ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Смоляниново. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Церква Різдва Богородиці


Смоляниново. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:Между 1803 и 1807.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Украина, Луганская область, Новоайдарский район, с. Смоляниново

Координаты: 48.944429, 38.706928 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1928 года. Автор С. Таранушенко<br>, Смоляниново, Новоайдарский район, Украина, Луганская область
Фото 1928 года. Автор С. Таранушенко
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1928 года. Автор С. Таранушенко<br>, Смоляниново, Новоайдарский район, Украина, Луганская область
Фото 1928 года. Автор С. Таранушенко
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1928 года. Автор С. Таранушенко<br>, Смоляниново, Новоайдарский район, Украина, Луганская область
Фото 1928 года. Автор С. Таранушенко
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото первой трети ХХ века<br>, Смоляниново, Новоайдарский район, Украина, Луганская область
Фото первой трети ХХ века
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото первой трети ХХ века<br>, Смоляниново, Новоайдарский район, Украина, Луганская область
Фото первой трети ХХ века
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото первой трети ХХ века<br>, Смоляниново, Новоайдарский район, Украина, Луганская область
Фото первой трети ХХ века
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото первой трети ХХ века<br>, Смоляниново, Новоайдарский район, Украина, Луганская область
Фото первой трети ХХ века
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Интерьер церкви. Фото С.А. Таранушенко, 1928. С flickr.com.<br>, Смоляниново, Новоайдарский район, Украина, Луганская область
Интерьер церкви. Фото С.А. Таранушенко, 1928. С flickr.com.
Егор МалышевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Интерьер церкви. Фото С.А. Таранушенко, 1928. С flickr.com<br>, Смоляниново, Новоайдарский район, Украина, Луганская область
Интерьер церкви. Фото С.А. Таранушенко, 1928. С flickr.com
Егор МалышевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Интерьер церкви. Центральный ярусный объём Фото С.А. Таранушенко, 1928. С flickr.com.<br>, Смоляниново, Новоайдарский район, Украина, Луганская область
Интерьер церкви. Центральный ярусный объём Фото С.А. Таранушенко, 1928. С flickr.com.
Егор МалышевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 20 декабря 2022

Сл. Смольянинова, Рожд.-Богородичная церк., постр. в 1897 г. на средства помещ. Сухановой; камен., а верх девян., однопрестольн. От Харьк. в 240 в. и от Лисичанской почт. конт. Екатер. губ. в 20 в.

Земли пахот. и сенок. 49 дес. 1200 кв. саж. Прихож. м. п. 1915, ж. п. 1945. Из них раскольн. 12 ч. Церк. капит. 661 р. Причта по шт. полож.: священ., диак. и псалом. Жалов. священ. 141 р. 12 к., псалом. 52 р. 92 к., диак. жалов. не получ. Священ. жив. в церк. дом., диак. и псалом. жив. в кварт. наним. от общест. Церк.-прих. шк. и народ. учил. Попечит. нет. Хутора: Александровка в 4 в., Пурдовка в 6 в., Егоровка в 7 в.

Священ. Петр Попов 24 л. Оконч. кур. в духов. семинар. во 2 разр. Священ. и на настоящем месте с 1895 г. Диак. Гавриил Климентов 29 л. Из 2 кл. семинар. Псалом. с 1894 г., рукопол. во диак. на настоящ. место с 1898 г. И. д. псалом. Николай Козьменко 20 л. Из 3 кл. дух. учил. Псалом. на настоящ. месте с 1903 г. Церк. стар. крест. Наум Запорожец с 1902 г.

Источник: "Справочная книга для Харьковской епархии" 1904 года


Егор Малышев
 
Егор МалышевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 24 августа 2025

Церковь Рождества Богородицы 1803 г.

Слобода Смолянинова находится к югу от г. Старобельска, на территории бывшего Острогожского Слободского полка. Земли Острогожского полка колонизировали в XVII в. «черкасы», которые значительными массами переселялись сюда с Правобережья, а также из нынешней Полтавщины и других слободских полков (в частности, из Лебединской сотни Сумского полка). Выселялись на Старобельщину выходцы из соседней земли донских казаков. Московское правительство, со своей стороны, высылало сюда своих служилых людей. Таким образом, район сл. Смоляниновой, расположенный на границе Украины и Донщины, находился в сфере сложных культурных влияний. Этим объясняются особенности компоновки и характер архитектурных форм церкви сл. Смоляниновой. В них мы наблюдаем черты переходного – от слобожанского к донскому – типа.

Разрешение на постройку церкви в Смоляниновой было выдано в 1803 г. Строительство было завершено в 1807 г. [Ф. Гумилевский «Харьков». Отд. V. С. 379.] В архиве церкви сохранились старые «Описи». В «Описи» 1809 г. читаем: «оная церковь и колокольня каменно-деревянного здания внутри и снаружи выштукатурена, покрыта шальовкой, крыша покрашена зеленой ярю, главы оббиты белой жестью, кресты позлащены красным золотом». В «Описи» 1825 г. записано: «церковь каменно-деревянная… построена в 1803 г. (так!)… снаружи ощикатурена до залома, а верхняя часть оббита шельовкой и окрашена белилом, с двумя куполами, кои покрыты тесом и покрашены зеленой краской».

Насколько был прав Ф. Гумилевский, который писал, что верх церкви построен из дерева якобы потому, что на строительство всей церкви из кирпича не хватило средств, сказать трудно. На Левобережье церквей, у которых низ каменный, а верх деревянный рубленый, нам пришлось исследовать две: в Смоляниновой и Новгороде-Северском (Покрова) [На юге Украины, где камень широко используется в качестве строительного материала, нередко встречались церкви, в которых низ каменный, а верх деревянный рубленый. Такие церкви: Михайла в Авдеевке Бахмутского уезда, Екатерины в Мариуполе и др.]. Но между ними есть существенная разница. В Смоляниновой церковь одноэтажная, у нее низ стен кирпичный, а верхняя часть стен и верх – деревянные. В Новгороде-Северском церковь двухэтажная – нижняя (теплая) полностью кирпичная, верхняя (летняя) – полностью деревянная.

Железом церковь в Смоляниновой перекрыта, очевидно, уже после 1825 г. Каменный кирпичный низ стен толстый (1,25 м). В плане здание состоит из трех четырехугольников, двух меньших (алтарь и бабинец) и одного большего (центр). Алтарь и бабинец – одинаковой ширины, но длина у бабинца больше, а у алтаря меньше ширины. Третий центральный четырехугольник вытянут в направлении север-юг. Таким образом, план церкви состоит из трех четырехугольников, но в построении плана здесь не соблюдены принципы взаимосвязи составных частей, которые мы встречали в памятниках этого типа [см. обмеренные нами церкви в Калинцевке, Ольшане (Николая), Новгороде-Северском (Варвары), Избицком.].

Бабинец от центра отделен стенкой, в два раза тоньше внешних стен. Центр к бабинцу открывается нешироким просветом, возведенным вверху аркой. Алтарь ничем не отделяется от центра. Просветы дверей в интерьере оформлены в виде прямоугольника, а внешняя часть их возведена вверху аркой. Просветы окон имеют прямоугольную форму и в интерьере, и снаружи. Каменная стена как снаружи, так и внутри заканчивается вверху многообломным карнизом. Но это еще не верх стены: над кирпичной стеной на высоту более метра возвышаются рубленные из дубовых брусьев венцы, и только на этой высоте начинаются заломы алтаря и бабинца. Срубы стен всех трех участков имеют одинаковую ширину, и они образуют низкую сплошную четырехгранную призму. Три стороны алтарного сруба лежат непосредственно на стене, на внутреннем ее ребре, а западные концы южной и северной сторон и общая для алтаря и центра грань сруба опирается на два стояка, поставленные в западных углах алтаря. Западная грань сруба центрального участка лежит на стене, отделяющей центр от притвора; южная и северная грани углами опираются на стену между центром и притвором и на упомянутые выше стойки, а их середина, «прогон» между углами, ничем не поддерживается. Южный и северный выступы центрального участка на уровне верха каменных стен перекрыты плоскими потолками. Все грани сруба притвора лежат на стене (на внутреннем ее ребре). Конструкции верхов алтаря и центра церкви в Смоляниновой не отличаются от конструкций такого же типа, построенных полностью из дерева.

В церкви сл. Смоляниновой у нас была редкая возможность рассмотреть конструкцию верхнего зала и фонаря западной части: поверх сруба второго восьмерика поперек него – с юга на север – врублен сволок. В сволок посередине забит стояк, который выполняет функцию стержня конструкции, несущей фонарь, яблоко и крест. Поверх первого сволока в направлении восток–запад положен второй сволок, вдвое короче первого. Последний, третий залом западной части состоит из трех венцов. Поверх залома положены два сволочка в направлении юг–север, которые зажимают с двух сторон стояк. В верхний край этого залома врублено пять подкосов, подпирающих со всех сторон стояк. Поверх подкосов к стояку пришит каркас глухого фонаря.

Верх западной части внешним видом напоминает верх алтаря, но внутри он двумя настилами разделен на три этажа. Первый настил лежит на уровне верха стены, он отделяет бабинец от средней части, которая служит кладовой. Второй настил отделяет от второго зала второй восьмерик, выполняющий функцию колокольни. Здесь на сволоки завешены колокола, а окна превращены в «слухи». Этажи соединяются между собой деревянной лестницей. Со второго этажа проход ведет на хоры, расположенные вдоль западной грани центра. Они выступают на 1,2 м к востоку от стены. Край хор поддерживает сволок, запущенный концами в южную и северную грани стен.

Каменные стены центральной части в плане образуют удлиненный в направлении юг-север прямоугольник. Деревянное продолжение вверх этих каменных стен имеет форму прямоугольника, но вытянутого в направлении восток-запад. Как мы уже отмечали, сруб стен центрального участка уже каменной его части: его ширина равна ширине бабиного дворика и алтаря, а длина равна поземной длине участка. Такую же удлиненную в направлении восток–запад форму сохраняют первый и второй восьмерик центра. Четырехугольный сруб центрального участка начинает переходить в восьмерик наклонным клином чуть ли не со второго венца, и на высоте, которая на толщину двух брусьев меньше длины плана участка, центральный сруб превращается в восьмигранник, грани которого, ориентированные по сторонам света, являются продолжением граней четырехугольного сруба. Первый залом центральной вершины начинается выше начала второго залама как западного участка, так и алтаря. Верх центрального участка значительно выше вершин алтаря и бабинца. Внутри он состоит из трех восьмериков и рудимента фонаря.

Сруб алтаря (стены и верх) похож на сруб западного участка, но в интерьере он открыт и в деталях имеет отличия. Первый залом алтаря – короткий, и переходит он в первый восьмерик – более узкий и высокий, чем восьмерик западной части. Коротким вторым заломом алтарный верх переходит во второй восьмерик, перекрытый непосредственно плафоном.

Пол в церкви вымощен камнем-плитняком. Окон в церкви много, и они большие по размеру. В каменных стенах они расположены так: в алтаре по одному в каждой грани, в притворе по два в южной и северной гранях, в центральной части по два по обе стороны от дверей в южной и северной гранях. В первых восьмериках алтаря и притвора – по три окна в гранях, ориентированных по сторонам света (в гранях, смежных с центральным верхом, окон нет). Во втором восьмерике алтаря только два окна – на юг и на север, а во втором восьмерике западного участка четыре окна-слуха на все четыре стороны света. По четыре окна – по сторонам света – имеют третий и второй восьмерики центрального верха, а первый восьмерик имеет шесть окон (западная и восточная грани окон не имеют).

Во внешнем виде нижние части четырехгранных срубов алтаря и бабинца и первые их заломы скрыты под крышами заломов, начинающихся прямо над карнизом стен. Верх четверика сруба центрального участка возвышается над крышей, а южный и северный выступы участка покрыты двускатной крышей с фронтонами. Расстояние между верхами и их масса различны. Верхи алтаря и центра стоят ближе, а верх западного участка более удален от центра. Первый восьмерик западного участка заметно шире и ниже первого восьмерика алтаря. Так же различны отношения масс вторых восьмериков к первым у бабинца и алтаря. Второй восьмерик алтаря слишком тяжелый, он слишком мало облегчает массу верха, лишает его стройности.

Из-под современных крыш на границе участков видны концы старых выдолбленных риштаков-водостоков. Прямолинейные формы современных крыш и заломов, вероятно, отражают формы первоначальных деревянных.

Мы выше уже отметили некоторые конструктивные особенности церкви сл. Смоляниновой. Добавим еще несколько замечаний. Лицевая сторона брусьев сруба обтесана небрежно; стены здесь выглядят совсем не так, как в церкви с. Пустовойтовки, например [В прогонах бруса связаны квадратного сечения в разрезе тяблами.]. Особое внимание привлекает то, что мастер, как будто, не был твердо уверен в прочности конструкции верхов, которые он строил. Срубы всех восьмериков и первого залома алтаря он «страховал» во время строительства, врубая вдоль и поперек сволоки, которые по окончании строительства обрубал вровень со стеной. Способов укрепления срубов ригелями мастер, очевидно, не знал. Срубы стен и восьмериков в Смоляниновой не имеют наклона внутрь.

Итак, церковь в Смоляниновой, сохраняя в общих чертах внешний и внутренний вид и конструктивные средства левобережных церквей, вместе с тем имеет ряд особенностей.

Анализ обмерных чертежей также выявляет много особенностей. Начнем с анализа построения плана. Он состоит из трех четырехугольников. Если мы будем анализировать план исходя из внутреннего контура (как мы делали во всех других исследованных нами памятниках), то убедимся, что ни одна из известных нам схем построения здесь неприменима. Анализируя план алтаря, мы видим, что его длина не равна ширине, он не является апофемой треугольника со стороной, равной ширине алтаря. Ширина прямоугольника притвора равна ширине алтаря, но длину притвора нельзя вывести ни из размеров самого притвора, ни из размеров плана алтаря или центра. Следовательно, очевидно, что разбивка плана проведена исходя не из внутреннего контура. И действительно, если взять за основу построения плана внешнюю ширину бабинца, то длина бабинца (вместе с восточной его стеной) и ширина его будут сторонами квадрата. Диагональ прямоугольника, равная половине этого квадрата, дает длину (внешнюю) центрального прямоугольника. Ширина центрального прямоугольника – диагональ квадрата со стороной = длине того же прямоугольника. Алтарь имеет ширину такую же, как и притвор, а длина его = трети длины плана центра и притвора, вместе взятых. Как видим, в основу компоновки плана церкви в Смоляниновой положена схема, которой в других памятниках Левобережья мы не встретим, хотя отдельные предписания и здесь такие же, как и в других постройках Левобережья.

Анализ чертежей разрезов осложняется тем, что низ кирпичный, а верхняя часть их деревянная. К тому же западный участок разделен на три этажа и выполняет тройную функцию: бабенка, кладовая и колокольня; снизу в интерьере западный участок открыт только на высоту каменных стен.

Анализируя разрезы центрального участка, мы в структуре этого верха замечаем довольно четко выраженное разделение на компоненты по высоте. Так, высота стен четверика (кирпичная кладка плюс сруб) равна внутренней длине плана притвора, взятой вместе с толщиной его восточной грани. Высота участка до начала первого залома = внутренней ширине плана участка. Высота участка до начала второго залома равна длине плана центра и притвора, взятых вместе. Высота верха с первого залома начав = высоте четверика. Внутренняя высота центрального участка равна сумме длины и ширины плана участка.

У первого восьмерика центрального верха ширина – апофема равностороннего треугольника со стороной = длине восьмерика [У первого восьмерика центрального верха ширина = ширине плана алтаря.]. Высота первого восьмерика приближается к половине его длины.

Первый залом центральной вершины в продольном и поперечном разрезе дает трапецию. Заготавливая на земле сруб этого залома, мастер пользовался двумя шаблонами-трапециями. В трапеции, с помощью которых составлялись восточная и западная грани первого залома, основа – длина сруба стен центра (вверху), верхняя грань = ½ диагонали плана деревянного четырехугольника сруба стен участка, высота вместе с высотой первого восьмерика = ½ диагонали плана бабинца. Южная и северная грани первого залома заготавливались с помощью шаблона-трапеции с основанием – ширина четырехугольника сруба стен участка, верхней гранью = ½ диагонали плана алтаря, высотой – как у предыдущего шаблона. Высота первого залома и первого восьмерика вместе = ½ диагонали плана притвора.

У второго восьмерика длина = ½ диагонали плана четверика, ширина = ½ диагонали плана алтаря, или = апофеме равностороннего треугольника со стороной = длине второго восьмерика, а высота = ½ его же длины. Высота первого восьмерика, первого залома и второго восьмерика вместе = длине плана центра. При изготовлении сруба второго залома использовали 2 шаблона-трапеции. При составлении восточной и западной граней шаблон имел основу – длину второго восьмерика (вверху), верхнюю грань = ½ длины плана алтаря, высоту = 1/3 высоты второго восьмерика. При составлении южной и северной граней основа шаблона = ширине второго восьмерика (вверху), верхняя грань = высоте второго восьмерика, а высота – как у предыдущего шаблона. Длина третьего восьмерика = ½ длины плана алтаря; ширина = высоте второго восьмерика, а высота = ½ ширины второго восьмерика. Третий залом заготавливался с помощью шаблона-трапеции, у которой основа – длина третьего восьмерика, верхняя грань = длине южной грани (вверху) третьего восьмерика. Высота третьего залома и третьего восьмерика вместе = длине третьего восьмерика.

Ширина низкого (один венец), глухого фонаря = ½ ширины третьего восьмерика, а длина = южной грани (вверху) третьего восьмерика. Высота верха центрального участка, начиная с первого восьмерика и заканчивая фонарем, равна высоте участка от пола до начала первого залома, а также равна ширине плана участка. Таким образом, верх центрального участка, помимо сложностей, вызванных тем, что рубленый верх имеет каменное основание, построен в пропорциях и средствах сборки компонентов, которые резко не отличаются от пропорций и средств построения компонентов других исследованных нами левобережных церквей.

То же самое можно сказать и о формах и пропорциях верха западного участка. Высота стен этого участка (каменной и деревянной частей вместе) до начала залома = ширине плана участка. У четверика стен притвора длина = длине сруба четверика центра.

Первый залом западной части в разрезе имеет форму трапеции и составляет низ равностороннего треугольника. Это самый высокий залом во всем здании. Его высота вызвана необходимостью прорубить в восточной грани залома проход на хоры, в соответствии с ростом человека. Заготавливая на земле сруб этого залома, использовали шаблон-трапецию, у которой основа – длина сруба стен бабинца, верхняя грань = длине плана алтаря, высота = 1/3 высоты каменной части западной стены бабинца.

Первый восьмерик западного участка, его длина, ширина и высота – повторяют полную длину, полную ширину и высоту второго восьмерика центрального верха.

Второй залом западной вершины заломлен под теми же углами, что и второй залом центральной вершины, но он выше. При заготовке сруба второго излома использовали шаблон-трапецию, у которой основа – длина первого восьмерика, верхняя грань = полной длине третьего восьмерика центрального верха, высота второго излома и первого восьмерика западного участка = ½ длины первого восьмерика центрального верха, а высота второго залома, первого восьмерика и первого залома вместе = высоте каменной стенки.

У второго восьмерика западной части длина = длине третьего восьмерика центральной части; ширина второго восьмерика западной части = ширине третьего восьмерика центральной части, и высота того же второго восьмерика бабинца = высоте первого восьмерика той же части и равна высоте второго восьмерика центральной части. Второй восьмерик западного участка приспособлен под колокольню, и он имеет особую конструкцию, продиктованную его функцией.

Завершается западный участок не заломом с плафоном, а открытой конструкцией сволоков, стояка и подкосов, о чем уже сказано выше. Третий залом имеет высоту = ½ длины второго восьмерика.

Соотношение восьмериков алтаря выпадает не только из известных нам на Левобережье схем, но резко расходится со схемами компоновки верхов центра и западного участка самой Смоляниновской церкви.

Высота стен алтаря равна ширине его плана (как и в притворе). Заготавливая на земле сруб первого залома алтаря, мастер использовал шаблон-трапецию, у которой основа – длина сруба стен участка (вверху), верхняя грань = ½ диагонали плана алтаря.

Высота первого залома алтаря и высота стен вместе = длине четырехугольника плана центрального участка. Таким образом, первые восьмерики каждого участка начинаются на разных высотах. Восьмерики центрального и западного верхов удлинены по оси восток-запад, тогда как восьмерик алтаря имеет одинаковую длину и ширину. Ширина первого восьмерика алтаря = ширине первого восьмерика притвора и второго – центра.

Первый восьмерик алтаря имеет длину = ½ диагонали плана участка, а высоту = высоте первого восьмерика центрального верха. Разрез второго залома алтаря вписывается в равносторонний треугольник. Апофема этого треугольника определяет высоту второго залома и второго восьмерика, вместе взятых. При заготовке сруба второго залома алтаря шаблон-трапеция имел основание – длину первого восьмерика (вверху), верхнюю грань = ½ длины плана алтаря и высоту = высоте первого залома алтаря, а высота первого восьмерика и второго залома алтаря вместе = длине первого восьмерика алтаря. Ширина и длина второго восьмерика алтаря = ½ длины четырехгранника сруба участка, или длине третьего восьмерика центрального верха, а высота – высоте второго восьмерика притвора. Второй восьмерик в интерьере перекрыт широким плафоном. Верхняя часть верха алтаря глухая и повторяет контуры и размеры завершения притвора.

Все указанные нами выше особенности в композиции, формах и пропорциях Смоляниновской церкви [Неоднократные повторения какого-то одного размера, формы или средства в каждом из трех верхов свидетельствуют об определенной убогости художественного мышления и отсутствии творческой фантазии у мастера.] характеризуют наш памятник как переходный от слобожанского типа к типу донских церквей [К сожалению, донские церкви совсем не исследованы. Рисунки Ознобишина и несколько фотографий, опубликованных в «Известиях» Археологической комиссии, свидетельствуют, что в основе донских типов лежат композиции и формы левобережных (слобожанских) церквей, в одних более, в других менее модифицированные.].

Никаких реминисценций классицистических элементов в Смоляниновской церкви не замечено.

Статья доктора искусствоведения С.А. Таранушенко. https://www.otkudarodom.ua/ru/smolyaninovo-cerkva-rizdva-bogorodici-s-taranushenko



Комментарии и обсуждение


2-й стан Старобельского уезда Харьковской губернии. Владельческая слобода Смольянинова при ручье Ерике (между почтовым трактом на Таганрог и проселочной дорогой на Бахмут). Церковь православная одна.

Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Вып. 46. Харьковская губерния: по сведениям 1864 года. - Санкт-Петербург: в типографии Карла Вульфа, 1869. С. 159. 

13 августа 2025, Егор Малышев Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное).


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.