«…Наума Охридского Монастырь [Македон. Манастир Свети Наум], мужской, во имя равноапостольного Наума Охридского Дебарско-Кичевской епархии не признанной православным миром Македонской Православной Церкви. Находится на южном берегу Охридского озера, близ источников р. Чёрный Дрим (Дрин), в 30 км от г. Охрида (Республика Македония), рядом с границей с Албанией.
Древнее краткое Житие равноап. Наума Охридского сообщает, что он «создал монастырь у истока Белого озера, церковь святых Архангелов, и был учителем 7 лет, а когда освободился от учительства и ушел в монастырь, пожил 10 лет» (. Поэтому, отсчитывая от 910-го - года смерти Наума, основание обители на Охридском оз. датируют 900 г., иногда 90-ми гг. IX в. Второе слав. Житие св. Наума дополняет, что храм был поставлен «богатством и повелением благочестивого царя болгарского Михаила Бориса и сына его Симеона царя, тогда в текущем году 6413» (т. е. 905). Возможное участие в основании обители болгарского царя Бориса (в крещении Михаил) позволяет предположить, что храм был посвящен его св. покровителю. Св. Наум скончался в обители и был похоронен в храме, в правой, южной его части (притворе).
Хотя св. Наум являлся одним из наиболее известных святых в Македонии, а основанный им мон-рь стал центром его почитания, источники молчат о жизни обители до XVII в. Неизвестно, когда и по каким причинам древний храм обители был разрушен или разобран, а на его месте, согласно археологическим исследованиям, не позже XVII в. возведен новый. Впервые после перерыва, уже с посвящением основателю, обитель упоминается в 1634 г., когда вместе с архиеп. Охридским Авраамием в Москву прибыл с просьбой о милостыне ее насельник архим. Анфим.
Основным источником сведений о жизни Н. О. м. в XVII - 1-й пол. XIX в. является летопись, составленная в 1855 г. по заказу настоятеля мон-ря на греческом языке уроженцем Охрида Димитрием Петру-Масиным (в 1877-1887 он же был секретарем обители) и основанная на сведениях из найденных в библиотеке мон-ря письменных источников и народных преданий. В ней сообщается, что в 1662 г. настоятелем Н. О. м. назначен архим. Гавриил (иногда в литературе упоминается как Григорий) из монастыря ап. Иоанна Предтечи в г. Мосхополь (ныне г. Воскопоя, Албания). В обители он нашел лишь кухню и печи и поэтому провел ремонт нартекса, капеллы, келий и амбаров, расположенных у озера, в 1662 г. построил здание больницы. По преданию, эта больница действовала на протяжении нескольких веков. Считается, что св. Наум часто помогает душевнобольным и слабоумным: у болгар сохранилась поговорка «Или ум, или святой Наум». Помолиться перед мощами святого приходили не только православные, но и местные мусульмане, турки и албанцы, к-рые назвали обитель «Сары Салтыкбаба» (святилище светлобородого отца).
В начале XVIII в. мон-рь владел большими виноградниками, лугами и несколькими мельницами и имел около 1000 кошельков (кесий) дохода ежегодно. Наибольшие доходы он получал в дни празднований памяти святого, 20 июня и 23 декабря, когда рядом с ним проходили многодневные ярмарки (панаиры). Однако во 2-й пол. XVIII в., после османского разорения Мосхополя и его окрестностей (1769), Н. О. м. лишился финансовой поддержки их жителей. В тот период важную роль стали играть денежные вклады валашских воевод: например, с 1781 г. Александр Ипсиланти выделял по 70 талеров ежегодно, в 1782 г. денежный вклад сделал Никола Караджа, в 1784 и 1792 гг. - Михай Водэ Суцул, в 1792 г. - Константин Мируза, в 1805 г. - Константин Ипсиланти, в 1819 г.- Александр Николай Суцул. В 1845 г. обители принадлежали расположенные рядом села Любаништа, Стене (близ оз. Преспа) и, возможно, Пояни (ныне в Албании), а также около 8 тыс. овец. В 1881 г. вместо с. Паджани, приносившего доход 25 тыс. грошей, мон-рь получил с. Трпейца. В 1890 г. Н. О. м. принадлежали 3 села, луга и лесные угодья, неск. домов в окрестных селах и городах.
В XIX в. монастырский комплекс несколько раз перестраивался, в т. ч. после пожаров (1802, 1845, 1870). В 1799-1800 гг. храм частично перестроен, а в 1801-1806 гг.- расписан. В 1846 г. игум. Серафим, желая поставить вместо монастырской церкви большой храм, получил султанский фирман с разрешением на строительство и успел собрать необходимый материал. Но впоследствии передумал, а собранный материал использовали для возведения храма в Охриде. Его преемник - тезка Серафим, пришедший с Синая, построил игуменские покои, трапезную, кафеану (небольшой трактир) и архондарик для приема гостей. Существовала традиция, когда жители разных населенных пунктов строили в мон-ре галереи и покои для размещения во время праздников: так появились галереи (чардаци) и конаки жителей городов Корчи (1810), Охрида (1813 и 1819) Мосхополя (1815), Ресена и Янковаца, Струги и Белицы (1835), Крушева (1856-1857). В 1818 г. построено здание кухни и выкопан колодец, в 1828 г. сооружен каменный мост через р. Чёрный Дрим, в 1881 г. построено здание училища.
Об этническом составе и о численности братии мон-ря сведений не сохранилось: вероятно, настоятелями чаще становились греки, а большинство монахов составляли славяне. По указу настоятеля-грека Дионисия (Анадолаца; † 1835) были сожжены все славянские рукописные книги из монастырской библиотеки, несмотря на то что при обители действовало училище: в середине XIX в. в нем учились по 20-30 чел. В нач. XVIII в. в Н. О. м. проживали около 60 монахов, а в XIX в. - обычно лишь насельник, службы в храме иногда совершали священники из окрестных сел. С 1869 г., после перехода обители под управление Охридской болгарской общины, настоятели и члены совета по управлению мон-рем назначались руководством общины и часто были из числа мирян; в 1870-1871 гг. одним из членов совета был известный македонский писатель Г. Пырличев. От периода болгарской церковной общины сохранилась поздняя из 6 известных монастырских печатей (самая древняя датируется периодом со 2-й пол. XVI в. до 1767, также известны 2 печати 1774 г. и 2 - 1-й пол. XIX в.). В 1873 г. обитель вернулась под управление греч. церковной общины в Охриде.
Во время 1-й и 2-й Балканских и первой мировой войн Н. О. м. был стратегической целью разных государств и несколько раз оказывался на линии фронта. С августа 1913 до ноября 1915 г. участок, на котором он расположен, находился под управлением Сербского королевства. После краткого завоевания болгарами мон-рь отошел Албании, что было подтверждено на Конференции послов в Лондоне в декабре 1922 г. Но Королевство сербов, хорватов и словенцев добилось пересмотра границ и обмена этого участка на с. Пископоя (ныне Пешкопия, Албания) согласно решению Конференции послов от 6 августа 1925 г. Сразу после передачи Сербскому королевству в память 1010-летия со дня гибели блгв. кн. Иоанна Владимира в мон-ре прямо над озером была возведена величественная колокольня, соединившая в своей архитектуре средневековые и фольклорные элементы (архит. М. Корунович), с церковью во имя этого святого.
В 20-30-х гг. XX в. в обитель часто приезжал архиеп. Охридский Николай (Велимирович), который составил «Патерик монастыря св. Наума». В это время в обители продолжала действовать больница. До начала второй мировой войны в мон-ре каждый день выпекали хлеб. Согласно преданиям, возле монастырских ворот сидел работник, раздававший всем проходящим хлеб. Считалось, что этот хлеб следовало раздать по кусочку всем встретившимся на пути и своим домашним. Также, согласно преданиям, в случае нападения разбойников в Албании было достаточно показать кусок хлеба с монастырским знаком, чтобы получить свободу. Когда игумен направлял монахов для сбора милостыни, то снабжал их хлебами для раздачи бедным.
В 1941 г. настоятель Н. О. м., приехавший из России после революции игум. Вениамин, был найден убитым в 2-3 км от обители. После окончания войны и прихода в Югославию коммунистов монашеская жизнь в обители прекратилась. После проведения аграрной реформы (1946) у мон-ря осталось только около 4 га земли (в 1937 - 3 тыс. га). В дни памяти св. Наума к его мощам продолжали приходить паломники. 14 июня 1945 г. МВД Республики Македонии разрешило «открыть границы для всех желающих прийти в монастырь на праздник». В 1945-1947 гг. в дни памяти св. Наума обитель посещало максимальное число паломников, но в последующие годы посещение обители было затруднено из-за объявления этой зоны пограничной. В 1947 г. конфисковали имущество обители. В монастырских конаках разместилась гостиница. В 1950 г. монастырский комплекс был взят под охрану государства как культурно-исторический памятник и передан в управление Организации по защите памятников культуры. В 1954-1955 гг. была разобрана колокольня с церковью Иоанна Владимира по официальной причине в связи с несоответствием ее архитектуры стилистике ансамбля, но наиболее вероятно - с целью уничтожить памятник, построенный королем Югославии.
В 1985 г. власти разрешили представителям Македонской Православной Церкви совершать богослужения в монастырском храме в дни памяти св. Наума, доходы от продажи свечей делились между Церковью и Организацией по защите памятников культуры. 20 марта 1991 г. комплекс Н. О. м. передан Македонской Православной Церкви, вскоре в нем поселился иером. Нектарий (Найдоски; ныне архимандрит). В 2003-2005 гг. проведена полная реставрация комплекса. В обители проводятся научные конференции…»
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/
НАУМА ОХРИДСКОГО МОНАСТЫРЬ
Комментарии и обсуждение