Фресковый ансамбль храма по надписи на ктиторской фреске большинством ученых датируется временем между 1323 и 1330 гг. Село Донья Каменица находится на территории древнего Видинского княжества, земли которого на протяжении средневековья большую часть времени принадлежали Болгарскому государству и очень тесно взаимодействовали с соседними державами: с Венгрией и отчасти с Сербией и Византией.
Архитектура церкви принадлежит к типу вписанного креста без свободно стоящих опор. Крестообразный в плане наос увенчан цилиндрическим куполом, а двухэтажный нартекс - двумя квадратными в плане башнями. К нартексу с запада первоначально примыкал деревянный двухэтажный экзо-нартекс, утраченный еще во время турецкого владычества на Балканах (XV-XIX вв.).
На востоке церковь завершается апсидой, полукруглой изнутри и трехгранной снаружи. Размеры церкви в плане очень малы: 6, 2 х 7,5 м, высота около 9 м. Нартекс имеет ширину 1,60 м и перекрыт на нижнем этаже цилиндрическим сводом. Пространство верхнего этажа нартекса открывается в высокие башни, а галерея между ними, так же, как и на нижнем уровне, перекрыта цилиндрическим сводом. На всю высоту восточной стены нартекса выложены две ниши: одна - в северной части, образующая на втором этаже небольшой престол-параклис; другая - в южной части, немного больше, для деревянной лестницы, ведущей на верхний этаж.
Снаружи западная стена целиком монолитна на всю высоту, только над сводом верхнего этажа она разделяется на две башни, которые завершаются пирамидальными покрытиями. На западной стене храма в центре наверху имеется дверь, которая говорит о существовавшем некогда двухэтажном экзонартексе, в который она вела.
Купол диаметром 2,4 м покоится на цилиндрическом барабане, прорезанном 8-ю узкими и высокими сводчатыми проемами. Тяжесть купола передается на угловые опоры и на верхние части четырех сводчатых плеч креста, которые завершаются высокими треугольными фронтонами на север, юг и восток. Церковь освещается двойными сводчатыми узкими окнами на северной и южной стене и в апсиде и двумя одинарными окнами в северном и южном фронтонах. Такие же окна, наподобие бойниц, есть и в нартексе: в нижнем этаже и в башнях. Следует заметить, что план храма имеет в значительной степени неправильную форму (нет ни одного прямого угла), а также его стены с внешней стороны сильно наклонены внутрь (в нартексе и башнях на 30-35 см от фундамента к кровле), что при весьма небольших размерах памятника создает впечатление его мощи и брутальности.
Церковь выложена из речного известняка, положенного на известковый раствор. Украшение фасадов состоит лишь из характерного как для романской, так и для византийской архитектуры кирпичного орнамента "зубы пилы", опоясывающего все карнизы здания и состоящего из кирпичей, выдвинутых вовне одним углом. Кроме того, карнизы и окна храма также украшают ряды глиняных трубочек, вложенных в толщу стены отверстием наружу и перемежаемых рядами кирпичей.
На арке над конхой апсиды размещены погрудные медальоны с изображениями святых; из них частично сохранили» лишь три, два из которых являются образами святых жен. В конхе помещен почти полностью сохранившийся монументальный образ Божией Матери, восседающей на полукруглом троне с благословляющим Младенцем и двумя склоненными фигурами архангелов Михаила и Гавриила в лоратных одеяниях.
В средней зоне конхи представлена уникальная композиция «Поклонение Жертве» с греческой надписью «мелисмос». В центре расположен престол с благословляющим Младенцем Христом, лежащим одновременно на потире и дискосе и накрытым покровцом. Это первое и, возможно, единственное именно в таком изводе явление подобной иконографии вообще. На престоле над Младенцем изображена звездица, а под Ним — копие и лжица. С двух сторон Жертве поклоняются святители Василий Великий и Иоанн Златоуст в крещатых облачениях, причем они не держат в руках традиционные литургические свитки, а благословляют Трапезу. В связи с тем, что многие участки стен храма выложены в плане не под прямым углом, в очень маленьком внутреннем пространстве церкви отсутствует симметрия объемов и живописных плоскостей, что создает впечатление живого и свободного пребывания изображенных персонажей и их особенной близости находящимся в храме людям. Например, ширина северного участка стены слева от апсиды более чем вдвое больше, чем южного (справа от апсиды). В верхней зоне этих участков изображено традиционное Благовещение, и фигура Архангела Гавриила слева динамично написана в отведенном для нее свободном пространстве, тогда как фигура Богородицы справа мастерски закомпонована вкупе с изображением палат в очень узкий участок стены. Ниже фигуры Богородицы помещено изображение преп. Симеона Столпника на столпе с капителью, украшенной листьями аканта и оградкой. Из-под капители с правой стороны выставлена наружу нога столпника гнойными ранами, что традиционно для его изображений согласно житию святого.
На северном участке стены слева от апсиды, под фигурой Архангела, размещена ниша протезиса (жертвенника) с поясным изображением первомученика архидиакона Стефана, а над нишей в медальоне очень утраченный образ неизвестного святителя.
На северной стороне юго-восточной угловой опоры в верхнем регистре на арке сохранилась лишь нижняя часть фигуры, возможно, царя Давида; ниже, рядом с фигурой Богородицы из Благовещения — традиционное целование Марии и Елизаветы на фоне архитектуры, причем очертания двух фигур настолько сливаются, что образуют практически единый силуэт. В нижнем ярусе помещено ростовое изображение свт. Григория Чудотворца с евангелием в сокровенных руках. Живопись на северо-восточной угловой опоре не сохранилась, так как этот угол храма обрушился вместе с куполом.
В наосе живопись делится на три регистра: в верхних частях стен (в люнетах и на склонах арок рукавов креста) и в среднем регистре изображены основные события земной жизни Спасителя и Страстной Седмицы, в нижней зоне представлены тронные образы Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, а также фигуры святых и ктиторов.
По хронологии евангельского повествования главные события земной жизни Спасителя размещены по часовой стрелке (слева направо) от апсиды. В верхнем ярусе южной стены, в люнете и слева на подпружной арке размещена сильно утраченная композиция Рождества Христова, трактованная как развернутая много сюжетная сцена со множеством деталей. На арке слева очевидно должна была быть фигура Богоматери с Младенцем в яслях, но она не сохранилась. Осталось лишь изображение сидящего Иосифа и служанки, держащей на коленях распеленутого Младенца возле купели.
Справа на арке изображение не сохранилось, но, судя по всему, там должно было помещаться Сретение Господне. Сцены в люнетах остальных стен (западной и северной) сохранились лишь фрагментарно. Вероятно, в каждой из этих люнет было изображено по два сюжета, разделенных центральным окном. Точнее, справа и слева от окна помещалось по половине сюжета, другая половина каждого из которых переходила на соседнюю стену арки.
В люнете западной стены слева от квадратного окошка в галерею над нартексом осталось изображение нижней части обращенной влево фигуры, возможно ангела, что вкупе с несохранившимся сюжетом на арке слева могло составлять сцену Крещения Господня. Справа от окна люнеты и внизу на арке справа находятся изображения двух лежащих (или даже падающих) фигур апостолов.
В люнете северной стены фрагментарно сохранившееся изображения «Воскресение Христово», «Суд Пилата» или «Жены у гроба». Во фресках северной части храма - события Страстного цикла. Сцены идут по кругу против часовой стрелки: вверху слева (на левой половине люнеты и арке слева) «Распятие», ниже «Снятие со Креста», справа «Оплакивание», далее справа на восточной стороне восстановленной северо-восточной угловой опоры по хронологии должно было бы быть «Положение во гроб» (или «Жены у гроба», но это бы нарушало хронологию), и наверху (на правой половине люнеты и арке справа) — «Сошествие во ад».
Большая же часть событий Страстной седмицы нашла свое отражение в среднем ярусе стен храма. Повествование начинается на восточной стороне юго-восточной угловой опоры сценой Воскрешения Лазаря. Всю южную стену этого яруса занимает монументальное изображение Тайной вечери. Далее повествование переходит на западную сторону юго-западной угловой опоры сюжетом Входа в Иерусалим. Затем на южной стене этой же опоры мы видим сцену Предательства Иуды. Повествование продолжается на северной стороне северо-западной угловой опоры сильно утраченной композицией «Шествие на Голгофу», соединенной с сюжетом «Поругание Христа».
Далее Страстной цикл заворачивается на западную сторону этой же опоры, где изображено «Снятие со Креста». Она очень утрачена, и ясно видно лишь фигуру Никодима, извлекающего клещами гвозди из ног Христа, и нижние части других фигур.
Всю северную стену среднего яруса занимает необычайно выразительная и сложная по композиции сцена Оплакивания. Последовательность событий прерывается традиционным «Успением Богородицы» на западной стене. В нижнем ярусе, на восточной стороне юго-восточной угловой опоры помещен монументальный тронный образ Богоматери Скоропослушницы. На южной стене слева от окна находится изображение ростовое св. Георгия, подписанного «Диасоритис» и наделенного явными чертами вмч. Георгия Каппадокийского (Победоносца).
Справа от окна — снова тронный образ Богоматери Елеусы с Младенцем, обращенный вправо, к ктиторской фреске на западной стороне юго-западной угловой опоры. Далее ктиторская тема продолжается на южной стороне юго-западной угловой опоры, где изображены два монаха без нимбов (возможно, священники этого храма или духовники ктиторов), над которыми в сегменте помещен образ благословляющего их Христа. На западной стене по сторонам от входа представлены ростовые фигуры мучениц св. Марины и св. Недели.
Очень утраченные ростовые образы свв. целителей Космы и Дамиана (хорошо читаются лишь мастерски выполненные пробела на одеждах) размещены на северной стороне северо-западной угловой опоры. На северной стене находятся сильно утраченные традиционные фигуры свт. Никол св. Иоанна Предтечи (слева от окна) и тронный образ Спасителя (справа). На цилиндрическом своде нижнего яруса нартекса и люнетах на северной и южной стенах представлен цикл жития Пресвятой Богородицы. Последовательность событий прерывается погрудным изображением Богородицы Одигитрии с Младенцем в широкой, рельефно выступающей валиком орнаментальной раме над входом в наос.
Цикл жития Пресвятой Богородицы продолжается сюжетами «Целование Иоакима и Анны» («Встреча у Золотых ворот») и «Рождество Богородицы». Последний сюжет переходит на люнету южной стены. Далее повествование возвращается на западный склон, где одна за другой следуют сцены «Ласкание младенца Марии», «Благословение первосвященников» и «Введение Богородицы во храм».
В нижнем ярусе нартекса на западной стене справа от входа находится владарская фреска с единственной из четырех ктиторских фресок сохранившейся надписью. Слева от входа изображены святые воины Феодор Тирон и Феодор Стратилат на конях. Фреска северной стены нартекса с конным изображением вмч. Димитрия Солунского. На противоположной, южной стене нартекса находится сильно утраченные фигуры свв. целителей Пантелеймона и Ермолая в традиционной иконографии. На восточной стене нартекса изображения тоже плохо сохранились. Слева от входа в наос представлен в очень динамичной позе Архангел Михаил с мечом в поднятой правой руке и распростертыми крыльями. От его фигуры осталась лишь средняя часть, но видно, что занесенный меч выступает на поле расположенной выше композиции «Благовестие Анне». Справа от входа в наос частично сохранилась фигура вмч. Прокопия со столь же воинственно диагонально поднятым копьем. В северной нише восточной стены, являвшейся, вероятно, небольшим параклисом, представлена традиционная сцена причащения св. Зосимой преп. Марии Египетской.
Во фресках верхнего яруса нартекса присутствуют два житийных цикла — свт. Николая и св. Параскевы (Петки), которым, возможно, были посвящены два параклиса в восточной стене. Семейная ктиторская фреска представлена в южной части западной стены, слева от проема, ведшего некогда в существовавший ранее деревянный экзонартекс. Изображенный в сегменте Христос благословляет ктитора (того же, который изображен в наосе с моделью храма), его супругу и двоих детей — сына и дочь, причем супруги держат тщательно выписанную модель храма.
Над ктиторской композицией изображены погрудно трое юных святых с мученическими крестами в руках, одетые по-восточному, в треугольных шапках. Возможно, это Анания, Азария и Мисаил или, скорее всего; Мануил, Савел и Исмаил. На северной стене в нижнем ярусе представлены традиционно трактованные ростовые фигуры еще двух воинов — свв. Нестора и Лупа, изображения которых очень характерны для средневековых церквей Солуни.
Справа от проема на западной стене изображены три фигуры святых в нижнем ярусе: св. Евфимий, св. Стефан Новый и еще один неизвестный святогорец. В нише восточной стены, где, вероятно, был небольшой параклис, частично сохранились три изображения: замечательный образ Христа Ветхого Деньми в медальоне на своде арки, фигура свт. Василия Великого на правой стенке ниши, и поясное изображение св. Романа Сладкопевца в маленькой нише слева.
Сцены жития свт. Николая занимают преимущественно стены северной башни нартекса, частично выходя в него. Сохранившиеся 12 сцен расположены в три яруса. Цикл жития св. Параскевы расположен в основном на стенах южной башни в три яруса и тоже частично выходит на стены нартекса.
По материалам сайта «Иконография восточно=христианского искусства»
Комментарии и обсуждение