ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ростов Великий. Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны.

Аннинский собор


Ростов Великий. Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны
Собор. Действует.
Престолы: Зачатия Анны, Иакова Ростовского
Архитектурный стиль: Узорочье
Год постройки: 1686.
Епархия: Ярославская митрополия. Ярославская епархия
Адрес:
Ярославская обл., Ростовский р-н, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, 44

Координаты: 57.174039, 39.39293
Проезд: На территории монастыря
Ссылки: Ссылка на temples.ru 





Сортировка:

Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Altaets
13 апреля 2021
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Altaets
13 апреля 2021
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Altaets
13 апреля 2021
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Алексей Кротов
29 августа 2020
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Печка Александр
11 августа 2018
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Печка Александр
11 августа 2018
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 марта 2012
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 марта 2012
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 июня 2011
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Илья "BIM" БесхлебныйАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 октября 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Чупринин Михаил
27 октября 2006
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
JuNe
15 июля 2005
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Altaets
13 апреля 2021
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Altaets
13 апреля 2021
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Altaets
13 апреля 2021
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Алексей Кротов
29 августа 2020
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Алексей Кротов
29 августа 2020
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 мая 2016
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Alex Van Shumm
28 апреля 2014
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 марта 2012
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 марта 2012
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 июня 2011
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Чупринин Михаил
13 августа 2006
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Вадим Животовский
5 августа 2003
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 июня 2011
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 июня 2011
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 апреля 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 апреля 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 апреля 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 апреля 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 апреля 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 апреля 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 апреля 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 апреля 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 апреля 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 апреля 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 апреля 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 апреля 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 апреля 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 апреля 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 апреля 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 апреля 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Зачатия Анны, С. М. Прокудин-Горский. Собор древней постройки митрополита Ионы.. Фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2382, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
С. М. Прокудин-Горский. Собор древней постройки митрополита Ионы.. Фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2382
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1911



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Олег Щёлоков 16 февраля 2012

В 1725 г. к единственной церкви обители - Троицкому собору - с северной стороны был присоединен придел, который, в память первосозданного святым Иаковом храма, был освящен в честь Зачатия Св. Анны. Через два десятилетия, в 1754 г., по распоряжению ростовского митрополита Арсения, Троицкая церковь была переименована в Зачатиевскую, а новоустроенный придел получил имя Иакова Ростовского. Таким образом, главному монастырскому храму было возвращено его первоначальное наименование, а придельный храм посвящался основателю монастыря.

В последней четверти XVIII – начале XIX веков весь монастырский ансамбль, за исключением Зачатиевского собора, был заново отстроен в камне. При этом территория монастыря существенно расширилась и получила новую регулярную планировку. В юго-восточном углу стоял старый монастырский Троицкий собор, теперь церковь Зачатия св. Анны с теплым приделом Иакова Ростовского, построенная в XVII в.

В 1824 г., при архимандрите Иннокентии, Яковлевский придел Зачатиевского храма был разобран, а на его месте основан новый просторный храм для зимних богослужений. На его устроение графиня А.А. Орлова-Чесменская пожертвовала 75 тысяч рублей. В 1836 г. церковь была освящена в честь основателя Зачатиевского монастыря Ростовского епископа Иакова.

По материалам официального сайта Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря Ярославской Епархии Русской Православной Церкви


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 22 августа 2014

Соборный во имя Зачатия св. Анны, построен в 1691 г. ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем; находящийся в связи с ним под одной крышей во имя св. Иакова, епископа ростовского, (построен графиней А. А. Орловой-Чесменской в 1836 г.) .

В северной стороне соборного храма покоятся под спудом мощи основателя монастыря св. Иакова, епископа ростовского. Над гробницей находится серебряная рака, сооруженная графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, а на стене, за гробницей, в золоченой раме за стеклом находится икона св. Иакова, шитая золотом по малиновому бархату.

В юго-западном углу того же храма почивают на вскрытии в великолепной раке из кованого серебра с чеканкой, устроенной наподобие гробницы императрицей Елизаветой Петровной, мощи св. Димитрия, митрополита ростовского, обретенные в 1752 г. (память 21 сентября); на голову святителя возложена драгоценная митра, пожертвованная графом Николаем Петровичем Шереметевым.

Близ северной стены паперти погребены: знаменитый благочестивою жизнью и подвигами иеромонах Амфилохий, бывший с 1780-1824 гг. гробовым старцем при мощах св. Димитрия; архимандрит Иннокентий, управлявший монастырем 29 лет с 1818 г. по 1847 г.

В соборном храме находятся две замечательные иконы: на западной стороне правого столба местно чтимая Ватопедская икона Божией Матери, келейная св. Димитрия, привезенная им в Ростов в 1702 г. при вступлении на митрополию, и на западной стороне левого столба - Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими в молении ростовскими чудотворцами: с этой иконой встречала св. Димитрия ростовская епархия.

Леонид Иванович Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А. Д. Ступина. 1908 г.


 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 27 декабря 2014

Основанный в конце XIV века Зачатьевский собор, как и все другие строения обители, был деревянным. В 1686 году деревянный храм разобрали, на его месте построили каменный собор, освященный митрополитом Ионой (Сысоевичем) во имя Живоначальной Троицы. Подобно другим; храмам, построенным в это время собор имел шатровую колокольню о шести колоколах. В 1725 году усердием епископа Ростовского Георгия (Дашкова) был пристроен к Троицкому собору с северной стороны каменный Зачатьевский придел. В 1754 году по указу святителя Арсения (Мацеевича; † 1772) соборный храм обители был переосвящен в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, а придел — в честь святителя Иакова. В Зачатьевском соборе хранились чудотворная Ватопедская икона и особо чтимая Боголюбская икона Пресвятой Богородицы с припадающими Ростовскими чудотворцами. Обе эти иконы принадлежали святителю Димитрию и были принесены в храм вслед за его гробом. Они почитались богомольцами еще до обретения святых мощей святителя Димитрия, в последующие годы были богато украшены.

Именно с Зачатьевской церковью связано волнующее событие в духовной жизни России второй половины XVIII века — обретение святых мощей Димитрия, митрополита Ростовского. Перед входом в храм в 1836 году построена паперть, внутри она была расписана фресками. В б0-е годы XVIII века в собор был поставлен деревянный резной иконостас, выполненный специально для Зачатьевского храма резчиками С. Шоломотовым и С. Бочаровым. Иконы для иконостаса написал в 1780 году харьковский иконописец В. Вендерский. Как произведение художественной резьбы по дереву, иконостас Зачатьевского храма относится к уникальным памятникам прикладного искусства русского барокко, но в интерьере храма XVII века он выглядел чужеродным, что в прошлом веке отмечали многие паломники, в том числе и Государь Император Николай II во время посещения обители в 1913 году. В 1980-е годы резной иконостас был разобран.


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 апреля 2018

Соборная церковь во имя Зачатия св. Анны пятиглавая, с вызолоченными крестами; вышина ея от основания до кровли 10 саж. и столько же от кровли до креста большой главы, длина 113/4 саж., ширина 7 саж. и 10 вершков. Под одною с нею крышею находится храм во имя св. Иакова: его осеняют пять вызолоченных небольших глав. Железная крыша того и другаго здания покрыта зеленого краскою. Северная сторона Яковлевской церкви, паперть сего храма и Зачатиевскаго обставлены колоннами с капителями ионическаго ордена. Над папертью устроено шесть полукруглых фронтонов, из коих в трех помещены образа: в главном, над входом в соборную церковь – образ Троицы, в правом – св. Димитрия, в левом – св. Иакова; над некоторыми фронтонами поставлены вызолоченные шары, а на среднем водружен крест.

Стенопись храма хотя и поновлена была около 1780 года трудами инока Амфилохия, бывшаго впоследствии гробовым иеромонахом, но осталась без перемены стиля. В трех клеймах изображены: воскресение сына Наинской вдовицы, знамение Божией Матери и погребение св. Иакова. Алтарь отделен резным, вызолоченным иконостасом с выступами и колоннами, около коих обвиваются виноградные кисти, и утвержден в нижнем ярусе на капителях. Иконостас начат был в 1761 году вместе с живописью икон и поставлен в 1764 году; позолота иконостаса начата в 1776 году и приведена к окончанию в 1779 году. Царския врата резныя, вызолочены по полименту.

В алтаре, за престолом, поставлен также иконостас, на коем резьба вызолочена, гладкия места покрыты белою, а в тумбах голубою краскою. Запрестольныя иконы обложены сребропозлащенными венцами, из коих некоторые украшены алмазами и другими драгоценными камнями; в особенности же замечательны: на правой стороне от престола – образ св. Димитрия Митрополита и св. Иннокентия Епископа Иркутскаго; на левой – образ св. Алексея Митрополита Московскаго и св. Амфилохия Епископа Иконийскаго. Святители представлены в полном Архиерейском облачении; лики их изображены живописью, а одежды вышиты золотом и местами серебром по малиновому бархату: образа сии поставлены в золоченных рамах и закрыты цельными стеклами. Помянутая святыня пожертвована Графинею А.А. Орловой-Чесменскою. За престолом поставлена серебряная, позолоченная Дарохранительница, в виде храма, весом 1 пуд 25 фунт. – дар Графа Н.П. Шереметева. Сия драгоценность обратила на себя особенное внимание Государя Императора Александра I-го в бытность его в сем монастыре.

Иконы в иконостасе живописныя, писаны в 1780 году Харьковским живописцом Венедиктом Вендерским и обложены сребропозлащенными ризами и венцами с дорогими камнями: из них на четырех главных оклады устроены Гр. А.А. Орловой-Чесменскою; перед образом Спасителя по правую сторону и Богоматери по левую от царских врат висят серебряныя, вызолоченныя лампады, перед прочими – серебряныя, без позолоты.

Два каменные четырехугольные столба, поддерживающие своды и куполы церкви, обложены в нижнем ярусе иконостасом с драгоценными образами. Особенно достойны замечания:

1) на западной стороне праваго столба – образ Толгския Богоматери, писанный на доске покойным гробовым иеромонахом Амфилохием, длиною в пять четвертей. Позолоченные риза и венец осыпаны бриллиантами и другими драгоценными камнями. На правой руке Богоматери сделан бриллиантовый поруч в виде цветка, в средине его помещен алый яхонт, а края осыпаны изумрудами. В венце начальныя буквы имени Предвечнаго Младенца изображены бриллиантами. Образ поставлен в медном отзолоченном киоте за стеклом и обставлен вокруг богато убранными иконами;

2) келейная святителя Димитрия икона Божией Матери Ватопедския, под образом Толгской Божией Матери, на доске, длиною три четверти аршина; она привезена была Святителем в Ростов при поступлении им на митрополию; жемчужная риза украшена во многих местах алмазами и разноцветными яхонтами, сребропозлащенный венец и корона убраны драгоценными камнями; оклады на ту и другую иконы пожертвованы Гр. А.А. Орловой-Чесменскою.

http://www.rostov-monastir.ru/page/opisanie-hrama-zachatija-sv-anny-serediny-xix-v#cut

«На западной стене храма, слева от входа, сохранилась надпись, рассказывающая о том, что храм был построен ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в 1686 году “во имя Живоначальной Троицы, а в 1754 году ... в память первобытного храма, созданного Яковом епископом ростовским, переименован во имя Зачатия св. Анны”.

В связи с переделками, производившимися в XVIII и XIX веках, церковь не сохранила своего первоначального облика. В 1836 году с ее северной стороны, на месте разобранной теплой придельной церкви, сооруженной в 1725 году, была пристроена новая, Яковлевская церковь, закрывшая весь северный фасад памятника. В то же время с запада была пристроена паперть, получившая обработку фасадов, отвечающую фасадам расположенной рядом Шереметевской церкви.

Архитектурная обработка фасадов древней части памятника отличается крайней скромностью, имея троечастное. деление лопатками по вертикали стен. Главный, пятиглавый, четверик без подклета, имеет три яруса окон, из которых только окна первого яруса сохранили свои скромные наличники. Своды и арки храма поддерживаются четырьмя пилонами, два из которых скрыты в иконостасной преграде.

К интересной особенности интерьера храма следует отнести оригинальную конструкцию системы арок, перекинутых со столпов на стены под подпружными арками. Перечисленные признаки отличают памятник от других ростовских церквей той эпохи, для которых, в частности, характерно наличие подклетей и отсутствие внутренних столпов.

Интерьеры церкви отличаются богатством и красочностью убранства. Сооружение «великолепного резного трехъярусного иконостаса относится к последней трети XVIII столетия. Его изготовили в период с 1762 по 1765 год за тысячу рублей (по тому времени очень высокой цене), осташковские резчики Сысой Изотов Шолмотов и Степан Никитин Бочкарев, а в период с 1776 по 1779 год иконостас был позолочен. Иконы для иконостаса Зачатьевской церкви были написаны в 1780 году придворным живописцем Венедиктом Вендерским.

Стенопись Зачатьевской церкви, исполненная в 1689–1690 годах, является одним из ценнейших памятников фресковой живописи Ростова. На сводах размещены изображения на темы евангельских праздников. По верхнему ярусу, на внутренних полукружиях закомар – деяния Троицы. Стены расписаны сверху донизу. На северной стене, в нижнем ряду, помещены сцены рождения и погребения основателя монастыря – ростовского епископа Иакова».

Из книги: Баниге В.С., Брюсова В.Г., Гнедовский Б.В., Щапов Н.Б. Ростов Ярославский. Ярославль, 1957. С. 124–127


 
Елена Григорьева 17 июля 2019

Зачатьевская церковь построена в 1686 г. Первоначальный интерьер каменного храма, воздвигнутого митрополитом Ионой в честь Св. Троицы в качестве собора Яковлевского монастыря, был расписан в 1689-1690 ярославскими мастерами, возможно во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым. Система росписи в основном повторяла иконографические приемы, уже сложившиеся в 1670-1680 г.г. в митрополичьих храмах Ростова. Стены были разбиты на 5 ярусов. В четырех нижних иллюстрировалась земная жизнь Христа, преимущественно по Евангелию от Матфея. В углу храма, в нижнем ярусе, там, где стояла гробница св. Иакова Ростовского, были добавлены сцены рождества и преставления основателя монастыря.

Храмовый ярус с сюжетами из истории Св. Троицы занимал верхние люнеты стен. На сводах располагались праздники, а на алтарной преграде прямо на стене был написан иконостас. Колорит росписи выдержан в характерной для Д.Г. Плеханова зеленовато-охристой гамме. Отдельные клейма безупречны по пропорциям, отличаются сугубым схематизмом построения. Слева обычно располагается группа апостолов, а справа Христос, совершающий то или иное чудо. На столбах написаны монументальные фигуры мучеников, на нижних подпружных арках огромные красные херувимы, а на верхних - фигуры апостолов.

Необычна для ростовских храмов система росписи алтаря, более близкая к ярославским традициям. В конхе жертвенника вместо традиционного «Великого входа» и «Агнца в потире» написана «Похвала Богоматери». В конхе дьяконника вместо «Семи таинств» гигантская полуфигура Саваофа, благословляющего двумя руками.

На стене алтаря, там, где обычно в ростовских храмах помещается композиция «Почи Бог», написана «София Премудрость Божия» и «Преломление хлеба апостолом Петром». На столбах, входящих в состав каменной алтарной преграды, и на выступах алтарных апсид в крупных медальонах помещены погрудные изображения прославленных деятелей вселенской и русской церкви (Григория епископа Армении, Стефана Сурожского, Григория Неокесарийского, Дионисия Ареопагита, Дионисия архимандрита Радонежского, Амфилохия Иконийского и др.). Значительная часть высокого помещения алтаря посвящена циклу «Страстей Христовых». Дьяконник отделен от основного помещения алтаря невысокой каменной преградой, на западной стороне которой написано: «Древо Иессеево», а на восточной «Богоматерь Знамение». В апсиде дьяконника написаны архидьяконы, а в центральном алтаре вселенские святители и патриархи.

В 1778 г. артель ростовских иконописцев во главе с Андреем Матвеевым поновила живопись в Зачатьевском храме. Реставрация росписи была проведена под наблюдением и при участии иеромонаха Амфилохия (1740-1824), уроженца Ростова, который в 1770-х г.г. по указу Екатерины II реставрировал соборы Московского Кремля, а впоследствии стал широко известен своей подвижнической аскезой. Гробовой монах Амфилохий похоронен на паперти Зачатьевской церкви рядом со своим не менее знаменитым племянником архимандритом монастыря Иннокентием (1771-1847).

В 1761-1764 г.г. осташковские резчики Сысой Изотов Шоломотов и Степан Никитин Бочкарев сделали великолепный 5-ярусный иконостас церкви, заслонивший первоначальный написанный на стене иконостас Ионы Сысоевича. Сильно раскрепованный и украшенный полукруглыми фронтонами, витыми колоннами, виноградными гроздьями и головками херувимов, иконостас принадлежит к числу лучших произведений монументальной резьбы в стиле русского барокко. Иконостас заканчивается эффектной и динамичной группой «Вознесения», где возносящийся Христос изображен со знаменем на фоне клубящихся облаков и летящих ангелов. В 1776-1779 г.г. иконостас был позолочен крестьянином с. Покровского Иваном Даниловым Сантеевым. Им же были сделаны и не дошедшие до нас резные сени над гробницами св. Иакова и св. Димитрия Ростовского. Иконы для иконостаса в типичной для барокко манере написал в 1780 г. придворный живописец Екатерины II Венедикт Вендерский. Среди храмовой утвари, хранящейся в фондах Ростовского музея, серебряная рака св. Димитрия Ростовского с надписью, сочиненной М. В. Ломоносовым (вклад императрицы Елизаветы Петровны).

В ХIХ в. была выполнена наружная роспись на фронтонах паперти Зачатьевской и примыкающей к ней Яковлевской церкви. Фигуры Христа, Иакова и Димитрия написаны в 1826 г. ростовским иконописцем Н. Д. Гладковым, а клейма с изображением «Зачатия св. Анны» и «Св. Троицы» в 1827 г. монастырским художником В.А. Птишниковым.

Иванов В.Н. Ростов Великий, Углич. М., 1964; Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом / В.И. Вахрина. – М.: Посад: Спасо-Яковлевлевский Димитриев монастырь, 1994; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог / Гос. музей-заповедник "Ростовский кремль". – М.: Сев. паломник, 2008; Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом / текст М. Рубцовой; под общ. ред. игум. Серафима (Симонова). – Ростов: Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, 2009; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель / текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е.И. Крестьянинова, Г.А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 18 ноября 2025

«…Первые монастырские здания были деревянными, к концу XVII в. они обветшали. Возобновление строений обители и ее первый каменный храм связаны с деятельностью Ростовского митрополита Ионы (Сысоевича). По его заказу на месте деревянной Зачатиевской церкви был возведен (1686) и расписан Свято-Троицкий собор (ныне собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной). Это пятиглавый крестово-купольный храм с 3 апсидами, пониженными относительно четверика. Четырем крещатым столпам соответствуют лопатки на стенах. Центральный барабан опирается на ступенчато повышенные подпружные арки. Интерьер освещен 3 ярусами окон четверика, окнами центрального барабана (остальные барабаны - глухие) и апсид. Декор фасадов скромен: верхние ярусы окон не имеют наличников, окна нижнего яруса обрамлены наличниками с килевидным завершением, на уровне верха апсид храм опоясывает аркатурно-колончатый пояс. В храме по линии вост. столпов устроен каменный покрытый росписью иконостас. Сочетание повышенных подпружных арок, лопаток на стенах, системы перекрытий и каменного иконостаса свидетельствует, что образцом при строительстве послужил главный храм епархии - ростовский Успенский собор. Своеобразие интерьеру придает организация верхней части пространства. Между столпами храма, а также между столпами и стенами на расстоянии около ⅔ высоты от пола до сводов устроены 12 арок. В оформлении интерьера главенствующую роль выполняла настенная живопись.

Согласно надписи в нише иконостаса справа от царских врат, роспись храма была выполнена в 1689 г. Живопись атрибутируют Федору Игнатьеву, Лаврентию (Илариону) Севастьянову Башке и Федору Федорову или Дмитрию Григорьеву Плеханову. Сюжетный состав росписи, система членений, взаимосвязь живописи и архитектуры соответствуют ростовской традиции монументальной живописи. В то же время исключительное место в росписи занимает цикл, посвященный Св. Троице согласно первоначальному именованию храма. Композиции Троицкого цикла размещены в верхнем ярусе стен, в люнетах, выделены размером и акцентированы архитектурными элементами, такими как окна верхнего яруса и висячие арки. По мнению А.Г. Мельника, митрополит Иона мог выступить не только заказчиком, но и автором некоторых архитектурных и художественных идей храма. Так, изображения херувимов на висячих арках в одном ярусе с Троицким циклом на стенах иллюстрировали песнопения Великого входа и соответствовали концепции Небесной литургии, словно отражавшейся в «земном» богослужении, происходившем в храме…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

РОСТОВСКИЙ СПАСО-ИАКОВЛЕВСКИЙ (СПАСО-ЯКОЛЕВСКИЙ) ДИМИТРИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 19 ноября 2025

С середины XVIII в. началось возвышение дотоле мало чем примечательного Ростовского Яковлевского монастыря, которое было обусловлено обретением мощей и канонизацией святителя Димитрия Ростовского, похороненного, согласно его собственному выбору, в этой обители. За полстолетия было сделано немало, к рубежу XVIII — XIX вв. монастырь совершенно преобразился. Перечислим наиболее важные изменения. В результате монастырской реформы 1764 г. к Яковлевскому монастырю присоединяется Спасская обитель, что существенно расширяет территорию Яковлевского монастыря и укрепляет его хозяйство. Важно и то, что он остается единственным монастырем в северной части Ростова. Яковлевский монастырь удостаивается титула ставропигиального и выходит из-под епархиального подчинения. Щедрые пожертвования почитателей св. Димитрия Ростовского пополняют монастырскую казну, обитель богатеет. В течение последней четверти XVIII в. возводится новый каменный монастырский ансамбль — стены с башнями, колокольня, келейные корпуса. К рубежу XVIII — XIX вв. Яковлевский монастырь становится одним из знаменитейших и богатейших монастырей Ростово-Ярославской епархии.

 Как уже упоминалось, в последней четверти XVIII в. все монастырские строения, за исключением Зачатиевского собора, были перестроены. Новый монастырский ансамбль получил строгую регулярную планировку. Квадратный в плане парадный двор обители окружался достаточно высокой каменной стеной. Четыре башни возвышались по углам, а две надвратные размещались друг против друга, по центру южной и северной сторон ограды. Южные ворота, обращенные к озеру, назывались «водяными», а северные — «въездными». Вытянутые в линию и соединенные друг с другом настоятельский, трапезный и два братских корпуса были двухэтажными и располагались таким образом, что заменяли собой почти всю западную и часть северной сторон монастырской ограды. Таким образом, все жилые постройки находились в западной части монастырского двора, тогда как вся его восточная часть была отдана культовым сооружениям. В юго-восточном углу стоял старый монастырский собор — церковь Зачатия св. Анны с приделом св. Иакова Ростовского, построенная в 1686 г. Северо-восточный угол двора занимал новый собор монастыря — огромный храм св. Димитрия Ростовского, строительство которого было завершено в 1801 г. Для освящения этого храма, которое произошло в день памяти св. Димитрия Ростовского, 27 октября 1801 г. в монастырь прибыл Павел, архиепископ Ярославский и Ростовский. В 1804 г. в трапезе Димитриевского храма устраиваются два придела; правый придел был посвящен св. Николаю, небесному патрону Николая Петровича Шереметьева, на средства которого сооружался Димитриевский собор; левый придел посвящался св. Димитрию Солунскому — святому, тезоименитому Ростовскому святителю Димитрию. Освящение приделов было произведено архимандритом Мелхиседеком 18 и 26 июня 1804 г. Между двумя церквями по центру восточной стороны ограды над святыми вратами возвышалась новая трехъярусная колокольня. На ней находилось четырнадцать колоколов, самый тяжелый из которых весил 309 пудов 30 фунтов (5073 кг), а в верхнем ярусе были установлены колокольные часы. Третий храм Яковлевского монастыря — Спасская церковь, бывший собор упраздненной Спасской обители, находился в отдалении от парадного монастырского двора. Богослужение в ней производилось только в теплое время года. Рядом со Спасским храмом находилось братское кладбище.

Содержание монастырских построек в должном порядке требовало большой заботы. В монастыре постоянно производились разнообразные ремонтные работы. Более серьезные ремонты, такие, например, как побелка колокольни, ограды, башен, келейных корпусов в 1800 г.; устройство новых деревянных обрубов для защиты от воды вокруг двух угловых башен, выходящих на озеро, и ремонт мостовой перед восточной стеной ограды в 1802 г.; замена обветшавших деревянных мостков, ведущих от настоятельских келий до Зачатиевского собора в 1802 г.; смена деревянного покрытия глав Спасского храма железным и побелка всей церкви в 1806 г., повторялись нечасто. Мелкие ремонты — типа починки, замены или чистки печей, ремонта или покраски дверей, полов, оконных рам, производились с завидным постоянством. Для выполнения всех видов ремонтных работ нанимались мастера со стороны. Немало внимания уделялось украшению церковных интерьеров и пополнению монастырской ризницы. Например, в 1799 г. в Зачатиевской церкви было устроено новое архимандричье место, деревянное, расписанное и обитое зеленым сукном. В 1803 г. для Димитриевского храма были куплены три паникадила — большое для церкви и два поменьше в трапезу. Их стоимость составила около 4 тысяч 600 рублей. В следующем году небольшое паникадило приобрели для Зачатиевского храма.

Территория присоединенного к Ярославскому Спасского монастыря использовались в качестве хозяйственного двора. С восточной стороны он примыкал к главному монастырскому двору, а с трех остальных сторон окружался невысокой оградой. В 1804 г. с северной и южной сторон деревянная ограда была заменена каменной, в 1805 г. в камне была отстроена западная часть оградной стены. На хозяйственном монастырском дворе располагались кладовые и погреба, просфорнические кельи и братская баня, кузница и мастерские, а также другие хозяйственные службы. Там же находилась построенная в конце XVIII в. новая каменная конюшня и каретник. В 1797 г. в монастырской конюшне содержалось пять лошадей. Из средств передвижения в конце XVIII в. монастырь располагал каретой, сверху обитой кожей, а изнутри белым сукном; четырьмя санями; летними дрожками; телегой с кибиткой и еще четырьмя телегами, две из которых были старыми, а две — новыми. Вероятно, на хозяйственном дворе был размещен и монастырский скотный двор. На территории двора был разбит огород, а на рубеже XVIII — XIX вв. в южной части двора, вдоль берега озера, началась посадка нового монастырского сада — с яблоневыми, сливовыми и вишневыми деревьями. За пределами Яковлевского монастыря в первые годы XIX в. был построен каменный двухэтажный монастырский гостиный дом для приема гостей и паломников, при котором были устроены деревянная кухня, людская изба и конюшенный сарай. Двор вокруг монастырской гостиницы был обнесен деревянной оградой.

Большим подспорьем для монастыря являлось его обширное подсобное хозяйство — скотный двор, огород, сенокосные угодья. При монастыре содержался крупный рогатый скот. Благодаря этому монастырь в значительной мере удовлетворял свои потребности в мясных и молочных продуктах. Для ухода за коровами нанимались две скотницы. Монастырский огород был достаточно большим, на нем насчитывалось несколько десятков гряд. На весенне-летне-осенний сезон для огородных работ монастырь нанимал одну или двух огородниц. В большинстве своем овощи и зелень для монастырского стола поступали с собственного огорода.

Во владении монастыря находилась земля — пять пустошей, выделенных от казны или пожалованных частными лицами в 1770-х гг. общей площадью около восьмидесяти десятин. В 1798 г. по указу Павла I о пожаловании архиерейским домам и монастырям земель, Яковлевскому монастырю были выделены три пустоши в Ростовском уезде: «Кочеватик» (четыре десятины), «Бочаги» (пять десятин) и «Козлов луг» (восемь десятин). Таким образом, площадь земельных владений обители увеличилась. В силу того же указа монастырю была пожалована рыбная ловля в Рюмниковском озере, расположенном в Карашенской волости Ростовского уезда. Наконец, в 1798 г. на правах совместного использования с Ростовским Авраамиевским монастырем Яковлевский монастырь получил во владение водяную мельницу на реке Устье при деревне Исады, ту самую, которая до 1764 г. принадлежала Ростовскому архиерейскому дому.

Яковлевский монастырь содержал целый штат монастырских служителей, которые обслуживали и охраняли обитель. На службе у монастыря состояло шестнадцать работников. Судя по данным 1800 г., треть монастырских служителей являлась уроженцами подмонастырской слободки, а две трети — переселившимися в Ростов жителями сел и деревень, в основном Ростовского, а также Борисоглебского и Ярославского уездов.

Основная часть служителей непосредственно занималась в монастыре хозяйственными делами. Каждому из них поручалась какая-либо должность, например, повара, хлебника, кучера, кузнеца и тому подобное. В обители имелся даже собственный иконописец и финифтяный мастер — Александр Григорьев (род. ок. 1747 г., сконч. в 1823). Оставшаяся часть служителей использовалась в качестве разнорабочих, сторожей и звонарей. Их основная обязанность заключалась в ночной охране монастыря. Работали они посменно. В сезонных сельскохозяйственных работах, таких как сенокос или копка гряд и уборка урожая на огороде, сообща участвовали все монастырские служители.

На жалованье шестнадцати служителям, вместе с подъячим, в год выделялось 354 руб. 60 коп. Каким образом между ними производился раздел этих денег, по особо утвержденным окладам или просто поровну, нам не известно. В среднем на каждого приходилось около 20 руб. в год, то есть столько же, сколько получали не имевшие сана монахи и послушники. Сверх штатных окладов служителям выплачивали наградные или праздничные деньги. Пять раз в год по праздникам всем служителям выдавалось по 1 руб. Это случалось под Новый год, на Пасху и на Покров, а кроме того, в дни празднования памяти небесных патронов обители — Ростовских святителей Иакова и Димитрия. По большим праздникам дополнительное вознаграждение получали сторожа и звонари, это была давняя традиция, оправданная тем, что именно по праздникам сторожам и звонарям приходилось особенно стараться. Наконец, каждый служитель получал от монастыря по 1 руб. в день своих именин. Сыновья монастырских служителей, помимо обучения грамоте, с малолетства обучались различным ремеслам, полезным для монастырского хозяйства; монастырь своевременно заботился о воспитании нового поколения своих служителей.

Источники средств содержания, которыми на рубеже XVIII — XIX вв. располагал Яковлевский монастырь, по способу получения денег можно разделить на три группы: штатные выплаты, неокладные доходы и пожертвования. Дадим краткую характеристику каждому из них:

1. Выплаты по штату — деньги, выплачиваемые из государственной казны. В соответствии с присвоенным монастырю классом и с учетом учрежденной в 1797 г. прибавочной суммы Яковлевский монастырь ежегодно получал по 2393 руб. 11 коп. Эти деньги в начале каждого года выдавались из Ростовского уездного казначейства. В монастыре их выплата производилась дважды в год. Штатные деньги распределялись по следующим статьям: на жалованье настоятелю и братии — 745 руб.; на монастырскую трапезу — 340 руб.; на жалованье служителям — 354 руб. 60 коп.; на хозяйственные монастырские нужды («на конюшенные расходы и дрова») — 300 руб.; «на церковные потребы», под которыми подразумевалась покупка шести ведер красного «кагорского» вина для приготовления причастия и восьми пудов пятнадцати фунтов пшеничной крупчатой муки для выпечки просфор на весь год — 53 руб. 50 коп.; наконец, на ремонт или «починку» монастырских сооружений, в первую очередь, церквей, а также на содержание ризницы — 600 руб.

2. Неокладные доходы — деньги, зарабатываемые или выручаемые самим монастырем. На рубеже XVIII — XIX вв. Яковлевский монастырь выручал деньги только по одной доходной статье — за сдачу в аренду Исадской мельницы. В 1799 — 1802 гг. доля Яковлевского монастыря ежегодно составляла по 687 руб. 50 коп.; в 1803 — 1805 гг. — по 552 руб. 50 коп.; с 1806 г. — по 700 руб. Впоследствии Яковлевский монастырь значительно увеличил число своих доходных статей.

3. Пожертвования. Точный учет всех пожертвований в монастырь произвести затруднительно. Видимо, их было немало. Размер пожертвований мог быть самым различным — неимущие богомольцы жертвовали копейки, состоятельные паломники не жалели десятков тысяч рублей. Как правило, наиболее крупные денежные вклады являлись целевыми. Показательнейший пример тому — пожертвование 65 тысяч руб. графом Николаем Петровичем Шереметевым на сооружение Димитриевского храма.

Итак, на рубеже XVIII — XIX вв., во время настоятельства архимандрита Мелхиседека (1797−1806 гг.), в Яковлевском монастыре произошли следующие изменения. Завершилось строительство нового храма, в котором были устроены два придела, в результате чего число освященных престолов в обители удвоилось. Продолжилось сооружение монастырского ансамбля — был выстроен гостиный двор, возведена каменная стена вокруг хозяйственного двора, начались ремонтные работы в Спасской церкви. Значительно укрепилось хозяйство монастыря — обители были пожалованы новые земли, рыбные ловли и половина мельницы. Был заложен новый монастырский сад. Был снят контроль над монастырским бюджетом со стороны органов епархиального управления.

В заключение следует отметить, что рассмотренный нами период — рубеж XVIII — XIX вв. — в истории Ростовского Яковлевского монастыря не являлся временем наивысшего процветания. По большому счету, все только начиналось. Впереди у этого монастыря было целое столетие, на протяжении которого его благосостояние неуклонно росло, а слава расширялась и крепла.

Источник: А.Е. Виденеева «Ростовский Яковлевский монастырь на рубеже XVIII — XIX веков» на сайте Муромского историко-художественного музея https://museum-murom.ru/

А. Е. Виденеева. Ростовский Яковлевский монастырь на рубеже XVIII - XIX веков - Муромский историко-художественный музей



Комментарии и обсуждение


«Следующия по времени фрески Троицкаго (Зачатиевскаго) храма Яковлевскаго монастыря до некоторой степени вознаграждают нас в потере соборной росписи. Совершенно исключительный эффект создают в этом храме, узком и высоком, арки, заполняющия пространства. Наверху, на арках, находишься словно в зачарованном царстве грандиозных иконописных форм; не воспринимая частностей, не анализируя, можно находиться под обаянием общих впечатлений. По аркам тянутся колоссальные апостолы, на стенах и сводах расположены более или менее сложныя композиция, сохранившияся отлично. Очевидно, реставраторы 19-го века не дошли до этих рядов.

Храм сооружен Ионой, но пока год его постройки неизвестен. Наружный вид его прост, даже беден. Четырехскатная крыша очевидно принадлежит, как и фигурныя главы, к 18-му веку. Окна расширены, их гирьки уничтожены…»

Источник: Эдинг, Борис Николаевич (1889-1919). Ростов Великий, Углич: Памятники худож. старины / Борис фон-Эдинг; [Предисл.: Игорь Грабарь]. — Москва: И. Кнебель, [1914]. — 200 с.: ил.: 31 — (Русские города - рассадники искусства: Собр. ил. монографий / Игорь Грабарь. Ростов Великий. Углич). Стр. 126

Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины - Эдинг, Борис Николаевич (1889-1919) - Cистема онлайн-просмотра

20 января 2025, Юрий Верещагин Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное).


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.