Милешева (Милешево), мужской монастырь в честь Вознесения Господня Милешевской епархии Сербской Православной Церкви. Находится при слиянии рек Косаничка и Милешевка в горной долине близ г. Приеполе (Сербия).
М. как свою задужбину основал представитель сербской династии Неманичей Владислав (с 1234 - король Сербии). Ранее возведение обители датировали периодом правления Владислава, но ряд данных и детали фресок позволяют отнести начало ее возведения к периоду с 1 сентября 1218 по 31 августа 1219 г., когда Владислав был королевичем и управлял жупой Црна-Стена (развалины крепости Црна-Стена находятся над обителью на холме). Владислав украсил мон-рь «всеми божественными и человеческими красотами» и одарил его селами и землями. Обитель имела статус ставропигии, ее игумен занимал второе место среди настоятелей сербских мон-рей после главы Студеницы. В 1237 г. в монастырском соборе Владислав поместил мощи своего дяди святителя Саввы I († 1235), архиепископа Сербского, там же позже был похоронен и он. Обитель стала центром почитания первого Сербского святителя и часто именовалась монастырем свт. Саввы. Вероятно, вскоре после основания в М. появилась кафедра епархии, которая несколько раз меняла название (Милешевская, Милешевская-Дабро-Боснийская, Полимская, Герцеговинская), иногда упразднялась.
После начала распада Сербского царства, вызванного смертью в 1355 г. сербского царя Стефана IV Душана, земли, на которых находился М., перешли под власть хумского князя Воислава Войновича, после его смерти в 1363 г.- к его племяннику жупану Николе Алтомановичу, осенью 1373 г.- к боснийскому бану Твртко I Котроманичу (умер в 1391). Правнук сербского короля Драгутина Твртко считал себя наследником серб. престола: его коронация состоялась 26 октября 1377 г. в соборе возле гробницы свт. Саввы. С целью утвердить легитимность Твртко на престоле, вероятно, именно в М. был составлен первый сербский родослов, претерпевший впоследствии множество редакций и дополнений, например, при деспоте Стефане Лазаревиче (1402-1427), давшем обители повелью-грамоту (датируется 1413-1415) на владение 5 селами. В 1446 г. в М. воевода Стефан Вукчич Косача, бывший противник боснийских королей Твртко II и Стефана Томаша, взял титул Святосаввского герцога. В 1459 г. турки сожгли мон-рь, но вскоре он был восстановлен.
С момента основания обитель была не только духовным, но и просветительским центром. Первое упоминание о написанной здесь «повелением игумена Спасова Спиридона» книге (Прологе) относится к 1264 г. В целом в милешевском скриптории и его библиотеке хранились многочисленные рукописи разных периодов. В середине XVI в. обитель поддерживала связи с печатником Б. Вуковичем. Специально купленная для М. в Венеции при игумене Данииле типография издала Псалтирь с восследованием (1544), Требник (1546) и после перерыва повторно Псалтирь (1557).
В сложные времена османского владычества мон-рь часто получал помощь благодаря широко распространенному почитанию свт. Саввы. Венецианские послы, о посещении которых сохранились известия от 1499, 1533, 1550 и 1580 гг., подчеркивали, что обитель уважают как православные, так и мусульманские местные жители. Итальянский путешественник К. Дзено сообщал, что в 1550 г. в М. жили 50 монахов, ему подчинялись 20 расположенных поблизости мон-рей. М. фон Зейдлиц, посетивший М. в 1556-1559 гг., писал, что в нем проживают около 60 монахов и что обитель очень красива и богата. В 1558 г. русский царь Иоанн Грозный подарил М. серебряную чашу. Богатые вклады в обитель делали валашский воевода Александру Лэпушняну с супругой Роксаной, происходившей из сербского рода Бранковичей, молдавские правители Раду XII Леон и Георге II Дука. Уроженцы расположенных близ М. мест великий османский везир (1565-1579) Мехмед-паша Соколлу (перед тем как его забрали в Стамбул как «подать в крови», был чтецом в монастыре) и патриарх Печский Макарий (1557-1570/71; вероятно, до Патриаршества был настоятелем М.) способствовали восстановлению обители.
В 1594 г. турки забрали из М. мощи свт. Саввы и сожгли их в Белграде. Считается, что османский гнев был вызван восстанием местных сербов и деятельностью обители по возвращению принявших ранее ислам сербов (потурченцев) в Православие и крещению турок. Но среди местного населения распространены легенды, что мощи святителя подменили (или сохранили от них частицу) и они продолжают находиться в обители или где-то поблизости.
XVII век стал периодом наиболее тесных связей М. с Московской Русью. О контактах обители в более ранние века с восточнославянскими землями говорят как размещение ростовых изображений благоверных князей Бориса и Глеба на восточной стороне пилястры в милешевском соборе (одно из первых свидетельств почитания восточнославянских святых в южнославянских землях в XIII в.), так и упоминание перенесения в М. мощей свт. Саввы в русском «Лицевом летописном своде» (70-80-е гг. XVI в.). Представители М. неоднократно приезжали в Москву за милостыней (1627/28, 1635, 1638 и 1642/43 - архимандрит Афанасий), в 1647 г. они получили разрешительную грамоту на приезды за милостыней раз в 6 лет. В челобитных братия жаловалась на трудности жизни среди мусульман и просила помощи в различных нуждах - в ремонте зданий, пострадавших при разливе реки (1624), в «поправке святой большой церкви, которая внутри расписана золотом и мозаикой» (1627; в 1635 на русские деньги храм был покрыт), в покупке покрова для раки свт. Саввы и богослужебных книг. В одном из посланий сообщаются подробности разорения обители в 1658 г. боснийским Сейди Ахмет-пашой. Тогда паша бросил 8 милешевских монахов на 4 месяца в темницу, 2 из них в заключении умерли. Чтобы освободить собратьев монахи заложили монастырское подворье с церковью свт. Николая, выплатили паше 4 тыс. «тарелей» и потом просили русского царя оказать им помощь в выкупе подворья.
В 1688 г. мон-рь вновь был разорен. Часть братии в 50 милях от него, в урочище Пакар, основала Знаменский мон-рь, а другие монахи, забрав ценные вещи из монастырской ризницы, ушли в австро-венгерские земли. В XVIII в. жизнь в мон-ре возродилась. М. упоминается в числе 7 сербских мон-рей в так называемых палестинских штатах Священного Синода РПЦ (1735) - списке православных обителей Османской империи. Согласно списку, М. выплачивалось по 35 р. серебром ежегодно. В 1782 г. мон-рь снова подвергся разорению, были сожжены иконы в храме и все кельи.
В 1857 г. посетивший М. российский консул А. Ф. Гильфердинг констатировал, что турки разобрали крышу храма, 4 мраморные колонны из храма перенесли в мечеть г. Приеполе, а также нанесли урон росписям. Консул отметил, что, несмотря на разорение, обитель посещает множество паломников. В 1860 г. мон-рь лежал в развалинах, возле стен храма и зданий из-за сильных половодий образовались земляные наносы, достигавшие высоты первого этажа и покрытые порослью. В 1863-1868 гг. благодаря усилиям митрополита Белградского Михаила (Йовановича), босанского Топала Шерифа Осман-паши, настоятеля Баньского мон-ря Макария (Вуича) и торговцев из Приеполе храм был восстановлен и принял современный вид. Тогда, вероятно в силу ветхости, была снесена стена между наосом и притвором, на которой находилась сцена «Успение Пресвятой Богородицы», и пострадали несколько фресок.
Во время Первой мировой войны австро-венгерские войска устроили в храме конюшню. В 1913 г. в мон-ре находились органы управления местного муниципалитета, в том числе суда. В описи монастырского имущества, составленной в этот период настоятелем архимандритом Гедеоном (Маричем), упоминаются 50 га пахотной земли, 70 га лесов и фруктовых деревьев, в библиотечном каталоге значатся 77 церковных и 16 поучительных книг, в том числе рукописный печатный Октоих 1493 г. Богатая ризница М. была постепенно разграблена турками, некоторые предметы в настоящее время хранятся в Музее Сербской Православной Церкви, в Церковном музее в Загребе и в других собраниях.
6 июня 1935 г. в М. прошли торжества в честь 700-летия со дня смерти свт. Саввы Сербского, которые возглавил патриарх Сербский Варнава (Росич). В них приняли участие епископ Охридский Николай (Велимирович) и митрополит Дабро-Босанский Петр (Зимонич), члены сербского правительства и местные власти. В честь торжеств был освящен колокол, подаренный обители королем Александром Карагеоргиевичем.
Во время Второй мировой войны в октябре 1941 г. возле монастырских стен партизаны расстреляли настоятеля игумена Нестора (Тркулю), ныне он почитается как местночтимый святой. После проведения аграрной реформы в 1946 г. вместо 181 га угодий М. было оставлено 30 га пашни и 30 га леса. В 1948 г. близ храма построили здание управления местной задруги (сельскохозяйственные кооперативы в Югославии). Монастырь фактически превратился в музей и памятник архитектуры, его посещали многочисленные экскурсии, во время которых о свт. Савве даже не упоминалось. Главными ценностями М. считались его уникальные фрески, прежде всего «Белый Ангел». В 60-х гг. XX в., 1974, 1980-1981, 1990, 1994 и 1998-2005 гг. в мон-ре были проведены реставрационные работы и археологические раскопки, во время которых вокруг храма открылись фундаменты зданий разных периодов, были обнаружены захоронения и несколько пустых гробниц. Результаты этих исследований позволили предположить, что собор был построен на месте древнего храма.
В 1992 г. в связи с восстановлением Милешевской епархии возродилась и духовная жизнь в обители. М. вновь стал центром почитания свт. Саввы, а в соборе была поставлена символическая рака (кивот), в которой, по преданию, его мощи хранились ранее. 6-8 сентября 2012 г. в М. прошел международный научный симпозиум «Восемь веков монастыря Милешево» при участии исследователей из Сербии, России, Италии, Греции, Болгарии, Румынии, Хорватии и Черногории.
В монастырский комплекс также входят 3 конака и колокольня. Недалеко от мон-ря находится скит (испосница) свт. Саввы. М. внесен в Список Всемирного культурного наследия Юнеско.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/
https://www.pravenc.ru/text/2563198.html?ysclid=mhd96tdmgs469376451
Комментарии и обсуждение