Погост Басенки на р. Колпи находится в 40 вер. от уездного города и в 80 от губернского. До учреждения губерний погост Басенки находился в пределах старинного Муромского уезда и церковь этого погоста принадлежала к Муромско-Рязанской епархии.
Первые исторические сведения об этом погосте находим в писцовых книгах Муромского уезда 1628-29 гг. В этих книгах значится «погост Басенковский на р. Колпи, а на погосте церковь Николая Чудотворца древяна клецки — строение приходских людей; при церкви поп Григорий, дьячек, пономарь и просвирня, 2 кельи нищих; пашни церковной «худые земли» по 25 четв. в поле, перелогу 5 четв., лесом поросло 10 четв., сена 50 копен, лесу непашенного 10 десят.
Что касается Басенковского прихода, то сведения о нем имеются в окладных книгах Рязанской епархии за 1646 год. По этим книгам в селе Басенках значится та же церковь Николая Чудотворца, у той церкви двор попа Михаила да 5 дворов бобыльских, живут на церковной пашне, в приходе деревня Спасская, в ней 3 дв. помещиковых, в двух живут люди, в третьем приказчик, 19 дв. крестьянских и 4 бобыльских (в настоящее время здесь 35 дворов), д. Рогова, в ней два двора помещиковых, 8 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в настоящее время здесь 27 дворов), д. Растовец, в ней 36 дв. крестьянских (в настоящее время здесь 53 двора), д. Сосновка, в ней 6 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. здесь 18 дворов), д. Липовская, в ней 6 дв. крестьянских и 2 бобыльских, д. Вязова — 13 дв. крестьянских. Земли церковной по сказке попа Михайла по 5 четв. в поле, а крепостей на ту землю не положил».
Упомянутая выше деревянная Николаевская церковь существовала в Басенках до конца прошлого столетия. В 1798-99 гг. вместо нее построена была новая деревянная же церковь, которая существует здесь и в настоящее время. Престолов в этой церкви два: главный во имя св. Николая Чудотворца, в приделе теплом во имя св. муч. Флора и Лавра. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
В церкви хранилось несколько древних икон, из коих обращала на себя внимание икона св. Николая Чудотворца. Кроме сего в церкви хранились:
1) Напрестольное Евангелие печати 1653 г. с подписью по листам: «лета 7163 приложил сие Евангелие в Муромском уезде в Дубровском стану Басенской церкви великого Чудотворца Николая Аггей Алексеевич Шепелев по отце своем и по всех своих родителях за матерь его и братию его и об нем Аггее и жене его и о детях его о здравии Бога молить и сего Евангелия из церкви Чудотворца Николая из села Басенок никуда не износить».
2) Напрестольный деревянный крест, обложенный серебром; приложен в том же году Аггеем Шепелевым.
Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 300 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: пахотной 48 десят. 2171 саж., сенокосной 2 дес. 700 саж., дровяного леса 7 дес., кустарнику 2 дес. 1459 саж., неудобной 1819 саж., а всего 59 дес. 1877 саж.; план и межевая книга на землю имеется.
Приход состоял из погоста Басенок и деревень: Павликова, Скалова, Спасского, Растовца, Сосновца, Малаго Растовца, Рогова, Вежников, Ферютина, Нового Рогова и Денисова; во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится 928 душ муж. пола и 1012 женского.
В с. Басенках с 1896 г. открыта церковно-приходская школа; учащихся поступило 60.
Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. С. 552-554
Прим. мод.: формат исходного текста адаптирован к единому стилю текстов в Каталоге, орфография приведена в соответствие современным нормам русского языка

Комментарии и обсуждение