На реке верхней Сыроватке, в 8 верстах от города Сумы. По преданию верхняя Сыроватка начала населяться в половине XVII столетия выходцами из-за Днепра.
Первый храм в верхней Сыроватке построен не позже 1660 года. В 1805 году начат постройкою и в 1812 году освящён каменный храм во имя Успения Божьей Матери. Строителем и попечителем сего храма был подпоручик Николай Власовский, который на собранную от прихожан сумму купил в бывшем Сумском монастыре старой церкви кирпич и иконостас. Сей иконостас существует и поныне, только в 1841 году он поновлён живописью и позолотою.
Ахтырский купец Иоанн Грицаенко пожертвовал плащаницу на малиновом бархате с шитыми золотом изображениями 4-х евангелистов, ценою 200 рублей серебром; слободы Высшей Сыроватки казённый крестьянин Игнатий Грицаенко в 1840 году пожертвовал храмовую икону Успения Божьей Матери под серебряной вызлощенной шатой
Cела Бездрика помещик Николай Альферов в 1848 году построил вокруг церкви каменную ограду на свой кошт. Чего стоит эта ограда, положительно нельзя определить, а сам благотворитель говорит: «Богу известно и Пречистой Матери Его»... Побуждение к устроению сей ограды было следующее: упомянутый помещик, занимаясь охотою, нечаянно прострелил себе ногу. Пользуясь немалое время пособием земных врачей, и не имея в виду совершенно никакой надежды на излечение тяжкой раны, он обратился в Сыроватку к образу Божьей Матери Ченстоховской, и по чистосердечной молитве, скоро получил исцеление от раны. В благодарность за избавление от сей болезни он соорудил сию ограду.
Благодетельное действие Промысла Божьего по храму было следующее: в 1844 году электрическая сила разразилась на колокольне храма; оттуда прошла во внутренность самого храма, и обожгла всю позолоту на иконостасе; но сила Божья и молитва Царицы небесной сохранили храм от истребления.
Находящаяся в храме Ченстоховская икона Божьей Матери, весьма древняя. Она ныне в киоте, который устроен г. Альферовым, под серебряною и вызлощенной шатой с посадкой разных камней. Откуда эта икона, достоверных сведений нет никаких. Некоторые из старожилов говорят, что она принесена одним польским шляхтичем в бывшую старую деревянную церковь, по имени и фамилии неизвестным, из Ченстохова.
При Успенском Сыроватском храме до 1812 года было три причта, а с того времени определены два; причт 3-го класса.
По переписи 1732 года в слободке Сыроватке 1132 душ муж., в деревне Поповке 153 (последние «поселены на жалованной церковной земле тому лет 70» следовательно в 1662 году), – в хуторе сотника Павла Михайловича Виднева 26 душ муж., в деревне Железнянке 249, а всего 1559 душ муж пола.
По ведомости генерального межевания в Верхней Сыроватке 1237 душ муж., 5205 десятин земли. По исповедным записям прихожан: в 1730 году 1550 муж., 1497 жен., в 1750 году 1600 муж., 1549 жен., в 1770 году 1655 муж., 1625 жен., в 1790 году 1710 муж., 1795 жен., в 1810 году 1763 муж., 1972 жен., в 1830 году 1677 муж., 1788 жен., в 1850 году 1828 муж., 1940 жен. пола.
От холеры 1831 года умерло до 40 человек, а в 1848 году до 120 человек.
Метрики начинаются с 1735 года, а исповедные росписи с 1739 года.
Филарет (Гумилевский) «Историко-статистическое описание Харьковской епархии». 1857 г.
Комментарии и обсуждение
Ченстоховская икона в слободе Верхней Сыроватке Харьковской епархии
Эта древняя, местночтимая икона есть копия с Ченстоховского образа Божией Матери. Хранится она ныне в Успенском храме слободы Верхней Сыроватки, расположенной в восьми верстах от города Сум Харьковской губернии. Откуда взят этот образ, достоверно не известно, но некоторые местные старожилы утверждают, что он принесен был из Ченстохова одним польским шляхтичем в прежнюю деревянную церковь вышеупомянутой слободы, которая была построена еще в 1660 году.
Ченстоховская икона Богоматери, находящаяся в слободе Верхней Сыроватке, прославилась многими чудесами. В 1848 году один помещик села Бездрика, по фамилии Н. Альферов, на охоте нечаянно прострелил себе ногу. Рана была тяжелая, и врачи не могли ее залечить. Потеряв всякую надежду на их помощь, Альферов отправился в слободу Верхнюю Сыроватку. Здесь он припал к Ченстоховскому образу Владычицы и долго молился: по чистосердечной молитве своей он скоро получил исцеление. В благодарность за оказанное ему Богоматерью благодеяние помещик соорудил вокруг каменного храма Успения Богородицы каменную ограду.
От этого же образа Богоматери получила исцеление и Елизавета Рахманова, генерал-майорша, помещица села Великого Бобрика. Она подверглась жестокой болезни ушей и языка, так что не могла ни слышать, ни говорить. Находясь в таком тяжелом и безнадежном положении, она письменно попросила бывшего в то время священником слободы Тимофея Лободовского принести в село Бобрик Ченстоховскую икону Божией Матери. Когда при внесении иконы в село Бобрик стали трезвонить, больная впервые услышала звон колоколов. Когда же икона Богородицы была внесена в дом Елизаветы, она сама поднялась с одра, которого уже несколько дней по слабости не оставляла, стала на колени и начала вслух всех, при пении молебствия, читать молитвы. Так чудесным образом к ней вернулись и слух и способность говорить. Мы указали только два случая чудесного исцеления, но их совершалось множество. Чудеса от сей иконы совершаются и доселе.
http://pravicon.com/icons_unpublished.html?id=250