ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Волгоград. Церковь Иоанна Предтечи (старая).


Волгоград. Церковь Иоанна Предтечи (старая)
Церковь. Утрачена.
Престолы: Иоанна Предтечи , Петра и Павла, Корсунской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль: Нарышкинский
Год постройки: Между 1700 и 1704. В 1722 (?) с юга пристроен Петропавловский придел.
Год утраты: 1932 (снесена)
Адрес:
Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, на месте ресторана "Маяк" (наб. 62-й Армии, д. 1А)

Координаты: 48.700279, 44.515282
Проезд: Станция скоростного трамвая "Пролетарская"





Церковь Иоанна Предтечи (старая), , Волгоград, Волгоград, город, Волгоградская область
Алексей Кротов
01.01.1870 - 01.01.1900
Церковь Иоанна Предтечи (старая), Альбом ‘«Волга от истока до Каспия’». Фото 1894г., Волгоград, Волгоград, город, Волгоградская область
Альбом ‘«Волга от истока до Каспия’». Фото 1894г.
Т.
Церковь Иоанна Предтечи (старая), Фото 1920-ых годов из фондов Саратовского областного музея краеведения. Авторы Леонтьевы А.В. и В.В., Волгоград, Волгоград, город, Волгоградская область
Фото 1920-ых годов из фондов Саратовского областного музея краеведения. Авторы Леонтьевы А.В. и В.В.
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Иоанна Предтечи (старая), Фото 1920-ых годов из фондов Саратовского областного музея краеведения. Авторы Леонтьевы А.В. и В.В., Волгоград, Волгоград, город, Волгоградская область
Фото 1920-ых годов из фондов Саратовского областного музея краеведения. Авторы Леонтьевы А.В. и В.В.
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Иоанна Предтечи (старая), Старинное фото, Волгоград, Волгоград, город, Волгоградская область
Старинное фото
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Иоанна Предтечи (старая), Фото начала ХХ века из фондов Саратовского областного музея краеведения, Волгоград, Волгоград, город, Волгоградская область
Фото начала ХХ века из фондов Саратовского областного музея краеведения
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


На набережной Волги расположена самая старая и самая первая церковь города Царицына и сегодняшнего Волгограда – церковь Иоанна Предтечи. Официальная родословная этой церкви начинается в 1664 году, когда было выстроено деревянное здание церкви, при которой располагался женский монастырь. Каменная постройка была возведена в самом начале XVIII века (1704 г.). Церковь Иоанна Предтечи стала еще и первой каменной церковью города. Событие это было знаменательное и, главное, «удачное» для духовенства и жителей города. Дело в том, что построить каменное здание церкви просто-напросто «повезло», так как почти сразу по окончанию строительства Петр I издал указ, в котором запрещал возводить каменные дома где-либо в России. Связано это было с тем, что в то время шло строительство Петербурга, и камень свозили на север страны со всей России. 3 апреля 1932 года церковь была взрывом разрушена до основания. Сегодня она восстановлена в своем дореволюционном виде и практически на том же самом месте. Разница между изначальной позицией и сегодняшним местоположением церкви составляет не более 100 метров.


Марина Зуйкова 12 ноября 2019

Точная дата появления первой православной церкви в районе нынешнего Волгограда скрыта под спудом лет. Возможно, она была построена около 1577 года (число, называемое краеведом Г. Самойловым как время основания первого острога на Царицыне-острове). Так что уже стоявшие караулом казаки и стрельцы могли помолиться в храме, вероятно, носившем имя Иоанна Предтечи как святого покровителя царя Иоанна Грозного, правившего в те годы. Конечно, храм носил характер временного — на зимний период укрепления сжигались. Поэтому мы будем отталкиваться от официальной даты основания Царицына — 2 июля 1589 года. В этот период в крепости на месте старого острога и была возведена церквушка, наверняка названная в честь Иоанна Предтечи. К сожалению, над остатками крепости, могущими дополнить наши скудные сведения, сейчас плещется Волга.

Прошли годы, и уже в конце 16 века (по мнению известного ученого-краеведа А. В. Материкина) крепость перенесли на правый берег реки. Храм, конечно, поставили и там. Но волны антиправительственных и разбойничьих выступлений оставили от деревянных построек лишь пепел. И в 1615 году по приказу царя Михаила Федоровича острог и церкви были восстановлены. Вот они — имена первых строителей царицынских храмов — Василий Агафонов, Дружина Иванов, Фома Степанов, Богдан Кузьмин, Обросим Клементьев, Иван Сеченов. Низкий поклон им и «вечная память» от потомков, не сумевших сохранить святыни.

Церковь Иоанна Предтечи оказалась тесно связана и с развитием монастырской жизни Царицына. Так, в грамоте государю от 1653 года донские казаки упоминают городской Богородичный монастырь, посвященный Владимирской иконе Сретения Богоматери, куда они ходят на богомолье. Во второй половине 17 века он упраздняется из-за тесноты, но на его базе в 60-х годах 17 века возникает женский Иоанно-Предтеченский монастырь, настоятелем которого с 1652 по 1658 годы являлся его строитель Макарий. К 1664 году относят построение храма в монастыре. В этой обители молились казаки Степана Разина после возвращения из Персидского похода в октябре 1669 года. После захвата ими крепости в 1670 году церковь продолжала исправно действовать, а некоторые лица духовного звания даже поддерживали восставших.

Следующая страница истории храма связана с посещением Царицына 6 июня 1695 году государем Петром I по пути в Азовский поход против турок. Двигавшийся по переволоке к Дону Петр распорядился освятить новые паншинскую и качалинксую церкви без сношения с митрополитом Астраханским Сампсонием, коему подчинялись наши земли в духовном отношении. Но царицынский архимандрит Антоний, получив этот приказ,  «учинился силен и не поехал освящать церкви, так что пришлось взять его силой». Воевода Галицын, скрыв факт отказа архимандрита от царя, просил митрополита не наказывать ослушника строго, на что тот согласился и ответил, что впредь Антоний не будет упорствовать. Построение и освящение двух церквей значительно увеличило миссионерскую деятельность Православия на Дону.

Петр I с женой Екатериной Алексеевной снова посещает Иоанно-Предтеченскую церковь и в конце 1722 года по пути на войну с Персией, а в ноябре того же года звонница храма извещает о возвращении государя из похода. В это время, по мнению А. В. Материкина, приказом Петра к церкви был пристроен придел во имя апостолов Петра и Павла. Антиминс для него был освящён астраханским епископом Платоном в 1799 году. А антиминс на престоле алтарного придела во имя Корсунской иконы Божией Матери был освящён астраханским епископом Никифором ещё в 1689 году.

Реформа, предпринятая Петром в духовных делах, сильно задела и положение царицынских монастырей и храмов. Штат средней церкви тогда состоял лишь из священника, дьячка и пономаря. Еще к концу 17 века Иоанно-Предтеченский монастырь беднеет, его игуменья и сестры довольствуются скудным жалованьем и подаянием. Тем не менее, он действует до середины 18 века. В 1739 году в нем пребывали: игуменья — 1, монахинь — 12, а из белых священно и церковнослужителей: священник — 1, дьякон — 1, пономарь — 1. Известно, что на октябрь 1704 года здесь священствовал о. Кондрат Иларионов, примерно с 1708 года священником в монастыре был Егор Алексеев (вероятно, недолго, т.к. в тот же год посвящается в иереи диакон Дмитрий), на 1712 год диаконом является Савелий Климентьев (также посвящённый из дьячков в 1708 году), а на сентябрь 1720 года служил о. Захар Иванов. В марте 1720 года диакон Савелий (или как говорили тогда Савва) переходит в соборную церковь, а на его место назначают Никиту Никифорова. Источник «Ведомости о монастырях за 1739 год» сообщает, что в монастыре наличествует 1 каменная церковь с 2 престолами, 10 настоятельских и монашеских келий. Последние сохранились до середины 19 века, будучи крепкими постройками размером 42×10 метров. В 1741 году их населяли игуменья и 20 насельниц, по 2 в каждой келье.

К монастырю было приписано 52 приходских двора. Церковь предоставила и помещение для частной школы по обучению грамотности, открытой в 1718 году по приказу епископа Астраханского и Ставропольского Иоакима (и при поддержке Троицкого и Успенского храмов). В ней обучалось первый год 17 мальчиков. Ею руководил священник Захарий (он через 4 года станет управителем Царицынского духовного приказа). По причине скудного содержания от казны епископ Астраханский и Ставропольский Илларион в 1741 году предлагает закрыть монастырь. Но событие это происходит лишь в 1755 году. Часть его монахинь переезжает в Астраханский Благовещенский монастырь, часть пожилых доживает свои последние дни здесь.

Начало 18 века знаменательно постройкой и освещением каменного здания Иоанно-Предтеченского храма в 1704 году. Вероятно, это была перестройка и расширение старого храма образца 1664 года. Задавшись вопросом: откуда в степном Царицыне появилось большое количество строительного камня для возведения Иоанно-Предтеченской и Троицкой церквей, директор Волгоградского краеведческого музея А. В. Материкин отвечает на него находкой в архивах писем выдающегося ученого и государственного деятеля XVIII века, автора «Истории Российской» Василия Никитича Татищева. Тот упоминает о множестве камня на развалинах второй столицы Золотой Орды — Сарай-ал-Джедид и на Мечетном городище. «Выше Черного Яра, — по словам Татищева, — на сей же стороне есть место от русских названо Царев Под, где великое каменное строение видно. Татары сказывают, что тут был Батыем построен дом. От оного в степь по речке Царевой есть есче больше того строение, где мечеть великая лет за 50 сказывают стояла». Остается только пожалеть, что более полные данные о старинных постройках погибли в огнях Булавинского (1708 год) и Некрасовского (1716 год) восстаний, когда сгорели церковные архивы.

Строительство продолжается и во второй половине 18 века. В 1764 году к храму пристраивается придел во имя Корсунской иконы Божьей Матери. Антиминс для него освящает астраханский епископ Никифор в 1789 году. Относительно ценными можно считать реликвии, принадлежавшие церкви: иконы Иверской Богоматери и Смоленской Богоматери, датированные 1665 годом, четыре Евангелия: от 1677, 1685, 1697, 1698 годов. В 1694 году протоиерей Илья жертвует в Иоанно-Предтеченский монастырь книгу «Минеи». В Иоанно-Предтеченском храме тогда служили: 1 иерей, 1 дьякон, 2 дьячка и 1 пономарь (всего до 1739 года в Царицыне было около трех десятков священнослужителей). В четырех храмах города служили 28 клириков: 1 протоиерей, 5 иереев, 3 дьякона, 9 дьячков, 4 пономаря.

Первая половина 19 века оказалась для церкви тяжелой. В начале 40-х годов здесь служат о. Роман Разумовский, диакон Андрей Лопухин, дьячок Иван Михайлов и пономарь Павел Зорин. А благочинный Пётр Лугарев в 1843 году помогает им с ремонтом, найдя благотворителей для устроения железной крыши и побелки стен. Тогда же при посещении города епископом Саратовским и Царицынским Иаковом отмечалось, что по бедности прихода штат Иоанно-Предтеченского храма переведен к соборной Успенской церкви. Богадельня при храме, содержавшаяся за счет частных пожертвований, также была в плачевном состоянии, представляя из себя несколько небольших изб. Сильно пострадала старая часть Царицына и от пожара в июле 1856 году (известно, что на этот момент дьячком в храме пребывал Александр Колпиков). Несмотря на это священники исполняли свой пастырский долг среди тех, кому было ещё тяжелее — в частности, в тюрьмах. Так, с 1861 года и до 1866 года обязанности увещевателя в присутственных местах исполнял священник Иоанн Поспелов. 26 марта 1883 года в его доме во 2-ой части Царицына откроется бесплатная лечебница, позже поддержанная и городскими властями, израсходовавшими на неё в 1884 году сумму в 2142 руб.

Во второй половине 19 века положение выправляется. Известно, что тогда церковь имела более 150 богато украшенных серебром и позолотой икон, на колокольне били 8 колоколов, некоторые весом более полутоны. В конце 1873 года мещанин Д. Найдёнов дарит храму хоругвей на 90 руб. Однако наиболее уникальное имущество храма было замечено лишь в 1871 году отставным военным, журналистом А. П. Раевским во время описи вещей. Он обнаружил 8 изображений сивилл — древних пророчиц, предсказавших многое о пришествии Иисуса Христа. По оценкам специалистов. изображения принадлежали кисти неизвестного живописца XVI-XVII веков, возможно, писавшем на манер Рубенса и его учеников. А в 1892 или 1893 годах на месте древней Иоанно-Предтеченской церкви (вероятно, её деревянной предшественницы) были найдены золотоордынские кирпичи, осколки глазурованных сосудов и серебряная монета времён хана Менгу.

В конце 19 века церкви было приписано всего 837 прихожан из 178 дворов. 15 ноября 1888 года при церкви открыли школу грамотности, построив каменный 1-этажный дом правее главного входа от Царицы. Рядом находились деревянные дома священника и псаломщика. Позднее школу переименовали в церковно-приходскую, заведующим и законоучителем которой в начале XX века был священник Павел Николаевич Венценосцев, а учительницей — Анна Михайловна Кузнецова. С 1911 года псаломщиком-диаконом был Кряжимский Андрей Васильевич, заведовавший церковным архивом.

Советская власть резко изменила историю храма. Его богослужебная утварь в 1922 году попала под указ комиссии по изъятию церковных ценностей, с икон содрали серебряные оклады, вынесли другие вещи. Через 10 лет у храма отберут и колокола, и сами иконы, и все имущество вплоть до кованой ограды. 27 февраля 1932 года было решено закрыть церковь по иезуитской причине — опасности оползней. Договор аренды был расторгнут, а 3 апреля 1932 года горсовет решил пустить церковь на слом. На месте разрушенной святыни поставили деревянный ресторан.

Во время Сталинградской битвы в 1942 году немцы укрепили оставшийся целым фундамент взорванного храма, превратив его в мощный дот, надолго сдержавший наше контрнаступление на этом участке.

Сергей Иванов, Василий Супрун: «Храмы Царицына — Сталинграда — Волгограда»
Подробнее: http://www.volgaprav.ru/kraevedenie/razrushennye-xramy/ioanno-predtechenskaya-cerkov/



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.