Церковь Архангела Михаила, или Михайловская, была построена в 1914 году, по инициативе крестьянина Андомского прихода Вытегорского уезда Степана Прыткина, который, проникнувшись идеей о строительстве церкви в родной деревне, обратился за помощью ко всем сочувствующим делу построения храма. Согласно документам Олонецкой епархии, его деятельность оказалась успешной: «На горячий призыв отозвались многие из богатых лиц и скоро отыскались средства». Местные жители собрали по 40 копеек со двора.
Строительство церкви быстро и успешно завершилось. Степан Тимофеевич был назначен Епархиальным начальством на должность старосты в приписную к Андомскому приходу Михайловскую церковь. Степан Тимофеевич по совести вёл церковные службы. Помогал бедным, организовал безвозмездную раздачу зерна, хлеба, рыбы, молока в деревнях около церкви. Вёл церковные книги, следил за порядком в церкви.
Однако уже в 1928 году церковь разрушили. Когда начали жечь иконы и разорять церковь, староста стоял на коленях и молил не трогать храм. Колокола сдёрнули веревками, увезли в Вытегру на переплавку, колокольню разрушили и сделали крышу для ларька. Священнослужитель был раскулачен и выслан в поселок Нивский на Кольский полуостров.
Из воспоминаний Татьяны Бобровой-Карпиной, правнучки Степана Прыткина, о состоянии церкви в 1960-ые годы:
«Наша церковь была видна отовсюду. Она высилась над всей округой. Стоило бросить взгляд в её сторону, как она притягивала к себе и не отпускала. У церкви снесён купол, но и без него она очень красивая. Наша церковь была высокая, деревянная, серого с голубым оттенком цвета. Крыша у нее квадратная, темно-коричневая, из железа. Железные листы кое-где отстали и в ветреную погоду хлопали и пугали проходящих людей. Позднему путнику казалось, что внутри церкви кто-то прячется, и он старался побыстрее пройти мимо.
Состояла церковь из нескольких частей. По направлению к нашей деревне Гонево находился парадный вход. Это паперть. Вверх вели деревянные ступеньки. На них можно было посидеть и спокойно посмотреть на реку, на деревню, подумать. На широких дверях у входа висел амбарный замок. Двери были двухстворчатые, ручной работы, потому что на них красовался необычный квадратный узор. Амбарный замок огромного размера висел на двери.
Передняя часть церкви небольшая. Это такой коридор. В этой части церкви два небольших окна. Дверью она соединяется со средней частью. Бабушка её называла притвором. Это большая комната, в ней был магазин. Продукты продавали через проём в двери… В магазин продавец залезал под столом. За товарами на стене –дверь. Когда-то она вела в саму церковь. Эта дверь тоже была двухстворчатая с узором, но её закрыли и забили огромными гвоздями. Крыша в этой части церкви двускатная, старая, серого цвета, из железа. Когда много лет назад строили церковь, на крыше была маковка с крестом. Так говорила бабушка. Теперь ничего нет. «От этого ещё горестнее на душе», – говорила бабушка.
Дальше шла сама церковь. Это большая серая постройка с красивой крышей. Крыша имела форму квадрата и образовывала плавный купол из четырёх треугольников. Верх, где когда-то находилась маковка луковичкой, забили досками… Церковь была очень просторная и торжественная. В ней светло, с южной и северной стороны ‒ большие окна. С уличной стороны на них были красивые наличники. Стены внутри церкви покрашены в голубоватый цвет. На них дырки и гвозди. На потолке красивый шестиугольник, обрамленный ровными тонкими досками. По словам бабушки, раньше вверху был купол.
Алтарь переделали в сцену. С двух сторон сцены построили ниши. В них прятались артисты, дожидаясь своей очереди выхода на выступление. Бабушка рассказывала, что, когда был алтарь, там, где ниши, располагались ризница и пономарка. Внизу на полу около сцены поставили скамейки для зрителей. Церковь всегда была открыта. В ней располагался клуб, куда мы, дети, бегали играть, ставить концерты. На ней никогда не было замка, поэтому мы в клубе делали всё, что взбредёт в голову.
Около церкви продавали хлеб. Очередь за ним мы занимали с утра, а его привозили к вечеру, поэтому у нас, детей, было время играть в помещении церкви. Около церкви в маленьком домике жила горбатая бабушка Клава. Когда мы начинали баловаться, она выходила из своей избушки и кричала: «Безбожники!» Грозила нам своей палкой. Мы её боялись, поэтому сразу убегали из клуба. Иногда в клуб–церковь привозили кино. Кино показывали из маленького окошечка в стене из ларька».
Спустя время закрыли клуб и склад колхоза. Церковь разобрали…
https://vytegra.news/razdavalsya-by-zvon-kolokolnyj/
Комментарии и обсуждение