ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пакуль. Церковь Троицы Живоначальной.


Пакуль. Церковь Троицы Живоначальной
Деревянная церковь. Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →)
Престолы: Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль: Украинское барокко
Год постройки: не позже 1710.
Год утраты: приблизительно 1930
Адрес:
Украина, Черниговская область, Черниговский район, с. Пакуль

Координаты: 51.405157, 30.794826 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Троицы Живоначальной, Фото первой трети ХХ века, Пакуль, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Фото первой трети ХХ века
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Троицы Живоначальной, Фото первой трети ХХ века, Пакуль, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Фото первой трети ХХ века
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Троицы Живоначальной, Фото первой трети ХХ века, Пакуль, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Фото первой трети ХХ века
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Троицы Живоначальной, Фото первой трети ХХ века, Пакуль, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Фото первой трети ХХ века
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Троицы Живоначальной, Фото первой трети ХХ века, Пакуль, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Фото первой трети ХХ века
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Троицы Живоначальной, Фото первой трети ХХ века, Пакуль, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Фото первой трети ХХ века
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Елена Григорьева 22 ноября 2024

Большим достижением деревянного церковного строительства Черниговщины XVIII в. было решение интерьера деревянных, преимущественно пятисрубных церквей. В больших деревянных церквях организация внутреннего пространства была сложной задачей, поскольку требовалось пространственно объединить пять помещений с высокими верхами в единую композиционную систему. В лучших образцах это решали следующим способом: в каждой из четырех стен центрального сруба делали большие проёмы, открытые в боковые помещения, в два - три яруса, причём нижний занимал почти всю длину стен среднего помещения, а верхние были уже и имели вид фигурной вырезки в деревянной стене. Это отвечало конструктивным требованиям сруба и вместе со ступенчатыми верхами давало интересное пространственное многоплановое решение интерьера.

Интерьер Троицкой церкви в Пакуле - лучшее художественное выражение конструктивной системы пятибанной церкви. Здесь всё выполнено так в совершенстве и легко, что создается впечатление, будто бани парят над головой. Оболочка толщиной двенадцать сантиметров, на которой держатся бани, снизу почти не воспринимается. Высокие стены с наклоном к середине и многоярусное покрытие, образованное повторением элементов срезанной пирамиды и восьмерика, постепенно уменьшающихся, усиливают иллюзию, благодаря которой высота помещения кажется большей, чем она есть на самом деле.

Источник: Юрченко П.Г. «Деревянная архитектура Украины». – К.: 1970 г., перевод с украинского.


 
Елена Григорьева 23 ноября 2024

Деревянная церковь построена в 1710 г. за счёт Киево-Печерской лавры, которой принадлежало село. Время постройки зафиксировано резной надписью на косяке западной двери. Относилась к типу пятиверхих крестовых церквей, с шестигранными рукавами и квадратным центром, значительно выше рукавов. Центральный участок внизу отдельного сруба не имел. Верхи были двухзаломными. Формы их пришли к началу XX в. искаженными в результате многочисленных перестроек и ремонтов. К восточным граням прилегали низенькие ризница и пономарка, что своей мизерностью подчеркивали монументальность основных объёмов.

Первоначальное церковь окружало низкое опасение (оно исчезло во время одного из ремонтов). Степан Андреевич Таранушенко, исследовавший и измерявший церковь в 30-х г.г., отметил, что во внутренности её прекрасно сохранились все первоначальные формы архитектуры и декора.

В украинской архитектуре достопримечательность занимает самое главное место. Это – самая древняя из подробно изученных деревянных церквей Левобережья, сооружение исключительно высокой строительной техники, произведение гениального народного художника – строителя с ярко выраженным индивидуальным почерком. Кроме того, памятник ярко отражает народные строительные традиции времен Хмельнитчины, которыми так восхищался Павел Алеппский, путешествуя по Украине в 1654 г.

На взгляд, церковь извне выглядела как типичный пятиверхий храм несколько неуравновешенных пропорций (последствия переработки верхов и ликвидации опасения-галереи), как работа плотников не слишком высокого мастерства. Но достаточно было переступить порог притвора, и знатока охватывало чувство чуда, которое творил этот памятник неоценимых художественных ценностей, одна из самых ценных жемчужин мировой архитектуры.

Мы не даём здесь подробного художественного анализа произведения – это отлично сделал С.А. Таранушенко в своей известной монографии. Отметим лишь, что в интерьере мастер преследовал цель создать впечатление невероятной возвышенности и невесомости пяти верхов, которые, сужаясь в так называемой телескопической перспективе, возвышаются, словно в беспредел. Для этого использован широчайший круг средств: реальная высота и пропорции стен и верхов, ритмичные членения, светотень, некоторые иллюзионные эффекты. Многое значило в украшении изысканная резьба косяков, хоров, балюстрад и т.п. и пышный барочный иконостас.

Церковь уничтожила коммунистическая власть где-то в 1930-х г.г. Наличие обмерных чертежей и фотографий создает принципиальную возможность восстановить памятник. Но найдутся ли нынче плотники, способны прецизионно выложить срубы верхов на высоте двадцати метров?

Источник: Вечерский В.В. «Поминальник украинской архитектуры. Достопримечательности Украины», 1993 г., № 1-6. Литература: «Чернигов: Энциклопедический справочник». – К., 1990; Таранушенко С.А. «Монументальная архитектура Левобережной Украины». – К., 1976, перевод с украинского. 



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.