ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Саратов. Крестовоздвиженский монастырь. Церковь Николая Чудотворца.


Саратов. Крестовоздвиженский монастырь. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Утрачена.
Престолы: Николая Чудотворца, Симеона Богоприимца, Анны пророчицы, Параскевы Иконийской, Александра Невского, Иоанна Устюжского
Архитектурные стили: Эклектика, Неовизантийский стиль
Год постройки: Между 1899 и 1903.
Год утраты: приблизительно 1936 (снесена)
Архитектор: Ю.Н. Терликов
Адрес:
Россия, Саратовская область, г. Саратов, на месте здания по адресу ул. Лермонтова, д. 30А

Координаты: 51.527142, 46.053687
Ссылки: Ссылка на temples.ru 





Крестовоздвиженский монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Свято-Никольская церковь. с сайта http://oldsaratov.ru/photo/658, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Свято-Никольская церковь. с сайта http://oldsaratov.ru/photo/658
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1903
Крестовоздвиженский монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Рис. из журнала "Строитель", Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Рис. из журнала "Строитель"
Андрей Агафонов
1899
Крестовоздвиженский монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Рис. из журнала "Строитель", Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Рис. из журнала "Строитель"
Андрей Агафонов
1899



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова 29 января 2019

В 1903 году Параскевинскую церковь заменила новая во имя святителя Николая Чудотворца с приделом святой великомученицы Параскевы, построенная на средства вдовы саратовского купца А. И. Семидетновой (строительство велось четыре года по проекту гражданского инженера Ю. Н. Терликова).

В 1919 году монастырь был ликвидирован новыми властями с передачей всех построек горфонду. В 1934–1939 годах были разрушены обе церкви, жилые и хозяйственные постройки были снесены в 1980-е годы при строительстве гостиницы "Словакия". В настоящее время из ограды бывшего монастыря сохранились лишь святые ворота. В июле 2008 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин освятил икону святителя Николая Чудотворца в обновленной после ремонта арке. 

http://saratovregion.ucoz.ru/saratov/churches/krestovozdvizh_m.htm


 
Алексей Кротов 6 июля 2020

Один монументальный проект в необычном для Саратова "византийском" стиле повторился в городе три раза. А случилось это следующим образом. Зодчим "византийского проекта" выступил известный саратовский архитектор Юрий Николаевич Терликов. Он родился 13 сентября 1864 года в Москве, а уже через пять лет семья будущего архитектора переехала в Саратов. После окончания саратовского Первого реального училища, Юрий прошёл пятилетнее обучение в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. В 1887 году его назначили младшим инженером строительного отделения Саратовского губернского правления. С 1900 года Терликов стал младшим архитектором, а в 1911 году получил должность губернского архитектора. Интересно, что одним из главных стилей, который преподавали в Санкт-Петербургском институте был византийский, так как именно он задумывался как государственная программа создания самобытной церковной архитектуры в противовес неоготическим католическим и протестантским церквям и другим сооружениям. Неудивительно, что именно его, гражданский инженер Терликов выбрал для своего первого крупного проекта.

В конце ХIХ века купеческая вдова Анна Семидетнова пожертвовала 100 000 рублей на сооружение храма в Крестовоздвиженском женском монастыре. Обитель эта появилась ещё в левобережном Саратове в ХVII веке. При переносе города на правый берег Волги (при планировке города), монастырь занял тогда довольно внушительное место на улице Покровской (ныне - Лермонтова). Главным храмом монастырского комплекса в последние годы его существования стала Николаевская церковь. Юрий Терликов разработал проект церкви в 1898 году. Заложена она была на месте бывшей церкви Параскевы Пятницы в мае 1899-го, а в мае 1903 года года открыта и освящена. После строительства Николаевская церковь стала архитектурной доминантой, хорошо обозреваемой с Волги. Она поражала своим размахом и высотой. В основе композиционного построения храма лежала традиционная схема - пятиглавие, с выделением центральной главы. Над главным входом располагалась колокольня. Нижний этаж колокольни был открытым и оформлен в виде сквозного прохода. Стены декорировались "полосатой" кладкой, имитирующей средневековую византийскую. Внутри храм был высокий, светлый, с двухъярусными хорами. Позолоченный иконостас включал иконы выполненные в московской мастерской. Он вмещал тысячу человек одновременно. Стоимость церкви с иконостасом обошлось в 150 тыс. рублей. После революции храмы монастыря были закрыты.

Единственной действующей церковью оставалась Никольская, вплоть до её разрушения в 1936-м году. С восточной стороны между храмами и монастырским зданием Терликов спроектировал въездные ворота во двор обители. Они - единственное, что сохранилось до наших дней от обители и храма, выстроенных по проектам этого зодчего. В 1990-м году (к 400-летнему юбилею Саратова) Святые ворота были отреставрированы, а в начале 2008 года в центальной арке появилась мозаика с изображением святителя Николая Чудотворца. Сегодня эти ворота являются неотъемлемым украшением улицы Лермонтова.

Параллельно с проектированием и строительством храма в Крестовоздвиженском монастыре Юрий Николаевич работал над проектами ещё двух церквей - в горной части Саратова и кафедральным собором Александра Невского в Царицыне. Что касается Царицына (ныне Волгоград, а тогда уездный город Саратовской губернии), там было решено строить копию роскошного оренбургского Казанского собора. Ещё в 1899 году Юрий Терликов в составе группы купцов - членов подготовительно-попечительной комиссии, побывал в командировке в Оренбурге, где осмотрел и зарисовал местный собор, построенный по проекту архитектора Александра Ященко. По возвращении он адаптирует оренбургский проект для Царицына, сделав несколько изменений, и в 1901 году начинается строительство главного храма города. Оно закончится лишь после революции. Грандиозный храм сооружался на протяжении 17 лет (с 1901 по 1918 гг.) и стал одним из последних произведений византийского стиля в Российской империи. Освящённый в 1918 году, он будет взорван в марте 1932 года. Сегодня в Волгограде ведётся восстановление собора по старому проекту на новом месте - рядом с площадью Павших борцов. Снова перенесёмся в Саратов и поговорим о другом храме, что "на горах". На улице Большой Горной между Соборной и Гимназической (ныне Некрасова) в 1904 году был построен ещё один внушительных размеров храм по проекту того же Юрия Терликова. Он напоминал Николаевскую церковь женского Крестовоздвиженского монастыря. Главные отличия заключались в отсутствии колокольни, в разном количестве и частоте чередования окон центрального купола.

Строился храм на деньги Духосошественской церкви - главного храма Заовражья. Новый храм имел три престола: главный во имя святителя Николая чудотворца, в приделах - в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Архистратига Божия Михаила и прочих бесплотных сил и священномученика Игнатия Богоносца. Для того, чтобы не возникало путаницы с существовавшей Николаевско-Александрийской церковью-школой, новый храм как правило именовался с приставкой "новый" или "Ново-Никольский", в народном обиходе: "церковь на горах". Внутри был установлен иконостас из белого и голубого фарфора, аналог которого имелся только в Ново-Казанской церкви на Улешах. В послереволюционные годы храм передали обновленцам, а затем закрыли по причине малой востребованности. Фарфоровый иконостас был уничтожен, а здание в 1930-е годы полностью разрушено.

После Великой Отечественной войны на бывшей площади, где стоял храм, был благоустроен сквер, остатки фундамента церкви были заасфальтированы, а на месте алтаря воздвигли памятник Героям Краснодона. Получается, что ни один из саратовских храмов Терликова не пережил новой советской власти. Саратов в 1930-е годы лишился примеров византийского стиля в храмовой архитектуре. Однако в современное время произошло совершенно неординарное событие. По инициативе митрополита Саратовского и Вольского Лонгина для строительства нового храма в Заводском районе было решено взять дореволюционный проект Юрия Терликова. Были использованы архивные чертежи, на основе которых в тех же пропорциях составлен новый проект. Основная часть нового храма повторяет Никольскую церковь женского монастыря, а главный купол количеством окон Ново-Никольскую церковь "на горах". Из-за ограниченного земельного участка, колокольню возле церкви решили не строить. Звонницу с колоколами расположили в одной из глав храма.

Церковь освящена чином Великого Освящения храма митрополитом Саратовским и Вольским Лонгиным 9 июля 2020 года и получила посвящение в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В архитектуре новопостроенного храма присутствует та самая "византийская" кладка, кресты, полосы из кирпича, уложенного ребром. Таким образом, спустя почти сотню лет, в Саратов вновь вернулась византийская постройка, спроектированная когда-то одним из выдающихся саратовских архитекторов.

Из статьи: Алексей Кашанин "Юрий Терликов: большой стиль" (vzsar.ru) и сайта: https://zen.yandex.ru/media/zhabkin/hramy-v-vizantiiskom-stile-iuriia-terlikova



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.