ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Серапиха. Церковь Преображения Господня.

Преображенская церковь


Серапиха. Церковь Преображения Господня
Церковь. Утрачена.
Престолы: Преображения Господня
Архитектурный стиль: Классицизм
Год постройки: не позже 1820.
Год утраты: Не установлен.
Адрес:
Костромская область, Чухломский район, д. Серапиха

Координаты: 58.6781, 42.736083
Проезд: Из Чухломы дорога на едем на Анфимово и далее до деревни Серапиха. Храм находился на краю деревни около леса.



Церковь Преображения Господня, Преображенская церковь. Фото 1960-х годов. Фотография предоставлена Владимиром Дружининым.(фото с http://www.old-churches.ru/ch_004.htm), Серапиха, Чухломский район, Костромская область
Преображенская церковь. Фото 1960-х годов. Фотография предоставлена Владимиром Дружининым.(фото с http://www.old-churches.ru/ch_004.htm)
НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
08.08.1960 - 09.10.1960
Церковь Преображения Господня, на фото местные жители на фоне храма (крыши храма уже нет после пожара), Серапиха, Чухломский район, Костромская область
на фото местные жители на фоне храма (крыши храма уже нет после пожара)
НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
01.08.1950 - 01.08.1951
Церковь Преображения Господня, на фото видна еще крыша храма ( она была целая до пожара), Серапиха, Чухломский район, Костромская область
на фото видна еще крыша храма ( она была целая до пожара)
НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 августа 1949



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 мая 2016

Известно, что монастыри Великой и Верхней пустыни основаны святым Авраамием, Чухломским и Городецким чудотворцем, а основателем Серапионовой пустыни стал монах одного из этих мона­стырей по имени Серапион. Здесь, на реке Виге, подвизался он в безмолвии и сердеч­ной молитве, здесь же поставил небольшую часовню, так и не ставшую монастырем. На основании сведений государевой переписи населения видно, что в 1628 году, уже через 100 лет после описываемых со­бытий, в Серапионовой пустыни было два деревянных храма на погостах — Преобра­женский и Воскресенский. И только в 1820 году на месте деревянного Преображенско­го храма тщанием прихожан и попечением титулярного советника Григория Коробова построили новый каменный во славу Преображения Иисуса Хрис­та на Фаворе с престола­ми в честь святителя Николая и святителя Серапиона, Архиепископа Нов­городского. В Серапионовой пустыни в деревнях и по­чинках жили выходцы из новгородских земель, почитавшие своего архиепископа, они-то и привезли в храм частичку мо­щей святителя из Троице-Сергиевой лавры, из так называемой Серапионовой палатки, где покоились мощи Серапиона.

Уже в конце XIX века в приходе Преоб­раженской церкви насчитывалось 32 селе­ния на пространстве восьми верст, в них проживали 605 прихожан мужского пола и 854 — женского, было 147 дворов и четы­ре часовни. Деревянному Воскресенскому храму повезло меньше, он неоднократно горел и вновь отстраивался. Остатки той церк­ви хранили несколько поколений местных жителей, а позже из уцелевших бревен со­брали пожарную каланчу. Потом в пожарном депо обосновалась колхозная контора, в 1980-е годы она сгорела, и на ее месте, а значит, и на месте бывшей Воскресенской церкви и погоста построили детский сад.

По рассказам местных старожилов, их прадеды знали, что Преображенский храм сооружался методом народной стройки. Всем миром крестьяне собирали дикий ка­мень в фундамент будущей церкви, к месту стройки со всей округи несли куриные яйца, на них-то и замешивали крепкий раствор для кладки стен. В целях скорейшего за­вершения работ на дорогах выставили кор­доны, и каждый конный и пеший платил пошлину продуктами, деньгами или уча­ствовал в подсобных работах.

В 1849 году в Серапихе открыли церковно-приходскую школу, а каменную ограду вокруг храма с двумя красивыми аркообразными коваными воротами построили лишь в 1876 году. Кирпич для ограды делали в деревне Фомино на кирпичном заводе Ива­на Кондратьевича Степанова, он же на свои средства отливал для церкви новый большой колокол со своими инициалами и дарственной надписью. Руко­водил работами по поднятию колокола Алек­сей Голдинский (Алексей Михайлович Степа­нов, 1876 года рождения). У него в Голдине был большой дом на каменном фундаменте.

Богатый род купцов Степановых, дети и внуки которых впоследствии записались в чухломское мещанство, оказывал боль­шую благотворительную помощь храму. В числе богатых вкладчиков был помещик и владелец усадьбы Боярское (Барское) по­ручик Яков Александрович Шигорин. Умер господин Шигорин 19 августа 1865 года в 59 лет, и надгробие на его могиле чудом сохранилось на заросшем старом кладбище рядом с бывшим храмом.

До отмены крепостного права в округе насчитывалось несколько помещичьих уса­деб, относившихся к приходу Преображен­ского храма: ус. Анно-Васильевское господ Паниных, ус. Боярское господ Шигориных и Перфильевых, ус. Красково — помещи­ков Чалеевых, ус. Чурилово — Костылевых, ус. Анфимово — Насоновых, и ус. Леушино — господ Фон-Дервиз. Владелец усадьбы Чечулино капитан Макаров тоже был прихожанином здешнего храма, а в сельце Дорофеево проживали дворяне Болсуновы. Но самыми крупными землевладель­цами в серапихской округе считались го­спода Лермонтовы из усадеб Ивановское и Нескучное, постоянно обитавшие здесь, и господин Евграф Михайлович Силин из Санкт-Петербурга. Поэтому одну часть деревень за Серапихой местные жители называли лермонтовской стороной, а дру­гую — силинской, которую почему-то пере­именовали в «сиринскую».

Начиная с 1855 и по 1930-е годы здесь служили священники: Иоанн Дмитри­евич Слободский (1815-1884); Иоанн Ананьевич Успенский (1806-1870); его сын Александр Иванович Успенский (1853- 1896); Александр Андреевич Рыженков (1875-1908); Михаил Васильевич Кадников (1874-1926); и последним был Иван Евгеньевич Кордобовский (1902-1929). Все священники похороне­ны около храма, кроме последнего. Семью Кордобовских, живших в деревне Бурминское, раскулачили в 1929 году. После закрытия храма в 1930 году Ивана Евгеньевича перевели священником в село Торманово взамен сосланного в лагеря П.И. Иорданского, но уже в 1937 году расстреляли в Ярославле, как и многих других служителей культа.

В 1920-е годы на клиросе Преображен­ского храма был самый лучший в уезде мужской хор. В нем пели три брата Христофоровы — Николай, Иван и Константин, братья Бровкины — Владимир и Александр и Михаил Тепляков из деревни Пузырево. Все певчие знали музыкальную грамоту и играли на «деревах». Это самодельный музыкальный инструмент наподобие ксило­фона, дощечки которого сделаны из разных пород дерева.

Храм давно не существует, а бывшее кладбище заросло лесом. Под мрачными елками внимательный взгляд найдет не­сколько старинных надгробий с трогатель­ными эпитафиями, и все.

Татьяна Байкова, http://live.kostromka.ru/kostroma-state/letopis-xrama-16010/



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.