Удивительно прочно, подлинно на века, строили наши предки. Место, где находится храм – давно «урочище», то есть заброшенное людьми бывшее поселение. Сама церковь – заброшена десятилетия. Но на ее колокольне все еще гордо высится крест. А сама Преображенская – все так же прекрасна, издалека создавая впечатление, что она, конечно, действующая. «Мерзость запустения» святого места видна только вблизи. Возможно, так будет не всегда.
Многие считают, что церковь в честь Преображения Господня была сразу построена в известном селе Войново (или Воиново, как его именовали раньше), это не совсем так. На самом деле она изначально, еще деревянной, возводилась в 1 км от села, где был погост – кладбище, издавна именовавшийся Преображенским.
Первые упоминания о кладбищенской церкви содержат документы за 1628 г. Из них мы узнаем, что Войново было вотчиной известного боярина Феодора Ивановича Мстиславского – того, что во времена Смуты начала XVII в.: возглавил правительство, получившее название «Семибоярщины», приглашал на русский престол польского королевича Владислава; после изгнания из России польских войск Федор Иванович сохранил благоволение новой династии, Романовых, первым подписав грамоту о признании нового царя, Михаила, а во время коронации даже держал венец государя.
Войново, вероятно, было одной из отдаленных вотчин боярина, с которой он, конечно, получал доходы, но наведывался сюда редко – если бывал вообще: при столь насыщенной политической жизни было, конечно, не до этого. Так что можно предположить, что деревянный храм «всем миром» возвели крестьяне.
Позже, к середине XVII в. на селе, судя по документам, появляется помещичья усадьба, растет село – число дворов к этому времени уже превышает 200.
Следующее упоминание о скромном храме на погосте датируется только 1815 г., когда ее отстраивают как каменную два благотворителя купец В.И. Водовозов и крестьянин Яков Васильев.
Из двух жертвователей наиболее известен первый, Василий Иустинович Водовозов, представитель, пожалуй, самых известных Вязниковских купцов, занимавшихся производством льняных тканей. Незадолго до Преображенского им в 1794 г. построен еще один, тоже кладбищенский, Воздвиженский в Ярополченской слободе, пригороде близлежащего города Вязники.
Вероятнее всего, жертвователи, прежде всего, конечно, В.И. Водовозов, постарались обеспечить также содержание причта, который, как многие сельские церковнослужители, не получал государственного жалованья. Для этого был пожертвован вложенный в банк капитал с тем, чтобы проценты с него шли, как жалованье. Благотворители того времени часто пользовались именно этим способом обеспечения служителей той или иной церкви: то была «инвестиция» на десятилетия вперед, ведь при общей высокой надежности банков чаще всего получалось, что жалованье священники получали с «причтового капитала» даже спустя годы по кончине жертвователя.
Несмотря на то, что рубеж XVIII-XIX вв. – время распространенности стилей барокко, с его нарядной лепниной, а затем – строгого классицизма, стиль Преображенской определяют как «псевдо-русский», то есть опирающийся на древнерусские архитектурные традиции. Об этом свидетельствуют: традиционный «четверик» (четырехугольник) основной части, где находился главный престол; декор фасада, наличников окон живо напоминает об архитектурных традициях Руси; тот же стиль решения колокольни, а также трапезной части здания; луковичные главки, также традиционные для русской архитектуры – 5 из них венчают саму церковь, 1 – колокольню.
Преображенская была возведена из красного кирпича, но стены ее, также по древнерусской традиции, были побелены. К тому же белый – традиционный цвет Преображения, ведь именно таковы одеяния Христа на иконе праздника.
Престолов насчитывалось три: Преображенский, в летней, так называемой «холодной» (не имеющей печей) части; два «теплых», где служили зимой; оба престола находились в трапезной части, а посвящены были свт. Николаю Мирликийскому и Живоначальной Троице.
Очевидно, что значительная часть святынь, которые здесь хранились, восходили ко временам еще деревянного храма XVII в. Среди таковых были: напрестольное Евангелие, изданное при Патриархе Никоне (сер. XVII в.); еще две книги того же времени – Служебник и Цветник; серебряный с позолотой крест, где находились частицы мощей святых.
Несмотря на то, что кладбищенская церковь чаще всего не имела прихода, у Преображенской он был, притом немалый: он включал 21 деревню округи, с общим числом дворов более 300, а населением – более 3000. Именно поэтому при Преображенской служили два иерея, диакон, два псаломщика, хотя обычно штат сельских храмов был намного меньше. Жили служители не в близлежащем Воиново, а прямо рядом, близ погоста. Отсюда среди народа утвердилось другое название Преображенского погоста – «Попиха». Впрочем, чаще место называли все-таки «Спасом», а слова «иди на Спас» означали, что необходимо идти к Преображенской.
Большой, видимо, достаточно обеспеченный приход, количество служащих позволяли содержать даже школу: на 1897 г. она насчитывала 26 учеников.
Службы здесь прекратили с 1930-х. По одной версии, коммунисты не знали «под что» использовать здание, находящееся на отдалении от села. Согласно другому мнению, здесь все же был склад зерна – но впоследствии его отсюда убрали ввиду неудобства расположения.
Так один из красивейших храмов Вязниковской земли остался бесхозным. Разрушать его начали время, стихии – ветер, снег, дождь. Но приложили руку также люди. Об этом повествует ныне небольшой листок, кем-то прикрепленный у входа. Здесь написано: «Уничтожен уникальный иконостас, утеряны фрески… растаскана изразцовая печь. Варвары вытащили даже чугунные полы. Сожжены иконы и книги».
Автор текста о разрушении святыни «преувеличивает» лишь совсем немного: на самом деле здесь сохранились некоторые рамы иконостаса, просматриваются также сильно осыпавшиеся росписи. На одной из них, под самым куполом, на 2006 г. все еще можно было различить сюжет Преображения, которому посвящен главный престол.
Куда хуже потери внутреннего убранства – то, что в критическом состоянии кровля трапезной: через ее провалы внутрь попадают атмосферные осадки, разрушая стены. Но при этом удивительно, что все еще увенчаны крестами главки, а стены, пока стоящие, все еще сохраняют осыпающуюся, но – побелку почти столетней давности!
Формально Преображенская относится к Вязниковскому благочинию Муромской и Вязниковской епархии. До недавнего времени, однако, здесь не только не велось реставрации – не было даже подъезда к церкви, которая, кстати, удивительным образом еще и не видна ни с одной из дорог, в отличие от многих других.
Но вот что говорит побывавший здесь 11 октября 2021 г. один из комментаторов портала «Соборы.ру»: «К церкви проложена дорога. Вокруг храма расчищены деревья. Видны следы благоустройства территории. Сам храм без признаков реставрации и ремонта».
Но, добавим, здесь стоят иконы, горят свечи. Не забудем еще об истории уничтожения святыни, которую может прочесть каждый входящий. Выходит, здесь есть люди, которые собираются ее восстановить. А однажды появится приход.
Источник: статья Натальи Сазоновой «Преображенская церковь в Воиново» на сайте православной онлайн энциклопедии https://pravoslavie.wiki/
https://pravoslavie.wiki/preobrazhenskaya-cerkov-v-voinovo.html
Комментарии и обсуждение
Церковь не имеет дороги и подъезда никаким видом транспорта, не числится в госорганах охраны памятников, полностью раскрыта без признаков ухода или чьей-либо заботы. В основном объеме сохранились небольшие фрагменты деревянного иконостаса. Ключевина входной южной двери сфотографирована с единственной целью сохранить её изображение, т.к. заметны свежие попытки открутить кованый замок, другие двери просто сняты с петель, растащены.
К церкви проложена дорога. Вокруг храма расчищены деревья. Видны следы благоустройства территории. Сам храм без признаков реставрации и ремонта.