ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Хотетово. Церковь иконы Божией Матери "Знамение".

Знаменская церковь


Хотетово. Церковь иконы Божией Матери
Церковь. Утрачена.
Престолы: "Знамение" иконы Божией Матери
Год постройки: Между 1824 и 1827.
Год утраты: Не установлен.
Адрес:
Орловская область, Свердловский район, деревня Хотетово

Координаты: 52.774629, 36.302583 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь иконы Божией Матери "Знамение", Единственное имеющееся фото 1962 г. из госкаталога музейного фонда, Хотетово, Свердловский район, Орловская область
Единственное имеющееся фото 1962 г. из госкаталога музейного фонда
Михаил Мещанинов
26 июня 1962



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова 28 октября 2022

Село Хотетово находится на расстоянии 25 вёрст от г.Орла, от ближайшей почтовой станции Змиёво – в 12 верстах, от ближайшей железнодорожной станции Становой Колодезь – в 5 верстах и от местного Благочинного – в 15 верстах. Ближайшие к нему сёла: Становой Колодезь и Архангельское, что на Вишневце – оба в пяти верстах. Знаменская церковь сего села построена в 1824 г. бывшею известною помещицею княгиней Надеждой Афанасьевной Юсуповой. О постройке церкви есть предание, подробно описанное в местной церковной летописи. Здание церкви каменное, с такой же колокольней – строение в целом крепкое. Вокруг церкви – ветхая ограда, фундамент которой также каменный, а верх – деревянный.

К церковной ограде примыкает ветхая каменная сторожка, в которой, за неимением собственного дома, проживает местный псаломщик. В 13 саженях от церковной ограды, параллельно с улицей, устроена довольно красивая, с воротами и навесом над ними, деревянная сторона ограды в 47 саженей длины, обсаженная тополями. Церковь холодная, престолов в ней два: главный – во имя знамения Пресвятой Богородицы; придельный – во имя святителя чудотворца Николая. Причт при сей церкви по штату 1885 г. состоит из священника, диакона и псаломщика. Земли при Церкви имеется: усадебной – 2 десятины, пашенной и сенокосной – 29 ½ десятины. Земля эта очень неудобная: с одной стороны вследствие гористой местности, с другой – по причине близости полотна железной дороги. Плана и других письменных документов на эту землю у Церкви не имеется. По преданию, земля поступила в распоряжение Церкви от её устроительницы княгини Юсуповой. Всей земли было 36 десятин, но 4½ десятин усадебной и пашенной земли отрезала Московско-Курская железная дорога, нищенски вознаградив церковь 300 рублей.

На месте прежней деревянной церкви, существовавшей до 1824 г., издавна застроена бывшим местным помещиком Потёмкиным бывшая каменная часовня, в которой устроен склеп для его погребения с родными. С 20 мая 1874 г. близ церкви, вне её ограды, значится 1840 квадратных саженей земли, пожертвованной бывшим местным помещиком Николаем Тиньковым для прохода в Церковь богомольцев. Опись церковного имущества имеется, но когда она составлена – неизвестно. Церковные приходо-расходные книги имеются с 1895 г., копии метрических книг и исповедные ведомости – с 1804 г., текущая обыскная книга – с 1890 года, а прежние хранятся при церкви. Богослужебные книги имеются все, но они не вполне прочны. Кроме них, в церковной библиотеке села Хотетово имеются: церковные ведомости, издававшиеся при святом Синоде, «Орловские Епархиальные ведомости» – те и другие с начала издания. Других изданий религиозно-нравственного содержания - трёх названий в 9 томах.

При церкви имеется специальный капитал в 2601 руб. 62 коп. на устройство церковной ограды. Общецерковный – 300 рублей, и вышеозначенный, причтовый – 300 рублей, с которой в пользу причта получается ежегодно 10 руб. 80 коп. В с. Хотетово с 1896 г. имеется школа грамоты, помещающаяся в наёмной крестьянской избе, которая содержится на случайные местные средства с ежегодным пособием 15 руб. от епархиального училищного совета. В декабре 1898 г. в этой школе обучалось 6 мальчиков, четыре девочки. В приходе существует земская школа. В приходе с.Хотетово состоят: сельцо Гостиново Мценского уезда и два хутора – Оловенниковых и Редькиных Орловского уезда. Всех дворов в них 274, число душ мужского пола – 1096, женского пола – 1059, а всех вместе – 2155 душ.

При церкви имеется церковная летопись, заведённая с 1871 г. В летописи, между прочим, значится следующее: с.Хотетово было до 1791 г.  деревней с приходом в с.Семендяево Мценского уезда. Построение святого храма в с.Хотетово относится к 1768-1778 гг. с благословения архиепископа Севского и Брянского Кирилла. Первоначально деревянный храм был построен стараниями помещика, генерал-майора Кавалинского. 

Св. Антиминс на престоле был архиепископа Кирилла, то есть им освящён и надписан. Антиминс долгое время был и в настоящем каменном храме. Помещик, генерал-майор Кавалинский, построивший святой храм, долгое время не решался освящать его по каким-то предубеждениям. Кавалинский был полковым начальником в чине ротного командира, а в этот период началась война с Турцией, и он должен был идти в поход под Очаков под предводительством Суворова. Кавалинский молился Господу о благополучном походе и о своём возвращении с поля брани. Он дал обет Господу, что если Господь-Бог сохранит его на поле брани, то он, благополучно возвратившись, обещался торжественно освятить святой храм. По окончании войны с Турцией, к освящению храма были приглашены окрестные жители, даже из самых отдалённых мест, прибыли также и торговые люди из Орла – собрание народа было многочисленное. После освящения святого храма, все товары по лавкам были раскуплены господами и розданы народу. На площади около церкви для угощения народа выставлено было много кадок с вином и хлебом.

Освящение храма было 21 мая, с этого давнего и уже незапамятного времени и до сих пор 21 мая здесь ежегодно проходят однодневные ярмарки для продажи пеньки, конопли, гречки и т. д. Этот день служит также народным памятником освящения первого деревянного храма во имя Честного Образа Знамения Пресвятой Богородицы. Вместо ветхого деревянного храма, на другом месте, в 1824 г. с благословения Епископа Орловского и Севского Гавриила иждивением и стараниями княгини Надежды Афанасьевны Юсуповой построен каменный храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы.

Настоящий храм был освящён 17 сентября 1827 г. Придел этой церкви – во имя святителя и чудотворца Николая построен той же помещицей и освящён в 1824 г., 22 ноября. Придел освящён прежде настоящего храма потому, что трапеза храма и придел отстроены были прежде. На месте прежнего деревянного храма была построена каменная часовня со сводами под нею, где теперь похоронены Потёмкины с его потомками. Она была построена помещиком Потёмкиным – лишь однофамильцем, но не родственником светлейшему князю Потёмкину. Служит памятником прискорбного разногласия прежних владельцев местности – Потёмкиных и Юсуповых – при построении настоящей церкви. Потёмкин, получивший план построения храма и благословение Епископа Орловского и Севского Гавриила, располагая большим богатством, не желал иметь других участников в построении храма. Но госпожа Юсупова желала участвовать половиною стоимости построения. После некоторого разногласия, спорившие согласились строить храм вместе, но не там, где была деревянная церковь, а на рубеже их общей земли, среди села. Материал был изготовлен крестьянами обоих господ, но Потёмкин отложил построение храма до последующих годов. А материал для построения оного употребил для постройки конюшен и скотного двора. Юсупова обиделась, уведомив предварительно Епископа Гавриила, изготовила новый план храма, получила благословение Владыки и за одно лето устроила трапезу храма и в нём придел во имя святителя чудотворца Николая. А Потёмкину было отказано в построении храма, поэтому Потёмкин на месте деревянной церкви построил часовню.

Помещице Рутценой - дочери Потёмкина, ныне умершей, преосвященнейший Никодим Евлампий и Смарагд советовали отстроить часовню в виде церкви, поставить в ней иконостас и обеспечить поддержку другого храма вкладом на оный достаточной суммы в опекунский совет и обещались освятить новый храм. Но часовня по-прежнему стоит в первоначальном виде памятником былых событий и прений. Можно сказать и о злоупотреблении материалов, отобранных на храм Божий, а употреблённых на строительство конюшен и скотного двора. А с другой стороны – памятником прямого желания и усердия строить храм Божий неотложно, за что и Господь благословил окончанием построения оного госпожу Юсупову.

В настоящей церкви иконостас один, тот же, без перемены; придельный алтарь перестроен был в 1845 году и освящён 22 апреля оного года в бытность ктитором полковника Заичневского. Особенно почитаемою приходом иконою в сем храме считается Балыкинская икона Божьей Матери, находящаяся на левом клиросе. Кроме того, замечательно находящееся на престольном приделе большое Евангелие в серебряном окладе лучшей чеканки Сазикова и древний серебряный позолочёный крест.

Церковной земли для причта обычное количество, но от неё отрезано в 1865 г. 4 десятины под Московско-Курскую железную дорогу, за что вознаграждения причту не было, но было обещано (?). И причт терпит нужду из-за недостатка земли. Приходское кладбище расположено по дороге на село Хряпино с правой стороны от дороги. Старое кладбище находится в полуверсте от нового, оно упразднено по «неповместительности». Замечательных памятников на кладбище нет. Причту сначала было положено три лица: священник, дьячок и пономарь, но перед построением каменной церкви был определён и диакон. Содержать причт предполагалось «от земли и от доходов с прихода и за отходной означенной части земли под линию железной дороги».

Дома у причта собственные, устроенные после пожара, а потому скудные. Училище сельское в приходе есть, оно впервые было открыто в крепостное время помещиком Руцыном, и помещалось при его доме на его содержание. Потом, с отменою крепостного состояния, оно располагалось в здании волостного управления. С переводом же последнего в село Яковлево, и по настоящее время помещается в доме помещицы Татариновой – сестры господина Руцына – и ею поддерживается. С начала открытия училища до 1871 г. в нём обучалось более ста детей.

Село Хотетово получило своё название от владетеля помещика, князя Хотетова, от которого постепенно переходила к Мацневу, затем – к Кавалинскому, потом – к Бестужеву-Рюмину, после того – к Потёмкину и Юсупову и т.д. Первоначальное название села было Верховье Вишневец, и тогда оно было деревнею Мценского уезда. С начала построения церкви приход состоял из одного села. В настоящее время он состоит из села Хотетово, сельца Гостиного, хуторов Оловенниково и Редькино и выселок Седых. Прихожане все чисто русские, между ними есть помещики, немного мещан, гос. крестьяне, крестьяне собственники и временно-обязанные. В ограде при церкви похоронены устроительница храма кн. Юсупова и её дочь. Других достопамятных лиц и раскольников нет.

Частные училища имеются в хуторах Оловенниково, где по желанию жителей обучает детей заштатный дьячок; Редькино, где также по желанию жителей детей обучают случайные учителя. Учение бывает преимущественно в зимнее время. В 1866 г. церковь была окрашена изнутри, оштукатурена и побелена снаружи. В том же году обновлены глава на настоящей церкви, шпиль на колокольне и стропила по всей церкви, крыша починена жестью с благословения священного Епископа Поликарпа иждивением всего крестьянского прихода и малою частью церковной суммы.

В 1871 г. ко дню святой Пасхи, а именно – 28 марта – на горнем месте поставлен большой образ Спасителя в резной позлащённой раме, писанный помещиком Николаем Николаевичем Тиньковым на добровольные подаяния прихожан в 70 рублей. 19 мая того же 1871 г. прежний ветхий святой Антиминс был заменён на новый. Священник сего села Яков Георгиевский, «поступивший в оные по окончании наук Орловской семинарии» с 3 декабря 1839 г., в 1853 г. «был определён общим духовником по ведомству благочиния»; 28 июня 1858 г. он был награждён набедренником и в том же году награждён «в память Севастопольской брани» бронзовым крестом. 21 августа 1865 г. награждён скуфьею. Прихожане к церковному послужению ходят, говеют, причащаются, исповедываются.

Кроме немногих, которые не каждый год причащаются «по наклонности своей к хмельным напиткам», поучения слушают, умерших родных поминают, по всеобщему обыкновению молебны слушают и в храме, и на домах. Расколов или каких-либо совращений не было, благотворительных заведений нет, в училище детей – посылают и грамотностью утешаются; суеверий и предрассудков нет. По открытии вольной продажи вина, наклонность к хмельным напиткам у крестьян собственников и временно-обязанных – обыкновенная, тем более что они ещё не понимают своей вольности и не умеют ею пользоваться. Государственные крестьяне, хотя и пьют вино, но дома, и хозяйства их из года в год улучшаются, «без нужды они не делят себя в семействе, тогда как бывшие господские крестьяне делятся до одиночества, а потому дома их и хозяйства теряются и упадают».

По материалам:  В.И. Агошков, https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/proza/351611.html

Кирпичная церковь "Знамение" иконы Божией Матери, с трапезной и колокольней, построена в 1824-1827 гг. княгиней Н.А. Юсуповой. В трапезной имелся Никольский придел. В ХХ веке церковь была  разрушена.



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.