С середины XVIII в. началось возвышение дотоле мало чем примечательного Ростовского Яковлевского монастыря, которое было обусловлено обретением мощей и канонизацией святителя Димитрия Ростовского, похороненного, согласно его собственному выбору, в этой обители. За полстолетия было сделано немало, к рубежу XVIII — XIX вв. монастырь совершенно преобразился. Перечислим наиболее важные изменения. В результате монастырской реформы 1764 г. к Яковлевскому монастырю присоединяется Спасская обитель, что существенно расширяет территорию Яковлевского монастыря и укрепляет его хозяйство. Важно и то, что он остается единственным монастырем в северной части Ростова. Яковлевский монастырь удостаивается титула ставропигиального и выходит из-под епархиального подчинения. Щедрые пожертвования почитателей св. Димитрия Ростовского пополняют монастырскую казну, обитель богатеет. В течение последней четверти XVIII в. возводится новый каменный монастырский ансамбль — стены с башнями, колокольня, келейные корпуса. К рубежу XVIII — XIX вв. Яковлевский монастырь становится одним из знаменитейших и богатейших монастырей Ростово-Ярославской епархии.
Как уже упоминалось, в последней четверти XVIII в. все монастырские строения, за исключением Зачатиевского собора, были перестроены. Новый монастырский ансамбль получил строгую регулярную планировку. Квадратный в плане парадный двор обители окружался достаточно высокой каменной стеной. Четыре башни возвышались по углам, а две надвратные размещались друг против друга, по центру южной и северной сторон ограды. Южные ворота, обращенные к озеру, назывались «водяными», а северные — «въездными». Вытянутые в линию и соединенные друг с другом настоятельский, трапезный и два братских корпуса были двухэтажными и располагались таким образом, что заменяли собой почти всю западную и часть северной сторон монастырской ограды. Таким образом, все жилые постройки находились в западной части монастырского двора, тогда как вся его восточная часть была отдана культовым сооружениям. В юго-восточном углу стоял старый монастырский собор — церковь Зачатия св. Анны с приделом св. Иакова Ростовского, построенная в 1686 г. Северо-восточный угол двора занимал новый собор монастыря — огромный храм св. Димитрия Ростовского, строительство которого было завершено в 1801 г. Для освящения этого храма, которое произошло в день памяти св. Димитрия Ростовского, 27 октября 1801 г. в монастырь прибыл Павел, архиепископ Ярославский и Ростовский. В 1804 г. в трапезе Димитриевского храма устраиваются два придела; правый придел был посвящен св. Николаю, небесному патрону Николая Петровича Шереметьева, на средства которого сооружался Димитриевский собор; левый придел посвящался св. Димитрию Солунскому — святому, тезоименитому Ростовскому святителю Димитрию. Освящение приделов было произведено архимандритом Мелхиседеком 18 и 26 июня 1804 г. Между двумя церквями по центру восточной стороны ограды над святыми вратами возвышалась новая трехъярусная колокольня. На ней находилось четырнадцать колоколов, самый тяжелый из которых весил 309 пудов 30 фунтов (5073 кг), а в верхнем ярусе были установлены колокольные часы. Третий храм Яковлевского монастыря — Спасская церковь, бывший собор упраздненной Спасской обители, находился в отдалении от парадного монастырского двора. Богослужение в ней производилось только в теплое время года. Рядом со Спасским храмом находилось братское кладбище.
Содержание монастырских построек в должном порядке требовало большой заботы. В монастыре постоянно производились разнообразные ремонтные работы. Более серьезные ремонты, такие, например, как побелка колокольни, ограды, башен, келейных корпусов в 1800 г.; устройство новых деревянных обрубов для защиты от воды вокруг двух угловых башен, выходящих на озеро, и ремонт мостовой перед восточной стеной ограды в 1802 г.; замена обветшавших деревянных мостков, ведущих от настоятельских келий до Зачатиевского собора в 1802 г.; смена деревянного покрытия глав Спасского храма железным и побелка всей церкви в 1806 г., повторялись нечасто. Мелкие ремонты — типа починки, замены или чистки печей, ремонта или покраски дверей, полов, оконных рам, производились с завидным постоянством. Для выполнения всех видов ремонтных работ нанимались мастера со стороны. Немало внимания уделялось украшению церковных интерьеров и пополнению монастырской ризницы. Например, в 1799 г. в Зачатиевской церкви было устроено новое архимандричье место, деревянное, расписанное и обитое зеленым сукном. В 1803 г. для Димитриевского храма были куплены три паникадила — большое для церкви и два поменьше в трапезу. Их стоимость составила около 4 тысяч 600 рублей. В следующем году небольшое паникадило приобрели для Зачатиевского храма.
Территория присоединенного к Ярославскому Спасского монастыря использовались в качестве хозяйственного двора. С восточной стороны он примыкал к главному монастырскому двору, а с трех остальных сторон окружался невысокой оградой. В 1804 г. с северной и южной сторон деревянная ограда была заменена каменной, в 1805 г. в камне была отстроена западная часть оградной стены. На хозяйственном монастырском дворе располагались кладовые и погреба, просфорнические кельи и братская баня, кузница и мастерские, а также другие хозяйственные службы. Там же находилась построенная в конце XVIII в. новая каменная конюшня и каретник. В 1797 г. в монастырской конюшне содержалось пять лошадей. Из средств передвижения в конце XVIII в. монастырь располагал каретой, сверху обитой кожей, а изнутри белым сукном; четырьмя санями; летними дрожками; телегой с кибиткой и еще четырьмя телегами, две из которых были старыми, а две — новыми. Вероятно, на хозяйственном дворе был размещен и монастырский скотный двор. На территории двора был разбит огород, а на рубеже XVIII — XIX вв. в южной части двора, вдоль берега озера, началась посадка нового монастырского сада — с яблоневыми, сливовыми и вишневыми деревьями. За пределами Яковлевского монастыря в первые годы XIX в. был построен каменный двухэтажный монастырский гостиный дом для приема гостей и паломников, при котором были устроены деревянная кухня, людская изба и конюшенный сарай. Двор вокруг монастырской гостиницы был обнесен деревянной оградой.
Большим подспорьем для монастыря являлось его обширное подсобное хозяйство — скотный двор, огород, сенокосные угодья. При монастыре содержался крупный рогатый скот. Благодаря этому монастырь в значительной мере удовлетворял свои потребности в мясных и молочных продуктах. Для ухода за коровами нанимались две скотницы. Монастырский огород был достаточно большим, на нем насчитывалось несколько десятков гряд. На весенне-летне-осенний сезон для огородных работ монастырь нанимал одну или двух огородниц. В большинстве своем овощи и зелень для монастырского стола поступали с собственного огорода.
Во владении монастыря находилась земля — пять пустошей, выделенных от казны или пожалованных частными лицами в 1770-х гг. общей площадью около восьмидесяти десятин. В 1798 г. по указу Павла I о пожаловании архиерейским домам и монастырям земель, Яковлевскому монастырю были выделены три пустоши в Ростовском уезде: «Кочеватик» (четыре десятины), «Бочаги» (пять десятин) и «Козлов луг» (восемь десятин). Таким образом, площадь земельных владений обители увеличилась. В силу того же указа монастырю была пожалована рыбная ловля в Рюмниковском озере, расположенном в Карашенской волости Ростовского уезда. Наконец, в 1798 г. на правах совместного использования с Ростовским Авраамиевским монастырем Яковлевский монастырь получил во владение водяную мельницу на реке Устье при деревне Исады, ту самую, которая до 1764 г. принадлежала Ростовскому архиерейскому дому.
Яковлевский монастырь содержал целый штат монастырских служителей, которые обслуживали и охраняли обитель. На службе у монастыря состояло шестнадцать работников. Судя по данным 1800 г., треть монастырских служителей являлась уроженцами подмонастырской слободки, а две трети — переселившимися в Ростов жителями сел и деревень, в основном Ростовского, а также Борисоглебского и Ярославского уездов.
Основная часть служителей непосредственно занималась в монастыре хозяйственными делами. Каждому из них поручалась какая-либо должность, например, повара, хлебника, кучера, кузнеца и тому подобное. В обители имелся даже собственный иконописец и финифтяный мастер — Александр Григорьев (род. ок. 1747 г., сконч. в 1823). Оставшаяся часть служителей использовалась в качестве разнорабочих, сторожей и звонарей. Их основная обязанность заключалась в ночной охране монастыря. Работали они посменно. В сезонных сельскохозяйственных работах, таких как сенокос или копка гряд и уборка урожая на огороде, сообща участвовали все монастырские служители.
На жалованье шестнадцати служителям, вместе с подъячим, в год выделялось 354 руб. 60 коп. Каким образом между ними производился раздел этих денег, по особо утвержденным окладам или просто поровну, нам не известно. В среднем на каждого приходилось около 20 руб. в год, то есть столько же, сколько получали не имевшие сана монахи и послушники. Сверх штатных окладов служителям выплачивали наградные или праздничные деньги. Пять раз в год по праздникам всем служителям выдавалось по 1 руб. Это случалось под Новый год, на Пасху и на Покров, а кроме того, в дни празднования памяти небесных патронов обители — Ростовских святителей Иакова и Димитрия. По большим праздникам дополнительное вознаграждение получали сторожа и звонари, это была давняя традиция, оправданная тем, что именно по праздникам сторожам и звонарям приходилось особенно стараться. Наконец, каждый служитель получал от монастыря по 1 руб. в день своих именин. Сыновья монастырских служителей, помимо обучения грамоте, с малолетства обучались различным ремеслам, полезным для монастырского хозяйства; монастырь своевременно заботился о воспитании нового поколения своих служителей.
Источники средств содержания, которыми на рубеже XVIII — XIX вв. располагал Яковлевский монастырь, по способу получения денег можно разделить на три группы: штатные выплаты, неокладные доходы и пожертвования. Дадим краткую характеристику каждому из них:
1. Выплаты по штату — деньги, выплачиваемые из государственной казны. В соответствии с присвоенным монастырю классом и с учетом учрежденной в 1797 г. прибавочной суммы Яковлевский монастырь ежегодно получал по 2393 руб. 11 коп. Эти деньги в начале каждого года выдавались из Ростовского уездного казначейства. В монастыре их выплата производилась дважды в год. Штатные деньги распределялись по следующим статьям: на жалованье настоятелю и братии — 745 руб.; на монастырскую трапезу — 340 руб.; на жалованье служителям — 354 руб. 60 коп.; на хозяйственные монастырские нужды («на конюшенные расходы и дрова») — 300 руб.; «на церковные потребы», под которыми подразумевалась покупка шести ведер красного «кагорского» вина для приготовления причастия и восьми пудов пятнадцати фунтов пшеничной крупчатой муки для выпечки просфор на весь год — 53 руб. 50 коп.; наконец, на ремонт или «починку» монастырских сооружений, в первую очередь, церквей, а также на содержание ризницы — 600 руб.
2. Неокладные доходы — деньги, зарабатываемые или выручаемые самим монастырем. На рубеже XVIII — XIX вв. Яковлевский монастырь выручал деньги только по одной доходной статье — за сдачу в аренду Исадской мельницы. В 1799 — 1802 гг. доля Яковлевского монастыря ежегодно составляла по 687 руб. 50 коп.; в 1803 — 1805 гг. — по 552 руб. 50 коп.; с 1806 г. — по 700 руб. Впоследствии Яковлевский монастырь значительно увеличил число своих доходных статей.
3. Пожертвования. Точный учет всех пожертвований в монастырь произвести затруднительно. Видимо, их было немало. Размер пожертвований мог быть самым различным — неимущие богомольцы жертвовали копейки, состоятельные паломники не жалели десятков тысяч рублей. Как правило, наиболее крупные денежные вклады являлись целевыми. Показательнейший пример тому — пожертвование 65 тысяч руб. графом Николаем Петровичем Шереметевым на сооружение Димитриевского храма.
Итак, на рубеже XVIII — XIX вв., во время настоятельства архимандрита Мелхиседека (1797−1806 гг.), в Яковлевском монастыре произошли следующие изменения. Завершилось строительство нового храма, в котором были устроены два придела, в результате чего число освященных престолов в обители удвоилось. Продолжилось сооружение монастырского ансамбля — был выстроен гостиный двор, возведена каменная стена вокруг хозяйственного двора, начались ремонтные работы в Спасской церкви. Значительно укрепилось хозяйство монастыря — обители были пожалованы новые земли, рыбные ловли и половина мельницы. Был заложен новый монастырский сад. Был снят контроль над монастырским бюджетом со стороны органов епархиального управления.
В заключение следует отметить, что рассмотренный нами период — рубеж XVIII — XIX вв. — в истории Ростовского Яковлевского монастыря не являлся временем наивысшего процветания. По большому счету, все только начиналось. Впереди у этого монастыря было целое столетие, на протяжении которого его благосостояние неуклонно росло, а слава расширялась и крепла.
Источник: А.Е. Виденеева «Ростовский Яковлевский монастырь на рубеже XVIII — XIX веков» на сайте Муромского историко-художественного музея https://museum-murom.ru/
А. Е. Виденеева. Ростовский Яковлевский монастырь на рубеже XVIII - XIX веков - Муромский историко-художественный музей
Комментарии и обсуждение
«Следующия по времени фрески Троицкаго (Зачатиевскаго) храма Яковлевскаго монастыря до некоторой степени вознаграждают нас в потере соборной росписи. Совершенно исключительный эффект создают в этом храме, узком и высоком, арки, заполняющия пространства. Наверху, на арках, находишься словно в зачарованном царстве грандиозных иконописных форм; не воспринимая частностей, не анализируя, можно находиться под обаянием общих впечатлений. По аркам тянутся колоссальные апостолы, на стенах и сводах расположены более или менее сложныя композиция, сохранившияся отлично. Очевидно, реставраторы 19-го века не дошли до этих рядов.
Храм сооружен Ионой, но пока год его постройки неизвестен. Наружный вид его прост, даже беден. Четырехскатная крыша очевидно принадлежит, как и фигурныя главы, к 18-му веку. Окна расширены, их гирьки уничтожены…»
Источник: Эдинг, Борис Николаевич (1889-1919). Ростов Великий, Углич: Памятники худож. старины / Борис фон-Эдинг; [Предисл.: Игорь Грабарь]. — Москва: И. Кнебель, [1914]. — 200 с.: ил.: 31 — (Русские города - рассадники искусства: Собр. ил. монографий / Игорь Грабарь. Ростов Великий. Углич). Стр. 126
Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины - Эдинг, Борис Николаевич (1889-1919) - Cистема онлайн-просмотра