ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ольшана. Церковь Михаила Архангела.

Архангело-Михайловская церковь


Ольшана. Церковь Михаила Архангела
Деревянная церковь. Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →)
Престолы: Михаила Архангела
Год постройки: не позже 1856.
Год утраты: Не установлен.
Адрес:
Украина, Сумская область, Роменский район, с. Ольшана

Координаты: 50.820176, 34.023066 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Михаила Архангела, Интерьер верхов. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского , Ольшана, Роменский район, Украина, Сумская область
Интерьер верхов. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Михаила Архангела, Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко, Ольшана, Роменский район, Украина, Сумская область
Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 декабря 2022

Постр. в 1856 г. старан. прихож.; деревян., однопрестольн. От г. Харьк. в 200 в. От ближ. почт. конт. в с. Будках в 5 в.

Земли усадеб. нет, пахотн. 33 дес. Прихож. м. п. 2586, ж. п. 2572. Причта по штату полож.: священ., диак. и псаломщ. Жалов. свящ. 141 р. 12 к. и псаломщ. 47 р. 4 к., диак. жалов. не получ. Помещ. для причта церков. Церк.-прих. шк. Приход. попечит. нет. Хутора: Худамент в ½ в., Веховой Жанилишин в 1½ в., Пушкарщина в 3 в., Ясеновый Куликов, Фартушный и Боговоз в 4 в., Пятидуб в 5 в., Берков и Кривенков в 6 в., Гладков, Черцов, Громичен и Кимашный в 7 в., Сываков, Балтысов, Бовин и Ворожкин в 8 в., Саев в 9 в., Гавриков, Сердюков и Матоиенков в 10 в.

Священ. Алексей Грищенко 31 г. Оконч. семинар. по 2 разр. Священ. с 1895 г. на настоящ. месте. Имеет набедр. с 1900 г. Диак. Иван Понировский 52 л. Оконч. духов. учил. Псалом. с 1885 г. Диак. с 1896 г. и на настоящ. месте. Состоит учит. мест. церк.-прих. шк. И. д. псалом. Тимофей Малафиюк 32 л. Домашн. образов. Псалом. и на настоящ. месте с 1903 г. Церк. стар. кр. Симеон Святец с 1894 г.

Источник: "Справочная книга для Харьковской епархии" 1904 года


 
Елена Григорьева 1 апреля 2023

По установленным нами памятникам о древней Ольшане, нет сомнения, что храм в Ольшаной существовал ещё прежде 1609 г. Есть известие, что один из старшин казацких, в благодарность за то, что Бог избавил Ольшанцев в день Апостолов Петра и Павла от разорения Татар, построил в Ольшаной, близ дороги, небольшую деревянную церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла. Эта церковь, говорит тоже предание, была разграблена униатами и потому осталась в запустении, а священника взяли в другое место. Когда это было? – известие не показывает.

По преданию сотник ольшанской сотни Михаил Шульга соорудил другую церковь, во имя св. Архистратига Михаила с приделом во имя Апостолов Петра и Павла, а Петропавловскую разобрал. Эта двухпрестольная церковь простояла не более десяти лет и была сожжена громовым ударом.

После этого несчастия, невдалеке от преждебывшей, выстроена новая церковь во имя Святителя Николая. В этом храме слушал богослужение Царь Пётр I, а после обедал в доме полкового судьи Ивана Пустовойтова.

С течением времени эта Николаевская церковь пришла в ветхость. Жители слободы Ольшаной, не уничтожая старой, выстроили новую во имя св. Архистратига Михаила с приделом Петра и Павла. При сооружении и украшении Михайловской церкви главным попечителем был Шульгин, потомок Шульги, выстроившего в слободе Ольшаной первую Михайловскую церковь.

Ныне существующая Михайловская церковь деревянная, на каменном фундаменте, вновь переделана из старой деревянной с таковою же колокольнею в 1781 г.

В 1827 г. помещица Анастасия Пустовойтова, в ограде Михайловской церкви устроила на собственный кошт каменную небольшую церковь во имя св. мученика Сергия и Анастасии, над гробами родственников своих.

Крестьянин Иерофей Подоляка, благодарный к благодеющему Промыслу Божию, сделал разные приношения храму Божию на 2000 рублей серебром. Он купил евангелие в серебряной оправе превосходной работы и колокол в 104 пуда, который по отлично хорошему звону считается редкостью края.

Замечательные книги храма: евангелие московской печати 1641 г., евангелие «со стихами и главами первое издадеся» московской печати 1657 г., триодь постная московской печати 1710 и 1724 г.г., акафист киевской печати 1748 г., служебник черниговской печати 1746 г.

Из «Историко-статистического описания Харьковской епархии». 1857 год.


 
Елена Григорьева 1 апреля 2023

Филарет Гумилевский «Харьков». Отд. III. с. 579-581, пишет: «В 1781 переработана (перестроена) из старой. Между 1800-1821 г.г происходили ремонты». В ответе на анкету, направленную Харьковским подготовительным комитетом по организации XII археологического съезда, корреспондент писал о Михайловской церкви в Ольшане: «на стоянках, крытая тесинами».

Пятиверхая. Крестообразная с невыделенным четырехгранным центром в плане и 4 шестигранными рукавами. Ширина южного и северного рукавов – меньшая длина притвора. Продольные рукава планового креста были длиннее, а поперечные более короткие; следовательно, и у центрального четырехгранника длина была больше ширины.

Сдержаны стройные срубы стен рукавов все одной высоты. Энергично заклеенными гранями излома, объем рукава переходил в световой, тоже сдержанно стройный восьмерик. Площадь плана восьмерика притвора составляла (приблизительно) ¼ площади плана участка. Стремительный второй залом завершается снаружи стройным глухим фонарем. Внутри, возможно после ремонтов, восьмерик перекрыт плоским потолком, отрезавшим и закрывшим второй залом. Восьмерики притвора и алтаря в плане – большие, южного и северного рукавов – меньше. Высота верха каждого рукава снаружи равна на вид высоте сруба стен.

Сруб стен центрального участка выше срубов стен рукавов. Отделяется он от срубов стенок рукавов высоко. В интерьере поначалу появляются западная и восточная, а выше обнаруживаются южная и северная грани. В западной грани вырезано шириной в 1/3 просвета «голосник» (такая же у него и высота), соединяющая объемы центра и притвора и имеющая задачу улучшить акустику. Южная и северная грани центрального верха появляются уже выше «голосника». Таким образом, мастер трактует центр и южный и северный рукава в пределах срубов стен как единственный зал, только высоко вверху перекрытый тремя верхами. Объемы алтаря и притвора несколько больше отграничены от центра.

На уровне, где начинаются восьмерики рукавов, четырехгранный сруб центра переходит в восьмигранный. Притом длина и ширина его остаются прежними, и грани, ориентированные по сторонам света, продолжают непосредственно грани четырехгранника. В более коротких (юго-западной и аналогичных ей) гранях восьмигранник прорезан по окну. Первый залом центрального участка начинается примерно на уровне начала второго излома рукавов. Он переводил объем участка в световой восьмерик, площадью близкий к площади восьмерика притвора, но выше и стройнее.

Верхние венцы сруба стен центрального участка в интерьере укрепляют и обозначают границу сруба стен и первого излома сплошной пояс ригелей с резными наличниками. Такими же резными брусками-ригелями обозначены внизу узкие грани восьмигранной части того же сруба.

Начиная с восьмерика центральный верх снаружи подобен и форме, и размерам до верха притвора. Верха всех 4-х рукавов снаружи обнаруживают тенденцию «придвинуться» к центральному верху. Снаружи все они вместе образуют ритмично объединенную и увязанную компактную композицию. Высота верхов почти равна (оптически) высоте срубов стен. Следовательно, композиция масс целого строения спокойно уравновешена. Верх усиливают элементы живописности строения. Оживляют и обогащают ритмовые элементы и окна. В восьмериках все окна выдержаны по отношению высоты к ширине как диагональ к стороне квадрата. В срубах стен окна размещены в два яруса: верхние – квадратные (с вписанными в них крестами); нижние – в причелковых гранях южного и северного рукавов – узкие высокие (4×2), а в главной грани притвора – тройчатое, с выше боковым средним полотнищем.

Церковь – значительная размерами в плане, высокая, стройная, импозантная, как на городок, строение. Работа – первостепенного народного мастера.

Фото внешнего вида и интерьера церкви опубликовано в изданиях: С.А. Таранушенко «Достопримечательности Слобожанщины». табл. XIX и XX. и С.А. Таранушенко. «Искусство Слобожанщины». табл. VIII и IX.

Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по фотографиям 1913 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.