ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ново. Церковь Бориса и Глеба.


Ново. Церковь Бориса и Глеба
Церковь. Утрачена.
Престолы:
Год постройки: не ранее 1764. придел в 1887-88 расширен .
Год утраты: Не установлен.
Адрес:
Владимирская область, Вязниковский район, Ново

Координаты: 56.29398, 42.322628 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Георгий Николаевич 13 ноября 2025

Приоткрыть завесу тайны истории церкви в районе деревни Ново помог вязниковский краевед Алексей Лебедев. Алексей Викторович прислал книгу «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» (губ. г. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.), в которой на страницах 312-316 имеется подробное описание Борисоглебско-Пустынского прихода (раздел «Вязниковский и Гороховецкий уезды» составил преподаватель Владимирской духовной семинарии В. Добронравов).

Приступим к чтению:
«Упразднённая Борисоглебская пустынь, в настоящее время погост, при озере Великом находится в 120 верстах от губернского города и в 14 от уездного. До 1764 года здесь был мужской монастырь; когда и кем был основан этот монастырь, сведений не сохранилось.

Первые сведения о церкви этого монастыря мы находим в патриарших окладных книгах; под 136 (1628) г. в них отмечено: «Церковь св. муч. Бориса и Глеба за рекою Клязьмою на луговой стороне на озере Великом». Церковь монастырская значилась в ряду других приходских церквей и платила дань в патриаршую казну, потому что при ней были прихожане и особый белый священник. О существовании прихода при Борисоглебской церкви свидетельствуют писцовые книги 161 (1653) г.; в них сказано: «При сей церкви двор попов, 6 дв. бобыльских да в приходе 120 дв. крестьянских и 2 бобыльских, пашни церковной худые земли по 21 чети в поле, сена 50 копен, лесу на версту и более длины, а поперёк на полверсты».

В. Добронравов сообщает, что вскоре после 1653 года в монастыре была построена новая церковь во имя Пресвятой Троицы с приделом в честь святых мучеников Бориса и Глеба. Эта церковь с 1656 года и стала писаться в окладных книгах. В 1698 году Борисоглебская церковь в пустыни сгорела, и в том же году была построена новая тёплая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери.

От 1702 года сохранилась опись Борисоглебского монастыря, из которой мы узнаём следующее: «В Борисоглебской пустыни, что на Великом озере, церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы об одной главе, глава обита тёсом, крест опаян белым железом, крыто всё тёсом. В церкви царские двери, сень и столбцы писаны краской. По правую сторону царских врат иконы. В алтаре за престолом 2 образа Казанской Пресвятой Богородицы, позади одного – Николая Чудотворца, позади другого – Бориса и Глеба; сосуды на жертвеннике оловянные.

В том же монастыре вновь построена деревянная церковь во имя благоверных князей Бориса и Глеба, а не освящена, об одной главе, обитой тёсом, над трапезной взрублена колокольня шатровая, на ней 3 колокола, всё крыто тёсом. В монастыре 22 кельи, а в них иеромонах Аврамий да рядовых 27 старцев, а государева денежного и хлебного жалованья им не даётся, а кормятся Христовым именем и мирским подаянием. Круг монастыря около ограды 278 саженей». 

Из этих свидетельств получается, что в начале XVIII века в Борисоглебской пустыни были уже не те церкви, которые показаны в окладных книгах конца XVII века.

Очередное обновление монастыря, как сообщается в источнике, произошло к 1764 году. «В пустыни, — сказано в описи этого года, — церковь во имя св. благов. кн. Бориса и Глеба с приделом великомученика Дмитрия Солунского одна. На приделе оной церкви построена колокольня деревянная, на ней 3 колокола, кресты на церкви и на колокольне деревянные обитые жестью, главы у церкви и у колокольни крыты зубчатой деревянной чешуёй, а кровли покрыты тёсом, вокруг церкви и придела 38 сажень.

Деревянная церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы, в которой ныне за чрезмерной ветхостью от давних лет служение не совершается и в ней утвари и церковных вещей никаких не имеется. В церкви св. благов. Бориса и Глеба в святом алтаре престол четвероугольный деревянный, на нём антиминс печатный холщёвый 1700 г., Евангелие в дестпечат. в 1614 г., в приделе св. Дмитрия на престоле антиминс 1744 года. Внутри монастыря строения: настоятельская деревянная келья, братских келий три, амбар, баня, напогребник, хлев скотный, ограда деревянная 165 саженей».

В книге сказано, что с 1760 по 1764 годы богослужение в пустыни совершалось по очереди священниками Николо-Кинешемского погоста; монастырская земля и сенные покосы оставались «в пусте», кроме пустоши Притыкиной, которая отдавалась на оброк за 2 р. 50 к. Деньги эти шли на вино, ладан и свечи. В 1764 году Борисоглебская пустынь была упразднена, а церковь обращена в приходскую.

«Церковь, упомянутая в описи 1764 г., существует и в настоящее время, только придел в 1887-88 годах расширен и заново украшен, — пишет автор. — Престолов в церкви два: главный во имя святых мучеников Бориса и Глеба, в приделе во имя святого великомученика Дмитрия Солунского. Утварью, святыми иконами церковь снабжена достаточно, но ризница довольно бедная. Притча в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений – 120 руб., процентов с причтового капитала (4500 руб.) – 185 руб., от земли церковной 50 руб. и жалованья из государственного казначейства – 400 руб. Дом для членов причта церковный. Приход состоит из деревень: Новой (1/4 версты от церкви), Лужков (3 версты), Демидихи (5 вёрст), Рамени (5 вёрст), Пестрикова (1,5 версты), Якунихи (1 верста) и Симбирки (7 вёрст), в коих по клировым ведомостям числится 236 душ мужского пола и 268 женского. С 1896 года при церкви открыта церковно-приходская школа; учащихся в 1897 году было 21».

ХХ век стал последним для церкви на озере Великом. Сегодня о ней не помнят даже зареченские старожилы. Фотографии Анатолия Баёва – едва ли не единственные свидетельства её существования в этот период.

Автор: Антон Агеев, https://33mayak.ru/2018/04/12/20313


Марина Зуйкова 28 ноября 2025

Борисоглебско-пустынский приход

Упраздненная Борисоглебская пустынь, в настоящее время погост, при озере Великом находится в 120 вер. от губернского города и в 14 от уездного.

До 1764 г. здесь был мужской монастырь; когда и кем был основан этот монастырь, сведений не сохранилось.

Первые сведения о церкви этого монастыря мы находим в патриарших окладных книгах; под 136 (1628) г. в них отмечено: «церковь св. муч. Бориса и Глеба за рекою Клязьмою на луговой стороне на озере Великом».

Церковь монастырская значилась в ряду других приходских церквей и платила дань в патриаршую казну потому, что при ней были прихожане и особый белый священник. О существовании прихода при Борисоглебской церкви свидетельствуют писцовые книги 161 (1658) г.; в них сказано: «при сей церкви двор попов, 6 дв. бобыльских да в приходе 120 дв. крестьянских и 2 бобыльских, пашни церковной худые земли по 21 чети в поле, сена 50 копен, лесу на версту и более длины, а поперег на полверсты».

Вскоре после 161 г. в монастыре построена новая церковь во имя Пресв. Троицы с приделом в честь св. муч. Бориса и Глеба; эта церковь с 164 года и стала писаться в окладных книгах.

В 1698 г. Борисоглебская церковь в пустыне сгорела и в том же году построена была новая теплая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

От 1702 г. сохранилась опись Борисоглебского монастыря, из которой мы узнаем следующее. «В Борисоглебской пустыни, что на Великом озере церковь во имя Казанския Пресв. Богородицы об одной главе, глава обита тесом, крест опаян белым железом, крыто все тесом.

В церкви царския двери, сень и столбцы писаны краски. По правую сторону царских врат иконы: Спасителя – венец и цата серебряные золочены, Казанския Пресв. Богородицы – осмилистовая венец и цата резные золочены, поля оклад серебряной чеканной золочен, киот створной, на створах писаны лица разных святых, на киоте в главе написано Отечество, благов. кн. Владимира с чады Борисом и Глебом, вверху Пресв. Троица, писано золотом и краски. По левую сторону: образ Живоначальные Троицы, на северных дверях архидиак. Стефана, Спаса стояща, Воскресения Христова с праздники – писаны золотом и краски в киотах; пред ними 4 лампады. Над царскими дверями деисус 13 икон; паникадило железное о 4 шандалах.

В олтаре за престолом 2 образа Казанския Пресв. Богородицы, позади одного – Николая Чудотворца, позади другого Бориса и Глеба; сосуды на жертвеннике оловянные.

В том же монастыре вновь построена деревянная церковь во имя благов. кн. Бориса и Глеба, а не освящена, об одной главе, обитой тесом, над трапезой взрублена колокольня шатровая, на ней 3 колокола, все крыто тесом.

В монастыре 22 кельи, а в них иеромонах Аврамий да рядовых 27 старцев, а государева денежнаго и хлебнаго жалованья им не дается, а кормятся Христовым именем мирским подаяньем. Круг монастыря около ограды 278 саж.»

Таким образом в начале XVIII века в Борисоглебской пустыни были уже не те церкви, которые показаны в окладных книгах конца XVII века.

В 1764 году монастырь снова является обновленным. «В пустыне, сказано в описи этого года, церковь во имя св. благов. кн. Бориса и Глеба с приделом в.-муч. Димитрия Селунскаго одна, на приделе оной церкви построена колокольня древяная, на ней 3 колокола, кресты на церкви и на колокольне древяные обитые жестью, главы у церкви и у колокольни крыты зубчатою деревянною чешуею, а кровли покрыты тесом, вокруг церкви и придела 38 сажен.

Деревянная церковь во имя Казанские Пресв. Богородицы, в которой ныне за чрезмерною ветхостью от давних лет служения не совершается и в ней утвари и церковных вещей никаких не имеется.

В церкви св. благов. Бориса и Глеба во св. алтаре престол четвероугольный древяной, на нем антиминс печатный холщевой 1700 г., Евангелие в десть печат. в 1614 г., в приделе св. Димитрия на престоле антиминс 1744 года.

Внутри монастыря строения: настоятельская деревянная келья, братских келий три, амбар, баня, напогребник, хлев скотной, ограда деревянная 165 саж.

С 1760 г. по 1764 г. в пустыни уже никого не было; богослужение совершалось по очереди священниками Николо-Кинешемского погоста; монастырская земля и сенные покосы оставались «в пустее», кроме пустоши Притыкиной, которая отдавалась на оброк за 2 р. 50 к.; деньги эти шли на вино, ладон и свечи.

В 1764 году Борисоглебская пустыня была упразднена и церковь обращена в приходскую.

Церковь упомянутая в описи 1764 г. существует и в настоящее время, только придел в 1887–88 г.г. расширен и заново украшен. Престолов в церкви два: главный во имя св. муч. Бориса и Глеба, в приделе во имя св. великомученика Димитрия Селунского. Утварью, св. иконами церковь снабжена достаточно, – но ризница довольно бедная.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений – 120 руб., процентов с причтового капитала (4500 руб.) – 185 руб., от земли церковной 50 руб. и жалованья из государственного казначейства – 400 руб. Дом для членов причта церковный.

Земли при церкви: усадебной 1 дес., пахотной 15 десят., сенокосной 10 десят., лесной поруби и мелкой заросли 10 дес.; мелкого лиственного леса и болота около 24 десятин.

Приход состоит из деревень: Новой (½ версты от церкви), Лужков (3 вер.), Демидихи (5 вер.), Рамени (5 вер.), Пестрякова (1½ вер.), Якунихи (1 вер.) и Сямбирки (7 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 236 душ муж. пола и 268 женского.

С 1896 года при церкви открыта церковно-приходская школа; учащихся в 1897 году было 21.

Добронравов В.Г., Березин В. М. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии : [Вып. 1-5]. Вып. 5. Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. — Владимир: типо-лит. В.А. Паркова, 1893-1898, 1898. С. 312-316

Прим. мод.: формат исходного текста адаптирован к единому стилю текстов в Каталоге, орфография приведена в соответствие современным нормам русского языка



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.