Протокол реставрационного заседания 7 ноября 1913 г.
Доложено отношение епископа Смоленского и Дорогобужского от 11 ноября 1913 г. с просьбой разрешить: лштукатурить внутренние и наружные стены двух храмов пустыни, исправить штукатурку на колокольне, побелить ограду и окрасить крышу на ней, покрыть железом и окрасить медянкой три двухэтажные башни.
По письменным памятникам, начало пустыни относится к первой четверти XVIII в., а по одному преданию - к половине XV в. (нашествие Орды при Василии Темном); по иному преданию название пустыни связывается с фамилией боярина эпохи царя Алексия Михайловича Афан. Лавр. Ордина-Нащекина, который, будучи в опале, принял иночество и поселился на берегу реки Межи, против нынешней пустыни. В начале XVIII в. пустынь пришла в крайний упадок; усердием смоленского дворянина Никифора Полонского в 1725 г. построен нижний этаж каменной соборной церкви и освящен во имя Рождества Пресв. Богродицы, а верхний отделан в 1730 и освящен во имя Сошествия Св. Духа в 1731 году. Впоследствии к этой церкви, старанием митрополита смоленского Варлаама, пристроена небольшая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В этой церкви икона св. Димитрия Ростовского с надписью на обороте: "1762 г. октября 30 дня писал сей образ Торопецкий живописец Гавриил Дерябин, по обещанию господина Симеона Степанова сына Жукова в пустынь Ордынку при строителе иеромонахе Лаврентие" (десять лет спустя после открытия мощей святителя). В 1840-х годах новое запустение пустыни, до 1844 года, когда в управление ей вступил строитель о. Палладий. (Дело 1913 г., № 274. "Ордынская пустынь Смоленской епархии". Спб. 1837 г. - Зверинский, т. II, № 1028). П.П. Покрышкин предложил разрешить побелку по кирпичу.
Постановлено: 1) разрешить ремонт штукатурки и побелки в существующем виде, 2) просить сведений о внутренней настенной росписи.
В начале 1930-х годов на базе Ордынского монастыря образовалась коммуна, а в 1933 году – промкомбинат. Начинался он со столярной мастерской, которую разместили в одной из церквей. Затем в Ордынок завезли локомобиль и производство стало расширяться. Полетели кресты с куполов, а затем и сами купола. Добытые варварским образом жесть, кирпич и железо сразу же шли в дело. Металл, в том числе и кресты, использовался для оковки телег, из икон получались отменного качества, цвета спелого жёлудя табуретки… Стулья, комоды, шкафы, выпускаемые Ордынским промкомбинатом, пользовались большим спросом, большая её часть уходила за пределы области. Перед началом войны в промкомбинате работало около 300 человек. Прибывающим туда людям надо было где-то селиться, и монастырские постройки, как нельзя кстати, подходили под общежитие. О том, что Ордынская земля когда-то была святым местом, из которого распространялись лучи духовного просвещения, долгие годы напоминали только остатки кирпичных ворот полностью разрушенного монастыря.
http://hram-tver.ru/ordinskporeshskpustm.html
Комментарии и обсуждение