Село Спас-Шимохтино, при реке Богоне, находится в 93-х верстах от губернскаго города и в 27-ми от уезднаго.
Царем Иваном Васильевичем Грозным оно пожаловано было родичам его супруги Собакиным; от них перешло к помещикам Шаховским, а у последних куплено Муратовыми. В актах генеральнаго межевания село Шимохтино называется почему-то Негодяевым. Существует предположение, что брат двоюродный царя Иоанна Васильевича Грознаго князь Владимир Андреевич Старицкий с женою своей Евдокиею Романовною и малолетними детьми отравлены Грозным в селе Шимохтине, тела их брошены в реку Богону в том же селе.
Существующий в настоящее время в Шимохтине каменный двухэтажный храм построен въ 1727 году, с благословения Преосвященнаго Иоакима, Епископа Суздальскаго и Юрьевскаго, на средства местнаго помещика окольничаго Михаила Васильевича Собакина. Первоначальный вид храма в настоящее время несколько изменен — прикладками к алтарю верхняго этажа и крыльца с трех сторон. Верхний этаж храма имеет вид восьмиугольной башни; крест на главе восьмиконечный с полулунием внизу. В верхнем этаже окна в два света: в нижнем ряду по три окна, из которых средния имеют вид крестообразный; во втором ряду над нижними окнами устроены небольшия восьмиугольныя окна. Внутри церкви выше этих окон устроены хоры. В нижнем этаже два окна осьмиугольных. Колокольня при церкви каменная, современна по устройству самой церкви, столнообразная с шатровым верхом. Престолов в церкви четыре: в верхнем этаже во имя Всемилостиваго Спаса, в нижнем - теплом во имя святителя Николая Чудотворца, во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба и во имя святаго Иоанна Богослова.
Утварью, ризницей, Святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из Св. икон обращает на себя внимание икона Боголюбской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, сооруженная в память события 19 февраля 1861 года и небольшая икона, вставленная в местный образ св. Николая; на этой иконе находится небольшая серебряная привеска, имеющая форму человеческой ноги. Привеска эта приложена помещицей Муратовой в память исцеления ея сына от раны, полученной на Кавказе от горцев. На одном из потиров есть надпись: «о здравии монахини Павлы и о упокоении Григория, Симеона и Анны»; кем и когда приложен этот потир, неизвестно. На сребро-позлащенном с литым изображением Распятия напрестольном кресте сохранилась надпись: «мощи св. ап. Андрея Первозваннаго, в.-муч. Варвары, св. Антипы, св. Иоанна Милостиваго; на другом напрестольном кресте надпись: «древо животворящее, крест хранитель вселенной, Богоматери Анны, мученицы Варвары, архидиакона Стефана, Дамиана врача, камень от гроба Господня, мощи Иоанна Предтечи, перст от гроба Господня, мощи Андрея Первозваннаго». Одно из напрестольных Евангелий - обложено кованными серебряными вызолоченными досками; по листам этого Евангелия сохранилась надпись: «Святое Евангелие дому Михаила Васильевича Собакина». Сохранилось сребро-позлащенное кадило старинной работы, приложенное в упраздненную ныне церковь села Каблукова; серебряный осьмигранный ковшичек, с рисунками на дне, с надписью: М.В.С. В числе священнических облачений сохранились два из шелковой материи и бархата; к ним пришиты орденския звезды.
В церковной библиотеке сохранилось несколько рукописных и старопечатных книг. 1) Книга, именуемая Богородице Дево; на верхней доске внутри книги надпись: «из книг дому окольничаго М.С.», а далее по листам: сею книгою именуемою Богородице Дево благословил Преосвященный Иоаким архиепископ Черниговский Нова града Северский, который ныне переведен бысть на престол Митрополии Сибирския и Тобольския, окольничаго М.В. Собакина 1710 г. сентября в 4 день. 2) Летописец Русский, на ней по листам подпись: «сию книгу подарил Государя своего окольничаго Василья Никифоровича Собакина человек его Ванько Павлов лета 7185 (1677) апреля в 1 день»; на последнем листе этой книги написано: «повесть временных лет закончена 7100 годом, писан сей летописец во Пскове тщанием и трудами Богоявленскаго дьячка Ондрюшки Ильина Козы». 3) Рукописная книга Камень веры с надписью: «не утаивать, ни продавать, ни по душе кого дарить». 4) Рукописная полууставом Псалтирь шести избранных псалмов; после предисловия написано: «Богу в Троице Святой Единому изволившему сию книгу начать и совершити в лето Господне от Рождества Спасителя мира 1724»; далее написана своеобразная таблица, изображающая слова: «Михаил Собакин Большей», а за нею приписка: «составление имени онаго, яже составил сию книгу при помощи Божией во славу и веление Отца и Сына и Духа Святаго и пречистой и преблагословенной Девы Марии Богородицы и всех Святых. Из печатных книг сохранились: Поучения Лазаря Барановича, Василия Великаго, венец Христов, Огородок Пресв. Богородицы и Канонник, печатанный в Львове.
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедныя росписи с 1827 года. Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание его получается: а) процентов с причтоваго капитала (2000 руб.) - 80 руб.; б) от служб и требоисправлений до 380 руб.; в) от хлебнаго сбора до 40 руб., и г) от земли до 80 руб., а всего до 580 руб. в год. Дом для священника выстроен прихожанами, - у псаломщика же дом собственный на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной нет, пахатной 30 десятин 2331 саж., покосной 2 дес. 150 саж.; кроме этой земли по плану значится еще 16½ дес., но причт ею не владеет да и трудно возстановить, кто в настоящее время владелец этой земли.
Приход состоит из села Спас-Шимохтина и деревень: Осина (2 вер. от церкви) и Каблукова (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 363 души мужескаго пола и 394 женскаго; все православные.
В селе Шимохтине есть земская народная школа; учащихся в 1892-93 учебном году было 30.
Источник: Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 2-4 / сост. В. Добронравов; [В. Березин]. - Владимир, 1893-1898. - 3 т. Вып. 2: Переславский и Александровские уезды. – 1895, стр. 354-357
ГПИБ | Вып. 2 : Переславский и Александровские уезды. - 1895.
Комментарии и обсуждение