ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Полтава. Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый).

Успенский собор


Полтава. Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый)
Собор. Утрачен.
Престолы: Успения Пресвятой Богородицы, Петра и Павла, Илии Пророка, Михаила Архангела, Варвары великомученицы
Архитектурный стиль: Барокко
Год постройки: Между 1748 и 1770. Восточные купола добавлены в 1780.
Год утраты: 1934 (снесён)
Архитектор: С. Стабанский
Адрес:
Украина, Полтавская область, г. Полтава, на месте воссозданного собора

Координаты: 49.5821, 34.56751



Собор воссоздан на прежнем месте в прежнем виде в 1999-2004 годах



Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Внешний вид с северо-востока. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Внешний вид с северо-востока. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
Елена Григорьева
1 июня 1932
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Внешний вид с северо-запада. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Внешний вид с северо-запада. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
Елена Григорьева
1 июня 1932
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Фрагмент главного фасада, 1920-е г.г., Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Фрагмент главного фасада, 1920-е г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1920
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Почтовая фотооткрытка 1918 г., Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Почтовая фотооткрытка 1918 г.
Михаил Мещанинов
10 июня 1918
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), фотоснимок с дореволюционной карточки, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1914
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Фото начала ХХ в., Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1905
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Собор и дом И. П. Котляревского. 1903 год, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Собор и дом И. П. Котляревского. 1903 год
Сергей Ковров
1903
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Рис. из журнала "Нива"., Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Рис. из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1886
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Фото 1910-х гг., Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Фото 1910-х гг.
Дмитрий Дроздецкий
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), Фото начала ХХ века с сайта http://www.retroua.com/, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
Фото начала ХХ века с сайта http://www.retroua.com/
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый), «Вид Успенского собора в Полтаве в 1804 г». Рисунок А. Кунавина, гравюра Г. Стадлера, Полтава, Полтавский район, Украина, Полтавская область
«Вид Успенского собора в Полтаве в 1804 г». Рисунок А. Кунавина, гравюра Г. Стадлера
Елена Григорьева
1804



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Ковров  24 апреля 2018

В семидесятые годы с Корпусного сада было очень хорошо видно в конце перспективы Октябрьской улицы построенную в чудесном классическом стиле колокольню Успенского собора. Увы, наше послевоенное поколение уже не помнит расположенный рядом с колокольней Успенский кафедральный собор. Его взорвали в 1934 году. Храмы, надо отдать должное тогдашним властям, уничтожали по строго отработанному алгоритму, который предполагал вначале опись всего имущества храма специальной комиссией с последующей передачей ценной церковной утвари и икон различным музеям. И только после того как эта «делёжка» заканчивалась, в дело вступали взрывники. Да, да — именно взрывники, так как предки наши строили так добросовестно, что творения рук их могли бы стоять столетия. Бульдозером такое не сломаешь.

Ещё в петровские времена на Ивановой горе (сейчас это район Красной площади) находился деревянный Успенский собор с небольшой двухъярусной колокольней. По одной из легенд, в нем царь Петр I отслужил благодарственный молебен в честь победы в Полтавской битве. В Успенском соборе служил дьяком дед нашего великого земляка — И.П. Котляевского. В 1776 году по ветхости он был продан на снос в село Ивашки, что в 12 верстах от Полтавы, где из его материала была построена небольшая церковь.

Рядом с собором находилось кладбище, существовавшее до начала XIX ст. Район этот известен множеством археологических находок, многие из которых сейчас можно увидеть в краеведческом музее, а также системой подземных ходов, расположенных на глубине от 6 до 12 метров и относящихся, в большинстве своем, к XVII-XVIII ст.

В 1748 году полтавский полковник Андрей Горленко, который находился на этой должности до 1765 года, заключил договор с генерал-майором Иваном Хорватом, губернатором Новой Сербии, о строительстве в Полтаве нового каменного собора. Новой Сербией долгое время именовались земли, которые в 1764 году составили Новороссийскую губернию, а столицей ее с 1765 года был Кременчуг. Строить собор было поручено приглашенному из Новой Сербии архитектору Стефану Стабанскому. Строительство длилось довольно долго, до 1770 года, с небольшими перерывами по причине отсутствия средств и строительных материалов. Из книги В.Е. Бучневича «Записки о Полтаве и ее памятниках» можно узнать о стоимости строительных работ за период с 1754 по 1767 гг., которая была скрупулезно подсчитана и составила 8637 рублей и 25,5 копейки. Фактически собор строился полтавским полком, а все отчеты о ходе строительства поступали в полковую канцелярию и счетную комиссию.

Первоначально собор был трехкупольным и имел размеры 15 сажень в длину и 8 в ширину (примерно 30 на 17 м). В 1780 году было надстроено еще два купола над алтарной частью храма. Оригинальные архитектурные решения не позволяли полностью причислить его к определенному архитектурному стилю.

В.Е. Бучневич писал, что архитектура центральной части собора носила отпечатки римской архитектуры, а купола — греческой. Известный исследователь истории и культуры Михаил Яковлевич Рудинский, много лет проработавший директором нашего краеведческого музея и заложивший основы Полтавского художественного музея, в своей брошюре «Архитектурный облик Полтавы» писал: «Архитектура собора при его рассмотрении вблизи привлекает внимание скорее необычностью своих масс, чем их красотою. Общая строгость контуров, отсутствие теплоты при отделке стен и сухость в оформлении окон делают его при приближении холодным и чужим. Большая площадь и положение на высоком месте, благодаря чему он так четко рисуется на фоне неба, еще более углубляет это впечатление. Не будь двух задних бань — я назвал бы его костелом, безразличным к земле и застывшим в своем величии. В 1787 году во время своего пребывания в Полтаве собор посетила императрица Екатерина II.

Т.Г. Шевченко в 1845 году изобразил домик Котляревского и Успенский собор со стороны Подола. В 1847 году, в связи с переводом Полтавской архиерейской кафедры из Переяслава в Полтаву, он становится кафедральным.

Долгое время район, прилегающий к собору был центром города. Даже в начале XIX ст. в Полтаве была только одна мощеная булыжником улица — от собора до Сретенской церкви. Когда после образования Полтавской губернии в 1802 году решался вопрос о расположении губернских административных зданий, один из предложенных вариантов предполагал строительство губернских присутственных мест именно напротив собора.

Усилиями протопопа Иакима Яновского, а также стараниями и пожертвованиями колежских асессоров Александра Яшина и Ивана Пономарева в 1801 году было завершено строительство четырехъярусной колокольни, заложенной еще в 1774 году. Она была построена в классическом стиле и увенчана шпилем. В ее втором ярусе был установлен большой колокол с отлитыми на его боках изображениями Богоматери, апостолов Петра и Павла и святителя Николая. Вес этого великана составлял 350 пудов. В нижней части этого колокола была надпись о том, что он подарен собору князем Василием Михайловичем Долгоруковым 25 января 1780 года. В память об этом выдающемся военном деятеле екатерининской эпохи в ризнице храма хранился портрет генерал-аншефа - кавалера всех российских орденов и вырезанные из дерева гербы князей Долгоруких. В третьем ярусе колокольни находился знаменитый колокол Кызыкермен, отлитый из пушек, захваченных у турок при штурме Кызыкерменской крепости. При отливке колокола на московском заводе М.Д. Финляндского в него для улучшения звучания было добавлено 27 пудов серебра, пожертвованных полтавским полковником Павлом Семеновичем Герциком, который вместе с Иваном Мазепой участвовал во взятии крепости Кызыкермен. Из-за возникшей трещины он был снят с колокольни и долгое время стоял на соборном кладбище. В 1890 году он был повторно перелит в Москве и служил до конца века. Сейчас колокол находится в краеведческом музее.

В Успенском соборе находились уникальные Евангелие издания 1628 и 1644 годов. После расширения в 1899 году вместимость собора достигла 10 тысяч человек.

Тяжелые испытания принес XX век... Когда большевики в феврале 1918 года защищали Полтаву от наступающих немцев, на соборе, который доминировал по высоте в этой части города, был установлен пулемет. Один из снарядов, выпущенных по городу, попал в стену алтаря, но не пробил ее насквозь, а некоторые из домов, расположенных на Соборной площади, были серьезно повреждены. Немцы, заняв город в марте, развернули на ней свою артиллерийскую батарею. Летом 1918 года архиерей Полтавский Феофан служил в соборе заупокойную литургию по казненному большевиками императору Николаю II, а несколько позже, в сентябре — по расстрелянным министрам Временного правительства Щегловитове, Коковцеве, Майорове, Маклакове и др. В феврале 1929 года депутаты полтавского городского совета «получили наказ от избирателей», в котором говорилось «Закрыть и превратить в культурные учреждения такие церкви: Воскресенскую, Собор, Сретенскую, Спасскую и все часовни...». Непонятно, как уцелела в этой атеистической мясорубке колокольня собора. Ходил даже слух о том, что якобы она выполняет роль некой геодезической привязки, без которой затруднено построение карты города...

http://www.museum.poltava.ua/Poltava/Sobor/Sobor.htm


 
Елена Григорьева 1 марта 2025

Планы Полтавы первой трети XVIII века фиксируют на стрелке мыса Городища (ныне «Красная площадь» (1992 г.), позднее - «Соборная») в зоне высочайшей композиционной активности главное городское сооружение – деревянный многоэтажный Успенский кафедральный собор, рядом – высокую двухъярусную колокольню.

В 1749 году вблизи деревянного храма, чуть дальше к югу от него, заложен каменный. Образцом правил собор полтавского Крестовоздвиженского монастыря. Основателями были полтавский полковник Андрей Горленко, обозной Андрей Руновский, полковый судья Григорий Сахновский, военный товарищ Дмитрий Белуха и другие. Строил киевский "мурар" Стефан Стабанский (Степан Стобенский). Собор освящен в 1770 году. Он принадлежал к самым поздним образцам особого архитектурного типа городских и монастырских соборов XVII-XVIII веков, возникших на перекрестке влияний западного барокко и возрождения объемно-пространственных структур древнерусских каменных храмов.

В образе трехнефного шестистолпового, с трансептом, нартексом и хорами, первоначально трибанного, а с 1780 года – пятибанного собора доминировал массивный, слабо расчлененный основной объем, с которым контрастировали бани и изысканные фронтоны. Благодаря композиционному активному завершению собор играл выдающуюся роль в силуэте городского центра. Эта роль увеличилась, когда в течение 1774-1801 годов перед западным фасадом сооружена четырехъярусная каменная колокольня в стиле классицизма, увенчанная куполом с высоким шпилем.

Первоначально собор был пятипрестольным. Кроме главного престола Успения Богородицы, внизу было два престола – Петропавловский и Ильинский (этот последний ликвидирован в 1894 году); на хорах – Михайловский и Варваринский приделы (их сняли в 1869 году). Тогда же перестроена лестница на хоры, ризницу и пономарь. В интерьере царил большой четырехъярусный резной иконостас в стиле классицизма.

В 1899 собор расширен за счет западной пристройки, вместимость его достигла 10 000 человек (т.е. 5 тыс. кв.м). Кроме того, в течение XIX века сооружение претерпело еще некоторые перестройки: барочные двухъярусные бани с воротниками заменены на купола более спокойных полусферических очертаний с глухими фонариками.
В первой половине прошлого, 19 века территория обведена каменной изгородью с коваными железными решетками и двумя небольшими купольными часовнями с западной стороны по обе стороны колокольни.

Архитектурный ансамбль по оси двух главных улиц города – Александровской и Дворянской (ныне Октябрьской и Парижской Коммуны) визуально организовывал пространство городского интерьера. Выдающейся исторической реликвией соборного ансамбля был большой колокол, который назывался «Кизикермен» и был отлит в 1695 году на средства полтавского полковника Павла Герцика из пушек, захваченных у турок.

В 1845 собор вместе с домом И.П. Котляревского зарисовал Т.Г. Шевченко. В 1938 году он разрушен по указанию Полтавского обкома КП(б)У, сохранилась только колокольня, в которой сейчас размещена экспозиция по истории архитектуры Полтавы.

Литература: Рудынский М. «Архитектурное лицо Полтавы». -Полтава, 1919 г., с.20-21; Грановский А. «Полтавская епархия в её прошлом и настоящей».-Полтава, 1901 г., Вып. 1; «Памятная книга Полтавской губернии за 1865 год».-Полтава, 1865 г., с.105. Источник : Вечерский В. «Поминательник украинской архитектуры. – «Достопримечательности Украины, 1992 г., № 2-3, с.65-69.



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.