Первые упоминания о селе Замишево относятся к 1670-м годам. Старообрядцы, спасаясь от жестоких гонений, хлынули из центра Рониям старейшей жительницы села Анастасии Пирютко, в церкви было семь глав. Рядом стояла приходская школа. «Еще до войны в храме служил отец Николай Орлов. В 1937-м его раскулачили, как и многие другие семьи замишевцев. Орлова расстреляли по пути в Клинцы. Место его гибели, как и расположение могилы неизвестно. Потом какое-то время в храме хранили зерно. Женщины его сортировали, а мы, малыми детьми забирались наверх, туда, где распевались во время церковной службы женщины, и оттуда прыгали в зерна. Во время оккупации фашистами храм начали восстанавливать. Говорили, что там работали пленные немцы или итальянцы. Удалось заново отстроить только три главы. Пару лет шли службы. После освобождения Новозыбковского района церковь опять закрыли», — рассказывает 97-летняя селенка.
Долгие годы святое место было в запустении, почти в забвении. Не велись и службы. «В 1960-е Украинцев курировал снос церкви. В памяти стоит картина: на купола закидывали веревки и тянули их с бугра к дороге. Деревянное здание разобрали. Бревна вывезли на колхозный двор. Все желающие могли их брать на дрова или на постройки. В селе даже пару домов были возведены из этих бревен. Но счастья в домах не было: люди умирали, а новых жильцов не появлялось, — вспоминает Анастасия Ильинична. — Потом начали разбирать фундамент. Раскопать его до конца так и не удалось, настолько глубоко вниз уходили кирпичи».
«В селе ходит легенда, что колхозная телятница Татьяна Шаройко взяла бревна из храма на дрова. Человеком она была невоцерковленным, неверующим. Зимой вышла во двор за дровами, а на них распустились цветы. Ее это так поразило, что женщина стала молиться Богу. В своем доме она хранила храмовую икону Покрова Пресвятой Богородицы. Сейчас эта складная икона в доме Татьяны Дударевой. Каждый год 14 октября у иконы проводится молебен», — добавляет Надежда Жолудева.
К слову, именно семья Надежды была одной из тех, кто стоял у истоков идеи постройки новой церкви на Цвинтере (так в Замишево называют то место, где раньше располагался храм). Семья ее супруга – как раз продолжатели рода расстрелянного священника Николая Орлова. По семейному преданию, он приехал сюда из Тверской области, с 1924 года служил в храме Замишево. В его семье было семь детей. Пятый ребенок, девочка Тамара, — прабабушка мужа Надежды.
«Когда я переехала жить в Новозыбковский район, удивлялась, что здесь такая богатая история, и никто не решается восстановить храм. Поговорила со свекровью – быть может именно нам стоить начать это дело, ведь наша семья – потомки священнослужителя. Но все упиралось в страх не потянуть финансово такую затею», — говорит Надежда.
В 2015-м в местном ДК был сход селян. На нем выбрали 10 членов местной религиозной организации Приход храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Началась долгая кропотливая бумажная работа. Нужно было оформить землю под будущую церковь, решить вопросы с частичным переносом памятных досок на мемориале воинам-освободителям. «Перед тем как решить, какой проект выбрать, мы много ездили по Брянской области. Посмотрели на разные храмы в селах, собирали опыт их постройки. Деревянные строения отмели практически сразу: дерево со временем темнеет, его необходимо обрабатывать дорогостоящими составами. Мы сделали вывод: строить нужно небольшое здание, чтобы оно было не в тягость ни в строительстве, ни в обслуживании. Потом увидели в Дятьковском районе церковь. Она и стала прототипом нашего проекта».
Удалось получить благословение епископа Клинцовского и Трубчевского Владимира. Также селяне встретились с благочинным Новозыбковского благочиния протоиереем Владимиром Похожаем. «Он сразу нас предупредил, что это дело хоть и благое, но потребует от нас много сил, времени и средств. На большие праздники батюшка проводит у нас молебны. В наш престольный праздник проводится крестный ход. А на Пасху собирается порядка 200 селян. Люди обступают крест со всех сторон. На цвинтере яблоку некуда упасть в такие моменты».
Несколько лет назад был заложен фундамент на 85 квадратных метров. Для этого пришлось передвинуть стелы на месте памятника воинам-освободителям. Залит монолит, в прошлом году закуплен кирпич на возведение стен, подведено электричество к участку. Сейчас идет поиск строителей, которые их выложат. «Большая проблема в том, что специалисты из других регионов озвучивают высокую цену. А наши, местные, часто отказывают. Мало кто хочет возводить арки. Мы нашли мужчин из Злынковского района. Они должны были уже осенью приступить к работам, но по болезни теперь не смогут нам помочь. Нашли других специалистов. Весной 2026 года они приступят к возведению стен».ссийского государства на его окраины, в том числе и Стародубье. Небольшая группа староверов выбрала для жительства Замышев лес, рядом с источником, побочным руслом речки Карна. Вначале село принадлежало к числу магистратских, а потом его перевели на ранг стародубских полковников. Затем вместе с Чолховской волостью село было отдано графу Румянцеву-Задунайскому. И именно в это время появилось упоминание о церкви.
Как гласит летопись: «…село Замишево принадлежит владению его сиятельства графа Петра Александровича Задунайского к волости Топальской. Место расположения несколько взгористое, песковатое, проток, называемый Карною, оное селение делит надвое.
…Церковь деревянная одна, дворов — 57, в них хат — 74, бездворных — 12, упражняются в заведении пеньки. Хлеб продают в раскольничьей Слободе Зыбкой». В 1898 году был сооружен новый храм в честь Покрова Божией Матери, который просуществовал до 1967 года. У одного из жителей села сохранилась записка на старославянском языке, в которой сказано, что храм заложен 26 июля 1898 года при Николае II и епископе Антонии. Разобран 25 января 1969 года.
Селяне верят, что наступит тот день, когда в небольшой уютной церкви прихожане соберутся на общую молитву. Под сводами храма вновь зазвучат песнопения, как и сто лет назад. А тепло зажженных свечей растопит лёд людских сердец.
Источник: https://маяк32.рф/society/2025/10/18/zhiteli-sela-zamishevo-novozybkovskogo-gorodskogo-okruga-vozrozhdayut-hram/
Комментарии и обсуждение
Награждены скуфьями: благочинный 1 округа Новозыбковского уезда, священник села Замышева Александр Фелицын за ревностные труды по службе.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 февраля 1894 года, № 4, стр. 211
Псаломщики Михайловской церкви с. Денискович Новозыбковского уезда Михаил Блажевич и Покровской церкви с. Замышева того же уезда Алексей Вербицкий согласно их прошению перемещены один на место другого - 11 августа.
Черниговские епархиальные известия (чсть официальнаяя) от 1 сентября 1894 года, № 17, стр. 623
При Покровской церкви с. Замышева Новозыбковского уезда дворов 525, душ обоего пола 3 404, ружной земли 64 дес. 876 саж., дома нет, содержания для причта от казны 209 руб.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 февраля 1895 года, № 4, стр. 103
Утверждены в должности законоучителя: ...священник с. Замышева Новозыбковского уезда Павел Смирнов в начальное народное училище.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 апреля 1895 года, № 8, стр. 198
Утверждены кандидатами в члены благочиннического совета священники: Покровской церкви с. Замышева Евфимий Фелицын - 8 января.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 февраля 1896 года, № 3, стр. 37
Перемещены: на праздное священническое место при Покровской церкви села Замышева Новозыбковского уезда священник Воздвиженской церкви села Выползова Остерского уезда Феодор Езерский – 1-го ноября.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 ноября 1896 года, № 22, стр. 631
Перемещены: на праздное священническое место при Васильевской церкви слободки Часноковки Борзненского уезда священник Покровской церкви села Замышева Новозыбковского уезда Павел Смирнов – 26 сентября.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 октября 1896 года, № 20, стр. 594
Утверждены в должности законоучителей священник Покровской церкви села Замышева Новозыбковского уезда Феодор Езерский – Замышевского народного училища 18 февраля.
Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 15 марта 1897 года, № 6, стр. 115, 116
О времени заселения Замишева и слободы Шеломы имеются некоторые и более или менее точные указания. О первом известно, что это село первоначально входило в состав магистратских сел, а потом перешло на ранг стародубских полковников. Во время полковничества С.И. Самойловича село это находилось при самой границе, было во владении этого полковника и заселялось раскольниками, по крайней мере до времени преследования их этим последним, то есть приблизительно до 1682-1684 годов. В «Распросных речах» по делу о наследстве Никиты Михайлова Шелковникова пред судом войсковым генеральным от 1 сентября 1700 года, а также и в «Выписи из книг стародубских права майдебургского» 1714 года прямо удостоверяется тот факт, что раскольники селились в Замишеве во время полковничества С.И. Самойловича и что потом, во время его гонения «на капитонов», многие из них «ушли на Ветку за пана Халецкого на житье».
Прибавления к Черниговским епархиальным известиям (часть неофициальная) от 1 декабря 1897 года, № 23, стр. 871