Вместе с церковью Богородицы Одигитрии и в той же технике во всю длину западных фасадов трех церквей был построен уникальный нартекс типа лити, но в виде портика, подражающего поздневизантийским экзонартексам. Он состоит из 12 ячеек с полуциркульными сводами (в поперечном направлении), по 6 в 2 ряда, и разделен посередине линией опор: 8-гранный столбик с базой и капителью (как в монастыре Дечаны), 3 квадратных столба и такой же столбик. Подпружные арки опираются на колонны, столбы и пилястры. Западная стена, похожая на стены фессалоникийских экзонартексов, была прорезана 6 арочными проемами: все, кроме крайних,- в форме бифория; аналогичные проемы были в боковых стенах. Боковые торцы завершаются треугольными фронтонами с богатой керамопластической декорацией и двойным окном. В нартексе стоял каменный трон. Изначально у нартекса была башня-звонница с небольшим храмом прп. Даниила Столпника (изображена на модели церкви в руках архиеп. Даниила II). При патриархе Макарии (Соколовиче) появились 2 центральные, западная и северная пилястры. Колонны заменены на столбы, заложены проемы в стенах и пробиты новые окна.
Первый слой фресок создан по заказу архиеп. Даниила II около 1332/33 - 1334/35 гг. От цикла, созданного в этот период, сохранились фрагменты в северо-восточной части нартекса. Датировка связана с особенностями портретов ктитора архиеп. Даниила II и сербских королей в композиции «Древо Неманичей». Даниил II представлен с еще рыжими волосами и бородой в отличие от его образа на портрете в церкви Богородицы Одигитрии, на котором он выглядит старше. Стефан Душан показан как король, при том, что коронован он был в сентябре 1331 г., т. е. образ появился вскоре после коронации. В композиции есть изображение единокровного брата Душана Симеона (родился в 1326) - сына Стефана Дечанского и Марии Палеолог, которая прибыла в Сербию лишь в 1325 г., т. е. в 1333 г. Симеону не более 7 лет. Христос благословляет из сегмента неба сербских королей, родоначальником которых был Симеон Неманя (изображен у основания древа с побегами лозы в руках) до Стефана Дечанского и Стефана Душана. Над Симеоном и внутри древа короли и королевы, ангелы даруют им короны. Все представлены с нимбами. В этой иконографии, восходящей к «Древу Иесееву», воплощена идея святости рода Неманичей, присутствующая в произведениях сербских писателей XIII-XIV вв. «Древо Неманичей», по-видимому, является одной из самых ранних композиций нартекса.
Над входом в церковь Богородицы Одигитрии - величественный образ Богоматери «Живоносный Источник» (с эпитетом «Ахиропиитос» - «Нерукотворная») в типе Оранты; Христос на Ее груди, в чаше, благословляет обеими руками. Свт. Николай и архиеп. Даниил II, как и 2 ангела, поклоняются Ей. Таким образом, здесь представлены Богоматерь и свт. Николай, во имя которых Даниил построил церкви в Пече. Рядом - огромный образ арх. Михаила. В юго-восточной арке изображены пророки с символами пророчеств о Воплощении (иллюстрация стихиры «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» Германа К-польского): Аарон со стамносом и процветшим жезлом, Соломон и храм на 7 колоннах, Иаков с лестницей, Иезекииль и врата затворенные, Захария и Неопалимая Купина (художник, очевидно, ошибся, надписав «Захария» под образом Моисея, так как его иконография полностью соответствует облику этого пророка), снова Захария с семисвечником.
Иконография «Живоносного Источника» отвечала назначению юго-западной части нартекса служить агиасмой для освящения воды на Богоявление. Здесь до сих пор находятся фиал и купель, напротив которой на восточной стене, правее от входа в церковь Богородицы, представлена композиция «Древо Неманичей» (такое же ее расположение в нартексе церкви в Дечанах, аналогии есть в Грачанице, Матеиче).
На южной стене в тимпане представлен редкий для этого времени образ Богоматери «Млекопитательница», сидящей на троне с высокой изогнутой спинкой под киворием, Ей предстоят 2 ангела, подходят 3 жены. Надпись по-сербски: «Радуйся, Невеста Неневестная» - слова из Акафиста Пресв. Богородице. Под этим образом - изображения 2 мучеников, ниже, рядом с выходом, - св. бессребреников Космы и Дамиана. К тому же слою живописи относятся святые, которые представлены в побегах лозы; они сохранились в арках в этой части нартекса и были воспроизведены в остальных арках позднее.
На внешних фасадах нартекса изначально были росписи, выполненные в то же время. На южном фасаде в верхней зоне остались фрагменты, по-видимому, цикла Иосифа Прекрасного, на зап. фасаде вверху - редкие сцены «Опьянение Ноя» и «Сон царя Навуходоносора», на западной и северной стенах - св. воины, на южной - святые, главным образом преподобные, а также Деисус. Кроме того, на фасадах были геометрические и флоральные орнаменты, розетки, воспроизведенные при последней реставрации. Роспись церквей и притворов снаружи не была типична для Византии.
Художники, расписавшие нартекс, считаются более искусными, чем те, кто работали чуть позже в церкви Богородицы Одигитрии. В 1-м слое выделяют работу 2 художников: в верхней зоне и в композиции «Древо Неманичей» - живопись в разбеленных тонах, в нижней - краски более насыщенные. В целом росписям свойственно воспроизведение в упрощенном виде классических образцов палеологовского ренессанса, местами наблюдается изменение формы (например, Млекопитательница).
По-видимому также около 1330 г., в то время, когда каменный трон был устроен у входа в церковь св. Апостолов, над входом в эту церковь, на восточной стене нартекса был написан первоначальный образ Христа Ветхого денми. По мнению Тодича, образ создан около 1375 г., скорее всего он был прописан по старой основе в этот год (вторично в XVI в.). Образ Христа Ветхого денми имеет двойной нимб - круглый и 4-угольный, софийный, с надписанием: «ο ων» и тройными лучами, расположенными крестообразно; по сторонам надпись: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея» - песнь ангелов из евхаристического канона; в руках у Христа свернутый свиток. Боковые стороны лопаток заполнены изображениями ангельских сил, властей, господств и херувимов, поющих ангельскую песнь (прописаны в XVI в.). Фигура Христа выполнена мастеровито, лик - строгий, написан плотно и гладко, следуя классицистическим нормам.
Ниже, над патриаршим троном на восточной стене, слева у входа в церковь св. Апостолов, около 1380 г. был написан портрет основателя Сербской архиепископии свт. Саввы, как указывает Джурич, на основе старого образа времен архиеп. Даниила II, а с другой стороны, справа от входа, на боковом откосе пилястры - образ Симеона Немани со свитком, напротив, на откосе левой пилястры,- изображение прп. Симеона Столпника. Свт. Савва (лик поврежден) представлен в богато украшенных саккосе, митре с полуфигурами Христа и ангелов, с процессионным крестом в руке; впервые в надписи отмечено: «Св. Савва - первый патриарх Сербский». Фреска датируется временем после Собора 1375 г. в Пече. Фигуры Богоматери и Иисуса Христа на лопатках у входа в церковь св. Апостолов, переписанные в XVI в., также восходят к старой программе времени архиеп. Даниила II.
К 1557 г. нартекс был в руинах, в 1565 г. была произведена реставрация, восстановлен трон патриархов трудами патриарха Макария, выполнена роспись. Новая роспись создавалась только там, где старая была утрачена или находилась в плохом состоянии. Вероятно, при архиеп. Данииле II нартекс был расписан частично, так что большая часть фресок создана по новой программе. Обширную артель возглавляли художники Андрей и Лонгин, создавшие здесь свои первые фрески. На северной стене сохранилась вкладная надпись, упоминающая патриарха Макария, на восточной стене - портрет этого патриарха с моделью обновленного нартекса в руках и со свитком с текстом молитвы. Патриарх обращен к Богоматери и Христу (по-видимому, образы были поновлены в это время) на лопатках, обрамляющих вход в церковь св. Апостолов. Подпись: «Рука грешного Андрея, художника» - оставлена на щите вмч. Димитрия, этот художник выполнил также Распятие для церкви св. Апостолов, он был мирянином и работал до конца XVI в., Лонгин был монахом, известным серб. художником и писателем 2-й половины XVI в.
На восточной стене нартекса, в люнетах, по сторонам образа Христа Ветхого денми, над входом в церковь св. Апостолов, были помещены полуфигуры Богоматери (подпись «Милостива и человеколюбива») и св. Иоанна Предтечи, составив огромный Деисус (Джурич полагал, что он написан, возможно, на месте Деисуса, созданного во времена архиеп. Даниила II). Размещение этой композиции с центральным образом Христа Ветхого денми над входом в храм-мавзолей имеет связь с эсхатологической темой, напоминая о грядущем Последнем Суде. Западная часть нартекса занята композициями с чудесами и притчами Христа. Минологий занимает всю восточную часть нартекса.
Нартекс служил местом проведения церковных Соборов. В его северном своде расположены композиции: 7 Вселенских Соборов со сценами диспутов с еретиками (сродни с росписями в Дечанах), «Поместного» (по надписи) Собора императора Гонория против несториан и Собора св. Симеона Немани. Сцены «Видение Петра Александрийского», «Св. Спиридон крестит философа» являются комментариями к I Вселенскому Собору. Некоторые евангельские сцены («Введение Пресвятой Богородицы во храм», «Успение Пресвятой Богородицы», «Преображение Господне», «Мученичество св. Димитрия») связаны с посвящениями печских храмов. В нижней зоне, а также в арках в побегах лозы, как и в слое XIV в., помещены святые: мученики (в том числе Севастийские), врачи, епископы, праотцы, преподобные, среди которых равноап. Кирилл Философ, просветитель славян, и мч. Георгий Новый из Кратова, убитый в 1515 г. в Софии за отказ принять ислам. Стены и столбы в нижней зоне нартекса заняты фигурами 12 апостолов (3 столба точно напротив храма св. Апостолов), с южной, западной и северной сторон представлены преподобные, среди них в северо-западном углу - местные подвижники Петр Коришский, Прохор Пчинский, Иоанн Рильский, Иоаким Осоговский, Гавриил Лесновский, Иоанникий Девичский. Может быть, повторяя живопись XIV в. или заново на восточной и северной стенах написаны Сербские архиепископы Арсений, Иаков, Евстафий, Савва II, Иоанникий I, Евстафий II, патриархи Иоанникий, Савва IV, Ефрем, Спиридон, Даниил III, Савва V. В этих образах прослеживается тема апостольской преемственности. В нартексе нет ни одного жен. образа, кроме Божией Матери.
Художники артели как в иконографии при выборе циклов для нартекса, так и в стиле живописи старательно подражали образцам сербского искусства XIV-XV вв. Этот традиционализм объясняется сложными церковно-политическими условиями XVI в., когда сербы находились под властью турок. Розовые, салатовые тона, золоченые нимбы создают яркий и нарядный колорит. Стилизованная архитектура и пейзажи, удлиненные фигуры, порой неуклюжие, с округлыми благообразными, смягченными ликами, напоминают образцы поздней Моравской школы эпохи последнего расцвета серб. живописи в XV в.: образы стали упрощенными, появилась жесткость в проработке тканей, но при этом пастозность в моделировке личного. Крупные образы, напр. Богоматери из Деисуса, напоминают образцы сербской живописи середины XIV в.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/
ПЕЧСКАЯ ПАТРИАРХИЯ
Комментарии и обсуждение