ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ситня. Церковь Александра Невского.


Ситня. Церковь Александра Невского
Деревянная церковь. Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →)
Престолы: Александра Невского
Год постройки: не позже 1891.
Год утраты: Не установлен.
Архитектор: Ф.К. Пирвиц
Адрес:
Новгородская область, Солецкий р-н, д.Ситня, кладбище

Координаты: 58.053358, 29.964681



Церковь Александра Невского, , Ситня, Солецкий район, Новгородская область
Сергей Денисов
24 сентября 1929



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Георгий Николаевич 27 ноября 2025

Деревянная на каменном фундаменте церковь построена прихожанами в 1891 году при большом материальном содействии и личном участии мещанина г. Луга Степана Дмитриевича Богомолова. Освящена церковь 17(30) сентября 1891 года. Метрические книги прихода 1894-1895, 1897-1903 гг. находятся на хранении в архиве Новгородской области (ГАНО), фонд 827, опись 2. Престол в церкви был один.

Колокольня также деревянная, построена в связи с церковью, на ней висели пять колоколов. Вес самого большого колокола был 56 п. 10 ф., на нем была надпись «Сей колокол отлит ко храму Святого Благоверного князя Александра Невского, что на Ситне, Порховского уезда, при священнике о. Павле Василькове и церковном старосте Димитрии Богомолове». Второй колокол весил 14 п. 20 ф., остальные колокола весили от 3 п. до 1 пуда, надписей на них не было.

26 сентября 1896 года погост посетил епископ Псковский и Порховский Антонин. В церкви было совершено молебствие Святому Благоверному князю Александру Невскому, затем владыка обратился к богомольцам со словами о необходимости и спасительности частого посещения храма, должном отношении к своему священнику, благословил всех, бывших в храме, прихожан.

Часовен в приходе девять, в деревнях Баламут, Борок, Дубенка, Жильско, Загорье, Плосково, Ситня, в 1 и 2 Песках. В приходе были три школы: церковно-приходская при церкви, помещавшаяся в собственном доме и земские школы в деревнях Плосково и Орженские Пески. Церковно-приходская школа открыта 13 февраля 1896 года. В 1914 году в церковно-приходской школе училось 24 мальчика и 14 девочек.

Служили в церкви священник и псаломщик.

Священник Александр Иванович Дегожский (1886-?). В 1892 году он окончил Псковскую духовную семинарию, в 1893 году назначен псаломщиком в погост Шкнятино Порховского уезда, в 1895 году рукоположен в священнический сан и назначен в погост Бедринск Холмского уезда. В 1900 году о. Александр переведен в погост Малы Псковского уезда, с 18 ноября 1905 года стал служить в погосте Ситня. В 1913 г. числится настоятелем храма. Его дальнейшая судьба неизвестна.

1 августа 1916 года рукоположен в сан священника погоста Ситня Модест Добрянский, учитель Псковской Арсениевской псаломщической школы. Псаломщиком до 1898 г. служил Алексей Лекарев. Псаломщик-дьякон Константин Горожанский служил здесь с 19 ноября 1898 года. С 1 мая 1901 года он перемещен на псаломщическое место в Псковский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Псаломщиком также служил Владимир Петрович Королев (1857-?). Службу псаломщиком он начал в 1878 году в погосте Лисье Псковского уезда, затем с 1881 года служил в погосте Шушелово Порховского уезда, с 1894 года - в погосте Сиверст Торопецкого уезда, с 1895 года - в погосте Береза Порховского уезда, с 1898 года - в погосте Сырковичи Порховского уезда, с 1900 года - в погосте Черпесса Великолукского уезда, затем в погосте Опоки Порховского уезда. С 1911 года Владимир Королев начал службу псаломщиком в погосте Ситня. Дальнейшая судьба псаломщика неизвестна.

В 1910 году в приходе были следующие населённые пункты: Ситня, Баламут, Большое Загорье, Большой Клин, Борок, Быстерское, Дубенка, Жильско, Илово, Малое Загорье, Малый Клин, Орженские Пески, Плосково, Пески Бороздина, Пески Крекшина, Платково, Святчи, Сойкино, Стрепилово, Ситенское Устье. Мужчин в приходе было 1388 человек, женщин - 1483.

В 1927 года деревня Ситня Солецкого района Новгородской области. Церковь и деревня уничтожены в годы Великой Отечественной войны. На месте церкви в 2006 году установлен крест.

http://i-nventory.ru/index.php?id=319


Георгий Николаевич 27 ноября 2025

Церковь во имя Александра Невского в с. Ситня (ранее — Княжичи). Названия эти применялись наравне уже в XVIII в., что отмечено в материалах Генерального межевания: «д. Княжичи, а по крестьянскому званию Ситня», по сообщениям местных жителей, была построена в 1895 г. Само здание храма существовало и раньше: он был приписным к церкви погоста Илемна, а к концу XIX в. относится восстановление его самостоятельности и образование Ситненского прихода [ПЕВ № 24 1896: 434].

Существование храма в этом селе продолжает средневековую традицию: «Село Княжичи, а в нем храм Никола Чюдотворец да придел Пятница святая» [РГАДА ф. 1209, оп. 1, д. 957: 1338]. Сохранилось скупое описание церкви: «Храм деревянный, крытый железом, крашеный, довольно поместительный и светлый и производит вообще приятное впечатление; находится он на открытом высоком месте, вблизи домов прихожан и недалеко от берега р. Ситни» [ПЕВ № 24 1896: 433–434].

Храм был освящен во имя Александра Невского, но есть основания полагать, что до получения самостоятельности его престол был посвящен Иоанну Предтече или Иоанну Богослову. Освящение храмов и часовен во имя Александра Невского зафиксировано на северо-западе во многих случаях в 1880–1890 гг. и связано с серией неудачных покушений на императора Александра III — часовни возводились в благодарность за избавление царя от смерти. По всей видимости, такой же повод сыграл решающую роль в перепосвящении храма при возобновлении прихода.

Церковь была разрушена огнем немецкой артиллерии во время Второй мировой войны. Часовня, находившаяся в деревне до постройки церкви и располагавшаяся напротив нее, на противоположном берегу р. Ситня, представляла собой маленький домик, примерно 3Ч3 м в плане, и ассоциировалась исключительно с похоронными обрядами: «В Вытепске, например, часовенка стояла посреди деревни, если покойник умер, значит яго несут в часовенку <…> в часовенке стоит, покуду его хорîнить. Для этого, наверно, часовенка и делалась, покойников выносить» [ПЗА 2006: д. Ситня]. До возведения церкви около нее, вероятно, также служили молебны, что зафиксировано для других часовен региона, после же эта функция была утрачена.

Евгений Платонов, Сакральная топография деревень в нижнем течении р. Шелонь (исследования в округе бывших Илеменского, Ретенского и Скнятинского погостов), https://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/007/07_06_platonov_k.pdf



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.