гг. XX в., и бомбардировки Косово и Метохии (1999) обитель постоянно находилась под угрозой нападения албанских экстремистов, а монахини во главе с игуменией Февронией и духовником священником Димитрием (Стефановичем) испытывали трудности с доставкой воды и продуктов. В 1999 г. обитель взял под охрану отряд международных сил КФОР. 19 июля на подворье в Будисавци албанскими террористами был схвачен духовник обители священник Стефан Пулич. По неподтвержденным данным, он был зверски замучен, а его тело сброшено в колодец и засыпано трупами животных. Официально его судьба до сих пор неизвестна, но среди сербов распространяется его почитание как мученика. Во время погрома 17 марта 2004 г. толпа албанцев напала на обитель, но была оттеснена итальянским отрядом КФОР.

1-2 мая 2006 г. в обители проходила Межрелигиозная конференция под эгидой СПЦ, призванная защитить обитель и сербские святыни в Косово и Метохии от разрушения. В 2007 г. игумения Феврония попросила возвести вокруг обители ограду, чтобы защитить комплекс и насельниц от частых нападений албанцев. Но представители местных властей заявили, что для защиты достаточно наваленных солдатами КФОР около стен обители мешков с землей. В 2013 г. итальянские части КФОР передали функции по охране П. П. полиции Косово.

С 2008 г. начался новый этап реставрации памятника, в том числе и при финансировании РФ: храмы покрашены в красный цвет, отреставрированы интерьеры.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

ПЕЧСКАЯ ПАТРИАРХИЯ


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 31 октября 2025

Вместе с церковью Богородицы Одигитрии и в той же технике во всю длину западных фасадов трех церквей был построен уникальный нартекс типа лити, но в виде портика, подражающего поздневизантийским экзонартексам. Он состоит из 12 ячеек с полуциркульными сводами (в поперечном направлении), по 6 в 2 ряда, и разделен посередине линией опор: 8-гранный столбик с базой и капителью (как в монастыре Дечаны), 3 квадратных столба и такой же столбик. Подпружные арки опираются на колонны, столбы и пилястры. Западная стена, похожая на стены фессалоникийских экзонартексов, была прорезана 6 арочными проемами: все, кроме крайних,- в форме бифория; аналогичные проемы были в боковых стенах. Боковые торцы завершаются треугольными фронтонами с богатой керамопластической декорацией и двойным окном. В нартексе стоял каменный трон. Изначально у нартекса была башня-звонница с небольшим храмом прп. Даниила Столпника (изображена на модели церкви в руках архиеп. Даниила II). При патриархе Макарии (Соколовиче) появились 2 центральные, западная и северная пилястры. Колонны заменены на столбы, заложены проемы в стенах и пробиты новые окна.

Первый слой фресок создан по заказу архиеп. Даниила II около 1332/33 - 1334/35 гг. От цикла, созданного в этот период, сохранились фрагменты в северо-восточной части нартекса. Датировка связана с особенностями портретов ктитора архиеп. Даниила II и сербских королей в композиции «Древо Неманичей». Даниил II представлен с еще рыжими волосами и бородой в отличие от его образа на портрете в церкви Богородицы Одигитрии, на котором он выглядит старше. Стефан Душан показан как король, при том, что коронован он был в сентябре 1331 г., т. е. образ появился вскоре после коронации. В композиции есть изображение единокровного брата Душана Симеона (родился в 1326) - сына Стефана Дечанского и Марии Палеолог, которая прибыла в Сербию лишь в 1325 г., т. е. в 1333 г. Симеону не более 7 лет. Христос благословляет из сегмента неба сербских королей, родоначальником которых был Симеон Неманя (изображен у основания древа с побегами лозы в руках) до Стефана Дечанского и Стефана Душана. Над Симеоном и внутри древа короли и королевы, ангелы даруют им короны. Все представлены с нимбами. В этой иконографии, восходящей к «Древу Иесееву», воплощена идея святости рода Неманичей, присутствующая в произведениях сербских писателей XIII-XIV вв. «Древо Неманичей», по-видимому, является одной из самых ранних композиций нартекса.

Над входом в церковь Богородицы Одигитрии - величественный образ Богоматери «Живоносный Источник» (с эпитетом «Ахиропиитос» - «Нерукотворная») в типе Оранты; Христос на Ее груди, в чаше, благословляет обеими руками. Свт. Николай и архиеп. Даниил II, как и 2 ангела, поклоняются Ей. Таким образом, здесь представлены Богоматерь и свт. Николай, во имя которых Даниил построил церкви в Пече. Рядом - огромный образ арх. Михаила. В юго-восточной арке изображены пророки с символами пророчеств о Воплощении (иллюстрация стихиры «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» Германа К-польского): Аарон со стамносом и процветшим жезлом, Соломон и храм на 7 колоннах, Иаков с лестницей, Иезекииль и врата затворенные, Захария и Неопалимая Купина (художник, очевидно, ошибся, надписав «Захария» под образом Моисея, так как его иконография полностью соответствует облику этого пророка), снова Захария с семисвечником.

Иконография «Живоносного Источника» отвечала назначению юго-западной части нартекса служить агиасмой для освящения воды на Богоявление. Здесь до сих пор находятся фиал и купель, напротив которой на восточной стене, правее от входа в церковь Богородицы, представлена композиция «Древо Неманичей» (такое же ее расположение в нартексе церкви в Дечанах, аналогии есть в Грачанице, Матеиче).

На южной стене в тимпане представлен редкий для этого времени образ Богоматери «Млекопитательница», сидящей на троне с высокой изогнутой спинкой под киворием, Ей предстоят 2 ангела, подходят 3 жены. Надпись по-сербски: «Радуйся, Невеста Неневестная» - слова из Акафиста Пресв. Богородице. Под этим образом - изображения 2 мучеников, ниже, рядом с выходом, - св. бессребреников Космы и Дамиана. К тому же слою живописи относятся святые, которые представлены в побегах лозы; они сохранились в арках в этой части нартекса и были воспроизведены в остальных арках позднее.

На внешних фасадах нартекса изначально были росписи, выполненные в то же время. На южном фасаде в верхней зоне остались фрагменты, по-видимому, цикла Иосифа Прекрасного, на зап. фасаде вверху - редкие сцены «Опьянение Ноя» и «Сон царя Навуходоносора», на западной и северной стенах - св. воины, на южной - святые, главным образом преподобные, а также Деисус. Кроме того, на фасадах были геометрические и флоральные орнаменты, розетки, воспроизведенные при последней реставрации. Роспись церквей и притворов снаружи не была типична для Византии.

Художники, расписавшие нартекс, считаются более искусными, чем те, кто работали чуть позже в церкви Богородицы Одигитрии. В 1-м слое выделяют работу 2 художников: в верхней зоне и в композиции «Древо Неманичей» - живопись в разбеленных тонах, в нижней - краски более насыщенные. В целом росписям свойственно воспроизведение в упрощенном виде классических образцов палеологовского ренессанса, местами наблюдается изменение формы (например, Млекопитательница).

По-видимому также около 1330 г., в то время, когда каменный трон был устроен у входа в церковь св. Апостолов, над входом в эту церковь, на восточной стене нартекса был написан первоначальный образ Христа Ветхого денми. По мнению Тодича, образ создан около 1375 г., скорее всего он был прописан по старой основе в этот год (вторично в XVI в.). Образ Христа Ветхого денми имеет двойной нимб - круглый и 4-угольный, софийный, с надписанием: «ο ων» и тройными лучами, расположенными крестообразно; по сторонам надпись: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея» - песнь ангелов из евхаристического канона; в руках у Христа свернутый свиток. Боковые стороны лопаток заполнены изображениями ангельских сил, властей, господств и херувимов, поющих ангельскую песнь (прописаны в XVI в.). Фигура Христа выполнена мастеровито, лик - строгий, написан плотно и гладко, следуя классицистическим нормам.

Ниже, над патриаршим троном на восточной стене, слева у входа в церковь св. Апостолов, около 1380 г. был написан портрет основателя Сербской архиепископии свт. Саввы, как указывает Джурич, на основе старого образа времен архиеп. Даниила II, а с другой стороны, справа от входа, на боковом откосе пилястры - образ Симеона Немани со свитком, напротив, на откосе левой пилястры,- изображение прп. Симеона Столпника. Свт. Савва (лик поврежден) представлен в богато украшенных саккосе, митре с полуфигурами Христа и ангелов, с процессионным крестом в руке; впервые в надписи отмечено: «Св. Савва - первый патриарх Сербский». Фреска датируется временем после Собора 1375 г. в Пече. Фигуры Богоматери и Иисуса Христа на лопатках у входа в церковь св. Апостолов, переписанные в XVI в., также восходят к старой программе времени архиеп. Даниила II.

К 1557 г. нартекс был в руинах, в 1565 г. была произведена реставрация, восстановлен трон патриархов трудами патриарха Макария, выполнена роспись. Новая роспись создавалась только там, где старая была утрачена или находилась в плохом состоянии. Вероятно, при архиеп. Данииле II нартекс был расписан частично, так что большая часть фресок создана по новой программе. Обширную артель возглавляли художники Андрей и Лонгин, создавшие здесь свои первые фрески. На северной стене сохранилась вкладная надпись, упоминающая патриарха Макария, на восточной стене - портрет этого патриарха с моделью обновленного нартекса в руках и со свитком с текстом молитвы. Патриарх обращен к Богоматери и Христу (по-видимому, образы были поновлены в это время) на лопатках, обрамляющих вход в церковь св. Апостолов. Подпись: «Рука грешного Андрея, художника» - оставлена на щите вмч. Димитрия, этот художник выполнил также Распятие для церкви св. Апостолов, он был мирянином и работал до конца XVI в., Лонгин был монахом, известным серб. художником и писателем 2-й половины XVI в.

На восточной стене нартекса, в люнетах, по сторонам образа Христа Ветхого денми, над входом в церковь св. Апостолов, были помещены полуфигуры Богоматери (подпись «Милостива и человеколюбива») и св. Иоанна Предтечи, составив огромный Деисус (Джурич полагал, что он написан, возможно, на месте Деисуса, созданного во времена архиеп. Даниила II). Размещение этой композиции с центральным образом Христа Ветхого денми над входом в храм-мавзолей имеет связь с эсхатологической темой, напоминая о грядущем Последнем Суде. Западная часть нартекса занята композициями с чудесами и притчами Христа. Минологий занимает всю восточную часть нартекса.

Нартекс служил местом проведения церковных Соборов. В его северном своде расположены композиции: 7 Вселенских Соборов со сценами диспутов с еретиками (сродни с росписями в Дечанах), «Поместного» (по надписи) Собора императора Гонория против несториан и Собора св. Симеона Немани. Сцены «Видение Петра Александрийского», «Св. Спиридон крестит философа» являются комментариями к I Вселенскому Собору. Некоторые евангельские сцены («Введение Пресвятой Богородицы во храм», «Успение Пресвятой Богородицы», «Преображение Господне», «Мученичество св. Димитрия») связаны с посвящениями печских храмов. В нижней зоне, а также в арках в побегах лозы, как и в слое XIV в., помещены святые: мученики (в том числе Севастийские), врачи, епископы, праотцы, преподобные, среди которых равноап. Кирилл Философ, просветитель славян, и мч. Георгий Новый из Кратова, убитый в 1515 г. в Софии за отказ принять ислам. Стены и столбы в нижней зоне нартекса заняты фигурами 12 апостолов (3 столба точно напротив храма св. Апостолов), с южной, западной и северной сторон представлены преподобные, среди них в северо-западном углу - местные подвижники Петр Коришский, Прохор Пчинский, Иоанн Рильский, Иоаким Осоговский, Гавриил Лесновский, Иоанникий Девичский. Может быть, повторяя живопись XIV в. или заново на восточной и северной стенах написаны Сербские архиепископы Арсений, Иаков, Евстафий, Савва II, Иоанникий I, Евстафий II, патриархи Иоанникий, Савва IV, Ефрем, Спиридон, Даниил III, Савва V. В этих образах прослеживается тема апостольской преемственности. В нартексе нет ни одного жен. образа, кроме Божией Матери.

Художники артели как в иконографии при выборе циклов для нартекса, так и в стиле живописи старательно подражали образцам сербского искусства XIV-XV вв. Этот традиционализм объясняется сложными церковно-политическими условиями XVI в., когда сербы находились под властью турок. Розовые, салатовые тона, золоченые нимбы создают яркий и нарядный колорит. Стилизованная архитектура и пейзажи, удлиненные фигуры, порой неуклюжие, с округлыми благообразными, смягченными ликами, напоминают образцы поздней Моравской школы эпохи последнего расцвета серб. живописи в XV в.: образы стали упрощенными, появилась жесткость в проработке тканей, но при этом пастозность в моделировке личного. Крупные образы, напр. Богоматери из Деисуса, напоминают образцы сербской живописи середины XIV в.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

ПЕЧСКАЯ ПАТРИАРХИЯ



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.