ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Часовня-сень над могилой схимонаха Николая (Смелова).


Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Часовня-сень над могилой схимонаха Николая (Смелова)
Часовня. Действует.
Освящена в честь:
Год постройки: не ранее 1862.
Епархия: В ведении Патриарха Московского и Всея Руси
Адрес:
о. Валаам, за Игуменским кладбищем

Координаты: 61.395736, 30.970113 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд: Идти по дороге на Игуменское кладбище, за которым будет часовня





Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Часовня-сень над могилой схимонаха Николая (Смелова), , Валаамские острова, Сортавальский район, Республика Карелия
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
12 июля 2021
Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Часовня-сень над могилой схимонаха Николая (Смелова), , Валаамские острова, Сортавальский район, Республика Карелия
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
12 июля 2021
Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Часовня-сень над могилой схимонаха Николая (Смелова), Часовня-беседка, Валаамские острова, Сортавальский район, Республика Карелия
Часовня-беседка
Михаил Владимиров
16 июля 2019
Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Часовня-сень над могилой схимонаха Николая (Смелова), надгробие схимонаха Николая, Валаамские острова, Сортавальский район, Республика Карелия
надгробие схимонаха Николая
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
12 июля 2021
Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Часовня-сень над могилой схимонаха Николая (Смелова), Фундамент келейки схимонаха Николая, Валаамские острова, Сортавальский район, Республика Карелия
Фундамент келейки схимонаха Николая
Михаил Владимиров
16 июля 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова 25 августа 2021

Схимонах Николай (в миру Никита Амвросиевич Смелов) родился в 1752 году. Он происходил из мещан города Софийска. В 1803 году, уже немолодым, он поступил в Валаамский монастырь и сначала был келейником у игумена Назария. Переняв от него опыт духовной жизни, отец Николай 11 декабря 1811 года принял постриг в великую схиму (келейно) и получил благословение на подвиг пустынножительства. В лесной глуши, в 200 метрах к востоку от бывшей пустыни своего духовного отца игумена Назария, на небольшом пригорке, он построил себе маленькую келью в одно окно и подвизался в ней до конца своих дней. Впоследствии паломники, посещавшие келью старца, вспоминали: «Келья пустынника Николая немногим более квадратной сажени и так низка, что человек высокого роста едва может в ней поместиться. Большую часть ее занимает находящаяся в углу русская печь. Вся меблировка состоит из простого стола, деревянной скамьи с войлоком и небольшого кресла со сточенною деревянною спинкою и на очень низеньких ножках».

«В келью нужно почти вползать, – так описывал жилье старца писатель В.И. Немирович-Данченко. – Дверь узка и низка. В углу кое-как печка сложена, у печки нара малая… Стол, стул твердый – да больше и поместить нечего… Безлюдье кругом». Истинный аскет, старец радовался уединенной жизни в своем домике, говорил: «Я из мещан ведь. К суете и прелести мирской не привык, мне и тут хорошо… Со мною всякое деревцо беседует, всякая травка мне сказки рассказывает. Ветерок с поля пролетит – о том, что в поле делается, поведает, ключ овражный – про недра горные, откуда истек он. У меня собеседников много». Вне всех утешений мира он утешался лишь мыслью о Боге и непрестанно горел к Нему любовью, шествуя к небесному отечеству, претерпевал тесноту и скорбь пустынного жития. Молитвой одолевал он смущения от бесов, видимо являвшихся в округе кельи.

Свет добродетельного жития схимонаха Николая не могла сокрыть глубокая пустыня, и великий подвижник стал известен даже венценосным особам и великим святителям. 17 июля 1819 года старца посетил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Михаил (Десницкий), а во время своего паломничества на Валаам в августе того же года – государь император Александр I. 11 августа государь вместе с валаамскими иеромонахами благочинным отцом Дамаскиным и экономом отцом Арсением посетил келью схимонаха Николая, где беседовал о разных аспектах духовной жизни.

«Иноки, живущие в таких тесных и бедных пустынях, утешаются в них столь пленительными духовными чувствами, истекающими из стремления их к соединению сердца с Богом, в послушании Его закону, что предпочитают свои шалаши и Вашему царскому дворцу», – сказал отец Дамаскин. Император назвал это «делом прямой благодати Господа». Шла речь и о благодатной пользе священнического благословения. Отец Николай, для которого не было «ни высоких, ни малых» («Все мы равны перед Господом», – любил говорить он), от чистого сердца преподнес царю три репы со своего огорода. На прощание Александр Благословенный поцеловал руку старца и усердно просил его благословения и молитв.

Земная жизнь схимонаха Николая, протекшая в непрестанной молитве, посте и трудах, завершилась 6/19 января 1824 года. Ему было в ту пору 72 года. Исповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин, он тихо почил в Бозе и был погребен близ места своих пустынных подвигов. Над его могилой были установлены крест с распятием и деревянная гробница.

Впоследствии келья старца Николая и его могила стали местом паломничества богомольцев, в том числе членов императорской фамилии. В 1862 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Исидора над местом упокоения схимонаха Николая была построена часовня. Известный подвижник и духовный писатель иеромонах Пимен (Гаврилов) говорил, что жизнь схимонаха Николая выражала идеал монашества: «Отцы пустынники, яко возжженные светильники, влекут к себе сердца. Из их деяний мы поучаемся, как презирать прелестный мир с его коварством бесовским… Не единым хлебом сыт человек бывает, и народы живут не дворцами и палатами, а идеалами, исходящими из жизней подвижнических».

https://valaam.ru/starets/5555/



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.