ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Барское Татарово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Барское Татарово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Трёх Святителей, Троицы Живоначальной
Год постройки:1789.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Владимирская область, Вязниковский район, с. Барское Татарово

Координаты: 56.391778, 41.915357
Проезд: От райцентра Вязники при выезде по трассе направлением к Москве на посту ГАИ северный поворот к пос. Мстёра без указателей. Через 11км асфальтированной дороги, на западной оконечности пос. Мстёра, центральная улица посёлка (Ленинградская) без указателей плавно переходит в территорию примыкающего сел ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От райцентра Вязники при выезде по трассе направлением к Москве на посту ГАИ северный поворот к пос. Мстёра без указателей. Через 11км асфальтированной дороги, на западной оконечности пос. Мстёра, центральная улица посёлка (Ленинградская) без указателей плавно переходит в территорию примыкающего села Барское Татарово. На противоположном конце села находится бывшая турбаза "Мстёра", для которой в советское время Богородице-Рождественская церковь служила котельной. Остались полуразрушенные остатки церкви и труба дымохода от котлов.



Сортировка:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вид с крыши разрушающегося корпуса турбазы<br>, Барское Татарово, Вязниковский район, Владимирская область
вид с крыши разрушающегося корпуса турбазы
Lynx Mourmyss
19 июля 2015
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Барское Татарово, Вязниковский район, Владимирская область
Геннадий
19 июня 2010
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Церковь почти полностью заросла, скоро ее не будет видно<br>, Барское Татарово, Вязниковский район, Владимирская область
Церковь почти полностью заросла, скоро ее не будет видно
Бойко Наталья
25 августа 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Барское Татарово, Вязниковский район, Владимирская область
Бойко Наталья
25 августа 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Барское Татарово, Вязниковский район, Владимирская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
18 октября 2007
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Вид с северо-запада<br>, Барское Татарово, Вязниковский район, Владимирская область
Вид с северо-запада
Олег Щёлоков
29 апреля 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Вид с юго-запада<br>, Барское Татарово, Вязниковский район, Владимирская область
Вид с юго-запада
Олег Щёлоков
29 апреля 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Восточный фасад<br>, Барское Татарово, Вязниковский район, Владимирская область
Восточный фасад
Олег Щёлоков
29 апреля 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Барское Татарово, Вязниковский район, Владимирская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1993
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Ротонда основного объема<br>, Барское Татарово, Вязниковский район, Владимирская область
Ротонда основного объема
Олег Щёлоков
29 апреля 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Небольшая ниша в колокольне, выходящая в окружающий колокольню придел и трапезную, служила по всей видимости ризницей, местом для хранения церковных ценностей. Хорошо сохранились кованые детали старинного "сейфа"<br>, Барское Татарово, Вязниковский район, Владимирская область
Небольшая ниша в колокольне, выходящая в окружающий колокольню придел и трапезную, служила по всей видимости ризницей, местом для хранения церковных ценностей. Хорошо сохранились кованые детали старинного "сейфа"
Олег Щёлоков
29 апреля 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, остатки живописи<br>, Барское Татарово, Вязниковский район, Владимирская область
остатки живописи
Lynx Mourmyss
19 июля 2015
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Барское Татарово, Вязниковский район, Владимирская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 сентября 2010
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Барское Татарово, Вязниковский район, Владимирская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
9 сентября 2010
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Барское Татарово, Вязниковский район, Владимирская область
Геннадий
19 июня 2010
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Интерьер основного объема<br>, Барское Татарово, Вязниковский район, Владимирская область
Интерьер основного объема
Олег Щёлоков
29 апреля 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Интерьер основного объема в уровне ротонды и основания купола<br>, Барское Татарово, Вязниковский район, Владимирская область
Интерьер основного объема в уровне ротонды и основания купола
Олег Щёлоков
29 апреля 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Бойко Наталья
 
Бойко Наталья 8 апреля 2012

Село Барское Татарово (Старое Татарово) упоминается в писцовых книгах Суздальского уезда за 1628-1630 годы в вотчине князя Григория Петровича Ромодановского. В селе значится деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы - строение мирское. При церкви священник, дьячок, пономарь и просвирница. В селе было 3 двора крестьянских и 4 - бобыльских. По писцовым книгам 1653 года при церкви значатся 3 двора поповых, двор дьячков, Пономарев и просвирницын и 7 дворов церковных бобылей. В приходе было 2 двора помещичьих, 234 - крестьянских и 8 - бобыльских.

В 1737 году прихожане Покровской церкви села Старого Татарова обращаются к епископу Суздальскому и Юрьевскому Афанасию с челобитной, в которой они просят благословения на строительство новой деревянной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, так как старая совсем обветшала. В том же году епископ Афанасий дает благословенную грамоту на устройство нового храма. Церковь была построена двухпрестольная, как и просилось в челобитной. Она простояла в селе до конца XVIII века. В 1789 году на средства помещика Нестерова была возведена каменная церковь, тоже двухпрестольная. В 1830 году была расширена трапезная и в ней устроен третий престол во имя Живоначальной Троицы.

4 (17) мая 1882 года церковь пострадала от пожара. Святой престол, иконы и утварь были вынесены. Благодаря стараниям ктитора Покровского храма Анфима Лукича Квицинского в короткий срок церковь отремонтирована, приобретены колокола и другие церковные принадлежности, переделаны и подновлены иконостасы, расписаны стены, исправлены иконы. По поводу исправления икон И.А. Голышев пишет: «...нельзя не отнестись с глубокой благодарностью к г.Квицинскому за его внимание к искусству и древностям. Дело в том, что в храме этом (Покровском. - В.Б.) есть замечательные по художественной ценности иконы итальянской живописи на полотне, писаные в Риме пансионером Алексеем Волковым и в Санкт-Петербурге академиком Михаилом Воиновым в 1792 году, и другими. Иконы эти от времени поветшали и запылились, а потому и поручено было живописцу, расписывающему храм, исправить полотно, уничтожить прежний лак и покрыть новым, отнюдь, притом, не трогая колеров и не возобновляя самой живописи. Благодаря таким распоряжениям г.Квицинского, иконы получили хороший вид, и вместе с тем сохранены редкие по сельским местечкам художественные памятники» («Владимирские губернские ведомости», 1882 г., № 42).

На ремонт церкви сделали крупное пожертвование Н.И.Протасьев и другие наследники писчебумажной фабрики при Барском Татарове. 1 (14) октября 1882 года в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялось торжественное ее освящение.

В конце XIX века Старо-Татаровский приход состоял из села Старое Татарово и деревни Козловки, в которых по клировым ведомостям числилось 250 мужчин и 274 женщины (Добронравов В. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Вып.5. - Владимир, 1898). В приходе по штату полагались священник и псаломщик.

После Октябрьской революции 1917 года Покровская церковь разделила участь многих храмов земли Российской. По воспоминаниям старожилов села Барское Татарово Л.И. Михеевой, М.И. Плетнева и Ф.А. Гогина, последним настоятелем храма был Василий Ефимович Фигуровский, а старостой - Алексей Раков.

В конце 1920-х - начале 1930-х годов Покровская церковь была закрыта. Колокольня разобрана. После организации колхоза «Путь Ильича» в церкви разместили колхозный склад. В 1964 году основана турбаза «Мстера». Бывшая церковь передается в распоряжение турбазы. И опять в ней склад. С севера к церкви пристроена котельная.

Решением Исполнительного комитета Владимирского областного Совета народных депутатов № 373/9 от 6.05.1983 г. Покровская церковь принята на охрану как памятник архитектуры местного значения. В настоящее время церковь находится в плохом состоянии. Под ее сводами до сих пор склад. Внутри местами еще сохранилась роспись сводов и стен. Храм нужно восстанавливать, иначе через несколько десятилетий мы, возможно, увидим на его месте лишь развалины.

В. Борисов, п. Мстера. Статья опубликована: Новая вязниковская газета плюс 16.07.97 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева 11 августа 2021

Престолов в этом храме три: главный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в трапезе теплой во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и во имя Живоначальной Троицы.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно вполне. Многие иконы в серебряных позолоченных ризах; иконы Тайной вечери и исцеления Спасителем расслабленного итальянской живописи (писаны в Риме). Имелись два серебряных креста с частицами св. мощей.

Причта в приходе по штату положено - священник и псаломщик. На содержание их получалось жалованья от казны 400 руб. в год, от служб и требоисправлений и от земли церковной до 250 руб. в год. Дом у священника собственный, псаломщик же жил в церковном доме.

Земли при церкви: усадебной 1 десят., пахотной 24 дес. и сенокосной 8 десят.

Приход состоял из села Старого Татарова и деревни Козловки (1 вер. от церкви), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 250 душ муж. пола и 274 женского.

Заштатный псаломщик села Старого Татарова, Вязниковского уезда, Владимир Казанский, 14 января 1908 г., определен в Суздальский собор.

По материалам: Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 10 октября 2025

Древнее, знаменитое село Владимирской области. Облик его запечатлен на нескольких картинах известных художников. Здесь бывал поэт Н.А. Некрасов. А еще здесь старинный храм с разрушающимися уникальными росписями.

Первоначально село именовали просто Татарово или же Старое Татарово – под таким названием его упоминают документы с 20-х гг. XVII в. Татарово считалось «селом», значимым поселением, хотя было очень небольшим, имея только 7 дворов. Зато здесь уже тогда имелся храм – деревянный, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы. Можно полагать, что возведен он на средства тогдашнего владельца этой земли, боярина Григория Петровича Ромодановского. Он же, вероятно, содержал причт – священника, пономаря, дьячка и просфорницу: приход была малочислен, земли церковные по документам значатся как «худые», то есть малопригодные для хозяйствования.

А к 1653 г. на селе уже целых 234 двора крестьян. Поселение – лучшее подтверждение того, что село начинается с церкви.Впоследствии она перестраивалась: например, в 1737 епископ Суздальский и Юрьевский Афанасий благословил перестройку обветшавшего деревянного здания, притом – с расширением. С этого времени Покровский стал двухпрестольным – его придел посвятили, согласно просьбе прихожан, Трем Святителям, свтт. Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту.

А спустя несколько десятилетий по постройке новой деревянной церкви Старое Татарово сменило владельца, и, видимо, тогда стало «Барским», ибо появилась здесь помещичья усадьба Петра Нестерова. Род Нестеровых не был ни древним (с конца XVII в.), ни богатым. Во всяком случае Петр Степанович начал государственную службу хоть в гвардейском Измайловском полку, но – простым солдатом. Лишь к 1760-м дослужился он до капитана. После, после отставки, Нестеров был одним из самых уважаемых местных помещиков, а потому много лет занимал пост уездного предводителя дворянства. С тех же 1760-х Петр Степанович плотно занялся своей усадьбой: устроил барский дом, спланировал парк. А к 1789 г. его иждивением выстроена новая, каменная, Покровская церковь.

П.С. Нестеров, европейски образованный дворянин, по-видимому, очень благоволил к людям искусства. К примеру, вероятно, нередким гостем его усадьбы был талантливый мастер, Михаил Шибанов, художник из крепостных, известный широкой публике по портрету императрицы Екатерины II, одетой в дорожный костюм, ну а специалистам – как основоположник «крестьянского» жанра русской живописи. Однако, не все знают, что картины «Крестьянский обед», «Празднество свадебного договора» (1774 и 1777 гг.), изображающие сцены народного быта, созданы в усадьбе Нестерова.

Неизвестно, приложил ли этот мастер руку к росписи храма, но вот имена некоторых именитых художников, писавших для него иконы, конечно, по просьбе владельца имения, сохранились.

Среди них: Алексей Ильич Волков, известный художник, кисти которого принадлежат, например, многие иконы Казанского собора Петербурга; согласно сохранившимся описаниях Покровского, здесь были несколько его образов, писаных на холсте во время его пребывания в Риме; Михаил Федорович Воинов, также работавший для столичного Казанского собора; несколько икон, по свидетельству современников, «замечательные по художественной ценности», хранила Покровская церковь.

Явное влияние итальянской традиции можно увидеть на немногих сохранившихся фресках даже до наших дней: лики святых выразительны, видны характер, индивидуальность. О том, кем выполнены фрески, данных не сохранилось. Вероятно, владелец поместья также обращался к известным мастерам.

Окончательное формирование облика здания заняло около 100 лет: его, как прежнее, деревянное здание, не раз перестраивали: в 1830 г. у появилась трапезная часть, где устроили еще один придел – Живоначальной Троицы; в 1882 г. случился пожар, однако, усердные прихожане успели вынести наиболее ценные иконы, утварь, богослужебные сосуда, книги; более того, удалось спасти даже святой престол; после этого на благотворительные пожертвования А.Ф. Квицинского и Н.И. Протасьева быстро, дружно был произведен капитальный ремонт: заменили колокола, иконостасы, расписали стены; при этом современники отмечали, что реставрация была очень грамотной, с максимально бережным отношениям к произведениям живописцев XVIII в. – их удалось воссоздать практически в первозданном виде.

Освящение обновленного Покровского состоялось на его престольный праздник, 14 октября 1882 г.

Фото рубежа XIX-XX вв. показывают нам храм с высокой колокольней с западной стороны, под которой – вход с портиком. Видно, что основной объем также выдержан по канонам классицизма, популярного стиля начала XIX в.: массивный круглый купол, подобный тем, что делали зодчие античности, венчает луковичная главка, традиционная для Руси. Обычно специалисты говорят. Все это позволяет специалистам говорить, что Покровская построена стилем классицизма.

Приход Покровской не был особенно большим, чуть более 500 человек из самого села да ближайшей деревни, Козловки. Хотя местные крестьяне активно занимались не только земледелием, но также немало зарабатывали ремеслом, торговлей, большую часть истории храма о нем заботились все-таки владельцы поместья. В XVIII в. это был П.С. Нестеров, после – его дети, а их у помещика было пятеро. Сыновья – все военные, по выходе в отставку двое их них, Василий и Алексей, были уездными дворянскими предводителями.

Впоследствии заботы о Покровской приняли на себя сменявшие друг друга владельцы имения: Иван Александрович Протасьев, отставной поручик, кстати, открывший на селе невиданное доселе предприятие – писчебумажную фабрику; позже его наследники также много занимались также образованием на селе, открыв здесь училище; а благодаря Н.А. Протасьеву, сыну Ивана Александровича, в 1882 г. удалось отремонтировать полусгоревшее здание – притом, что часть здешнего поместья уже была продана Протасьевыми другому владельцу; Иван Александрович Голышев, купивший участок земли в Старом Татарово, устроивший здесь усадьбу, именовавшуюся Голышевкой, человек уникальной судьбы – происходил из крепостных, самоучкой освоил издательское дело, открыл литографию, занялся распространением дешевых книг среди крестьян; именно к нему в 1861 г. приезжал Н.А. Некрасов, желавший издавать своих стихи «для народа»; как Протасьевы, Голышев принял живое участие в судьбе храма после пожара 1882 г. – не только собственными средствами, но – как сказали бы теперь, «информационной поддержкой»; именно его перу принадлежат статьи о церкви в местных «Епархиальных ведомостях», рассказ о реставрации, убранстве, святынях.

На рубеже XIX-XX вв. служили здесь священник и псаломщик. Владельцы имения выхлопотали им казенное жалованье, что на селе встречалось нечасто – 400 рублей в год. Кроме этого, крестьянам сдавалась земля, причт получал доходы от треб. Сохранившиеся клировые ведомости говорят, что священники служили здесь, как правило, очень подолгу, для многих храм становится родным на всю жизнь: 41 год (1825-1866 гг.) был настоятелем прихода о. Иоанн Доброхотов; с 1866 г. до начала XX в. трудился во славу Божию священник Петр Парвицкий; именно при нем случился памятный пожар, после которого приход дружно восстанавливал здание. Ну а последним из служивших здесь иереев, согласно воспоминаниям старожилов, был о. Василий Фигуровский, чье настоятельство закончилось с закрытием церкви.

Село с ненавистным советской власти названием «Барское», его храм, не могли не обратить на себя внимание безбожных властей после 1917 г. Если в некоторых других селениях церкви продолжали действовать почти до конца 1930-х, то Покровскую закрыли на рубеже 1920-30-х гг. Первым делом разобрали колокольню. Оставшуюся часть здания приспособили под склад вновь возникшего здесь колхоза «Путь Ильича». Вероятно, тогда же уничтожено кладбище при храме, где была могила П.С.Нестерова, построившего церковь.

Новый этап разрушения, имеющего не только духовного, но – историческое значение здания наступил после основания туристической базы «Мстёра» (1964 г.): к северной части пристроили котельную.

К 1983 г. местным общественникам все же удалось добиться включения «объекта» в число памятников архитектуры регионального значения. Покровскую «приняли на государственную охрану», но склад не убрали, а котельную не разобрали.

К началу 2000-х турбаза закрылась. С тех пор здание пребывало бесхозным. Началось его прогрессирующее разрушение.

С 1990-х местные краеведы били тревогу: «охраняемый государством» памятник необходимо срочно реставрировать, иначе через несколько десятилетий мы просто его не увидим. С тех пор миновало уже около 30 лет. На фото лета 2010 г. видны: осыпающаяся кладка; явно разрушенная кровля трапезной; наконец, все здание густо поросло деревьями, чьи корни, разумеется, продолжают «доламывать» фундамент, стены, остатки кровли. Как ни странно, еще фотографии 2015 г. показывают росписи – частично сохранившиеся, удивительно выразительные лики, хранящие память о прошлом.

По сведениям народного каталога православной архитектуры «Соборы.ру», церковь относится к Вязниковскому благочинию епархии Муромской и Вязниковской. Однако, никаких восстановительных работ здесь нет, прихода тоже.

Самые «свежие» данные о происходящем относятся к 13 декабря 2021 г., их приводит пользователь сети под ником «Фил Тоукач», очевидно, навестивший Барское (стиль, орфография сохранены): «Разрушенный храм находится на территории заброшенной турбазы и дополняет процесс наслаждения эстетикой распада. В солнечный день осенью там просто божественно:). Сохранность: средняя. Охраняемость: низкая. Доступность: легкая (проход пешком 150 м от места, где удобно оставить машину или мот)».

Нет, Барское Татарово – отнюдь не умирающее село. На 2010 г. здесь жили более 1300 человек – это, конечно, не считая дачников. Может быть, дело в том, что Татарово – больше не «Барское», нет здесь богатых благотворителей, которые позаботились бы о святыне. Ну а «простые граждане» видимо предпочитают «божественную эстетику распада». Вот только божественную ли?

Источник: статья Натальи Сазоновой «Татарово – больше не «Барское»: старая церковь Покрова Богородицы» на сайте православной онлайн энциклопедии https://pravoslavie.wiki/

https://pravoslavie.wiki/barskoe-tatarovo-cerkov-pokrova-bogorodicy.html



Комментарии и обсуждение


С прекращением существования турбазы "Мстёра", огороженная территория которой включала и церковь, приспособленную на нужды турбазы под котельную, храм стал совершенно безхозным.
13 мая 2006, Олег Щёлоков .


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.