ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Собор Преображения Господня.

Спасо-Преображенский собор


Санкт-Петербург. Собор Преображения Господня
Собор. Действует.  
Престолы:Преображения Господня, Климента, папы Римского, Сергия Радонежского, Петра Александрийского
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:не ранее 1829.
Архитектор:В.П. Стасов
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Санкт-Петербург, Преображенская площадь, д. 1

Координаты: 59.94304, 30.35244
Проезд:Ст. м. "Чернышевская"



Сортировка:

Собор Преображения Господня, Вид с запада<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вид с запада
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
22 ноября 2020
Собор Преображения Господня, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вадим Павлов
30 сентября 2024
Собор Преображения Господня, Северный фасад<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Северный фасад
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
5 января 2020
Собор Преображения Господня, Панорама с востока<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Панорама с востока
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
5 января 2020
Собор Преображения Господня, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Чупринин Михаил
22 октября 2005
Собор Преображения Господня, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1997
Собор Преображения Господня, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1995
Собор Преображения Господня, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Алексей Кротов
26 августа 2025
Собор Преображения Господня, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вадим Павлов
30 сентября 2024
Собор Преображения Господня, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 апреля 2017
Собор Преображения Господня, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
14 августа 2008
Собор Преображения Господня, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Алексей Кротов
26 августа 2025
Собор Преображения Господня, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
7 марта 2021
Собор Преображения Господня, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Наталия
22 апреля 2018
Собор Преображения Господня, Левая часть<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Левая часть
Наталия
22 апреля 2018
Собор Преображения Господня,  <br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург

Наталия
22 апреля 2018
Собор Преображения Господня,  <br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург

Наталия
22 апреля 2018
Собор Преображения Господня,  <br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург

Наталия
22 апреля 2018
Собор Преображения Господня, Центральная часть  <br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Центральная часть
Наталия
22 апреля 2018
Собор Преображения Господня, Иконостас придела во имя св. преподобного Сергия Радонежского.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Иконостас придела во имя св. преподобного Сергия Радонежского.
Анатолий Вениаминов
24 января 2017
Собор Преображения Господня, Иконостас придела во имя священномучеников Климента, папы Римского и Петра Александрийского.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Иконостас придела во имя священномучеников Климента, папы Римского и Петра Александрийского.
Анатолий Вениаминов
24 января 2017
Собор Преображения Господня, Главный иконостас собора Спаса Преображения.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Главный иконостас собора Спаса Преображения.
Анатолий Вениаминов
24 января 2017
Собор Преображения Господня, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Ole Lukoye
25 августа 2015
Собор Преображения Господня, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Алексей Кротов
26 августа 2025
Собор Преображения Господня, Ограда<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Ограда
Архиповы Маргарита и ВладимирАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
15 августа 2022
Собор Преображения Господня, Колокол справа от главного входа<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Колокол справа от главного входа
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 апреля 2017
Собор Преображения Господня, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
14 августа 2008
Собор Преображения Господня, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
14 августа 2008
Собор Преображения Господня, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
14 августа 2008
Собор Преображения Господня, Ворота церковной ограды<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Ворота церковной ограды
Александр Разумов
31 марта 2004
Собор Преображения Господня, Частная коллекция. Фото 1942 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Частная коллекция. Фото 1942 г.
Михаил Мещанинов
16 сентября 1942
Собор Преображения Господня, Почтовая открытка<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Почтовая открытка
Алексей Кротов
1 июля 1917
Собор Преображения Господня, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
1910
Собор Преображения Господня, Фото нач. XX в с сайта http://ст-петербург.рф/guide/sobori.htm<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото нач. XX в с сайта http://ст-петербург.рф/guide/sobori.htm
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1902
Собор Преображения Господня, фото с сайта http://humus.livejournal.com<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://humus.livejournal.com
Андрей Агафонов
1 сентября 1856
Собор Преображения Господня, Фото с сайта pastvu.ru  Фото 1900 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900 г.
Жукова АннаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Собор Преображения Господня, Вид на иконостас храма. Фото 1890-1900-х гг. С сайта: https://www.citywalls.ru/house105.html<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вид на иконостас храма. Фото 1890-1900-х гг. С сайта: https://www.citywalls.ru/house105.html
Алексей Кротов
Собор Преображения Господня, Фото иконостаса. 1890-1900 гг. С сайта: https://www.citywalls.ru/house105.html<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото иконостаса. 1890-1900 гг. С сайта: https://www.citywalls.ru/house105.html
Алексей Кротов
Собор Преображения Господня, Спасо-Преображенский собор. Начало 1820-х годов. Репродукция гравюры, Карл Фридрих Сабат.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Спасо-Преображенский собор. Начало 1820-х годов. Репродукция гравюры, Карл Фридрих Сабат.
Алексей Кротов
1820



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Разумов 22 февраля 2005

Спасо-Преображенский Собор был возведен по указу императрицы Елизаветы в знак благодарности господу и лейб-гвардии Преображенскому полку. Первоначально здание церкви было построено в 1743-1745 годах по проекту П.-А. Трезини и М.Г. Земцова во внутреннем дворе Преображенского гренадерского полка. 5 августа 1754 года, накануне праздника Преображения, храм был освящен в присутствии Государыни императрицы. В создании внутреннего убранства принимал участие архитектор Растрелли. В 1825 году собор полностью сгорел и на том же месте в 1829 году был восстановлен под руководством архитектора Стасова.

5 августа 1829 года состоялось новое освящение собора. Главный алтарь был освящен в честь праздника Преображения Господня, правый предел в честь Преподобного Сергия Радонежского, покровителя русского Царствовавшего Дома, а левый в честь Священномученика Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается Церковью 25 ноября. Спасо-Преображенский собор – пятиглавый храм, выделяющийся среди окружающей застройки своими размерами, формой пластикой. Несмотря на традиционное композиционное построение, во внешней его архитектуре много нового. Стасов, представитель классического направления в русском зодчестве, руководствовался теми декоративными формами, которые были характерны для позднего периода развития этого стиля. Полуциркульные высокие окна, закомпонованные в ниши с балюстрадамии орнаментальными архивольтами, панно с воинскими атрибутами на полях стен, барельефы аттика центрального барабана с головками херувимов, двенадцатиметровый портик из четырех ионических колонн, примкнувший с западной стороны к собору, - элементы классической ордерной системы, использованные в архитектуре собора. Иконостас центрального престола – деревянный четырехъярусный в виде триумфальной арки с полусферическим сводом над царскими вратами, украшенный золоченой резьбой по белому фону. Свод купола окрашен под цвет облачного неба, по бокам – восемь ангелов, в центре – большая звезда с расходящимися лучами. В кольце купола золотыми буквами надпись: "Господи, Боже Израилев, несть Бог, якоже Ты на небеси горе и на зимли долу. Да будут очи Твои отверсты на дом сей день и нощь, еже услышати молитву людей Твоих, елико аще помолятся на месте сем, и Ты услышиши на небеси и сотвориши и милостив будеши им".

Стены храма украшает множество икон, переданных сюда из закрытых храмов. Святыни храма – иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радости", прославленная в Москве и перенесенная в Петербург в 1711 году и Нерукотворный образ Спасителя - икона XVII века, перенесенная из домика Петра I. Большая пятиярусная люстра на 120 свечей, выполненная мастером А. Дипнером под наблюдением В. Стасова служит и поныне украшением интерьера. Звон насчитывал прежде 13 колоколов, находящихся в трёх малых башнях. К настоящему времени сохранилось только шесть. Площадь собора составляет 1180 кв.м, высота его – 41,5 м. Вокруг собора был разбит сквер, по проекту Стасова, обнесенный оградой, состоящей из стволов трофейных пушек, поставленных дулами вверх. Пушки были взяты со стен турецких крепостей Измаила, Варны, Тульчи и Силистрии. Таким образом, ограда стала своеобразным памятником героям русско-турецкой войны 1828 г. Внутри собора у правого клироса находится доска со списком офицеров Преображенского полка, погибших в 1702-1917 годах. С южной стороны в ограду встроена небольшая часовня, классических очертаний, в стиле самого собора. Трехпридельный элегантный, праздничный Преображенский Собор никогда не закрывался, всегда был действующим, начиная с 1829 года. Он сохранил облик, приданный при архитекторе Стасове. На одной из башен собора находятся куранты, привезенные из Англии в 1854 году и действующие поныне.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 20 декабря 2017

Нынешний Спасо-Преображенский собор вырос на месте одноимённого храма, построенного в середине ХVIII века и сгоревшего в 1825 году. Новый собор удалось возвести всего за полтора года. Даже в наше время такие сроки строительства кажутся стремительными. Местность в районе современного Спасо-Преображенского собора начали обживать в 1720-е годы. С подачи Петра I в 1724 году Сенат издал постановление, где говорилось о необходимости "устроить слободы, в которых сделать каждому сержанту по избе, прочим унтер-офицерам одну на двоих, а рядовым - одну на троих; также в середине полка сделать штабу двор на восемь изб и при том дворе госпиталь". В 1725 году самодержец скончался. Спустя год взошедшая на престол Екатерина I распорядилась возвести на означенном месте деревянные казармы "для лучшего плезира в першпективе Литейной и для всякаго случая в нужде в солдатах". По её повелению здесь обосновался лейб-гвардии Преображенский полк. А местность к востоку от Литейного проспекта стали называть Преображенскими слободами. Военные жили вместе с семьями в одноэтажных домах. У каждого гвардейского полка в те времена имелась церковь, освящённая в честь "своего" праздника или святого покровителя данного воинского соединения. Храм преображенцев располагался на углу Литейного проспекта и Пантелеймоновской улицы. А там, где ныне стоит Спасо-Преображенский собор, была съезжая изба Гренадёрской роты. В ночь с 24 на 25 ноября (с 5 на 6 декабря по новому стилю) 1741 года в Петербурге произошёл переворот, в результате которого на престол возвели дочь Петра I Елизавету Петровну. Огромную роль в успехе предприятия сыграл Преображенский полк. Уже 7 (18) декабря 1741 года Елизавета Петровна снова посетила Преображенский полк и повелела возвести на месте съезжей избы храм в знак благодарности Господу за то, что ей удалось занять русский престол.

9 (20) июня 1741 года Елизавета Петровна лично заложила первый камень в основание собора в честь Преображения Господня. В тот же день она подарила будущему храму серебряный ковчег. Первоначально строительством руководил архитектор М.Г. Земцов, однако довести дело до конца он не успел. После его смерти эстафету возведения храма подхватил П.А. Трезини. Но в число авторов собора с полным основанием можно включить и императрицу. Её роль в этом деле трудно переоценить. Так, именно она посоветовала (а царский совет, в сущности, был приказом) Трезини построить храм в древнем русском византийском стиле с пятью главами и принять в качестве образца Успенский собор Московского Кремля. К слову, Елизавета Петровна специальным указом вернула традиционное пятиглавие, оставшееся на обочине русской архитектуры в первой половине ХVIII века, на подобающие ему позиции. Государыня вникала в мельчайшие детали строительства. Она утвердила план, лично распоряжалась, где пробивать двери и окна, какие иконы должны украсить храм. Она открыла книгу для пожертвований, а если средства истощались - лично отдавала указания, где найти недостающие деньги. Обо всех случаях нехватки рабочих рук или строительных материалов немедленно докладывали Елизавете Петровне. Собор выкрасили в зелёный цвет. Московские мастера по эскизу Ф. Растрелли создали золочёный пятиярусный иконостас. Образа написал живописец Мина Колокольников.

5 (16) августа 1754 года архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) освятил храм, сразу получивший статус полкового собора, в честь Преображения Господня. На церемонии присутствовала и императрица. Новый храм имел два придела. Первый освятили во имя священномучеников Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Алесандрийского, поскольку именно в день памяти этих святых Елизавета взошла на трон. Второй придел был задуман как своего рода семейный храм царской семьи. В нём находились иконы, так или иначе связанные с событиями из жизни Елизаветы. В годы царствования Екатерины II (1762-1796) статус храма оставался прежним. Император Павел I вскоре после восшествия на престол, осенью 1796 года, издал указ, в соответствии с которым храм получил наименование всей гвардии собора. Однако в начале 1799 года статус храма понизили. В связи с переводом Преображенского полка в другое место собор превратили в приходскую церковь. Только при Александре I собору вернули прежнее значение. Преображенский храм стоял спокойно ещё 19 лет, но 8 (20) августа 1825 года случилась трагедия. Ремонтировавшие здание рабочие не уследили за жаровней с горящими углями, из-за чего заполыхал сначала главный купол, а затем и вся церковь. Сгорели все три иконостаса и купола, погибли некоторые иконы (те, что висели высоко). Когда огонь утих, от храма оставались лишь обгорелые стены. При этом большую часть икон, богослужебные сосуды и иную утварь удалось спасти благодаря самоотверженным действиям клира и прихожан. Узнав о пожаре, император Александр I распорядился заново отстроить собор и лично выделил на эти цели 50 тысяч рублей. В палатке на месте храма организовали временную церковь. Вскоре государь Александр Павлович скончался, и восстановление святыни происходило уже в годы царствования его брата - императора Николая I. Пока шла стройка, богослужения совершались в специально нанятом доме полковника Булатова, стоящем рядом. Строительством Спасо-Преображенского собора руководил специальный комитет под председательством великого князя Михаила Павловича, поручивший вести работы архитектору В.П. Стасову.

Закладка нового храма состоялась 26 августа (7 сентября) 1827 года. До нас дошло свидетельство, относящееся к этому времени: "По распоряжению архитектора пятого класса Стасова начали производить в соборе Спаса Преображения разные работы: сломана паперть с северной и южной сторон крыльца; сверх того требует он, чтобы к 6 августа под паперть набить 160 свай, потом заготовить материал для закладки..." Строительство удалось завершить в предельно сжатые сроки, на нём трудились не только рабочие, но и солдаты Преображенского полка. Уже к началу зимы 1828-1829 годов собор был готов. Его освящение митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Серафимом (Глаголевским) состоялось 5 (17) августа 1829 года - спустя ровно 75 лет после освящения сгоревшего собора. Император Николай I, как ранее царица Елизавета Петровна, преподнёс храму дар. Он передал ему ковчег, потир из яшмы и ризы, украшенные драгоценными камнями. Величественный пятиглавый собор, выполненный в стиле классицизма, сразу же стал одной из архитектурных доминант города. Крупнейший зодчий своего времени В.П. Стасов, знавший толк в "гармонизации" городского пространства, стремился к тому, чтобы собор не прозвучал диссонансом в "хоре" окружающих его построек. Структура храма в общих чертах повторяла структуру его сгоревшего предшественника. От прежнего собора в новый "по наследству" перешли ковчег Елизаветы Петровны, Евангелия в дорогих окладах, два напрестольных золочёных креста. Своё место в храме заняла икона Божией Матери, завещанная императором Александром I.

Современники, видевшие, как стремительно вырос новый храм, говорили, что в Петербурге есть только два великих сооружения - Казанский и Спасо-Преображенский соборы. Примечательно, что в ходе строительных работ В.П. Стасову удалось сэкономить около половины выделенных денег. Бережливость архитектора была по достоинству оценена Николаем I, пожаловавшим зодчему 1325 рублей и бриллиантовый перстень. Возле собора по проекту Стасова разбили сквер, окружив его в память о победе в русско-турецкой войне 1828-1829 годов уникальной оградой, основу которой составили стволы трофейных турецких пушек. Рядом с храмом стояли принадлежавшие Преображенскому полку два единорога (старинные орудия ХVIII века) и 12 орудий, захваченных у османов. Военная тематика буквально била в глаз человеку, пришедшему в "гвардейский" храм. Стены фасадов были украшены не только "библейскими" скульптурами, но и воинскими символами. Внутри находилась чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери, которую куряне поднесли нашим воинам во время Отечественной войны 1812 года. Внутри собора также хранились многочисленные воинские трофеи. На стенах разместили бронзовые доски с именами офицеров полка, павших в сражениях. В особых шкафах за стеклом были выставлены преображенские мундиры Александра I, Николая I, Александра II. Особо ценным экспонатом являлась сабля Александра II, которая была с ним в момент покушения на царя 1 (13) марта 1881 года. Площадь собора составляет 1180 квадратных метров, высота - 42,5 метра. Собор вмещает в себя до трёх тысяч человек. Все части сложного по композиции здания гармонично связаны. Так, большой купол ровно вдвое выше поддерживающих его колонн. Ограда состоит из 102-х артиллерийских орудий, 34 из которых украшены двуглавыми орлами.

В последние десятилетия ХIХ века и в первые годы ХХ века жизнь Спасо-Преображенского собора была весьма насыщенной. Храм по-прежнему оставался обителью милосердия. С его амвона постоянно раздавались обращения к зажиточным прихожанам помочь более бедным согражданам, "милостыня бо от смерти избавляет и очищает всяк грех". В 1912 году было организовано Братство трезвости и целомудрия. Ежегодно 6 августа (19 августа), в день Преображения Господня, когда отмечали престольный праздник соборного храма, у его стен разворачивался фруктовый базар. Любимым лакомством его посетителей были яблоки. Это и неудивительно - ведь Преображение Господне издревле называется в народе Яблочным Спасом. В 1886 году архитектор городской управы И.Б. Слупский на средства прихожан возвёл в ограде часовню. Украшением её иконостаса стал список Тихвинской иконы Божией Матери в позолоченной ризе, покрытой драгоценными камнями. Уже в 1916 году архитектор С.О. Овсянников задумал устроить в храме усыпальницу офицеров, погибших на фронтах бушевавшей тогда Первой мировой войны. Но его идею в жизнь воплотить не успели. Спустя год для собора, как и для всей страны, настали тяжёлые времена.

В 1918 году Спасо-Преображенский собор преобразовали в приходскую церковь. В 1920-е годы из него изъяли многие ценные иконы. Собор лишили знамён, орудий и военных трофеев, которые сначала передали в Артиллерийский музей, а позже, в 1950 году, - в Эрмитаж. Золочёных орлов с ограды, медальоны и крест с центральных ворот уничтожили. В 1931 году бывшего настоятеля храма отца Михаила Тихомирова вместе с рядом других людей расстреляли по делу о незаконной отправке в Данию регалий Преображенского полка. В 1922-1926 и 1935-1944 годах собор пребывал в ведении обновленческих структур. В 1939 году закрыли храм Спаса на Сенной, и бывшая церковь Преображенского полка стала главным обновленческим храмом Ленинграда. Во время 900-дневной блокады Ленинграда священнослужители храма организовали в подвалах храма бомбоубежище на 500 коек, снабжали блокадников свечами и кипятком, помогали раненым. 3 июня 1943 года газета "Ленинградская правда" констатировала: "Спасо-Преображенский собор пожертвовал на укрепление обороны страны три миллиона рублей". В 1946-1948 годах в храме работали реставраторы, поправляя фасады и интерьер. Дважды собору довелось выступить в роли "актёра". В 1961 году шли съёмки фильма "Две жизни", и, стремясь к достижению исторической достоверности, с западной стороны ограды восстановили двуглавых орлов, а на центральных воротах - медальоны с крестами. Потом их убрали. Спустя почти 30 лет Спасо-Преображенский собор сняли в картине "Собачье сердце", хотя вообще-то действие ленты происходило в Москве. Лишь в 2004 году на прежние места вернулись воссозданные двуглавые орлы, медальоны и крест. В наши дни Спасо-Преображенский всей гвардии собор остаётся одним из самых посещаемых храмов Петербурга.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №46, 2013 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 4 марта 2021

Очень востребованному на тот период времени, русскому архитектору В. П. Стасову, поручают восстановление Спасо-Преображенского собора, сгоревшего в 1825 году. Возрождая храм, зодчий сохранил прежнюю крестообразную внутреннюю планировку здания, укрепил и надстроил старые стены. Придав фасадам классические архитектурные формы, Стасов в то же время усилил мотив пятиглавого увенчания сооружения, традиционный для старинного русского зодчества. Западный фасад собора он украсил четырёхколонным ионическим портиком с фронтоном, а центральному и боковым куполам придал полусферические очертания. Правда, боковые купола оказались при этом немного малы, так как архитектору пришлось использовать конструкции прежнего здания. Белые стены, прорезанные высокими окнами с полуциркульными завершениями, заметно оживили лепные декоративные панно с воинскими атрибутами. Над входом в собор помещено рельефное изображение коленопреклонённых ангелов, поддерживающих крест. Частично изменился и интерьер храма. Барабан главного купола оперся на четыре мощных столба. Боковые отрезки поперечного нефа перекрыли крестовые своды. Малые купола остались на своих столбах, сохранившихся от сооружения Трезини. Величественный четырёхъярусный иконостас и алтарная сень были выполнены по рисунку Стасова. Декорированные пилястрами и колоннами коринфского ордера, они относятся к редким образцам русской художественной резьбы по дереву первой половины ХIХ века. Образа в иконостасе - работы художников А. И. Угрюмова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова, Ф. П. Брюллова и А. И. Иванова. Стены и своды расписаны по эскизу Шебуева. В барабане главного купола изображены восемь ангелов, держащих в руках орудия Страстей Христовых. Уникальную серебряную одежду для престола, весившую более 160 килограммов, изготовила позднее ювелирная мастерская Ф. А. Верховцева.

Восстановление храма завершилось в 1829 году. В том же году, 5 августа, его вновь освятили. Спустя три года вокруг собора была сооружена ограда из ста двух трофейных турецких пушек, взятых после падения крепостей Варны, Шумлы, Силистрии и др. Главные ворота увенчали бронзовые медали с надписями: "За турецкую войну 1828-1829 годов". Замкнув перспективу Пантелеймоновской улицы, пересекавшей Литейный проспект, Спасо-Преображенский собор существенно преобразил архитекутурную картину района. Современники высоко оценили талант зодчего. Журнал "Отечественные записки" в 1829 году писал: "Из числа зданий, украсивших в последнее время столицу, замечательнейшие суть: казармы лейб-гвардии Павловского полка и собор Преображения Господня". Славу Преображенского храма составляли также его колокола. Некоторые из них остались от первого - земцовско-трезиниевского собора. Самый большой, праздничный, колокол весом 13 тонн был отлит на заводе Стуколкина в 1866 году. Не менее внушительный вес имели и другие колокола, обеспечивая исключительную полифонию соборных звонов. С 1871 года при соборе работало приходское благотворительное общество, куда входили офицеры и шеф Преображенского полка. Оно содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей, бесплатные квартиры.

В соборе с 1935 года хранится величайшая национальная святыня - чудотворная икона Спаса Нерукотворного Образа, находившаяся прежде в часовне в Домике Петра I. Предположительно её написал для царя Алексея Михайловича иконописец Симон Ушаков. В соборе также находятся чтимые прихожанами чудотворная икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", иконы Святителя Николая, Казанской Божией Матери, иконы Божией Матери "Знамение" и "Утоли Моя Печали", икона с изображением Святых Небесных Покровителей семьи императора Николая II. Несмотря на всевозможные потрясения, обрушившиеся на страну в ХХ веке, собор не закрывался, действовал все годы, неизменно оставаясь домом молитвы для верующих. Недавно проведена полная реставрация храма.

Из книги: Крюковских А. П. Петербургские храмы. - Санкт-Петербург. Издательство: "Паритет", 2008


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 22 сентября 2025

В начале XVIII в. на месте современного Спасо-Преображенского собора размещался внутренний двор Преображенского полка. Елизавета Петровна, дочь императора Петра Великого, неоднократно посещала это место. Здесь она крестила детей солдат и офицеров, дарила им подарки — таким образом укрепляла связь полка с царским домом.

Осеню 1741 г. произошёл государственный переворот в царских покоях. Елизавета Петровна лично обратилась к военным из своего полка. После молитвы перед иконой вместе с солдатами она отправилась к Зимнему дворцу, в котором ей помогли сместить регентшу Анну Леопольдовну и малолетнего императора Ивана VI. Ночью 25 января 1741 г. Цесаревна Елизавета Петровна приехала со своими приближенными и единомышленниками в лейб-гвардии Преображенский полк, квартировавший близ Литейного двора. Отсюда вместе с офицерами и гренадерами она направилась в Зимний дворец, где произвела бескровный государственный переворот и взошла на российский трон. Через две недели, посетив гвардейский полк уже Императрицей, Елизавета в память об этом событии повелела выстроить на месте съезжей избы каменный трехпридельный храм.

9 июня 1743 г. сама Императрица заложила первый кирпич в строящееся здание собора по проекту М. Г. Земцова. До окончания строительства полк молился в своей походной церкви, которая с 1722 до 1739 гг. помещалась в "особой светлице", на Мойке, "где был Хвостов мост". В ней находился ценный иконостас, позже переданный в церковь Чесменского дворца. После смерти Земцова строительными работами руководил П. А. Трезини, в 1745 г. изменивший проект, "чтобы главы делать против глав соборной церкви Успенья" в Москве.

Первоначальный проект П. А. Трезини был в дальнейшем существенно изменен. Уже в первоначальном проекте во внешнем облике собора формы общеевропейского барокко сочетаются с традиционным русским пятиглавием. Пятиглавие, совершенно вышедшее из употребления в начале XVIII в., вновь стало активно употребляться в храмах елизаветинского времени, и, видимо, именно Спасо-Преображенский собор был первым петербургским пятиглавым храмом. Но в дальнейшем подчеркнутый русский национальный характер здания был еще усилен. Форма глав изменилась - они стали луковичными, как в русских храмах XVII века. Кроме того, и иконостас в конечном счете был сделан не таким, как на чертеже Трезини. Уже не менее знаменитый Франческо Растрелли составил новый проект иконостаса. Московские мастера Кобылинские вырезали по эскизу зодчего Растрелли золочёный пятиярусный иконостас и великолепную алтарную сень. Образа под смотрением И. Я. Вишнякова написал известный художник М. Л. Колокольников. Внутри храм был украшен ионическими пилястрами и лепкой.

Собор Преображения Господня строился 11 лет, после чего, 5 августа 1754 г. архиепископ Сильвестр в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны освятил собор одного из самых знаменитых полков императорской России. 12 ноября 1796 г., во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».

8 августа 1825 г. произошла трагедия: в ходе ремонта купола рабочие случайно подожгли храм. Пламя вокруг Спасо-Преображенского собора бушевало восемь часов, уничтожив кровлю и внутреннее убранство. После того как огонь угас, петербуржцы увидели мрачную картину — от величественного собора остались лишь обугленные стены. Однако благодаря мужеству священников и верующих удалось спасти главные святыни: иконы и мощи. 

Император Александр I распорядился восстановить храм. Работы начались в 1827 г. под руководством архитектора Василия Петровича Стасова. Четыре года ушло на восстановление храма, которым занимался архитектор Василий Стасов. В. П. Стасов сохранил общую композицию прежнего храма, но внёс значимые архитектурные корректировки. Главный фасад получил массивный портальный объём с четырьмя колоннами ионического ордера, а круглые купольные конструкции заменили на полусферические. Внутренний декор интерьера стал ещё более красивым и представительным. Стасов, которому и поручили столь ответственную работу, отстроил не только замечательный храм в стиле ампир, но и здорово сэкономил царский бюджет за счет возведении ограды. За основу нового забора он взял трофейные пушки, захваченные в плен в сражениях при Измаиле, Варне, Тульче и Силистрии в 1828-1829 гг. Многие из этих пушек имели имена собственные: "Гнев аллаха", "Священный полумесяц", "Гром извергающий", "Дарю лишь смерть". Эти имена и сейчас можно разглядеть на дулах. Все 102 пушки, заложенные в основание такой ограды, развернуты дулом к земле, в знак того, что никогда больше в своей истории не будут участвовать в боевых действиях. Все средние стволы украшены двуглавыми орлами с коронами. Кстати, Николая Первому так понравилась идея с забором, что он одарил Стасова бриллиантовым перстнем и премией в размере сэкономленных средств - 1325 рублей.

Накануне престольного праздника, 5 (17) августа 1829 г., ровно через 75 лет после первоначального, состоялось новое освящение собора митрополитом Серафимом (Глаголевским). К этому дню Николай I, который в престольный праздник всегда лично посещал собор, подарил ковчег и потир из яшмы, а также украшенные драгоценными камнями ризы. Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел — в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (ст. ст.).

Спасо-Преображенский собор был выбран в качестве архитектурного образца для сооружения Троицкого собора в городе Моршанске Тамбовской губернии, строительство которого началось в 1836 г. и завершилось в 1857 г. В 1886 г. по проекту архитектору И. Б. Слупского была выстроена в соборной ограде часовня с витражами С. В. Постемского и образами кисти Антропова в иконостасе, написанные в мастерской Игумнова. Осенью 1916 г. с восточной стороны планировалось начать по плану архитектора С. О. Овсянникова (хотя конкурс выиграли С. Б. и В. И. Савицкие) постройку отдельной усыпальницы для павших в Первую мировую войну офицеров, но осуществить проект помешала революция.

После революции 1917 г. Спасо-Преображенский храм продолжал действовать. Его клир подчинялся протопресвитеру военного и морского духовенства. Хозяйством управлял ктитор, назначавшийся командиром полка из заслуженных офицеров. Однако годом позже он получил статус приходского храма. В тот же промежуток времени многие святыни были конфискованы и направлены в фонд Артиллерийского музея, а с 1950 г. эти реликвии находятся в коллекции Государственного Эрмитажа.

В 1920-х гг. были изъяты также многие ценные иконы, спасенные при пожаре 1825 года, а позолоченные фигуры орлов, декоративные медальоны и кресты с ограды были демонтированы и расплавлены (лишь в 2004 году, их воссоздали и установили на прежние места). С 1922 до 1926 гг. собором Преображения Господня находился в ведении Союза Церковного Возрождения Антонина Грановского, а с 1935 по 1944 гг., после закрытия церкви Спаса-на-Сенной в 1939 г., Преображенский храм был главным обновленческим храмом в Ленинграде.

После Октябрьской революции хранившиеся внутри храма драгоценности успели спрятать. А чуть позже настоятель собора протоиерей Михаил Тихомиров, так и вовсе смог все это имущество тайно погрузить на борт и выслать в Копенгаген на имя императрицы Марии Федоровны. За что и был расстрелян в феврале 1931 г. по делу о нелегальной отправке регалий Преображенского полка.

В дни Ленинградской блокады в нижних помещениях храма организовали укрытие от авиаударов, способное вместить до пятисот человек. По завершении военных действий, в 1946–1948 гг., Спасо-Преображенский собор был тщательно восстановлен. Главный фасад украшен грандиозным портиком высотой в двенадцать метров на фоне ионических колонн.

Архитектурная структура храма включает три придела: центральный, южный и северный. Просторные стены оформлены барельефами, сочетающими сцены из Священного Писания и образы воинской доблести. Центральный купол завершает восьмиметровый крест, что видно даже с далёких улиц. В башне на юго-западной стороне расположена звонница. А на противоположной, северо-западной, установлен часовой механизм, привезённый из Великобритании в 1854 г. Эти часы стали важной частью храмового комплекса и продолжают отсчитывать время до сих пор.

Одной из самых заметных особенностей Спасо-Преображенского собора стала его ограда — решётка вокруг здания, созданная В. П. Стасовым. Для её изготовления использовали военные трофеи — бронзовые орудия, доставленные с полей сражений Русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Эти пушки стояли на укреплениях таких известных городов, как Измаил, Варна, Тулча, Исакча и Силистрия.

Створки ворот храма украшены бронзовыми щитами с наградными знаками, вручёнными за участие в Русско-турецкой кампании. На некоторых из них сохранились турецкие государственные эмблемы, а некоторые получили поэтические наименования: «Ярость пророка», «Священный месяц», «Гроза войны» и «Подношу только гибель».

Решётка состоит из бронзовых орудийных труб, размещённых на массивных гранитных опорах — по 3 пушки на каждой. Орудия связаны между собой тяжёлыми литыми цепями, придающими ограде торжественный и монументальный облик. Большинство военных трофеев было помещено в собор к его освящению после окончания Русско-турецкой войны 1828–1829 гг.: 483 знамени, 16 флагов, 10 бунчуков, 62 ключа и 12 замков от взятых крепостей, жезлы, булавы, знаки неприятельских воинских подразделений. Они были размещены в соборе по разработанному Стасовым проекту. Центральные элементы увенчаны фигурами двуглавого орла под царскими венцами, что символизирует силу и величие России. Эти артефакты подчёркивают историческую значимость святилища и его связь с важнейшими событиями российской истории.

Внешне собор строг, торжественен и лаконичен. Расположенный рядом с Литейным проспектом, где раньше находились казармы преображенцев, храм построен в виде двадцатичетырёхгранного креста. Площадь Спасо-Преображенского собора 1180 кв. м при высоте 41,5 м. Вместимость храма 3 тысячи человек. Фасад зодчий украсил 12-метровым портиком из четырех классических колонн с фронтоном, здесь главный вход. Оформляют фасад лепные панно на библейские сюжеты и воинской атрибутикой на стенах.

Внутри Спасо-Преображенского собора поражает роскошное убранство. От средней части храма алтарь отделён пятиярусным иконостасом, украшенный колоннами в коринфском стиле, созданный по чертежам знаменитого архитектора В. П. Стасова, который взметнулся триумфальной аркой с золочёной резьбой по белому фону. В резных золочённых царских вратах – четыре овальных иконы: Благовещение Пресвятой Богородицы, Архангела Гавриила, евангелистов Иоанна и Марка, Луки и Матфея. Центральный свод выполнен в светло-голубом цвете с золотистой шестиконечной звездой. В простенках между окнами – 8 ангелов, каждый держит орудие страстей Христовых: крест, копье, трость, молоток и клещи, гвозди, терновый венец.

Иконы написали известные живописцы Егоров, Григорий Угрюмов, Василий Шебуев, Андрей Иванов. Роспись интерьеров по эскизу Шебуева выполнили художники Ф. П. Брюлло, Ф. И. Брандуков и С. А. Бессонов, оформление кафедры выполнено резчиком Василием Захаровым. С левой стороны у колонн – церковная кафедра, украшенная резными гирляндами. На стороне, обращенной к народу, золоченая надпись: «Услышьте слово Господне!». С правой стороны у колонн – Царское место, которое украшали символы державной власти: императорская корона со скипетром и мечом в венке из виноградных ветвей и два орла из золоченой бронзы. В центре иконостаса на третьем ярусе – Воскресение Христово, справа и слева – образы апостолов. Венчает иконостас полукруглая икона Господа Саваофа, сидящего на облацех и окруженного четырьмя ангелами.

Над царскими вратами в сиянии – вырезанный из дерева позолоченный круг, на котором написано Имя Божие. Вокруг престола – восемь колонн, расположенных дугой, которые связаны сверху карнизом и куполом, увенчанным крестом. В северном приделе – иконы святой праведной Елисаветы, святого благоверного князя Александра Невского, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. Над царскими вратами – «Тайная вечеря» в сиянии золоченых резных лучей и «Моление Спасителя о чаше». В южном приделе храма – образы Рождества Христова и Богоявления. Над царскими вратами – икона «Успение Божией Матери» в бронзовой раме, выше – «Тайная вечеря» и фигуры коленопреклоненных ангелов.

В соборе Преображения Господня много святынь, среди которых стоит выделить икону Нерукотворный Образ Спасителя – на аналое у правого клироса и икону «Всех Скорбящих Радосте» – на аналое у левого клироса. Образ Спаса Нерукотворного написан в 1676 г. для царя Алексея Михайловича московским иконописцем Симоном Ушаковым – родительское благословение Петру I от матери, Натальи Кирилловны. Чудотворная икона Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте» перенесена в собор в 1937 г. из закрытой Скорбященской церкви на Шпалерной улице. Перед этим образом молились члены царской семьи. 

Гордость Спасо-Преображенского собора – икона Богоматери Тихвинской. Усыпанная драгоценными камнями, икона смотрится изысканно и неповторимо. В левом приделе находится складень с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеимона и святого царя Константина. Складной алтарь подарил в 1900 г. полковому лазарету командир полка генерал-майор, член императорской семьи великий князь Константин Константинович. Здесь икона Казанской Божьей Матери, «Утоли моя печали», «Знамение», святой великомученицы Варвары и чудотворцев Сергия Радонежского и Серафима Саровского. С 12 марта по 10 августа 1991 г. в храме пребывали мощи святителя Иоасафа Белгородского, вторично обретённые в запаснике Музея истории религии и атеизма Ленинграда.

В Спасо-Преображенском соборе хранились полковые реликвии и военные трофеи. По правую сторону от входа – трофеи, взятые в Европе, по левую – в Азии: ключи и замки от побежденных крепостей, булавы, знамена (600 штук). В главном приделе – бронзовая вызолоченная доска со списком офицеров Преображенского полка, погибших на полях сражений в 1702-1917 гг. Здесь же хранились Преображенские мундиры Александра I, Николая I и Александра II. Особая реликвия – сабля Александра II, бывшая у царя во время покушения 13 марта 1881 г. и сохранившая следы его крови.

В центре храма подкупольное пространство украшает пятиярусное паникадило на 120 свечей и малые люстры на 64 свечи, выполненные бронзовых дел мастером А. Дипнером. Каждый элемент интерьера продуман до мелочей, чтобы подчеркнуть величие и духовную значимость этого святилища.

С сайта: https://trip-spb.ru/spaso-preobrazhenskij-sobor/ и сайта: https://architectureguru.ru/spaso-preobrazhensky-cathedral-saint-petersburg/?ysclid=mfuplcj2yq94292328



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.