ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Беломорск. Церковь Зосимы и Савватия Соловецких в Сороке.


Беломорск. Церковь Зосимы и Савватия Соловецких в Сороке
Деревянная церковь. Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →)
Престолы: Зосимы и Савватия Соловецких
Год постройки: Между 1907 и 1913.
Год утраты: Не установлен.
Адрес:
Республика Карелия, г. Беломорск, рядом с современной церковью

Координаты: 64.531919, 34.760653 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Ссылки: Официальный сайт 



Церковь Зосимы и Савватия Соловецких в Сороке, Фото С.М. Прокудина-Горского. 1916 год. Источник: www.prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=308, Беломорск, Беломорский район, Республика Карелия
Фото С.М. Прокудина-Горского. 1916 год. Источник: www.prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=308
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких в Сороке, Фрагмент фото С.М. Прокудина-Горского. 1916 год. Источник: www.prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=1097, Беломорск, Беломорский район, Республика Карелия
Фрагмент фото С.М. Прокудина-Горского. 1916 год. Источник: www.prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=1097
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова 18 августа 2020

На рубеже XIX - XX вв. в Сороке были две церкви. «Ныне в Сорокском приходе две церкви: Зосимо-Савватиевская и Свято-Троицкая. Зосимо-Савватиевская церковь уже третья, если не более, в Сорокском селении. Время построения первой в точности не известно; но, по всей вероятности, оно восходит к половине XV ст., если принять во внимание, что в селе Сороке скончался в 1435 г. преподобный Савва, соловецкий Чудотворец, и погребён был каким-то игуменом Нафанаилом, жившем при бывшей здесь часовне. Вероятно, вскоре же после того соловецким монастырём и устроена была первая церковь в честь Пресв. Троицы с приделом в честь Зосимы и Савватия Соловецких.

Церковь существовала, кажется, до половины нынешнего столетия и, наконец, за ветхостью разобрана. Вместе разобранной при учреждении прихода на средства того же монастыря в 1853 г. была устроена и тогда же освящена новая, которая, к сожалению, сгорела в 1862 г. Тогда на добровольные пожертвования устроена была третья, до ныне существующая, церковь уже с одним престолом в честь препод. Зосимы и Савватия, зданием деревянная, имеющая форму квадрата, одноглавая, тёплая». Этот третий храм был устроен владельцами местного лесного завода — Николаем Петровичем и Митрофаном Петровичем Беляевыми. «Начатый постойкой в 1892 г., он освящён был 10 июля 1894 г. Преосвящ. Никанором совместным с бывшим тогда, а ныне покйным, настоятелем Соловецкого монастыря, о. Архимандритом Варлаамом. < > Храм этот великолепной архитектуры, имеет форму восьмиконечного креста и стоит не менее 17000 р. со всей утварью и убранством»

Так же, как и Кемь, живописно выглядел Сумский посад с моря и при близком знакомстве с ним путешественника. Посетивший его в 1868 году А. Михайлов писал: «Нигде по всему Беломорскому побережью не встречал я ни города, ни посада, в которых сохранились бы так хорошо древний, допетровского времени, стиль построек, как в посаде Сумском. Его деревянные церкви, почерневшие от времени, с высокими конусообразными крышами и чешуйчатыми главами, обнесены станами с башенками, в которых видны бойницы. Местами встречаются большие, высокие дома старой постройки с вышками (мезонином), узорчатыми коньками, резными крыльцами и расписными ставнями. Всё это вместе взятое, характерный внешний вид посада напоминает XVII век.

Сумский посад расположен по обе стороны реки Сумы, узкой, но глубокой настолько, что у берега её могут стоять лодьи, поднимающие до десяти тысяч пудов. Деревянная набережная, отвесным срубом опускающаяся в воду, придаёт реке вид канала. Такой набережной я не встречал нигде по всему Поморью, и она то в особенности придаёт своеобразный вид посаду, издревле называемому городком. Здесь, как в Кеми и во всех почти приморских селениях неумолимо шумит порог, падающий с высоты сажени, почти против самого посада. Над порогом мост, а за ним, ниже по течению, стоят шкуны и лодьи. Здесь же место их зимней стоянки. Большой, значительно населённый Сумский посад в летнюю пору очень малолюден. На улицах встречали только женщин и детей. Почти всё взрослое мужское население, как и во всех приморских сёлах, уходит и уезжает на промыслы; остаются дома одни только дряхлые старики».

А вот, к примеру, ещё одно впечатление, академика архитектуры В.В. Суслова: «Достигнув посада Сумы, я обратил особое внимание на остатки древнего деревянного острога, когда то подведомственного Соловецкому монастырю. Одна из башен острога, ныне представляющая собою колокольню, состоит из громадного восьмиугольного сруба, в два яруса увенчивающегося высоким гатровым покрытием. В башне сделаны широкие ворота и маленькая часовня (как это и бывало в старинных острогах). С наружной стороны башни заметны следы прикасавшейся к ней когда то высокой стены в два сруба, поверх не сохранившимися. Из двух церквей посада заслуживает внимания только маленькая каменная церковка построенная в 1693 г.; другая же деревянная, хотя также древняя (1625 г.) но в настоящее время по фасаду совершенно переделана. Между частными постройками зажиточных селян посада довольно оригинально рисуются запасные магазины промышленников».

Источник: Николай Владимирович Вехов "Старина западного Поморья. Историческое путешествие от Кеми до Сумского Посада"


Марина Зуйкова 6 декабря 2021

Приход состоял из селений Сороцкого (Сороки) и Сухонаволоцкого, первое из которых располагалось в устье реки Выг, второе - на берегу Белого моря. Большинство жителей придерживались раскола. До середины XIX в. оба селения входили в состав соседнего Шижненского прихода, а находившаяся в селе Сороцком с давних времен Зосимо-Савватиевская церковь считалась приписной к этому приходу. В 1435 г. в Сороке скончался преп. Савватий, Соловецкий Чудотворец, и был погребен неким игуменом Нафанаилом.

В приходе было две церкви: Зосимо-Савватиевская и Свято-Троицкая. Древняя Зосимо-Савватиевская церковь была разобрана в середине XIX в. по ветхости. При учреждении прихода на средства Соловецкого монастыря в 1852 г. была построена новая церковь, которая сгорела в 1862 г. На добровольные пожертвования построили новую церковь.

Поскольку население Сороки составляло в конце XIX в. более 600 человек, и, кроме того, в нём ежегодно проживали не менее 200 крестьян из Шенкурского и Онежского уездов, работавших на местном лесопильном заводе, то храм не мог вместить всех желавших участвовать в богослужениях. Некоторым из них приходилось ходить в Шижненское селение за 3 версты. Поэтому владельцы завода Николай Павлович и Митрофан Петрович Беляевы построили новый храм в честь Пресвятой Троицы. Он строился с 1892 г., освящен 10 июля 1894 г. За строительство церкви Николай Беляев, выборгский купец 1-й гильдии, 3 февраля 1896 г. награждён орденом св. Анны 3-й степени.

19 ноября 1899 г. в д. Сухонаволоцкая освящена новая церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери.

В 1885 г. приход был включен в состав Шижинско-Шуярецкого миссионерского комитета 1-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в сильной степени были заражены старообрядческим расколом).

Церковный староста: Михаил Ряскин с 1887 г.

Источники: АЕИ. - 1885, №4, с. 11. АЕВ. - 1896, №8, с. 153; 1899, №24, с. 535. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 122-125. http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=289



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.