ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Горни-Градац. Градацкий Благовещенский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.


Горни-Градац. Градацкий Благовещенский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.
Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы
Год постройки: приблизительно не ранее 1270.
Епархия: Сербская православная церковь
Адрес:
Сербия, Рашский округ, Горни-Градац

Координаты: 43.366476, 20.539176





Градацкий Благовещенский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, вид с юго-запада, Горни-Градац, Рашский округ, Сербия
вид с юго-запада
zavar-vera
5 марта 2019
Градацкий Благовещенский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, вид с юго-востока, Горни-Градац, Рашский округ, Сербия
вид с юго-востока
zavar-vera
5 марта 2019
Градацкий Благовещенский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, южный фасад, Горни-Градац, Рашский округ, Сербия
южный фасад
zavar-vera
5 марта 2019
Градацкий Благовещенский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Горни-Градац, Рашский округ, Сербия
zavar-vera
5 марта 2019
Градацкий Благовещенский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Горни-Градац, Рашский округ, Сербия
zavar-vera
5 марта 2019
Градацкий Благовещенский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Горни-Градац, Рашский округ, Сербия
zavar-vera
5 марта 2019
Градацкий Благовещенский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, нартекс, Горни-Градац, Рашский округ, Сербия
нартекс
zavar-vera
5 марта 2019
Градацкий Благовещенский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Горни-Градац, Рашский округ, Сербия
zavar-vera
5 марта 2019
Градацкий Благовещенский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Горни-Градац, Рашский округ, Сербия
zavar-vera
5 марта 2019
Градацкий Благовещенский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, фрагмент фрески "Рождество", Горни-Градац, Рашский округ, Сербия
фрагмент фрески "Рождество"
zavar-vera
5 марта 2019
Градацкий Благовещенский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, , Горни-Градац, Рашский округ, Сербия
zavar-vera
5 марта 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 26 ноября 2025

«…Традиции мастерской, подвизавшейся в Сопочанах, продолжаются в росписи монастыря Градац, который был возобновлен принцессой анжуйского дома королевой Еленой, женою короля Уроша I (1242–1276). Фрески, возникшие на протяжении 70-х годов, дошли в крайне фрагментарном состоянии. По качеству они сильно уступают лучшим сопочанским фрескам, хотя представляют тот же этап в развитии стиля. Опознаются евангельские сцены, богородичный цикл, Успение, полуфигура мертвого Христа в диаконнике, два изображения перенесения мощей Симеона или Стефана Немани, ктиторский портрет, пророки в куполе и евангелисты на парусах, Причащение апостолов и Поклонение жертве в апсиде, Сорок мучеников севастийских и Вселенские соборы в нарфике.

Композиция Рождества Христова дана в оригинальной форме: путем присоединения к ней дополнительных эпизодов — Прибытия, Поклонения и Возвращения волхвов, Бегства в Египет и Избиения младенцев — она значительно усложнена. Как и в Милешеве, все фрески имеют в подражание мозаикам желтый фон со следами золота. Массивные фигуры очерчены энергичными линиями, такими же линиями обведены руки, лица и складки одеяний. В отдельных сценах встречаются объемные архитектурные кулисы (Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот), близкие к аналогичным мотивам в мозаиках Кахрие джами. 

По меткому наблюдению Н. Л. Окунева, и в Градаце дают о себе знать романские влияния, главным образом влияния романской миниатюры. Так, например, Бегство в Египет кажется копией иллюстрации романской рукописи с сохранением всех особенностей стиля. Колористическая гамма отличается нехарактерной для греческой палитры яркостью красок, маленькие здания приходятся фигурам по пояс, одеяния усеяны белыми точками, нимбы окрашены в ¦ зеленые, синие и красные цвета. Следует особо подчеркнуть, что выступающие в Градаце западные влияния восходят к консервативным, отживающим свой век образцам романского искусства, а отнюдь не к памятникам передового стиля…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»

[VIII.8. Сербия: Морача, Сопочаны, Градац] - Лазарев В. Н., История византийской живописи


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 26 ноября 2025

«…Церковь Благовещения построена по образцу церкви Богородицы мон-ря Студеница (кон. XII в.): это 1-нефное здание с куполом на 8-гранном световом барабане, с 3-частным алтарем, с 2 прямоугольными певницами, примыкающими к наосу с севера и юга, и с 2 парекклисионами, южный из которых посвящен св. Симеону Немане, по сторонам притвора. Перспективный портал и обрамление сдвоенных окон выполнены из тонко вытесанного белого мрамора. Храм декорирован аркатурой под карнизами, в интерьере — скульптурой. В его архитектуре, в целом следующей романскому стилю, заметно влияние готики (контрфорсы у апсиды, стрельчатые очертания портала и окон-бифориев).

Очевидно, образцом для художников, расписавших около 1275 г. градацкий храм, были росписи церкви Богородицы Eвергетиды в мон-ре Студеница (1208–1209): одинаковы пространственное расположение главных тем евангельского цикла и золотой фон фресок, имитирующий мозаику. Однако в стиле живописи Г. ни заказчица, ни работавшие для нее мастера не стремились к воспроизведению образцов нач. XIII в. Самый близкий аналог этих росписей - фрески церкви Св. Троицы в мон-ре Сопочани (около 1265). Впечатление более высокого уровня исполнения росписи в Сопочани по сравнению с Г., возможно, усилено плохой сохранностью последних. В целом же живопись Г. принадлежит к лучшим произведениям сербского и византийского искусства 2-й пол. XIII в. В ней появился ряд новых иконографических тем, обусловленных литургическим влиянием: в алтаре — композиция «Служба святых отцов», расположенная в 2 яруса, в конхе диаконника — «Христос во гробе», а в конхе жертвенника — оплакивающая Его Богородица — тема, связанная с Плачем Богородицы над Христом из повечерия Великой пятницы. В куполе, как обычно, были изображены пророки с развернутыми свитками в руках, в парусах — евангелисты, а на стенах наоса — сцены Великих праздников. Между ними на северной стене — «Успение Богородицы», на южной — «Рождество Христово». Эти соотнесенные друг с другом композиции имеют достаточно редкое размещение — в люнетах под куполом. Обширная иконография «Рождество Христово» мн. деталями, связанными, например, с сюжетом «Поклонение волхвов» и др., напоминает иконы или миниатюры XII в. и, несомненно, сформировалась под влиянием литургии.

В западной части наоса, где находится погребение кор. Елены, размещены: на западной стене — «Распятие Христово», на ближайшей арке — Этимасия и херувимы. Над саркофагом Елены изображена ктиторская композиция, на которой кор. Урош и Елена под водительством св. Симеона Немани и Богородицы подносят модель храма Христу, сидящему на престоле. С другой стороны от Христа, на пилястре,— изображения царствующей (на период создания фресок) четы, вероятно кор. Драгутина и Кателины. В нижнем ярусе на западной стене, перед изображением ктиторов, расположено 2 плохой сохранности композиции с сюжетом перенесения мощей неизвестных святых, вероятно сербских (исходя из места их расположения). На стенах в наосе — отдельные фигуры святых, над троном игумена — фресковая икона «Ласкание Богородицы». На сводах в притворе — сильно пострадавшие изображения Вселенских Соборов.

Обширный цикл, посвященный Богородице, на стенах сохранился лучше («Отвержение даров», «Благовестие Анне», «Встреча у «Золотых ворот»», «Рождество Богородицы», «Ласкание Богородицы», «Благословение иереев», «Введение Богородицы во храм», «Молитва первосвященника в храме», «Поручение Богородицы Иосифу» и «Упреки Иосифа»). В нижнем ярусе находятся изображения преподобных и 40 мучеников Севастийских, над входом в центральную часть храма — плохой сохранности образ Богоматери того же типа, что и в наосе, по сторонам — «Благовещение».

В южном парекклисионе, освященном во имя св. Симеона Немани, был представлен житийный цикл святого. Снаружи, в люнете над западным входом, прекрасно сохранилось «Благовещение». Значительные фрагменты фресок из Г. хранятся в Национальном музее и в Институте по охране памятников в Белграде…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

ГРАДАЦ



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.