ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ростов Великий. Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского.


Ростов Великий. Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского
Собор. Действует.
Престолы: Димитрия Ростовского, Николая Чудотворца, Димитрия Солунского
Архитектурный стиль: Классицизм
Год постройки: Между 1784 и 1801.
Архитектор: Е.С. Назаров (?)
Епархия: Ярославская митрополия. Ярославская епархия
Адрес:
Россия, Ярославская область, Ростовский район, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, д. 44

Координаты: 57.174613, 39.392469
Ссылки: Ссылка на temples.ru 





Сортировка:

Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Печка Александр
11 августа 2018
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, Вид с юго-востока, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Вид с юго-востока
Павел ЛабутинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
29 июня 2014
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Alex Van Shumm
28 апреля 2014
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 марта 2012
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 июня 2011
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Илья "BIM" БесхлебныйАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 октября 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Илья "BIM" БесхлебныйАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 октября 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, Вид со стен монастыря, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Вид со стен монастыря
Михалыч
24 августа 2007
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Чупринин Михаил
29 апреля 2007
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Чупринин Михаил
13 августа 2006
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
JuNe
15 июля 2005
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Altaets
13 апреля 2021
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Алексей Кротов
29 августа 2020
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Алексей Кротов
29 августа 2020
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 июня 2016
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 июня 2016
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 мая 2016
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Alex Van Shumm
28 апреля 2014
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 марта 2012
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 марта 2012
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 марта 2012
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 марта 2012
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 марта 2012
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 марта 2012
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 марта 2012
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Илья "BIM" БесхлебныйАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 сентября 2011
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 июня 2011
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 июня 2011
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Илья "BIM" БесхлебныйАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 октября 2010
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Чупринин Михаил
13 августа 2006
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Чупринин Михаил
13 августа 2006
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
JuNe
15 июля 2005
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Илья Смирнов
11 мая 2003
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 мая 2003
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 мая 2003
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Игорь Герасимов
22 сентября 1987
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Игорь Герасимов
22 сентября 1987
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Игорь Герасимов
22 сентября 1987
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Игорь Герасимов
22 сентября 1987
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Игорь Герасимов
22 сентября 1987
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Александр Момент
10 апреля 1977
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, Скан со слайда из домашнего архива., Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Скан со слайда из домашнего архива.
Фёдор Телин
15 июня 1973
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, Скан со слайда из домашнего архива., Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Скан со слайда из домашнего архива.
Фёдор Телин
15 июня 1973
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Алексей Кротов
29 августа 2020
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Алексей Кротов
29 августа 2020
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Алексей Кротов
29 августа 2020
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий Моченов
15 июля 2015
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий Моченов
15 июля 2015
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Alex Van Shumm
28 апреля 2014
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 июня 2011
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
JuNe
15 июля 2005
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, С. М. Прокудин-Горский. Рака Преподобного Димитрия Ростовского с мощами. http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2381, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
С. М. Прокудин-Горский. Рака Преподобного Димитрия Ростовского с мощами. http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2381
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1911
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, Фото конца 19 в. Альбом «Культурные сокровища России. Выпуск 6 «Ростов Великий, Троице-Сергиева Лавра» (Москва, 1913г.)»  http://andcvet.narod.ru/KSR/06/sam.html , Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Фото конца 19 в. Альбом «Культурные сокровища России. Выпуск 6 «Ростов Великий, Троице-Сергиева Лавра» (Москва, 1913г.)» http://andcvet.narod.ru/KSR/06/sam.html
Т.
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, Южная сторона. Альбом «Культурные сокровища России. Выпуск 6 «Ростов Великий, Троице-Сергиева Лавра» (Москва, 1913г.)»  http://andcvet.narod.ru/KSR/06/sam.html, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Южная сторона. Альбом «Культурные сокровища России. Выпуск 6 «Ростов Великий, Троице-Сергиева Лавра» (Москва, 1913г.)» http://andcvet.narod.ru/KSR/06/sam.html
Т.
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, Иконостас  Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"»  http://andcvet.narod.ru/H_R.html  и http://and110.ucoz.ru/XR/05/PG.html, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
Иконостас Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"» http://andcvet.narod.ru/H_R.html и http://and110.ucoz.ru/XR/05/PG.html
Т.
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, фото из журнала "Русский паломник", Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914
Андрей Агафонов
Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского, фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914, Ростов Великий, Ростовский район, Ярославская область
фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914
Андрей Агафонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 15 февраля 2015

С середины XVIII в. представители рода Шереметевых являлись почитателями ростовского святителя Димитрия. На протяжении почти двух столетий все поколения этой знатной графской фамилии оказывали благодеяния Спасо-Яковлевскому монастырю, хранящему святые мощи нового российского чудотворца. О взаимоотношениях отдельных представителей рода Шереметевых со Спасо-Яковлевским монастырем написано немало. Достаточно сказать, что ни одно издание не обходится без упоминания их главного пожертвования – сооружения графом Николаем Петровичем Шереметевым нового монастырского собора, посвященного святителю Димитрию.

Наиболее подробно о вкладах в ростовскую обитель, совершенных Н. П. Шереметевым и его сыном Дмитрием, рассказано в исследовании Е. В. Буцких, опубликованном в 1903 г. В настоящей работе обобщены исторические материалы о вкладах и пожертвованиях, которые Спасо-Яковлевскому монастырю преподнесли четыре поколения рода Шереметевых. Документальной основой послужили делопроизводственные документы монастырского архива, а также переписка яковлевских настоятелей с графской фамилией.

В 1706 г. за заслуги перед отечеством Петр I пожаловал военачальнику Борису Петровичу Шереметеву (1652–1719) земли на севере Ростовского уезда. В состав вотчины входило 35 де- ревень, а ее центром являлось село Вощажниково, где было основано графское поместье. Показательно, что Шереметевы получили во владение ростовские земли именно в то время, когда Ростовскую кафедру возглавлял митрополит Димитрий (1702–1709). Связь рода Шереметевых со святителем Димитрием Ростовским имела прочное основание.

Как писал в начале XX столетия Сергей Дмитриевич Шереметев, «для графа Петра Борисовича Шереметева чествование памяти Святителя Димитрия имело и особое, почти семейное значение по давним связям двух современников и питомцев Киевской Духовной Академии: молодого Туптало, будущего ростовского Святителя, и Бориса Петровича Шереметева, сына известного киевского воеводы Петра Васильевича, современника Саввы Туптало».

Позднее, в письме к ярославскому архиепископу Тихону С. Д. Шереметев признавался, что «с ранняго детства, преемственно от родителей, привык я чтить святую память великаго Угодника. Они же унаследовали от прадеда своего, фельдмаршала Шереметева, современника и по Киеву близкаго Святителю, равно и от деда, в особенности же от отца, графа Николая Петровича, горячее чувство высокаго благоговения и личной привязанности к Святителю Димитрию».

Подтверждением почтения, которое представители рода Шереметевых питали к св. Димитрию Ростовскому, служит их благотворительная деятельность по отношению к Спасо-Яковлевскому монастырю, ставшему местом упокоения святителя. Первый документально зафиксированный вклад Шереметевых в Яковлевскую обитель относится к 1755 г. Именно тогда, спустя три года после обретения мощей св. Димитрия, граф Петр Борисович Шереметев (1713–1788) преподнес пелену на гроб святителя. Одновременно с ним, представитель другой ветви Шереметевского рода, князь Сергей, вложил в монастырь три воздуха и штофную епитрахиль. Подчеркнем, что эти пожертвования были произведены еще до официально провозглашенной канонизации ростовского митрополита.

Сын Петра Борисовича, граф Николай Петрович Шереметев (1751–1809), стал одним из самых значительных благотворителей Спасо-Яковлевского монастыря. Зримым итогом его благодеяний явился возведенный им новый монастырский храм, освященный в честь св. Димитрия Ростовского, самое грандиозное и величественное строение обители. Необходимость создания в Яковлевском монастыре Димитриевского храма стала явной сразу же после канонизации святителя. Еще в конце 1770-х годов, когда развернулось сооружение нового монастырского ансамбля, архимандрит Амфилохий намеревался устроить храм в честь святителя над южными, обращенными к озеру, вратами. Однако Синод строительство надвратного Димитриевского храма запретил, вероятно, посчитав выбранное для него место не вполне подходящим, а монастырскую казну – недостаточно наполненной. Синодальное дозволение основать в Яковлевском монастыре церковь св. Димитрия последовало лишь в 1794 г., когда нашелся ктитор, пожелавший оплатить ее устроение.

Сооружение храма финансировал граф Николай Петрович Шереметев, затративший на его строительство 55 тысяч рублей. Освящение нового монастырского собора произошло в день памяти святителя Димитрия, 27 октября 1801 г., а спустя три года в его трапезе были устроены два придела: правый был посвящен Николаю Чудотворцу, небесному патрону Николая Шереметева, левый – освящен в честь великомученика Димитрия Солунского, тезоименитого святителю Димитрию.

В разное время графом в монастырь присылались облачения для богослужений, серебряная церковная утварь. Уже после смерти Н. П. Шереметева по его завещанию монастырь получил ценнейший подарок – украшенную драгоценными камнями золотую митру для возложения на мощи ростовского святителя. Графские вклады служили украшением монастырской ризницы и, наряду с царскими пожертвованиями, с гордостью демонстрировались высоким гостям, посещающим обитель.

Относительно общей суммы денежных средств, затраченных Н. П. Шереметевым на Спасо-Яковлевский монастырь, источники подтверждают пожертвование 55 тысяч рублей, затраченных на храм: 25 тысяч, вложенных на поминовение рода, и 30 тысяч, оставленных по завещанию. Последняя сумма имела следующее применение: 12 000 руб. израсходованы на золотую митру, около 5 000 руб. заплачены за евангелие и священные сосуды, до 4 000 руб. отданы за лампаду к мощам св. Димитрия. Большое евангелие, священные сосуды и лампаду заказывали в Москве, у купца I гильдии Алексея Гавриловича Савостина; митру изготавливали в Петербурге, при посредстве петербургского митрополита Амвросия. Оставшиеся деньги, около 10 000 руб., предназначавшиеся «на украшение новой святителя и чудотворца Димитрия церкви», по синодальному указу от 14 марта 1811 г. были отосланы в сохранную казну Московского Воспитательного дома с условием выплаты монастырю процентов в размере 500 руб. в год.

Связь Шереметевых со Спасо-Яковлевским монастырем и его насельниками не ограничивалась щедрыми пожертвованиями. Представители этого рода почитали монастырских старцев и состояли в переписке с яковлевскими настоятелями. Граф Николай Петрович Шереметев был знаком со старцем Спасо-Яковлевского монастыря – гробовым иеромонахом Амфилохием, чтил его и прислушивался к его мнению. Когда в 1805 г. яковлевский старец выразил желание возродить запустевшую церковь св. Димитрия Ростовского в селе Песошни близ Ростова, Николай Петрович изъявил готовность не только покрыть все расходы на ремонт храма, церковные нужды и жалованье причта, но и принять на себя и своих потомков содержание этой церкви в будущем.

Память Шереметевых чтили в обители – для поминовения их рода в Никольском приделе Димитриевского собора каждый день совершалась ранняя литургия. Род Шереметевых поминался на монастырских службах и при чтении монастырского синодика, которое по традиции совершалось при гробе св. Димитрия. Архимандрит Иннокентий в одном из своих писем к графу Д. Н. Шереметеву так говорил о молитвах, возносимых в монастыре за его род: «Как святая обитель наша с 1795-го года красуется и пользуется благотворениями в Бозе усопшаго родителя Вашего и, ежедневно вспоминая имя Его и всех сродников, обязанная продолжать оное всегда, доколе свет стоит, и солнце не затмится». В яковлевском синодике XVIII–XIX вв. род Шереметевых был упомянут трижды: «Род Петра Борисовича Шереметева: Феофана, Порфирия, Евсевия, Татианы, Евфимии, Марфы, Дорофея, Петра, Парфена, Феодора, Сергия, Елены, Мелании, Георгия, младенца Марины, Иоанна, Авраамия, Иакова, Ионы, Григория, Феодора, Акулины, Александра, Иоанна». «Род графа Шереметева: графа Бориса, графа Петра, графа Николая, графа Порфирия, графа Алексия, графини Параскевы, графини Варвары, графини Анны, князя Алексия, княгини Марии, девицы Александры». Вторая запись, по всей вероятности, относится ко времени вкладов графа Николая Петровича. Третья запись, которую, скорее всего, можно связать с именем его сына Дмитрия, не сохранилась из-за утраты листов синодика.

Храм, воздвигнутый Н. П. Шереметевым, в монастыре стали называть Шереметевским. Это название настолько укоренилось, что употреблялось и в исторической литературе, и в официальных документах. Своему единственному сыну граф Николай Петрович дал имя Дмитрий, что служит явным свидетельством глубокого почитания графом ростовского святителя. Со временем это имя повторилось в роду Шереметевых, во второй половине XIX столетия его получили два правнука Николая Петровича: Дмитрий Сергеевич (род. в 1869 г.) и Дмитрий Александрович (род. В 1883 г.).

Потомки щедрейшего благодетеля Яковлевского монастыря продолжали поддерживать связь с Димитриевой обителью. В оказании помощи монастырю особенно преуспел Дмитрий Николаевич Шереметев (1803–1871). Вероятно, он хорошо помнил слова, обращенные к нему в завещании отца: «В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба».

Первое документально зафиксированное значительное пожертвование Дмитрия Николаевича в Спасо-Яковлевский монастырь относится к 1837 г., когда по просьбе архимандрита Иннокентия граф выделил 5 тысяч рублей «на поправку ветхостей» Димитриевского собора. В храме предполагалось произвести следующие работы: в алтаре – восстановить алебастровое лепное убранство, повредившееся от времени, и написать на стенах несколько новых изображений на тему священной истории; в основном объеме храма – отремонтировать пол с полировкой его поверхности и заменой 200 плит; позолотить два клироса и четыре рамы больших живописных икон, а также поправить две печи. Однако из-за недостатка средств указанные работы тогда произведены не были. В мае 1842 г. граф Шереметев, «принимая душевно участие в устройстве серебряной гробницы основателю обители ... Святителю и Чудо- творцу Иакову», направил в обитель 1 500 руб.

В 1852 г. в Спасо-Яковлевском монастыре отмечалось 100-летие обретения мощей св. Димитрия. По мнению монастырских властей, одобренному Московской Синодальной конторой, Димитриевский храм нуждался в поправке пола. Архимандрит Поликарп обратился к Д. Н. Шереметеву: «Новым пожертвованием оживите память благодетельнейшего родителя Вашего, ознаменовавшего рождение Вашего сиятельства построением сего великолепного храма в честь Ангела Вашего». Предложение не осталось без ответа – граф передал монастырю 1 000 руб. Следует отметить, что денежные пожертвования в Спасо-Яковлевский монастырь Д. Н. Шереметев направлял достаточно регулярно. К примеру, в 1859 г. он прислал архимандриту Поликарпу 100 руб., а уже на следующий год, 15 сентября, накануне празднования памяти св. Димитрия, он выделил 200 руб. «на поправки и перестройки» Димитриевского храма.

Наряду с денежными переводами, граф Дмитрий Николаевич неоднократно преподносил Димитриевой обители дорогие дары. В сентябре 1866 г. он, вместе со своей женой графиней Александрой Григорьевной, прислал в монастырь комплект риз для соборного служения, сопроводив подарок своим пожеланием впервые надеть эти ризы 21 сентября, в день памяти святителя Димитрия. Желание дарителей было исполнено, позднее архимандрит Поликарп в письме к графу так рассказывал об этом: «20 числа вся оная ризница вынесена была в церковь и освящена окроплением святою водою, а в самый день праздника оныя облачения обновлены при соборном служении в храме, воздвигнутом в честь Святителя покойным родителем Вашим».

В 1867 г. Дмитрий Николаевич Шереметев в очередной раз посетил Спасо-Яковлевский монастырь и, увидев состояние храма, построенного его отцом, решил оказать содействие в проведении восстановительных работ. В течение трех лет он предложил выплатить 7 тысяч рублей, чтобы оплатить восстановление штукатурного, лепного и живописного убранства храма, возобновление главного иконостаса и устроение новых придельных, а также замену покрытия пола.

На эти деньги по плану, разработанному Дмитрием Николаевичем совместно с архимандритом Илларионом, предполагалось сделать следующее: «Внутри всего храма исправить штукатурку, лепную работу и живопись, главный иконостас возобновить и перезолотить» – на это выделялось более двух тысяч рублей; «в теплых приделах оба иконостаса, по ветхости оных, сделать новые и вызолотить резьбу на оных» – еще 2 100 руб., «в главном храме и алтаре вместо поврежденного плитоваго пола сделать мозаический из разноцветного мрамора», за что следовало отдать 2 200 руб. Кроме того, предусматривалось заменить 12 оконных рам и переделать две изразцовые печи. К ремонтным работам в Димитриевском храме были привлечены лучшие мастера. Так, известный ростовский живописец Илья Николаевич Бубнов поновлял иконы главного иконостаса и восстанавливал живописное убранство храма. Его брат, художник Алексей Николаевич Бубнов, расписывал алтарь – им были выполнены изображения Спаса Нерукотворного, вселенских учителей, московских святителей и еще четырех сцен в церковных простенках. Ему также заказали поновление 45 икон для придельных иконостасов. Он же расписывал под мрамор оконные откосы и панели на стенах храма. Лепщик Евграф Васильевич Исаков, мещанин посада Больших Солей, производил «исправление лепной работы» на сводах и в куполе храма.

Сооружение нового иконостаса из фальшивого мрамора и четырех рам для больших образов, стоящих в храме, принял на себя московский мраморных дел мастер Адриан Степанович Ремизов. Столяр Владимир Лаврентьев, крестьянин деревни Щаднево Ростовского уезда Ярославской губернии, изготовил новые деревянные резные иконостасы для двух приделов Димитриевского храма, а московский мастер Василий Сергеевич Нестеров их вызолотил; он же произвел позолоту лепных украшений в куполе Димитриевской церкви. Устройство нового мозаического пола было поручено Григорию Ивановичу Чекареву, крестьянину деревни Степановой Даниловского уезда Ярославской Губернии. Кладку новой печи для храма выполнили печники – ростовский мещанин Василий Константинович Птичников и Перфил Афанасьев, крестьянин Ярославской губернии села Аристова, а кровлю на храме исправил ростовский мещанин – кровельных дел мастер Дмитрий Николаевич Бубнов.

Ремонт шел в соответствии с разработанным порядком, но в мае 1869 г. Д. С. Шереметев предложил вместо восстановления главного иконостаса, деревянного, окрашенного маслом под мрамор и местами вызолоченного, устроить новый иконостас из фальшивого мрамора. По его мнению, «такого устройства иконостас был бы гораздо более приличным к общему украшению церкви, чем окрашение». На заседании Московской Синодальной конторы, куда граф обратился со своим ходатайством, его инициатива была воспринята с одобрением. Таким образом, благодаря участию Д. Н. Шереметева, в 1868– 1871 гг. было осуществлено «значительное обновление» Димитриевского храма. Последующие поколения рода Шереметевых хотя и не делали в Спасо-Яковлевский монастырь крупных денежных вкладов, но не оставляли его своим вниманием.

В конце мая 1885 г. граф Александр Дмитриевич (1859–1931) пожертвовал обители 250 руб., прося отслужить молебен и обедню. 9 июня в Шереметевском храме соборном были отслужены литургия и молебен святителю Димитрию о здравии жертвователя и его семьи – супруги Марии Федоровны и новорожденного сына Дмитрия.

Брат Александра Дмитриевича, Сергей Дмитриевич (1844–1918), с сыновьями Дмитрием и Павлом также не забывали о Димитриевой обители, присутствуя на наиболее значительных монастырских тожествах, проводившихся в начале XX столетия. В 1909 г. граф Павел Сергеевич Шереметев (1871–1943) был почетным гостем монастыря на праздновании 200- летия кончины св. Димитрия. Сергей Дмитриевич с сыновьями Дмитрием Сергеевичем (1869–1943) и Павлом Сергеевичем находились в обители в мае 1913 г., когда монастырь посещал император Николай Александрович с семьей.

Итак, род Шереметевых на протяжении двух столетий осуществлял благодеяния по отношению к Спасо-Яковлевскому монастырю. Представители четырех поколений этого рода, будучи почитателями св. Димитрия, прилагали усилия для благоустройства и благоукрашения его обители. В середине XVIII в., еще до официальной канонизации св. Димитрия, Петр Борисович вошел в число первых, начальных вкладчиков Яковлевского монастыря. Спустя полвека его сын, Николай Петрович, подарил обители великолепный собор, освященный в честь св. Димитрия, и облагодетельствовал монастырь дорогими вкладами. Внук, Димитрий Николаевич, проявлял заботу о поддержании Шереметевского храма в должном состоянии, оплачивая дорогостоящие ремонтные работы и, по мере сил, украшая его. Правнук, Сергей Дмитриевич, вместе с сыновьями неоднократно посещал Спасо-Яковлевский монастырь, а в своих воспоминаниях уделил этой обители немало проникновенных строк. Пусть пожертвования каждого из названных лиц различны по объему и значимости, мы считаем важным еще раз подчеркнуть глубокую связь представителей многих поколений рода Шереметевых со Спасо-Яковлевским монастырем, связь непрерывную, бережно передаваемую от отца к сыну, прочным основанием которой являлось почитание Шереметевыми ростовского святителя Димитрия.

А. Е. Виденеева «О вкладах представителей рода Шереметевых в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь». Ярославский педагогический вестник № 2-2009 г.


 
Елена Григорьева 17 июля 2019

Храм построен на средства гр. Николая Петровича Шереметева в 1794-1801 г.г. в стиле классицизма. В проектировании здания участвовали московский зодчий Е. Назаров, крепостные архитекторы графа Душкин и Андрей Миронов. Есть мнение, что роскошная колоннада в западном портике, ниши со статуями, многофигурные барельефные композиции созданы знаменитым зодчим Кваренги. Димитриевская церковь строилась как главный храм Спасо-Яковлевского монастыря.

Николай Петрович Шереметев затратил 55 000 рублей на строительство храма и 10 000 - на убранство. Память жертвователя чтили в обители - для поминовения рода Шереметевых в Димитриевском храме ежедневно совершалась ранняя литургия.

27 октября 1801 г., в день памяти святителя Димитрия, основанный в его честь храм был освящен ярославским архиепископом Павлом. В 1804 г. в трапезе этого храма устраиваются два придела: правый был посвящен св. Николаю, небесному патрону Николая Шереметева, левый - освящен в честь великомученика Димитрия Солунского, тезоименитого святого ростовского святителя Димитрия.

В 1800-1801 г. по заказу графа интерьер церкви расписал ростовский живописец, крепостной человек помещиков Филатьевых Порфирий Семенов Рябов. Декоративная роспись клеевыми красками четко выявляет архитектурное пространство классического храма. В основном она написана гризайлью и покрывает своды и арки сплошной сеткой рисованных кессонов на голубом фоне. В центре большого купола круглый плафон, где на фоне розовато-желтых облаков написана «Новозаветная Троица» в окружении ангельских чинов. Вокруг 12 овальных медальонов с изображениями апостолов. Между овалами голубые полосы с лепным арабесковым орнаментом, раскрашенным в белый и черный цвета. На парусах свода лепные овалы с евангелистами, а между ними головки храмов.

Декоративное убранство стен возобновлено маслом в 1869-1870-х г.г. по заказу графа Дмитрия Николаевича Шереметева. Выполнял эти работы Алексей Николаевич Бубнов.

Стены обработаны колоннами и пилястрами из серого искусственного мрамора. На южной стене написаны маслом св. Димитрий Ростовский и св. Сергий Радонежский, на северной - св. Илларион Великий и св. мученица Александра. В конхе центрального алтаря - «Новозаветная Троица», над алтарным окном «Спас на убрусе», на северной стене алтаря - московские митрополиты, а на южной - вселенские святители. Над западным входом в храм помещен сюжет «Пострижение святителя Димитрия Ростовского».

Сохранившийся иконостас (1870) открывается в алтарь широкой аркой. Он украшен изумрудно-зелеными пилястрами с золочеными капителями и заканчивается фронтоном. В иконостасе только две иконы, написанные маслом: слева «Богоматерь», справа «Спас на троне». Проект иконостаса «поддельного мрамора» был составлен Константином Александровичем Докушевским. Мраморную работу делал московский мастер Адриан Степанов Ремизов, резные капители - столяр из д. Смертино Ростовского уезда Владимир Лаврентьев, золотил мастер московского цеха Василий Сергеев Нестеров, красил иконостас «под мрамор» ростовский мещанин Илья Николаев Бубнов. Иконы первоначального иконостаса (1801) сохранились. Писал их Николай Тяпин из Подмосковья. В угловых выступах центрального иконостаса помещены его же иконы: с восточной стороны «Святой Димитрий» и «Св. Иаков» на дереве, а с западной «Св. Николай Чудотворец» и «Св. мученица Параскева» (на холсте). Последние соименны графу и графине Шереметевым.

У южной стены храма находится белый мраморный балдахин 1909−1910 над прахом митрополита Димитрия. Мощи пребывали в соборе ежегодно с 25 мая по 28 октября. Верхняя часть балдахина украшена барельефом с изображением архиерейской митры, двух скрещенных подсвечников и двух лавровых ветвей. На балдахине надпись «Святителю отче Димитрие моли Бога о нас».

Наружную и внутреннюю лепнину Дмитриевской церкви выполнил немецкий мастер, уроженец Дрездена Иван Фохта, возобновил в конце 1860-х - начале 1870-х г.г. мастер из Костромской губернии Евграф Васильев Исаков.

Иванов В.Н. Ростов Великий, Углич. М. 1964; Буцких Е.В. Об интерьере Дмитриевского храма Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря // Сообщения Ростовского музея. В. 2. – Ростов, 1991; Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом / В. И. Вахрина. – М.: Посад: Спасо-Яковлевлевский Димитриев монастырь, 1994; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог / Гос. музей-заповедник "Ростовский кремль". – М.: Северный паломник, 2008; Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом / текст М. Рубцовой; под общ. ред. игум. Серафима (Симонова). – Ростов: Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, 2009; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель / текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней / Е. И. Крестьянинова, Г. А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 18 ноября 2025

«…Уже в 70-х гг. XVIII в. архимандрит Амфилохий (Леонтович) обращался в Синод с просьбой о разрешении устроить храм во имя свт. Димитрия Ростовского над южными воротами, однако разрешения не получил. Новый монастырский собор во имя святителя Димитрия Ростовского (архитекторы Е. С. Назаров, Г. Е. Дикушин, А. Ф. Миронов) возведен в 1795-1801 гг. на средства Н. П. Шереметева. Освящен 28 окт. 1801 г. Это классицистический бесстолпный 3-апсидный 5-главый храм, фасады которого оформлены колонными портиками. Крупные барабаны, прорезанные круглыми окнами, несут полусферические купола, центральный из которых завершен бельведером. С западной стороны к основному объему примыкает 4-столпная трапезная с приделами великомученика Димитрия Солунского и свт. Николая Чудотворца (устроены в 1804). Шереметев рассчитывал, что в собор будут перенесены мощи свт. Димирия, и украшал храм так, чтобы тот был достойным стать усыпальницей святого.

Вскоре после постройки собор был расписан П. С. Рябовым в технике клеевой и масляной живописи (возобновлена в 1869-1870 А. Н. Бубновым). В круглом медальоне в центре купола - «Новозаветная Троица в окружении небесных чинов», ниже в сегментах - овальные медальоны с фигурами апостолов; в парусах - фигуры евангелистов в медальонах; на стенах и столпах - ростовые изображения святых; на своде трапезной - композиция «Посвящение свт. Димитрия в архиереи» и имитация архитектурного декора. Богатое скульптурное убранство собора выполнено дрезденским мастером Иоганном Фохтом: ниши северного, южного и западного фасадов занимала круглая скульптура; в тимпанах портиков расположены крупные рельефные композиции «Насыщение пятью хлебами» (южный) и «Обретение мощей свт. Димитрия» (северный); рельефный фриз, идущий по стенам трапезной, состоит из композиций, изображающих события Ветхого и Нового Завета.

В интерьере также присутствует богатая лепнина (поновлена в конце 60-х - начале 70-х гг. XIX в. Е. В. Исаковым) - головки ангелов, растительный орнамент; своды покрыты кессонами с розетками, лепные рамы обрамляют живописные композиции. В 1869-1870 гг. в соборе по проекту К.А. Докушевского устроен иконостас в виде арки из искусственного мрамора (исполнили А. С. Ремизов, В. Лаврентьев, В. С. Нестеров, И. Н. Бубнов)…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

РОСТОВСКИЙ СПАСО-ИАКОВЛЕВСКИЙ (СПАСО-ЯКОЛЕВСКИЙ) ДИМИТРИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 19 ноября 2025

Храм св. Димитрия Ростовского, называемый также по имени главных вкладчиков Шереметевским, был построен в 1795 — 1801 годах. В самом конце строительства в трапезной части храма устроены два придела: с южной стороны – св. Николая Чудотворца, с северной – св. Димитрия Солунского (видимо, в честь небесных патронов св. Димитрия Ростовского и графа Н. П. Шереметева).

Храм является одним из интереснейших памятников провинциального классицизма и в научный оборот введен еще в конце XIXвека. Историография его обширна, но серьезных исследований очень мало. Если архитектура Шереметевского храма и его скульптурное убранство были предметом анализа, то интерьер его не только абсолютно не изучен; в литературе даже нет сколько-либо полного его описания. Некоторые сведения о внутреннем убранстве храма дает лишь «Описание Ростовскаго ставропигиального первокласснаго Спасо-Яковлевскаго Дмитриева монастыря и приписнаго к нему Спасскаго, что на песка», выпущенное в Санкт-Петербурге в 1849 году. В научной же литературе мы встречаем лишь краткие упоминания, сводящиеся к фразам о том, что «богатый снаружи храм очень беден внутри» и что «все, что имеется в Димитриевском или Шереметевском храме, относится ко времени его устройства». «Бедность» убранства объясняется следующим образом. Начав строительство храма граф Н.П. Шереметев рассчитывал перенести сюда мощи св. Димитрия из соборной церкви монастыря. Однако, этому воспротивился архиепископ Павел, не пожелавший пойти против воли самого святителя, который завещал похоронить себя в церкви Зачатия св. Анны. После этого, как сообщают авторы, граф прекратил дальнейшую постройку церкви и потерял к ней всякий интерес. Следует заметить, что в действительности граф не только не потерял интереса к строящемуся храму, но уже и после его окончания продолжал делать щедрые вклады в Спасо-Яковлевский монастырь. Крупным вкладчиком стал и его сын, Дмитрий Николаевич, пожертвовавший, в частности, большую сумму на возобновление храма в конце 1860-х – начале 1870-х годов.

Что касается утверждения об одновременности создания внешнего и внутреннего убранства, то его также следует признать неверным. Если экстерьер храма сложился за короткий срок, то с интерьером его дело обстоит иначе. Приходо-расходные книги Спасо-Яковлевского монастыря, две его описи, а также старые фотографии показывают, что интерьер этот изменялся и формировался на протяжении всего XIX века. Описи представляют для нас особенный интерес, так как фиксируют состояние интерьера сразу после устройства храма (опись 1802 года) и перед его закрытием (опись конца 1910-х годов).

Опираясь на вышеуказанные документы, мы попытаемся дать характеристику основным составляющим частям интерьера Шереметевского храма в их историческом развитии.

Церковь св. Димитрия Ростовского представляет собой трехапсидный пятиглавый бесстолпный храм. Четверик перекрыт куполом на парусах, переносящих тяжесть на сильно выступающие пилоны. Каждый пилон украшен со стороны четверика двумя парами пилястр искусственного мрамора. Во всех пилонах устроены большие ниши с полукруглыми завершениями: в двух восточных – со стороны алтарной части, в двух западных – со стороны трапезной. Боковые стороны четверика решены одинаково: в центре дверной проем, по сторонам его – два высоких окна (снаружи они прямоугольные; изнутри же оконные и дверные ниши имеют классицистически скругленный верх); над карнизом прорезано большое полуциркульное окно. Сводчатые перекрытия трапезной опираются на два квадратных в плане столпа; боковые стены имеют по два оконных проема. В восточной части храма устроена двухступенчатая солея. Под западной подпружной аркой сделан балкон, поддерживаемый двумя консолями. Основную роль в интерьере храма играют лепнина, стенные росписи и иконостас.

Лепнина

Основная часть ее сконцентрирована в четверике. Лепнина распределяется здесь следующим образом. В верхней точке купола помещена большая розетка (или «репей», как она называется в документах 1799 года); лепная гирлянда обрамляет композицию «Троица Новозаветная в окружении небесных чинов», написанную в центре купола. В нижней части купол разделен трапециевидными рамами на 12 частей; в промежутках между рамами пущены лепные полосы растительного орнамента. Внутри каждой трапециевидной рамы помещена другая – овальная, в которой находится живописное изображение апостола. Над каждой овальной рамой – имитация полоски легкой ткани; под рамой – тяжелое лепное полотнище, на котором помещено имя апостола. Живописные композиции на парусах тоже заключены в овальные рамы, обвитые лентами; под всеми четырьмя рамами устроены орнаментированные доски с именами евангелистов.

У основания купола проходит лепной двухрядный карниз; другой карниз отделяет паруса от опорных пилонов. Пилоны украшены пилястрами с лепными капителями, в которых роль волют играют головки ангелов (или херувимов), обрамленные акантовыми листьями. Внутренние поверхности подпружных арок кессонированы; кессоны украшены розетками. Над арками помещены четыре сияния; в трех из них – лепные головки ангелов или херувимов, в четвертом (над восточной аркой) – живописное изображение Саваофа. Люнеты над полуциркульными окнами южной и северной стен украшены лепным растительным орнаментом.

В алтарной и трапезной частях храма мотивы лепнины не столь разнообразны. Большую часть ее составляют розетки, помещенные в кессонах алтарной конхи, западного свода трапезной и внутренних поверхностей двух арок, примыкающих к подпружным со стороны алтаря и трапезной. Кроме того, вокруг живописных композиций на центральных сводах алтаря и трапезной сделаны прямоугольные лепные рамы, имитирующие цветочные гирлянды

Лепнина выполнена в 1799 — 1801 годах немецким мастером Иваном Фохтом (автором наружного скульптурного убранства четверика). Во время работ по возобновлению храма в конце 1860-х – начале 1870-х годов она была поновлена мастером из Костромской губернии Евграфом Васильевым Исаковым.

Стенные росписи

Как и в случае с лепниной, акцентируется центральная часть храма. Рассмотрим сначала роспись четверика. В центре купола размещается изображение Новозаветной Троицы перед престолом уготованным в окружении небесных чинов. Ниже по кругу идет надпись: «Един над всеми в Тр/ои/це Бог: О/те/ц и С/ы/н и Б/о/жественный Д/у/х. Его же страхом славят н/е/бнии чинове: с/вя/т, с/вя/т, с/вя/т еси Г/оспо/ди». В двенадцати овальных рамах помещены изображения апостолов в рост, на пейзажном фоне и с атрибутами. По ходу надписи против часовой стрелки идут: св. Павел с книгой и мечом, св. Иоанн с чашей, св. Андрей с косым крестом, св. Филипп, св. Фома с копьем, св. Иаков с крестом, св. Иаков с посохом, св. Иуда, св. Симон с пилой, св. Варфоломей с содранной кожей и ножом, св. Матфей с книгой и св. Петр с ключами.

Евангелисты в сопровождении символов по традиции изображены на парусах: на юго-восточном – Матфей с ангелом, на юго-западном – Иоанн с орлом, на северо-западном – Лука с тельцом и на северо-восточном – Марк со львом. Над восточной подпружной аркой в промежутках между парусами находится полуфигурное изображение Саваофа, окруженное лепным сиянием. В четырех простенках четверика помещены изображения преп. Илариона Великого и св. царицы Александры (северная сторона), св. Сергия Радонежского и св. Александра Невского (южная сторона).

В алтаре,в нижней части конхи, над средним окном написан Нерукотворный Образ; центр алтарного свода занимает изображение Новозаветной Троицы с двумя ангелами и надписью: «От/е/ц, Слово и С/вя/тый Д/у/х: сии три едино суть». В двух простенках между окнами помещены фигуры архангелов Михаила и Гавриила. На южной и северной сторонах алтаря написаны соответственно вселенские учителя (святые Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий) и московские чудотворцы (читаются имена святых Алексия, Ионы, и Филиппа) в рост, а также поясные изображения архангела Гавриила и Богоматери (разделенная на две стены композиция Благовещения).

Выступающие торцы алтарных стен занимают поясные фигуры св. Димитрия Ростовского (справа) и св. Иакова Ростовского (слева). На обращенных к центру сторонах восточных пилонов находятся изображения св. Исайи Ростовского (справа) и св. Игнатия Ростовского (слева).

На восточных сторонах пилонов имеются заключенные в живописные рамы надписи. Со стороны дьяконника: «Храм сей во имя Святителя Димитрия Митрополита Ростовскаго Чудотворца сооружен иждивением Графа Николая Петровича Шереметева в 1801 году, в том же году 28 октября освящен Преосвященным Павлом Архиепископом Ярославским и Ростовским при настоятеле Мельхиседеке». Со стороны жертвенника: «Храм сей (возобновлен[16]) тщанием Графа Димитрия Николаевича Шереметева в 1870 году при настоятеле Архимандрите Иларионе, а в 1900 и 1901 годах обновлен с устройством нового пола из метлахских плиток иждивением Московской Потом. Поч. Гражданки Елисаветы Ляминой при настоятеле монастыря Архимандрите Иакове». В люнетах алтарных окон написаны головки ангелов или херувимов в сиянии (имитация лепнины).

В трапезной части храма помещены две композиции, посвященные св. Димитрию Ростовскому: в полукруглой раме над входными дверями – «Пострижение св. Димитрия в монашество», в центральном своде трапезной – «Посвящение св. Димитрия в архиереи». В нишах приделов написаны сцены Воскресения (придел св. Николая) и Преображения Христова (придел св. Димитрия Солунского). Орнаментальная живопись храма имитирует лепнину; большую часть ее составляют живописные кессоны с розетками, размещенные на внутренних поверхностях алтарных арок и арок трапезной, а также на сводах ниш приделов. Нижнюю поверхность балкона и консолей покрывает арабесочный орнамент со стилизованными изображениями ваз.

Росписи, имитирующие лепной растительный орнамент, размещены в углах парусов, на досках с именами евангелистов и по сторонам живописных композиций в сводах алтаря и трапезной. Стены ниже уровня окон расписаны под мрамор. Свободные от росписи поверхности стен, купола и сводов выкрашены синей и голубой краской. Храм начал украшаться стенной живописью сразу после окончания строительства, однако не все росписи выполнены одновременно.

Самое раннее упоминание о работах над росписью встречается в «Деле о лепной и скульптурной работе по ц. св. Димитрия 1799 года». По контракту, заключенному Иваном Фохтом с архимандритом Мельхиседеком, мастер обязуется, кроме работы над скульптурным оформлением, «всю церковь внутри роскрыть краскою и арабесочную живописью росписать, выключая личных, какова бы оныя рода ни были». Из некоторых документов того же «Дела…» мы узнаем, что в 1800 — 1801 годах над «личными» росписями работает художник Порфирий Семенов.

Следующий по хронологии источник – опись 1802 года. Здесь упоминаются образ Саваофа над иконостасом, евангелисты на парусах, апостолы и Новозаветная Троица в куполе, Новозаветная Троица (названная «Отечеством») и Спас Нерукотворный в алтаре, «Посвящение св. Димитрия в архиереи» и «Пострижение св. Димитрия в монашество» в трапезной. «Описание…» 1849 года не дает перечисления сюжетов, но называет имя автора росписи – это «крестьянин Ростовскаго уезда вотчины Гг. Филатьевых Порфирий Рябов» (учитывая упоминание в «Деле…» 1799 года, полное имя мастера можно восстановить как Порфирий Семенов Рябов).

Видимо, до последней трети XIX века существенных работ над стенописью больше не велось. Активная деятельность по украшению храма возобновляется лишь в конце 1860-х годов, чему способствовали крупные пожертвования, сделанные Д. Н. Шереметевым. В 1868 году, как показывает приходно-расходная книга, монастырь закупает у купцов Рыкуниных большое количество красок для живописных работ. В том же году ростовский художник Илья Николаев Бубнов начинает поновление стенописи храма. Важные сведения дают также приходно-расходные книги 1869 и 1870 годов. Первая сообщает, что в 1869 году живописцем Алексеем Николаевым Бубновым был переписан заново Спас Нерукотворный в конхе алтарной апсиды. Им же написаны на стенах алтаря группы вселенских учителей и московских чудотворцев, а также четыре в простенках четверика. В декабре 1870 года тому же мастеру выданы деньги за написание в алтаре образов святых Исайи и Игнатия Ростовских, а также двух летописей. Этим исчерпываются сведения, даваемые документами.

Можно предположить, что в 1900 — 1901 годах в храме вновь производились какие-то живописные работы, так как эти годы упоминаются в северной надписи алтаря (это говорит о том, что летописи в начале ХХ века были переписаны). Итак, не атрибутированными с помощью документов остаются изображения: в алтаре — архангелов Михаила и Гавриила, святых Иакова и Димитрия Ростовских, Благовещения; в приделах – Преображения и Воскресения.

Проще всего обстоит дело с довольно хорошо сохранившимися изображениями ангелов в простенках алтаря. Рисунок живописных рам вокруг них идентичен с рисунком рам, которые окружают фигуры святых в простенках четверика. Схожая проработка складок одежд, а главное, характер ликов не оставляют сомнений в том, что упомянутые шесть изображений принадлежат кисти одного мастера – Алексея Бубнова. Манера его отличается от манеры Пофирия Рябова. Последний, без сомнения, принадлежит к классицистическому направлению. Об этом ясно свидетельствуют специфические цветовые сочетания, характер драпировок, исполненные патетики позы (особенно изображения апостолов и евангелистов). Бубнов же пишет более мягко, без резких цветовых сочетаний и внешней патетики.

Вопрос атрибуции остальных алтарных изображений мы оставляем открытым из-за их недоступности для исследования (это касается образов святых Иакова и Димитрия Ростовских, архангела Гавриила и Богоматери). Сцены Воскресения и Преображения в приделах храма из-за плохой сохранности также не смогли стать объектом анализа. Написаны они могли быть либо в начале XIXвека (но после 1802 года), когда обустраивались приделы, либо, скорее всего, во время работ конца 1860-х – начала 1870-х годов. Отметим еще, что над композицией «Воскресение Христа», в своде ниши придела св. Николая, просматривается поясное изображение Саваофа в облаках, перекрытое позднейшей орнаментальной росписью (кессоны и розетки здесь зеленовато-серые, тогда как во всем храме живописные кессоны имеют синий и белый цвета). В стенописи храма св. Димитрия Ростовского можно заметить определенную направленность в подборе сюжетов.

Иконостас

Сохранившийся до нашего времени иконостас не является первоначальным. Опись 1802 года фиксирует наличие в храме другого иконостаса – «столярной и резной работы, в коем резба и пореска вызолочены червонным одинаким золотом, а глаткие места выкрашены краскою с покрытием масленым лаком». Из описи видно, что первоначальный иконостас был трехрядным и содержал 11 или 12 икон (не считая фигур святых на дверях, ведущих в жертвенник и дьяконник). Над резными с позолотой царскими вратами помещалось изображение св. Духа в сиянии.

Крупные вклады, сделанные Д. Н. Шереметевым в конце 1860-х годов позволили монастырю устроить новый иконостас, более гармонирующий с интерьером храма. Приходо-расходные книги монастыря конца 1860-х годов сообщают имена мастеров, принимавших участие в создании нового иконостаса, а также позволяют проследить порядок работы над ним.

В 1868 — 1869 годах в лавке ростовских купцов Рыкуниных были закуплены материалы, необходимые для сооружения иконостаса. Список покупок выглядит весьма внушительно: там значатся, например, «390 пудов известки, 200 пудов алебастра, 60 пучков драни под мраморную работу»и тому подобное. Видимо, в это же время ростовскому инженеру, коллежскому асессору Константину Алекандровичу Докушевскому был заказан проект нового иконостаса «поддельного мрамора». Прежний иконостас был разобран и перенесен в кладовую.

Непосредственные работы начались в 1869 году. Подготовку алебастра для мраморной работы и устройство лесов для мраморщиков осуществил ростовский мещанин Зиновий Лукин Конопаткин. Для мраморной работы был приглашен «мастер московский временнаго цеха» Адриан Степанов Ремизов. Резные капители пилястр изготовлены столяром из дер. Смертино Ростовского уезда Владимиром Лаврентьевым. Им же сделано сияние над царскими вратами и осуществлена поправка самих врат (видимо, оставшихся от прежнего иконостаса). Позолоту резьбы выполнил «позолотный мастер московскаго цеха» Василий Сергеев Нестеров. В окраске иконостаса и пилястр под мрамор принимал участие ростовский мещанин Илья Николаев Бубнов. В 1870 году основные работы были завершены.

В окончательном виде иконостас имеет форму триумфальной арки: над двумя мощными пилонами сделан разорванный фронтон, еще выше – массивный раскрепованный аттик. С внутренней стороны к пилонам приставлены две пары колонок, фланкирующих царские врата. Пилоны украшены парами пилястр искусственного мрамора с деревянными резными коринфскими капителями. Постаменты выкрашены под серый и темно-красный мрамор; сами пилястры канелированы на треть высоты и окрашены в голубой цвет; капители вызолочены. Антаблемент имеет темно-розовую окраску, поле фронтона – голубую, аттик и плоскости пилонов – белую. В иконостасе устроены проемы для икон: в нижнем ярусе – прямоугольные, вытянутые по вертикали; во втором ярусе – овальные и прямоугольные; в верхнем – прямоугольный горизонтальный в центре и восьмигранные по краям. Над аттиком в центре было установлено Распятие с двумя предстоящими (ныне утрачено).

Царские врата (утрачены) были деревянными резными, с позолотой. На них помещались живописные изображения архангела Гавриила, Богоматери и евангелистов. Все изображения были заключены в круглые рамы, обрамленные растительным орнаментом. Нижние части створок – филенчатые, с парами накладных резных гирлянд. Над вратами было устроено сияние с иконой Успения Богоматери.

Иконы

В местном ряду, по сторонам царских врат между пилястр помещены иконы Богоматери с Младенцем и Христа в окружении херувимов. Видимо, эти иконы были перенесены сюда из прежнего иконостаса. Косвенно это подтверждает опись 1802 года, где в составе старого иконостаса называются местные образа Спасителя и «Пресвятыя Богородицы с Превечным Младенцем», и запись в приходно-расходной книге 1869 года, где говорится о выдаче денег живописцу Алексею Николаеву Бубнову «за возобновление 2-х местных образов, т. е. Спасителя и Божией Матери в церковь св. Димитирия» (очевидно, иконы поновляли перед установкой в новом иконостасе). Автором упомянутых икон «Описание…» 1849 года называет крестьянина Московского уезда вотчины княгини Черкасской Николая Тяпина. Сюжеты остальных икон (за исключением находящейся в центре третьего яруса «Тайной вечери») из-за плохой сохранности в настоящее время определить не удалось. Возможно, эти образа также были перенесены из прежнего иконостаса, но здесь твердой уверенности у нас нет.

Важную роль в интерьере играют четыре большие иконы, помещенные на скосах пилонов. Две из них написаны на досках (иконы св. Димитрия Ростовского на юго-восточном пилоне и св. Иакова на северо-восточном), две – на холсте (иконы св. Николая на юго-западном пилоне и св. Леонтия Ростовского – на северо-западном). Эти образа написаны на рубеже XVIII— XIXвеков и одновременны устройству храма, так как они упоминаются уже в описи 1802 года. Первоначально, как следует из описи, иконы были обрамлены резными деревянными рамами с позолотой. Во время строительства нового классицистического по форме иконостаса, рамы также были переделаны в классическом стиле, под мрамор.

Иконы св. Николая и св. Леонтия Ростовского в настоящее время сильно загрязнены, и изображения на них просматриваются с трудом. Что же касается двух восточных икон, то можно сказать, что написаны они в духе парадных портретов эпохи классицизма: св. Иаков и св. Димитрий изображены в трехчетвертном развороте в рост, в полном архиерейском облачении; задний план икон занимают типично классицистические архитектурные кулисы. Известно, что икона св. Димитрия Ростовского в 1875 году поновлялась ростовским живописцем Алексеем Николаевым Бубновым.

Судя по описи 1802 года, в трапезной части храма также находился целый комплекс икон (в настоящее время отсутствуют). Сохранились лишь деревянные резные киоты от них, укрепленные по четырем сторонам каждого из двух столпов трапезной. Места стыка (на углах столпов) обработаны пилястрами, украшенными накладной резьбой. Каждый киот увенчан фронтоном, поле которого также покрывает растительный орнамент. Иконы здесь располагались по определенной системе. На западных гранях обоих столпов помещались богородичные иконы с изображениями чудес: справа – Богоматери Тихвинской, слева – Владимирской. На восточных гранях, обращенных в сторону четверика, находились композиции, посвященные местным святым: на правом столпе – «Обретение мощей св. Димитрия», на левом – «Преставление св. Иакова». С южных сторон размещались праздничные иконы («Воздвижение Животворящего Креста» справа и «Рождество Богоматери» – слева), с северных – иконы избранных святых (святых Иоанна Предтечи, Захарии, Елизаветы и Александра Невского – справа и святых Терентия, Неонилы, Арсения Сербского и ап. Кондрата – слева). Первые четыре из перечисленных икон были возобновлены А. Н. Бубновым в 1870 год. По той же описи, на стенах трапезной напротив столпов находились еще две иконы в позолоченных рамах: справа – избранных святых, слева – св. Амфилохия и преп. Андрея Критского.

Источник: Буцких Е. В. «Об интерьере Димитриевского храма Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря». Сообщения Ростовского музея. Выпуск II. Ростов, 1991.

https://dimitryrostovsky.ru/prelateandmonastery/ob-interere-dimitrievskogo-hrama-rostovskogo-spaso-jakovlevskogo-monastyrja/?ysclid=mi48vk70b1332295744


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 19 ноября 2025

Покрытие пола

Первоначально, как следует из описи 1802 года и «Описания» 1849 года, пол Димитриевского храма был выстлан белыми путиловскими плитами. В таком виде он просуществовал до 1868 года. Во время крупных работ по возобновлению храма (конец 1860 – начало 1870-х годов) было решено устроить новый мозаичный пол. Из приходно-расходной книги 1870 года мы узнаем, что рисунок для него выполнил К. А. Докушевский (автор проекта нового иконостаса), а непосредственную работу производил крестьянин дер. Степаново Даниловского уезда Ярославской губернии Григорий Иванов Чекарев. Одновременно им были сделаны и 11 мозаичных подоконников.

Приходо-расходная книга 1869 года дает некоторые сведения о характере рисунка пола – известно, что Чекареву заплатили за «8 саж. глади, 48 саж. 6 ар. шахматного рисунка, 23 саж. коврового рисунка и ступеней». Кроме того, сохранилась мозаичная отделка подоконников алтаря и четверика. Здесь преобладает геометрический и плетеный орнамент с использованием черного, белого, красного, желтого и серого цветов.

Известно, что мозаичное покрытие дважды поправлялось мастерами, присланными от московского купца Акиндина Григорьева Типаева – сначала в 1880-м, а затем в 1885-м годах. Как оказалось, это покрытие было сделано на строевом мусоре и к концу XIXвека испортилось от сырости. В связи с этим, в 1901 году был устроен новый пол из метлахской плитки, о чем упоминается в цитированной ранее надписи на стене храма. Из надписи следует, что средства для этой переделки были пожертвованы москвичкой Елизаветой Ляминой. В рисунке нового пола главную роль играет шахматный орнамент; употреблена плитка белого, синего, серого, желтоватого, красного цветов. На двух плитках у западного входа имеется клеймо: «Кос и Дюрр. Москва. Красныя ворота».

Мраморная сень

Поставлена на трехступенчатой мраморной же площадке в юго-восточном углу четверика, между клиросом и окном. Сень не одновременна устройству храма. Она отсутствует в описи 1802 года и «Описании» 1849 года. Упоминание о ней мы находим лишь в поздней описи. Следовательно, временем ее возникновения можно считать вторую половину XIX-го или начало ХХ века. Натурные исследования позволяют высказаться в пользу второго предположения. Из цитированной надписи на стене храма известно, что настил из метлахской плитки был сделан в 1901 году. Рисунок пола выложен таким образом, что им выделяется солея, центральная продольная ось храма, пилоны, столпы трапезной, приделы. Площадка же с сенью покрывает рисунок. Так как трудно предположить, что при устроении нового пола невыделенной оказалась столь важная деталь интерьера храма, можно утверждать, что сень была поставлена уже после 1901 года.

Мы склонны датировать ее 1909 — 1910 годами. Основанием для такой датировки можно считать следующие обстоятельства. Именно с 1909 года мощи св. Димитрия, постоянно пребывавшие в Зачатьевском соборе монастыря, стали на период с 25 мая по 28 октября (по другим сведениям – по 21 сентября) переносить в Шереметьевский храм. Заслуживает внимания также тот факт, что в описи конца 1910-х годов серебряная рака св. Димитрия упоминается дважды – в описаниях убранства Зачатьевского и Дмитриевского храмов. Как известно, в церкви Зачатия была установлена рака, сооруженная при императрице Елизавете Петровне и привезенная в монастырь в 1763 году. О существовании второй раки никаких упоминаний в литературе нет. След ее мы обнаружили в архивных документах 1922 года, где среди монастырских вещей из драгоценных металлов, изъятых в фонд Помгола, упоминается «рака для мощей св. Димитрия 1910 г., серебряная, весом около 5 пудов». Видимо, эта рака была сделана к 200-летию со дня преставления св. Димитрия Ростовского (умер в 1709 году). Тогда же, по всей вероятности, в Шереметевском храме и была устроена для нее площадка с мраморной сенью.

Сень опирается на четыре колонки композитного ордера, установленные на высоких постаментах. Антаблемент имеет два ряда резьбы. С каждой из четырех сторон на нем устроены фронтоны в форме трифолиев. Углы их отмечены акротериями в виде пальметт. Поля фронтонов украшены рельефными композициями. Так, на южной и северной сторонах сени помещены одинаковые изображения: две лавровые ветви, перекрещенные трикирий и дикирий с митрой над ними; по верху идет надпись: «Святителю отче Димитрие, моли Бога о нас». С восточной и западной сторон на полях помещены изображения книги, креста, ленты и панагии с надписью над ними: «Радуйся, Димитрие, великий чудотворче!».

Клиросы (ныне утрачены)

Были устроены по восточным сторонам иконостаса у восточных пилонов храма на двухступенном возвышении. Упоминаются уже в описи 1802 года: «два крылоса столярной работы с балясами карнизною уборкою». Видимо, они подверглись переделке одновременно с иконостасом, так как на фотографиях начала века просматривается отделка под искусственный мрамор.

Балкон

Устроен на западной стене четверика под подпружной аркой; опирается на две консоли. Балкон украшен накладным поясом полубалясин. Нижняя поверхность балкона и консолей покрыта арабесочной росписью. Балкон не одновремен устройству храма. Впервые он упоминается в описи конца 1910-х годов, где назван хорами. Возможно, он был сделан во время строительных работ конца 1860-х – начала 1870-х годов.

Приделы

Устроены уже после окончания храма, в трапезной части которого для них оказались «удобныя в разсуждении пространства и благопристойные места». 8-ым февраля 1801 года датировано доношение архимандрита Спасо-Яковлевского монастыря Мельхиседека Св. Синоду, в котором архимандрит просит дозволение устроить два придела в новопостроенном храме: св. Николая – в южной части трапезной и св. Димитрия Солунского – в северной.

В описи 1802 года эти приделы значатся существующими, но еще не освященными. Уже тогда в них были установлены иконостасы «столярной и резной работы», включающие 13 или 14 образов каждый. Придельные иконостасы подверглись переделке в 1869 году, одновременно с главным. Над ними работали московский резчик Алексей Артемьев Орешков, столяр Владимир Лаврентьев, ростовский кровельщик Димитрий Николаев Бубнов и московский позолотчик Василий Сергеев Нестеров. По описи конца 1910-х годов, в приделах находились беломраморные престолы; в нишах пилонов располагались каменные жертвенники. В настоящее время все убранство приделов утрачено. Остались лишь плохо сохранившиеся живописные композиции в нишах – Преображения в приделе св. Димитрия Солунского и Воскресения в приделе св. Николая.

В истории формирования интерьера храма св. Димитрия Ростовского можно выделить три основных этапа. Конец 1790-х – начало 1800-х годов. В этот период Иваном Фохтом сделана лепнина и выполнены все орнаментальные росписи, а Порфирием Рябовым расписан купол, написаны Спас Нерукотворный и Новозаветная Троица в алтаре и две композиции, посвященные св. Димитрию Ростовскому, в трапезе. Тогда же устроены первоначальные резные иконостасы главного алтаря и приделов, а также сделаны деревянные киоты на столпах трапезной. В это же время написаны четыре больших образа для пилонов четверика и иконы для главного иконостаса (возможный автор – Николай Тяпин).

Конец 1860-х – начало 1870-х годов. Значительные работы по оформлению интерьера храма (возможно, начатые по инициативе Д. Н. Шереметева). Переделаны в классицистическом стиле иконостасы приделов и рамы четырех больших икон. Разобран главный иконостас и заново построен по проекту К. А. Докушевского новый. Вместо путиловских плит выложен новый мозаичный пол (по рисунку того же Докушевского). И. Н. и А. Н. Бубновыми поновлены иконы и стенопись. А. Н. Бубновым переписан Спас Нерукотворный и написаны вселенские учителя, московские чудотворцы, святые Исайя и Игнатий Ростовские, архангелы Михаил и Гавриил и две летописи в алтаре, а также изображения в простенках четверика.

1900-е годы. В 1901 году сделано новое покрытие пола из метлахской плитки; в 1909 — 1910 годах устроены мраморная сень и серебряная рака для мощей св. Димитрия Ростовского. Переписаны летописи на стенах алтаря (возможно, были и другие живописные работы).

Итак, мы видим, что со времени построения храма до окончательной его отделки прошел целый век. За это время менялись мастера, заказчики, художественные направления и вкусы. И все же, несмотря на то, что интерьер храма св. Димитрия Ростовского складывался на протяжении столетия, мастера сумели создать ансамбль настолько целостный, что ввели в заблуждение не одно поколение исследователей.

Источник: Буцких Е. В. «Об интерьере Димитриевского храма Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря». Сообщения Ростовского музея. Выпуск II. Ростов, 1991.

https://dimitryrostovsky.ru/prelateandmonastery/ob-interere-dimitrievskogo-hrama-rostovskogo-spaso-jakovlevskogo-monastyrja/?ysclid=mi48vk70b1332295744



Комментарии и обсуждение


В 1794-1802 гг. на средства графа Н. П. Шереметева был возведен Димитриевский собор. Этот богатый храм в стиле классицизма проектировали московский архитектор Назаров и крепостные зодчие Душкин и Миронов. Шереметев желал создать храм, достойный мощей св. Димитрия Ростовского, которые, как рассчитывал граф, будут перенесены сюда сразу после окончания строительства. Однако высшее духовенство Ярославской епархии, приняв во внимание волю самого Димитрия, не благословило перенесение мощей из Зачатьевского собора в Димитриевский. Граф Н. П. Шереметев помимо строительства собора жаловал монастырю облачения, золотую и серебряную церковную утварь. Даже после смерти Шереметева (1809) монастырь получил золотую митру с драгоценными камнями на раку с мощами св. Димитрия, выполненную в Санкт-Петербурге согласно завещанию графа. В память о Шереметеве Димитриевский собор нередко называют Шереметевским. 

18 февраля 2011.

 Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь. Собор Димитрия Ростовского. Находится на территории Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря в Ростове.

Так называемый Шереметевский во имя св. Димитрия, митрополита ростовского (построен в 1801 г. Н.П. Шереметевым) с 2 приделами: во имя св. Николая чуд. и во имя св. вмч. Димитрия Солунского.

Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи». - Москва. Издание А.Д. Ступина. 1908 г.

21 августа 2014, Галина Климочкина Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное).


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.