«Онежский уезд был образован в 1780 г. в ходе административной реформы Екатерины Второй в составе Архангельской области Вологодского наместничества из земель Турчасовского стана Каргопольского уезда. В 1784 г. в составе указанной области вошёл в состав самостоятельного Архангельского наместничества (с 1796 г. губерния). Административным центром уезда был город Онега, известный с 1137 г. (изначально поселение с названием Погост на море)».
По функциональному зонированию территории населенного пункта с учетом функционального назначения и количества зон и с характеристикой территориально-пространственной целостности застройки деревня Кянда - с. Кянда - Кянское - Кяндское (дд. Городок - основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье) может быть отнесена к населенным пунктам с выделением зоны общественного центра (храмовый комплекс, состоящий из деревянной летней холодной шатровой одноглавой Богоявленской церкви (во имя Богоявления Господня) с двумя престолами – во имя Богоявления Господня и во имя Святых Апостолов Петра и Павла, построенной в 1668 году, и деревянной зимней теплой двухэтажной шатровой одноглавой Благовещенской церкви (во имя Благовещения Божьей Матери) с куполами и шестью чешуйчатыми главами (из них пять - на церкви и одна - на алтаре), с приделом во имя Святого Великомученика Георгия, с одною трапезною и папертью, а в верхнем алтаре – с церковью во имя Вознесения Господня, построенная в 1794 году.
Благовещенская церковь сгорела в 1879 году, а на ее месте в 1883 году была возведена двухшатровая шестиглавая пятипрестольная Вознесенская церковь с колокольней над папертью, имевшая три престола в ряд: главный - во имя Вознесения Господня; правый - во имя Благовещения; левый - в честь Великомученика Георгия, а также два престола в трапезе - во имя Николая Чудотворца и Александра Невского. В составе храмового комплекса ранее также имелась деревянная шатровая колокольня, построена в 1774 году, а вокруг церквей - деревянная ограда, сгоревшая при пожаре 1879 года
Из «Краткого исторического описания приходов и церквей Архангельской епархии» 1896 года становится известно, что Кяндский приход «составляют: большое село Кянда, расположенное в устье реки того же имени, впадающей в Онежский залив севернее Тамицы на 17 верст, - выселок Кяндозеро, в 8 верстах от Кянды, - д. Солозеро, в 35 верстах от Кянды за ручьями и болотами, у озера того же имени. Жителей на 1.01.1895 г. состояло: 491 м.п. и 569 ж.п., дворов 138.
Когда образовался приход - сведений не имеется. В настоящее время в Кянде 2 деревянных одноглавых (с шатрами) церкви: первая - «летняя», построенная во второй половине 17 века (1668 г. - дата из церковной описи за 1833 г.), имеет два престола рядом: 1) во имя Богоявления Г-ня; 2) во имя Св. Апостолов Петра и Павла; вторая - «зимняя», построенная в 1883 г. на средства спб-го купца Николая Полежаева и прихожан, вместо сгоревшей в 1879 г. В ней 3 престола вряд: главный - во имя Вознесения Г-ня; правый - во имя Благовещения; левый - вмч. Георгия. Два престола в трапезе: во имя Николая Чудотворца и Александра Невскаго, над папертью сей ц-ви устроена колокольня. Обе ц-ви обшиты и окрашены белилами и вообще поддерживаются прихожанами в приличном виде. Ограды вокруг ц-вей, правда, нет после пожара 1879 г.
Богослужебная утварь и ризница достаточны и приличны. Сверх обычных средств содержания во владении ц-ви имеется 5 десятин сенокоса, который отдается ежегодно в аренду с торгов и приносит от 35 до 45 р. и более дохода. Кроме этого в 1892 г. открыто церковно-приходское попечительство, средства котораго на 1894 г. составляли ок. 80 р.; половина из них израсходована на ремонт ц-вей.
Церковно-приходской школы в Кянде нет, а есть двухклассное сельское училище, которое существовало здесь с 1843 г. и до 1861 г. находилось в ведении приходских священников, а с этого года поступило в ведение Министерства Народ. Просвещения, и в 1875 г. преобразовано в двухклассное; закону Божию обучает священник (за 150 р. в год).
Кроме приходских ц-вей имеется еще приписная дерев. ц-вь в поселке Солозеро. Время образования этого поселения неизвестно. Сначала здесь была часовня во имя св. Апостолов Петра и Павла, потом она была заменена более обширной, в ч. Тихвинской иконы Б. Матери. В 1888-1889 гг. к этой часовне были пристроены: алтарь, паперть с колокольнею над ней. Часовня обращена была в ц-вь и освящена, по благословению преосвященнаго Нафанаила в 1891 г. Средства для устроения этой ц-ви были доставлены крестьянином с. Кянда Михаилом Мосеевым. Ц-вь обшита и окрашена белилами, увенчана 1 главою над средней частью и одной главою - над алтарем. Утвари при ц-ви достаточно, но нет полнаго круга богослужебных книг. Храмовая икона считается, по преданию, явленною и чтится жителями как чудотворная.
Причт, состоящий из священника и псаломщика, помещается в особых домах, но дом псаломщика так ветх, что грозит падением. Средствами содержания причта служат: жалование (140 р. и 40 р.), доходы за требоисправления, коих получается от 150 до 200 р. в год; земли во владении причта: пахотной - 2 десятины 1364 сажени и сенокосной 13 дес. 1765 саженей. Земля, особенно пахотная, малодоходна. Священником состоит о. Андрей Прокопьев Иванов, 44 л., окончивший Арх. Дух. семинарию, в сане священника с 14 сент. 1876 г., на занимаемом месте с 15 окт. 1887 г. Псаломщик Иван Егоров Пасторов, 55 л., уволен из высшаго отд. Арх. Дух. училища, на настоящем месте с ноября 1869 г.».
Интерес также представляют сведения из «Описи имуществ и угодий церкви Кяндскаго прихода за 1833 год», хранящейся в Государственном архиве Архангельской области. Согласно этой описи, «В основании Кяндскаго прихода - две церкви. Первая - во имя Богоявления Господня, построена в 1668 году тщанием прихожан, на деревянном фундаменте, высотою 17 сажен, шатровая, с двумя главами чешуйчатыми, из которых - одна на церкви, другая - на алтаре. В оном строении 14 окон с оконницами стеклянными, и с одним, на одном ставу (рядом с главным престолом) приделом во имя Святых Петра и Павла; с одною папертью и холодная.
Рядом вторая церковь во имя Благовещения Божией Матери, двухэтажная, построена в 1794 году, на каменном фундаменте, высотою в 16 сажен, с куполами и 6-ю чешуйчатыми главами, из них 5 - на церкви и одна - на алтаре. Обе церкви покрыты деревянными досками. В оном строении 20 окон, с двойными стеклянными оконницами, из них 12 - с железными решетками, с одним, на одном ставу, приделом во имя Святого Великомученика Георгия, с одною трапезною и папертью. В верхнем алтаре - церковь во имя Вознесения Господня.
При сих церквах колокольня, деревянная, шатровая, построена в 1774 году, высотою 16 сажен, с главою чешуйчатою. На ней 16 колоколов: один - 30 пудов, второй - 18 пудов, третий - 4 пуда, четвертый - ?, пятый - один пуд, шестой - 30 фунтов. Вокруг церквей и колокольни ограда имеется деревянная. До оной церкви во имя Благовещения Божией Матери была эта церковь на другом месте, в 15-ти саженях, но за ветхостью разобрана и перенесена на вновь освященное место. При сих церквах иконоставы деревянные.
О землях церковных и разных угодьях. Земли церковные и разные угодья для поддержания причта находятся не в одном месте, а по разности, а именно: Трестяной остров, на Карьем наволоке, Средний остров, Нижний остров, на Агма-ручье, в Лугу, на волоке, на Поддыбье, на Плоском наволоке, на оссеком, в Ключеватке, на Грязном наволоке, в Крестовом, за Пет-ручьем, на Чекши, на Жаровье, в долгих, на Токовом наволоке, на Домашнем наволоке, на оводках.
Об иконостасах и иконах. В церкви Богоявления Господня на Горнем месте - крест деревянный «Распятие Господа», со стороны - разные лики святых. Образ «Знамения Божией Матери» с предвечным Младенцем. У Богоматери венец серебряный с цатой позлащенной, над венцом правка из мелкаго жемчуга числом 555 жемчужин, а на другой стороне - образ Нерукотворный. Иконостас резной столярной работы, на тумбах со столбцами резными, а по верху золоченый и частично по низу украшен разными красками. Царские врата с сенью и столбцами резными позлащенными, в сени писана Тайная Вечеря, на вратах Благовещение и 4 евангелиста. Над сенью на столбцах два ангела золоченых.
По правую сторону Царских врат храмовый Образ Богоявления Господня, с киотом, с сенью резной золоченою; на нем 6 венцов, из коих три - с цатами, у ангелов то без цат; по бокам оклад серебряный позлащенный. По левую сторону Царских врат Образ Божией Матери с предвечным Младенцем, на ней венец с цатой серебряной позлащенной чеканной. В нем камень сердоликовый, у Богоматери и Младенца три привеса небольших жемчужных, числом 1060 мелкаго жемчуга. В приделе Св. Петра и Павла иконостас во всем подобен как в церкви Богоявления. По правую сторону Царских врат Образы Св. апостолов Петра и Павла, на коих три венца серебряных с цатами позлащенные, по полям оклады серебряные и позлащенные и чеканные. По левую сторону Царских врат Образ Богоматери с Предвечным Младенцем, на коем венцы с цатой серебряные позлащенные, чеканные, под венцами два убруса жемчужных небольших, числом 490 жемчужин мелкаго жемчуга; по краям оклад серебряный позлащенный басмянный.
В церкви Благовещения Божией Матери иконостас столярной работы крашенный разными красками и частью золочен. По правую сторону Царских врат Образ Господа Вседержителя, на нем венец серебряный позлащенный с цатой. Храмовый Образ Благовещения, на нем два венца с цатами. У Саваофа венец без цат. В приделе Великомученика Георгия - храмовый образ Великаго Георгия, на нем венец с цатой серебряный позлащенный. Иконостас во всем подобен «Благовещению». В верхней церкви (этаже) Благовещения Божией Матери иконостаса не имеется. В вышеупомянутых церквах имеется пять иконостасов и пять жертвенников.
В церкви Богоявления Господня престол посвящен когда и кем - неизвестно. Светлый Антиминс на голубом атласе священнодействован Неофитом, епископом Архангельским и Холмогорским, лета от мироздания 7332, от Рождества Христова 1823 года, апреля в 23 день. В приделе Святых Апостолов Петра и Павла престол посвящен когда и кем - неизвестно. Антиминс на белом атласе священнодействован преосвященным Иоасафом, митрополитом Новгородским и Вологодским, лета от мироздания 7208, от Рождества Христова 1700 года.
Святой престол и жертвенник в церкви Благовещения Богоматери, престол сей посвящен в 1726 году и освящен Крестнаго монастыря архимандритом Макарием 8 генваря 1726 года. Облачения на нем - гарнитура красного, а под оной прежняя одежда ситцевая с травами; покров штофа по красной земле, по полям огражден красным гарнитуром. Священный Антиминс на белом полотне священнодействован Преосвященным Иоасафаилом (Иоасафом, упр. Архангельской епархией с 2.12.1761 по 1.05.1769). Святой престол в приделе Великомученика Георгия посвящен в 1796 году генваря 9 дня архимандритом Крестнаго монастыря Макарием. Святой престол в церкви Вознесения Господня посвящен в 1802 году священником прихода отцом Василием Васильевым июня второго дня.
…В холодной церкви была богатейшая библиотека, в которой хранились ценные книги и документы: богослужебные книги, ноты, книги гражданской печати, бумажные письменные архивы (описи церковные, метрики, алтарные книги, росписи, клировые ведомости, приходно-расходные книги). Книга о чудесах Святого Митрофана, вещи нужные к обрядам церковным: аналои для храмовых икон, кресты, чаши, блюда, хоругви, кропила. Ризы, подризницы, епитрахили, пояса, наручья, стихари, пелены аналойные. Книги Московской печати, Минеи месячные, Новый и Ветхий Заветы…
В сем Кяндском приходе при вышеописанных церквах находилось налицо прихожан: 304 мужского пола и 348 женского пола, дворов - 107».
Интерес также представляют сведения, содержащиеся в «Рассказе инспектора училищ (кон. XIX - нач. XX вв.)», хранящемся в архиве уроженки деревни Кянда Л.Е. Бушмановой «Кянда. Школьное здание. Остановка. Церкви. Крещенская иордань. Купание женщин».
Наконец, взорам моим предстал конечный пункт моей поездки - село Кянда Онежского уезда. Кучи сереньких изб с последнего пригорка, на который поднялась моя повозка, казались как бы усевшими в яме, куда шла дорога, врезываясь в середину самой деревни. Село действительно расположено на низменности, окаймленной с двух сторон горами, а с противоположного края тянущейся непрерывною равниною до берега моря. Две речки, извивающиеся по этой низменности, - Кянда и Воя - привлекли появившихся здесь когда-то выходцев поселиться на берегах их.
Миновав несколько домов, я остановилась у очень длинного одноэтажного желтого здания. Оно сразу выделялось среди всех прочих построек своею величиною и высокими окнами, свидетельствующими снаружи о внутреннем его просторе и обилии света. Вся эта внешность сразу-таки придавала зданию казенный вид. Красовавшаяся на нем надпись «Двухклассное сельское училище» безмолвно отрекомендовала передо мною мое новое жилище. Надвигался вечер; становилось темно…
Назавтра с ударом колокола я направилась в здешнюю церковь. Был праздник Крещения. Тягучие мерные звуки с сельской колокольни плыли в утреннем морозном воздухе и застывали где-то вдали за селом над необозримым снежным покровом. Церквей в здешнем приходе две, обе деревянные, в одной из которых, пятипрестольной теплой, совершается круглый год богослужение. В этом храме особенное внимание привлекают иконы прекрасного, на мой взгляд, письма; особенно выделяется лик Богоматери. Другая церковь, находящаяся рядом с предыдущей, не отапливается, служба в ней отправляется только раз в год, в Петров день, как храмовый праздник. Вид последней наводит на мысль о ее древности, очень маленькие оконца, хотя она выглядит совершенно подновленною, под свежей обшивкой и краской».
Дополнить приведенную выше характеристику деревни Кянда позволяют сведения из архива краеведческого музея города Онеги, составленные по воспоминаниям местных жителей деревни, хранящимся в архиве Л.Е. Бушмановой, уроженки деревни Кянда. «Местоположение. Старинное поморское село, расположено на западном побережье Онежского п-ва (т.н. Лямицкий (Онежский) Берег Белого моря), в 5-ти км от устья одноименной реки, в месте слияния р.р. Кянда и Воя.
Деревни. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги). Верховье. Новая деревня. Воя. Пёлнас. Мугалы. Низ. Заболотье. Приходские храмы. Достопримечательности. До недавнего времени в селе находились два перестроенных церковных здания: летней шатровой Богоявленской ц. (1668 г.) с приделом Св. Ап. Петра и Павла и зимней, двухшатровой Вознесенской ц. с приделами: Благовещения Пр. Богородицы и вмч. Георгия Победоносца (1883 г.). В первом располагался колхозный зерносклад, во втором - сначала школьный класс, потом - сельский клуб.
Летом 1996 г. от попадания молнии, сгорел Богоявленский храм. С 30 на 31 марта 2000 г. погибло в огне здание Вознесенской церкви. По воспоминаниям местных старожилов, в окрестностях села находились три часовни, несколько поклонных крестов, но ничего из этого до наших дней не сохранилось».
На месте храмового комплекса в 2008 году была возведена часовня Святых Апостолов Петра и Павла.
https://arni.petrsu.ru/2014/tb7078.html
Комментарии и обсуждение