ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Свети Наум. Монастырь Наума Охридского.


Свети Наум. Монастырь Наума Охридского
Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Престолы:
Год основания: Между 893 и 900.
Епархия: Епархия неизвестна
Адрес:
Македония (БЮРМ), Юго-Западный регион, Свети Наум

Координаты: 40.913713, 20.741183





Монастырь Наума Охридского, , Свети Наум, Северная Македония, Прочие страны
Ole Lukoye
25 августа 2019
Монастырь Наума Охридского, , Свети Наум, Северная Македония, Прочие страны
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
2 октября 2016
Монастырь Наума Охридского, , Свети Наум, Северная Македония, Прочие страны
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
2 октября 2016
Монастырь Наума Охридского, , Свети Наум, Северная Македония, Прочие страны
Сергей Меркулов
17 сентября 2021
Монастырь Наума Охридского, , Свети Наум, Северная Македония, Прочие страны
Ole Lukoye
25 августа 2019
Монастырь Наума Охридского, Колодец, Свети Наум, Северная Македония, Прочие страны
Колодец
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
2 октября 2016
Монастырь Наума Охридского, Источник, Свети Наум, Северная Македония, Прочие страны
Источник
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
2 октября 2016



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 26 ноября 2025

«…Наума Охридского Монастырь [Македон. Манастир Свети Наум], мужской, во имя равноапостольного Наума Охридского Дебарско-Кичевской епархии не признанной православным миром Македонской Православной Церкви. Находится на южном берегу Охридского озера, близ источников р. Чёрный Дрим (Дрин), в 30 км от г. Охрида (Республика Македония), рядом с границей с Албанией.

Древнее краткое Житие равноап. Наума Охридского сообщает, что он «создал монастырь у истока Белого озера, церковь святых Архангелов, и был учителем 7 лет, а когда освободился от учительства и ушел в монастырь, пожил 10 лет» (. Поэтому, отсчитывая от 910-го - года смерти Наума, основание обители на Охридском оз. датируют 900 г., иногда 90-ми гг. IX в. Второе слав. Житие св. Наума дополняет, что храм был поставлен «богатством и повелением благочестивого царя болгарского Михаила Бориса и сына его Симеона царя, тогда в текущем году 6413» (т. е. 905). Возможное участие в основании обители болгарского царя Бориса (в крещении Михаил) позволяет предположить, что храм был посвящен его св. покровителю. Св. Наум скончался в обители и был похоронен в храме, в правой, южной его части (притворе).

Хотя св. Наум являлся одним из наиболее известных святых в Македонии, а основанный им мон-рь стал центром его почитания, источники молчат о жизни обители до XVII в. Неизвестно, когда и по каким причинам древний храм обители был разрушен или разобран, а на его месте, согласно археологическим исследованиям, не позже XVII в. возведен новый. Впервые после перерыва, уже с посвящением основателю, обитель упоминается в 1634 г., когда вместе с архиеп. Охридским Авраамием в Москву прибыл с просьбой о милостыне ее насельник архим. Анфим.

Основным источником сведений о жизни Н. О. м. в XVII - 1-й пол. XIX в. является летопись, составленная в 1855 г. по заказу настоятеля мон-ря на греческом языке уроженцем Охрида Димитрием Петру-Масиным (в 1877-1887 он же был секретарем обители) и основанная на сведениях из найденных в библиотеке мон-ря письменных источников и народных преданий. В ней сообщается, что в 1662 г. настоятелем Н. О. м. назначен архим. Гавриил (иногда в литературе упоминается как Григорий) из монастыря ап. Иоанна Предтечи в г. Мосхополь (ныне г. Воскопоя, Албания). В обители он нашел лишь кухню и печи и поэтому провел ремонт нартекса, капеллы, келий и амбаров, расположенных у озера, в 1662 г. построил здание больницы. По преданию, эта больница действовала на протяжении нескольких веков. Считается, что св. Наум часто помогает душевнобольным и слабоумным: у болгар сохранилась поговорка «Или ум, или святой Наум». Помолиться перед мощами святого приходили не только православные, но и местные мусульмане, турки и албанцы, к-рые назвали обитель «Сары Салтыкбаба» (святилище светлобородого отца).

В начале XVIII в. мон-рь владел большими виноградниками, лугами и несколькими мельницами и имел около 1000 кошельков (кесий) дохода ежегодно. Наибольшие доходы он получал в дни празднований памяти святого, 20 июня и 23 декабря, когда рядом с ним проходили многодневные ярмарки (панаиры). Однако во 2-й пол. XVIII в., после османского разорения Мосхополя и его окрестностей (1769), Н. О. м. лишился финансовой поддержки их жителей. В тот период важную роль стали играть денежные вклады валашских воевод: например, с 1781 г. Александр Ипсиланти выделял по 70 талеров ежегодно, в 1782 г. денежный вклад сделал Никола Караджа, в 1784 и 1792 гг. - Михай Водэ Суцул, в 1792 г. - Константин Мируза, в 1805 г. - Константин Ипсиланти, в 1819 г.- Александр Николай Суцул. В 1845 г. обители принадлежали расположенные рядом села Любаништа, Стене (близ оз. Преспа) и, возможно, Пояни (ныне в Албании), а также около 8 тыс. овец. В 1881 г. вместо с. Паджани, приносившего доход 25 тыс. грошей, мон-рь получил с. Трпейца. В 1890 г. Н. О. м. принадлежали 3 села, луга и лесные угодья, неск. домов в окрестных селах и городах.

В XIX в. монастырский комплекс несколько раз перестраивался, в т. ч. после пожаров (1802, 1845, 1870). В 1799-1800 гг. храм частично перестроен, а в 1801-1806 гг.- расписан. В 1846 г. игум. Серафим, желая поставить вместо монастырской церкви большой храм, получил султанский фирман с разрешением на строительство и успел собрать необходимый материал. Но впоследствии передумал, а собранный материал использовали для возведения храма в Охриде. Его преемник - тезка Серафим, пришедший с Синая, построил игуменские покои, трапезную, кафеану (небольшой трактир) и архондарик для приема гостей. Существовала традиция, когда жители разных населенных пунктов строили в мон-ре галереи и покои для размещения во время праздников: так появились галереи (чардаци) и конаки жителей городов Корчи (1810), Охрида (1813 и 1819) Мосхополя (1815), Ресена и Янковаца, Струги и Белицы (1835), Крушева (1856-1857). В 1818 г. построено здание кухни и выкопан колодец, в 1828 г. сооружен каменный мост через р. Чёрный Дрим, в 1881 г. построено здание училища.

Об этническом составе и о численности братии мон-ря сведений не сохранилось: вероятно, настоятелями чаще становились греки, а большинство монахов составляли славяне. По указу настоятеля-грека Дионисия (Анадолаца; † 1835) были сожжены все славянские рукописные книги из монастырской библиотеки, несмотря на то что при обители действовало училище: в середине XIX в. в нем учились по 20-30 чел. В нач. XVIII в. в Н. О. м. проживали около 60 монахов, а в XIX в. - обычно лишь насельник, службы в храме иногда совершали священники из окрестных сел. С 1869 г., после перехода обители под управление Охридской болгарской общины, настоятели и члены совета по управлению мон-рем назначались руководством общины и часто были из числа мирян; в 1870-1871 гг. одним из членов совета был известный македонский писатель Г. Пырличев. От периода болгарской церковной общины сохранилась поздняя из 6 известных монастырских печатей (самая древняя датируется периодом со 2-й пол. XVI в. до 1767, также известны 2 печати 1774 г. и 2 - 1-й пол. XIX в.). В 1873 г. обитель вернулась под управление греч. церковной общины в Охриде.

Во время 1-й и 2-й Балканских и первой мировой войн Н. О. м. был стратегической целью разных государств и несколько раз оказывался на линии фронта. С августа 1913 до ноября 1915 г. участок, на котором он расположен, находился под управлением Сербского королевства. После краткого завоевания болгарами мон-рь отошел Албании, что было подтверждено на Конференции послов в Лондоне в декабре 1922 г. Но Королевство сербов, хорватов и словенцев добилось пересмотра границ и обмена этого участка на с. Пископоя (ныне Пешкопия, Албания) согласно решению Конференции послов от 6 августа 1925 г. Сразу после передачи Сербскому королевству в память 1010-летия со дня гибели блгв. кн. Иоанна Владимира в мон-ре прямо над озером была возведена величественная колокольня, соединившая в своей архитектуре средневековые и фольклорные элементы (архит. М. Корунович), с церковью во имя этого святого.

В 20-30-х гг. XX в. в обитель часто приезжал архиеп. Охридский Николай (Велимирович), который составил «Патерик монастыря св. Наума». В это время в обители продолжала действовать больница. До начала второй мировой войны в мон-ре каждый день выпекали хлеб. Согласно преданиям, возле монастырских ворот сидел работник, раздававший всем проходящим хлеб. Считалось, что этот хлеб следовало раздать по кусочку всем встретившимся на пути и своим домашним. Также, согласно преданиям, в случае нападения разбойников в Албании было достаточно показать кусок хлеба с монастырским знаком, чтобы получить свободу. Когда игумен направлял монахов для сбора милостыни, то снабжал их хлебами для раздачи бедным.

В 1941 г. настоятель Н. О. м., приехавший из России после революции игум. Вениамин, был найден убитым в 2-3 км от обители. После окончания войны и прихода в Югославию коммунистов монашеская жизнь в обители прекратилась. После проведения аграрной реформы (1946) у мон-ря осталось только около 4 га земли (в 1937 - 3 тыс. га). В дни памяти св. Наума к его мощам продолжали приходить паломники. 14 июня 1945 г. МВД Республики Македонии разрешило «открыть границы для всех желающих прийти в монастырь на праздник». В 1945-1947 гг. в дни памяти св. Наума обитель посещало максимальное число паломников, но в последующие годы посещение обители было затруднено из-за объявления этой зоны пограничной. В 1947 г. конфисковали имущество обители. В монастырских конаках разместилась гостиница. В 1950 г. монастырский комплекс был взят под охрану государства как культурно-исторический памятник и передан в управление Организации по защите памятников культуры. В 1954-1955 гг. была разобрана колокольня с церковью Иоанна Владимира по официальной причине в связи с несоответствием ее архитектуры стилистике ансамбля, но наиболее вероятно - с целью уничтожить памятник, построенный королем Югославии.

В 1985 г. власти разрешили представителям Македонской Православной Церкви совершать богослужения в монастырском храме в дни памяти св. Наума, доходы от продажи свечей делились между Церковью и Организацией по защите памятников культуры. 20 марта 1991 г. комплекс Н. О. м. передан Македонской Православной Церкви, вскоре в нем поселился иером. Нектарий (Найдоски; ныне архимандрит). В 2003-2005 гг. проведена полная реставрация комплекса. В обители проводятся научные конференции…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

НАУМА ОХРИДСКОГО МОНАСТЫРЬ



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.