ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Симонов мужской монастырь. Церковь Александра Свирского.


Москва. Симонов мужской монастырь. Церковь Александра Свирского
Церковь. Утрачена.
Престолы: Александра Свирского
Год постройки: приблизительно 1790 - 1820.
Год утраты: приблизительно 1930
Архитектор: П.Т. Завьялов (перестройка 1852 г.)
Адрес:
Москва, ул. Восточная, 4 (корп. 1, сев. часть)

Координаты: 55.71516, 37.657458
Ссылки: Ссылка на temples.ru 





Симонов мужской монастырь. Церковь Александра Свирского, Несохранившийся храм Александра Свирского., Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Несохранившийся храм Александра Свирского.
Олег МатвеевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 7 октября 2016

В конце XVIII века у северной стены Симоновой обители появилась пристройка – монастырская больница. Вскоре при ней была устроена церковь преподобных Ксенофонта и Марии. В 1774 г. при церкви устроили трапезную с приделом Сошествия Святого Духа. В середине XIX века в монастыре проводились крупные строительные работы. Была перестроена и больничная церковь, которую в 1853 г. переосвятили во имя преподобного Александра Свирского.

Храм закрыли в 1929 г., а на следующий год он со многими другими монастырскими постройками был взорван.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".


 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 3 февраля 2017

Александр Александрович Алябьев умер 22 февраля 1851 года, а 24 февраля скончался его двоюродный брат Николай Петрович Новиков. Братьев похоронили в Симоновом монастыре у церкви близ северной ограды, рядом с отцом и матерью композитора, братьями матери Нилом и Петром Новиковыми, а также ее сестрой Натальей Стрекаловой. Эпитафии на памятниках А.В. Алябьеву и П.А. Новикову принадлежали перу Н.Д. Иванчина-Писарева.

После смерти А.А. Алябьева его вдова часто посещала монастырь, заказывала панихиды. В 1853 году попечением Екатерины Александровны была возобновлена церковь у северной ограды, освященная во имя преподобного Александра Свирского чудотворца. Под церковью устроили усыпальницу, куда перенесли прах Алябьева. В течение 1854 года до самой смерти Екатерины Александровны здесь ежедневно служились молебны. Позже, очевидно, исполняя волю покойной, ежедневные службы заказывала ее воспитанница Л.В. Сорокина.

«Русская музыкальная газета» в 1901 году так описывала семейный склеп Алябьевых: небольшое окошко, льющее скудный свет, чугунная плита на возвышении, над плитой - распятие и несколько икон, перед ними - лампада, в стороне - обветшавшее кресло.

Симонов монастырь разрушили в 1930 году. Вместе с ним исчезли могилы композитора и его жены.

http://istorja.ru/forums/topic/743-aleksandr-aleksandrovich-alyabev/


 
Елена Григорьева 5 декабря 2021

О постройке трех больничных келий в монастыре сохранилось архивное дело, из которого следует, что строительство келий велось с 1643 до 1685 года (7191-1793).

В.И. Троицкий и С.А. Торопов писали: «В 1684 г. была построена каменная больница рядом с Ксенофонтовской церковью, рассчитанная на помещения в ней 12 «старцев»...». Далее, характеризуя больничный храм, «уцелевший здесь лишь в массиве стен и известный под именем Свирского», авторы анализируют имевшийся в музее его чертеж XVIII века и приходят к выводу, что он сделан после первой переделки храма. «Сейчас его фасады, в результате многократных переделок, представляют характерную отделку 50-х годов XIX в. и более поздних. Вследствие этого выяснение вопроса о его изначальных формах представляется делом довольно трудным».

Из текста о больничном корпусе можно предположить, что авторы считали, что ко времени его возведения церковь уже существовала, однако по поводу её наименования в XVII веке пока ничего не известно. На самом раннем плане Симонова монастыря, датируемом XVIII веком (1730-ми г.г.?), она уже названа «преподобнаго Ксенофонта при болнишных келиях». И это понятно: в документах она упоминается как устроенная «благоверною государынею Великою Княгинею Мариею Алексеевною».

К. Тромонин, называя церковь «прежде бывшая больничная во имя Преподобных Ксенофонта и Марии», даты её посвящения не называет. Наиболее полно характеризует храм В.В. Пассек: «Церковь - Сошествия Св. Духа, близ северной ограды, двухэтажная, об одной главе. Длина её с олтарем и трапезою 12, ширина 3!4, а вышиною 12 саженей. Иконостас покрыт краскою и по местам позолочен. Она построена иждивением Благоверной Государыни и великой Княжны Марии Алексеевны около 1700 года, во имя Препод. Ксенофонта и Марии...».

С определённой долей уверенности можно допустить, что в 1700 году уже существовавший ранний храм просто переименовали, и с этим допущением придётся смириться, потому что исследовать его перед сносом никому не удалось и археологические раскопки на территории Дворца культуры вряд ли в ближайшее время возможны.

В архивных материалах 1725-1740-х годов больничная церковь почти не упоминается. Запись от 19 ноября 1743 года свидетельствует о построении на ней новой крыши: «... куплено на крашение крыш построенных на церкви Происхождения Честных Древ и больничной церкви краски чернеди галецкой 22 нуда 20 фун. по 40 коп. за пуд, итого на 9 руб».

24 января 1774 года в Синодальную контору поступило прошение архимандрита Симонова монастыря, в котором сообщалось, что «... для зимнего времени устроена одна теплая больничная церковь ирон. Ксенофонта и дружины его Марии, в коей ныне отправляется соборная повседневная служба...», и пояснялось, что печь в Сергиевской трапезной из-за ветхости «многие годы не топилась и ныне не топится, а ранние литургии в зимнее время служатся в холодных церквах с немалым трудом». Испрашивалось дозволения соорудить при теплой больничной церкви Ксенофонта и Марии в трапезе по правую сторону вновь теплый придел в честь Сошествия Св. Духа на сумму, обещанную на этот именно предмет от доброхотных дателей, между прочим, потому что во всех пяти церквах в монастыре не имеется ни единого придела. 29 января Контора дозволила; по устроении, он освящен 23 ноября 1774 г. архимандритом Амвросием. (1774 г., № 60) 3 октября 1774 было разрешено выдать антиминс в новый придел Сошествия Св. Духа.

В описи монастырских церквей и церковного имущества за 1783 год означены отдельно «церковь каменная больничная во имя преподобного отца нашего Ксенофонта и дружины его под № 45» и «в трапезе по правую сторону придел во имя сошествия св. Духа со утварью церковною со святыми образами под № 50». В описании церкви и её иконостаса отмечается: «...по указу святейшего правительствующего синода канторы 1780 года июня 19 дня построен во оной церкви и с полученной коллегии экономии пяти сотной суммы вместо ветхого иконостаса и святых икон иконостас столярной резной повой которой вызолочен листовым золотом».

На плане «бывшего Симонова монастыря», упразднённого в период с 1788 по 1795 год, церковь, примыкающая к больничному корпусу с востока, поименована как церковь Феодора Чудотворца. Была ли это ошибка или какое-то время в храме существовал престол во имя этого святого, выяснить точно не представилось возможным.

После возобновления монастыря потребовался ремонт храма. В архивном деле достаточно подробно изложены сведения о ветхостях в церкви, чем и оправдывалась необходимость её перестройки: «В помянутом монастыре имеется церковь преподобного Ксенофонта и при ней придел Сошествие Св. Духа, на имеющихся же на них престолах одежды пришли в крайнюю ветхость, да и ножки у тех престолов от давнишнего построения згнили и оттого оные престолы наклонились, в пределе же сошествия Св. Духа в олтаре имеется длины не более как три аршина с половиною, тоже и ширины и по такой тесноте в той церкве мало и службы бывает...». Было предписано «порядочные планы с фасадами прислать в святейший синод на разсмотрение».

30 июня 1796 года архимандритом Игнатием было подано в Синодальную контору доношение о том, что «Архитектор Московской Управы Благочиния Николай Легранд составил специальный план Симонову монастырю и при нем расположение церкви преп. Ксенофонта с разрезом, расположение церкви преп. Сергия с трапезою, разрез трапезы, фасад церкви и трапезы». Однако рапорт о выполнении проекта подан и подписан позже: «Архитектор Николай Легранд ноября 29 дня 1796 года». Чертеж Николая Леграна «План расположения церкви преподобнаго Ксенофонтия с трапезою, в коей имеется придел Сошествия Святаго Духа» хранится в Музее архитектуры. 22 сентября 1798 года Святейший синод разрешил устроить приделы в Сергиевской трапезе, в том числе и во имя преп. Ксенофонта и Марии, а «при церкви преп. Ксенофонта придел Сошествия Св. Духа, за теснотою его, уничтожить и переименовать самую Ксенофонтовскую церковь в Сошественскую».

Работы по переустройству приделов заняли довольно продолжительное время, но 20 ноября 1800 года произошло их освящение. В документах отмечалось также, что храмы перестроены «в самой точности против присланных из оной святейшаго прави-тельствующаго синода Канторы планов с фасадами». «3 декабря 1800 г. архимандрит Иоанн донес Синод. Конторе, что в Сергиевской трапезе устроены и освящены приделы во имя преп. Ксенофонта и архиепископа Александрийского Афанасия, придел при Ксенофонтовской церкви во имя Сошествия Св. Духа уничтожен, Ксенофонтовская церковь переименована в честь Сошествия Св. Духа и освящена».

Из «Летописи Симонова монастыря» известно о некоторых ремонтных работах на церкви в первой половине XIX века. В мае 1825 года «глава и крест на Сошественской церкви покрыты латунью и вызолочены под кремень полузолотниковым золотом», в июне 1840 года «пристроен каменный вход в Сошественскую церковь. Сломан он при перестройке сей церкви».

В 1846-1848 годах задумана была очередная серьёзная перестройка. Испрашивалось разрешение на упразднение приделов «в трапезе теплой Сергиевской церкви... один во имя Св. Афанасия Патриарха Александрийского и мученицы Гликерии и другой во имя Ксенофонта и Марии». При этом вначале предлагалось «состоящую в том монастыре церковь Св. Духа переименовать во имя преподобного Ксенофонта и Марии, во имя которых и устроены были они благоверною государынею Великою Княгинею Мариею Алексеевною», а несколько позднее, поскольку разрешение на это, судя по всему, выдано не было, придел во имя преп. Ксенофонта «устроить вновь в трапезе ныне называемой церкви Сошествия Св. Духа, на том месте, где был Св. Престол с самого начала построения оной иждивением Государыни и Великой Княжны Марии Алексеевны...». Вторая версия первоначального расположения престола была явно недостоверной, да и сама просьба мотивировалась несколько наивно: «...в приделе же Сошествия Духа в Олтаре имеется длины не более как 3!4 аршин, то же и ширины, и по таковой тесноте в той церкви мало и службы бывает».

Из материалов другого дела следует, что по рассмотрении представленных чертежей перестройка трапезной Сергиевской церкви «после снятия 2-х приделов, по его неблаговидности» была запрещена. Вероятно, было отменено и переустройство церкви Сошествия св. Духа, поскольку больничные корпуса, в связи с постройкой новой колокольни, в 1830-е годы были перенесены к надвратной церкви, перестроенной и переименованной во имя Николая Чудотворца. Небольшой ремонт пришлось делать в 1849 году, когда 24 февраля «во весь день сильный западный ветер много в монастыре повредил и сорвал крышек», в том числе и с Духовской церкви.

Сохранились архивные дела о перестройке храма Сошествия Св. Духа. В 1852 году был одобрен проект перестройки; фасады, разрезы и поэтажные планы церкви подписал архитектор Завьялов. Церковь Сошествия Святого Духа возобновлялась «на средства вдовы губернского секретаря Е. Алябьевой (урожденной Римской-Корсаковой)», переименована и освящена во имя прп. Александра Свирского. В усыпальнице храма был похоронен Александр Александрович Алябьев (1787-1851). О драматической истории композитора, участника Отечественной войны 1812 года, арестованного весной 1825 года и сосланного в Сибирь по ложному обвинению, подробно пишет Н. Молева в научно-популярной книге о монастырях Москвы.

Вместе с другими постройками монастыря церковь была уничтожена в начале 1930-х годов. Дополнительные материалы о ней, возможно, имеются в архивных делах, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА).

Шитова Л.А. «Симонов монастырь: зеркало истории».



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.