Храм св. Димитрия Ростовского, называемый также по имени главных вкладчиков Шереметевским, был построен в 1795 — 1801 годах. В самом конце строительства в трапезной части храма устроены два придела: с южной стороны – св. Николая Чудотворца, с северной – св. Димитрия Солунского (видимо, в честь небесных патронов св. Димитрия Ростовского и графа Н. П. Шереметева).
Храм является одним из интереснейших памятников провинциального классицизма и в научный оборот введен еще в конце XIXвека. Историография его обширна, но серьезных исследований очень мало. Если архитектура Шереметевского храма и его скульптурное убранство были предметом анализа, то интерьер его не только абсолютно не изучен; в литературе даже нет сколько-либо полного его описания. Некоторые сведения о внутреннем убранстве храма дает лишь «Описание Ростовскаго ставропигиального первокласснаго Спасо-Яковлевскаго Дмитриева монастыря и приписнаго к нему Спасскаго, что на песка», выпущенное в Санкт-Петербурге в 1849 году. В научной же литературе мы встречаем лишь краткие упоминания, сводящиеся к фразам о том, что «богатый снаружи храм очень беден внутри» и что «все, что имеется в Димитриевском или Шереметевском храме, относится ко времени его устройства». «Бедность» убранства объясняется следующим образом. Начав строительство храма граф Н.П. Шереметев рассчитывал перенести сюда мощи св. Димитрия из соборной церкви монастыря. Однако, этому воспротивился архиепископ Павел, не пожелавший пойти против воли самого святителя, который завещал похоронить себя в церкви Зачатия св. Анны. После этого, как сообщают авторы, граф прекратил дальнейшую постройку церкви и потерял к ней всякий интерес. Следует заметить, что в действительности граф не только не потерял интереса к строящемуся храму, но уже и после его окончания продолжал делать щедрые вклады в Спасо-Яковлевский монастырь. Крупным вкладчиком стал и его сын, Дмитрий Николаевич, пожертвовавший, в частности, большую сумму на возобновление храма в конце 1860-х – начале 1870-х годов.
Что касается утверждения об одновременности создания внешнего и внутреннего убранства, то его также следует признать неверным. Если экстерьер храма сложился за короткий срок, то с интерьером его дело обстоит иначе. Приходо-расходные книги Спасо-Яковлевского монастыря, две его описи, а также старые фотографии показывают, что интерьер этот изменялся и формировался на протяжении всего XIX века. Описи представляют для нас особенный интерес, так как фиксируют состояние интерьера сразу после устройства храма (опись 1802 года) и перед его закрытием (опись конца 1910-х годов).
Опираясь на вышеуказанные документы, мы попытаемся дать характеристику основным составляющим частям интерьера Шереметевского храма в их историческом развитии.
Церковь св. Димитрия Ростовского представляет собой трехапсидный пятиглавый бесстолпный храм. Четверик перекрыт куполом на парусах, переносящих тяжесть на сильно выступающие пилоны. Каждый пилон украшен со стороны четверика двумя парами пилястр искусственного мрамора. Во всех пилонах устроены большие ниши с полукруглыми завершениями: в двух восточных – со стороны алтарной части, в двух западных – со стороны трапезной. Боковые стороны четверика решены одинаково: в центре дверной проем, по сторонам его – два высоких окна (снаружи они прямоугольные; изнутри же оконные и дверные ниши имеют классицистически скругленный верх); над карнизом прорезано большое полуциркульное окно. Сводчатые перекрытия трапезной опираются на два квадратных в плане столпа; боковые стены имеют по два оконных проема. В восточной части храма устроена двухступенчатая солея. Под западной подпружной аркой сделан балкон, поддерживаемый двумя консолями. Основную роль в интерьере храма играют лепнина, стенные росписи и иконостас.
Лепнина
Основная часть ее сконцентрирована в четверике. Лепнина распределяется здесь следующим образом. В верхней точке купола помещена большая розетка (или «репей», как она называется в документах 1799 года); лепная гирлянда обрамляет композицию «Троица Новозаветная в окружении небесных чинов», написанную в центре купола. В нижней части купол разделен трапециевидными рамами на 12 частей; в промежутках между рамами пущены лепные полосы растительного орнамента. Внутри каждой трапециевидной рамы помещена другая – овальная, в которой находится живописное изображение апостола. Над каждой овальной рамой – имитация полоски легкой ткани; под рамой – тяжелое лепное полотнище, на котором помещено имя апостола. Живописные композиции на парусах тоже заключены в овальные рамы, обвитые лентами; под всеми четырьмя рамами устроены орнаментированные доски с именами евангелистов.
У основания купола проходит лепной двухрядный карниз; другой карниз отделяет паруса от опорных пилонов. Пилоны украшены пилястрами с лепными капителями, в которых роль волют играют головки ангелов (или херувимов), обрамленные акантовыми листьями. Внутренние поверхности подпружных арок кессонированы; кессоны украшены розетками. Над арками помещены четыре сияния; в трех из них – лепные головки ангелов или херувимов, в четвертом (над восточной аркой) – живописное изображение Саваофа. Люнеты над полуциркульными окнами южной и северной стен украшены лепным растительным орнаментом.
В алтарной и трапезной частях храма мотивы лепнины не столь разнообразны. Большую часть ее составляют розетки, помещенные в кессонах алтарной конхи, западного свода трапезной и внутренних поверхностей двух арок, примыкающих к подпружным со стороны алтаря и трапезной. Кроме того, вокруг живописных композиций на центральных сводах алтаря и трапезной сделаны прямоугольные лепные рамы, имитирующие цветочные гирлянды
Лепнина выполнена в 1799 — 1801 годах немецким мастером Иваном Фохтом (автором наружного скульптурного убранства четверика). Во время работ по возобновлению храма в конце 1860-х – начале 1870-х годов она была поновлена мастером из Костромской губернии Евграфом Васильевым Исаковым.
Стенные росписи
Как и в случае с лепниной, акцентируется центральная часть храма. Рассмотрим сначала роспись четверика. В центре купола размещается изображение Новозаветной Троицы перед престолом уготованным в окружении небесных чинов. Ниже по кругу идет надпись: «Един над всеми в Тр/ои/це Бог: О/те/ц и С/ы/н и Б/о/жественный Д/у/х. Его же страхом славят н/е/бнии чинове: с/вя/т, с/вя/т, с/вя/т еси Г/оспо/ди». В двенадцати овальных рамах помещены изображения апостолов в рост, на пейзажном фоне и с атрибутами. По ходу надписи против часовой стрелки идут: св. Павел с книгой и мечом, св. Иоанн с чашей, св. Андрей с косым крестом, св. Филипп, св. Фома с копьем, св. Иаков с крестом, св. Иаков с посохом, св. Иуда, св. Симон с пилой, св. Варфоломей с содранной кожей и ножом, св. Матфей с книгой и св. Петр с ключами.
Евангелисты в сопровождении символов по традиции изображены на парусах: на юго-восточном – Матфей с ангелом, на юго-западном – Иоанн с орлом, на северо-западном – Лука с тельцом и на северо-восточном – Марк со львом. Над восточной подпружной аркой в промежутках между парусами находится полуфигурное изображение Саваофа, окруженное лепным сиянием. В четырех простенках четверика помещены изображения преп. Илариона Великого и св. царицы Александры (северная сторона), св. Сергия Радонежского и св. Александра Невского (южная сторона).
В алтаре,в нижней части конхи, над средним окном написан Нерукотворный Образ; центр алтарного свода занимает изображение Новозаветной Троицы с двумя ангелами и надписью: «От/е/ц, Слово и С/вя/тый Д/у/х: сии три едино суть». В двух простенках между окнами помещены фигуры архангелов Михаила и Гавриила. На южной и северной сторонах алтаря написаны соответственно вселенские учителя (святые Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий) и московские чудотворцы (читаются имена святых Алексия, Ионы, и Филиппа) в рост, а также поясные изображения архангела Гавриила и Богоматери (разделенная на две стены композиция Благовещения).
Выступающие торцы алтарных стен занимают поясные фигуры св. Димитрия Ростовского (справа) и св. Иакова Ростовского (слева). На обращенных к центру сторонах восточных пилонов находятся изображения св. Исайи Ростовского (справа) и св. Игнатия Ростовского (слева).
На восточных сторонах пилонов имеются заключенные в живописные рамы надписи. Со стороны дьяконника: «Храм сей во имя Святителя Димитрия Митрополита Ростовскаго Чудотворца сооружен иждивением Графа Николая Петровича Шереметева в 1801 году, в том же году 28 октября освящен Преосвященным Павлом Архиепископом Ярославским и Ростовским при настоятеле Мельхиседеке». Со стороны жертвенника: «Храм сей (возобновлен[16]) тщанием Графа Димитрия Николаевича Шереметева в 1870 году при настоятеле Архимандрите Иларионе, а в 1900 и 1901 годах обновлен с устройством нового пола из метлахских плиток иждивением Московской Потом. Поч. Гражданки Елисаветы Ляминой при настоятеле монастыря Архимандрите Иакове». В люнетах алтарных окон написаны головки ангелов или херувимов в сиянии (имитация лепнины).
В трапезной части храма помещены две композиции, посвященные св. Димитрию Ростовскому: в полукруглой раме над входными дверями – «Пострижение св. Димитрия в монашество», в центральном своде трапезной – «Посвящение св. Димитрия в архиереи». В нишах приделов написаны сцены Воскресения (придел св. Николая) и Преображения Христова (придел св. Димитрия Солунского). Орнаментальная живопись храма имитирует лепнину; большую часть ее составляют живописные кессоны с розетками, размещенные на внутренних поверхностях алтарных арок и арок трапезной, а также на сводах ниш приделов. Нижнюю поверхность балкона и консолей покрывает арабесочный орнамент со стилизованными изображениями ваз.
Росписи, имитирующие лепной растительный орнамент, размещены в углах парусов, на досках с именами евангелистов и по сторонам живописных композиций в сводах алтаря и трапезной. Стены ниже уровня окон расписаны под мрамор. Свободные от росписи поверхности стен, купола и сводов выкрашены синей и голубой краской. Храм начал украшаться стенной живописью сразу после окончания строительства, однако не все росписи выполнены одновременно.
Самое раннее упоминание о работах над росписью встречается в «Деле о лепной и скульптурной работе по ц. св. Димитрия 1799 года». По контракту, заключенному Иваном Фохтом с архимандритом Мельхиседеком, мастер обязуется, кроме работы над скульптурным оформлением, «всю церковь внутри роскрыть краскою и арабесочную живописью росписать, выключая личных, какова бы оныя рода ни были». Из некоторых документов того же «Дела…» мы узнаем, что в 1800 — 1801 годах над «личными» росписями работает художник Порфирий Семенов.
Следующий по хронологии источник – опись 1802 года. Здесь упоминаются образ Саваофа над иконостасом, евангелисты на парусах, апостолы и Новозаветная Троица в куполе, Новозаветная Троица (названная «Отечеством») и Спас Нерукотворный в алтаре, «Посвящение св. Димитрия в архиереи» и «Пострижение св. Димитрия в монашество» в трапезной. «Описание…» 1849 года не дает перечисления сюжетов, но называет имя автора росписи – это «крестьянин Ростовскаго уезда вотчины Гг. Филатьевых Порфирий Рябов» (учитывая упоминание в «Деле…» 1799 года, полное имя мастера можно восстановить как Порфирий Семенов Рябов).
Видимо, до последней трети XIX века существенных работ над стенописью больше не велось. Активная деятельность по украшению храма возобновляется лишь в конце 1860-х годов, чему способствовали крупные пожертвования, сделанные Д. Н. Шереметевым. В 1868 году, как показывает приходно-расходная книга, монастырь закупает у купцов Рыкуниных большое количество красок для живописных работ. В том же году ростовский художник Илья Николаев Бубнов начинает поновление стенописи храма. Важные сведения дают также приходно-расходные книги 1869 и 1870 годов. Первая сообщает, что в 1869 году живописцем Алексеем Николаевым Бубновым был переписан заново Спас Нерукотворный в конхе алтарной апсиды. Им же написаны на стенах алтаря группы вселенских учителей и московских чудотворцев, а также четыре в простенках четверика. В декабре 1870 года тому же мастеру выданы деньги за написание в алтаре образов святых Исайи и Игнатия Ростовских, а также двух летописей. Этим исчерпываются сведения, даваемые документами.
Можно предположить, что в 1900 — 1901 годах в храме вновь производились какие-то живописные работы, так как эти годы упоминаются в северной надписи алтаря (это говорит о том, что летописи в начале ХХ века были переписаны). Итак, не атрибутированными с помощью документов остаются изображения: в алтаре — архангелов Михаила и Гавриила, святых Иакова и Димитрия Ростовских, Благовещения; в приделах – Преображения и Воскресения.
Проще всего обстоит дело с довольно хорошо сохранившимися изображениями ангелов в простенках алтаря. Рисунок живописных рам вокруг них идентичен с рисунком рам, которые окружают фигуры святых в простенках четверика. Схожая проработка складок одежд, а главное, характер ликов не оставляют сомнений в том, что упомянутые шесть изображений принадлежат кисти одного мастера – Алексея Бубнова. Манера его отличается от манеры Пофирия Рябова. Последний, без сомнения, принадлежит к классицистическому направлению. Об этом ясно свидетельствуют специфические цветовые сочетания, характер драпировок, исполненные патетики позы (особенно изображения апостолов и евангелистов). Бубнов же пишет более мягко, без резких цветовых сочетаний и внешней патетики.
Вопрос атрибуции остальных алтарных изображений мы оставляем открытым из-за их недоступности для исследования (это касается образов святых Иакова и Димитрия Ростовских, архангела Гавриила и Богоматери). Сцены Воскресения и Преображения в приделах храма из-за плохой сохранности также не смогли стать объектом анализа. Написаны они могли быть либо в начале XIXвека (но после 1802 года), когда обустраивались приделы, либо, скорее всего, во время работ конца 1860-х – начала 1870-х годов. Отметим еще, что над композицией «Воскресение Христа», в своде ниши придела св. Николая, просматривается поясное изображение Саваофа в облаках, перекрытое позднейшей орнаментальной росписью (кессоны и розетки здесь зеленовато-серые, тогда как во всем храме живописные кессоны имеют синий и белый цвета). В стенописи храма св. Димитрия Ростовского можно заметить определенную направленность в подборе сюжетов.
Иконостас
Сохранившийся до нашего времени иконостас не является первоначальным. Опись 1802 года фиксирует наличие в храме другого иконостаса – «столярной и резной работы, в коем резба и пореска вызолочены червонным одинаким золотом, а глаткие места выкрашены краскою с покрытием масленым лаком». Из описи видно, что первоначальный иконостас был трехрядным и содержал 11 или 12 икон (не считая фигур святых на дверях, ведущих в жертвенник и дьяконник). Над резными с позолотой царскими вратами помещалось изображение св. Духа в сиянии.
Крупные вклады, сделанные Д. Н. Шереметевым в конце 1860-х годов позволили монастырю устроить новый иконостас, более гармонирующий с интерьером храма. Приходо-расходные книги монастыря конца 1860-х годов сообщают имена мастеров, принимавших участие в создании нового иконостаса, а также позволяют проследить порядок работы над ним.
В 1868 — 1869 годах в лавке ростовских купцов Рыкуниных были закуплены материалы, необходимые для сооружения иконостаса. Список покупок выглядит весьма внушительно: там значатся, например, «390 пудов известки, 200 пудов алебастра, 60 пучков драни под мраморную работу»и тому подобное. Видимо, в это же время ростовскому инженеру, коллежскому асессору Константину Алекандровичу Докушевскому был заказан проект нового иконостаса «поддельного мрамора». Прежний иконостас был разобран и перенесен в кладовую.
Непосредственные работы начались в 1869 году. Подготовку алебастра для мраморной работы и устройство лесов для мраморщиков осуществил ростовский мещанин Зиновий Лукин Конопаткин. Для мраморной работы был приглашен «мастер московский временнаго цеха» Адриан Степанов Ремизов. Резные капители пилястр изготовлены столяром из дер. Смертино Ростовского уезда Владимиром Лаврентьевым. Им же сделано сияние над царскими вратами и осуществлена поправка самих врат (видимо, оставшихся от прежнего иконостаса). Позолоту резьбы выполнил «позолотный мастер московскаго цеха» Василий Сергеев Нестеров. В окраске иконостаса и пилястр под мрамор принимал участие ростовский мещанин Илья Николаев Бубнов. В 1870 году основные работы были завершены.
В окончательном виде иконостас имеет форму триумфальной арки: над двумя мощными пилонами сделан разорванный фронтон, еще выше – массивный раскрепованный аттик. С внутренней стороны к пилонам приставлены две пары колонок, фланкирующих царские врата. Пилоны украшены парами пилястр искусственного мрамора с деревянными резными коринфскими капителями. Постаменты выкрашены под серый и темно-красный мрамор; сами пилястры канелированы на треть высоты и окрашены в голубой цвет; капители вызолочены. Антаблемент имеет темно-розовую окраску, поле фронтона – голубую, аттик и плоскости пилонов – белую. В иконостасе устроены проемы для икон: в нижнем ярусе – прямоугольные, вытянутые по вертикали; во втором ярусе – овальные и прямоугольные; в верхнем – прямоугольный горизонтальный в центре и восьмигранные по краям. Над аттиком в центре было установлено Распятие с двумя предстоящими (ныне утрачено).
Царские врата (утрачены) были деревянными резными, с позолотой. На них помещались живописные изображения архангела Гавриила, Богоматери и евангелистов. Все изображения были заключены в круглые рамы, обрамленные растительным орнаментом. Нижние части створок – филенчатые, с парами накладных резных гирлянд. Над вратами было устроено сияние с иконой Успения Богоматери.
Иконы
В местном ряду, по сторонам царских врат между пилястр помещены иконы Богоматери с Младенцем и Христа в окружении херувимов. Видимо, эти иконы были перенесены сюда из прежнего иконостаса. Косвенно это подтверждает опись 1802 года, где в составе старого иконостаса называются местные образа Спасителя и «Пресвятыя Богородицы с Превечным Младенцем», и запись в приходно-расходной книге 1869 года, где говорится о выдаче денег живописцу Алексею Николаеву Бубнову «за возобновление 2-х местных образов, т. е. Спасителя и Божией Матери в церковь св. Димитирия» (очевидно, иконы поновляли перед установкой в новом иконостасе). Автором упомянутых икон «Описание…» 1849 года называет крестьянина Московского уезда вотчины княгини Черкасской Николая Тяпина. Сюжеты остальных икон (за исключением находящейся в центре третьего яруса «Тайной вечери») из-за плохой сохранности в настоящее время определить не удалось. Возможно, эти образа также были перенесены из прежнего иконостаса, но здесь твердой уверенности у нас нет.
Важную роль в интерьере играют четыре большие иконы, помещенные на скосах пилонов. Две из них написаны на досках (иконы св. Димитрия Ростовского на юго-восточном пилоне и св. Иакова на северо-восточном), две – на холсте (иконы св. Николая на юго-западном пилоне и св. Леонтия Ростовского – на северо-западном). Эти образа написаны на рубеже XVIII— XIXвеков и одновременны устройству храма, так как они упоминаются уже в описи 1802 года. Первоначально, как следует из описи, иконы были обрамлены резными деревянными рамами с позолотой. Во время строительства нового классицистического по форме иконостаса, рамы также были переделаны в классическом стиле, под мрамор.
Иконы св. Николая и св. Леонтия Ростовского в настоящее время сильно загрязнены, и изображения на них просматриваются с трудом. Что же касается двух восточных икон, то можно сказать, что написаны они в духе парадных портретов эпохи классицизма: св. Иаков и св. Димитрий изображены в трехчетвертном развороте в рост, в полном архиерейском облачении; задний план икон занимают типично классицистические архитектурные кулисы. Известно, что икона св. Димитрия Ростовского в 1875 году поновлялась ростовским живописцем Алексеем Николаевым Бубновым.
Судя по описи 1802 года, в трапезной части храма также находился целый комплекс икон (в настоящее время отсутствуют). Сохранились лишь деревянные резные киоты от них, укрепленные по четырем сторонам каждого из двух столпов трапезной. Места стыка (на углах столпов) обработаны пилястрами, украшенными накладной резьбой. Каждый киот увенчан фронтоном, поле которого также покрывает растительный орнамент. Иконы здесь располагались по определенной системе. На западных гранях обоих столпов помещались богородичные иконы с изображениями чудес: справа – Богоматери Тихвинской, слева – Владимирской. На восточных гранях, обращенных в сторону четверика, находились композиции, посвященные местным святым: на правом столпе – «Обретение мощей св. Димитрия», на левом – «Преставление св. Иакова». С южных сторон размещались праздничные иконы («Воздвижение Животворящего Креста» справа и «Рождество Богоматери» – слева), с северных – иконы избранных святых (святых Иоанна Предтечи, Захарии, Елизаветы и Александра Невского – справа и святых Терентия, Неонилы, Арсения Сербского и ап. Кондрата – слева). Первые четыре из перечисленных икон были возобновлены А. Н. Бубновым в 1870 год. По той же описи, на стенах трапезной напротив столпов находились еще две иконы в позолоченных рамах: справа – избранных святых, слева – св. Амфилохия и преп. Андрея Критского.
Источник: Буцких Е. В. «Об интерьере Димитриевского храма Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря». Сообщения Ростовского музея. Выпуск II. Ростов, 1991.
https://dimitryrostovsky.ru/prelateandmonastery/ob-interere-dimitrievskogo-hrama-rostovskogo-spaso-jakovlevskogo-monastyrja/?ysclid=mi48vk70b1332295744
Комментарии и обсуждение
В 1794-1802 гг. на средства графа Н. П. Шереметева был возведен Димитриевский собор. Этот богатый храм в стиле классицизма проектировали московский архитектор Назаров и крепостные зодчие Душкин и Миронов. Шереметев желал создать храм, достойный мощей св. Димитрия Ростовского, которые, как рассчитывал граф, будут перенесены сюда сразу после окончания строительства. Однако высшее духовенство Ярославской епархии, приняв во внимание волю самого Димитрия, не благословило перенесение мощей из Зачатьевского собора в Димитриевский. Граф Н. П. Шереметев помимо строительства собора жаловал монастырю облачения, золотую и серебряную церковную утварь. Даже после смерти Шереметева (1809) монастырь получил золотую митру с драгоценными камнями на раку с мощами св. Димитрия, выполненную в Санкт-Петербурге согласно завещанию графа. В память о Шереметеве Димитриевский собор нередко называют Шереметевским.
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского. Находится на территории Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря в Ростове.
Так называемый Шереметевский во имя св. Димитрия, митрополита ростовского (построен в 1801 г. Н.П. Шереметевым) с 2 приделами: во имя св. Николая чуд. и во имя св. вмч. Димитрия Солунского.
Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи». - Москва. Издание А.Д. Ступина. 1908 г.