ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Большие Чучевичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Большие Чучевичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →)
Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: Эклектика
Год постройки: 1851. колокольня - 1908.
Епархия: Белорусский экзархат. Пинская епархия
Адрес:
Республика Беларусь, Брестская область, Лунинецкий район, поселок Большие Чучевичи

Координаты: 52.579961, 26.856231



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото 1913 г. из приходского архива, Большие Чучевичи, Лунинецкий район, Беларусь, Брестская область
Фото 1913 г. из приходского архива
Михаил Мещанинов
10 апреля 1913
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото 1913 г. из приходского архива, Большие Чучевичи, Лунинецкий район, Беларусь, Брестская область
Фото 1913 г. из приходского архива
Михаил Мещанинов
10 апреля 1913
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото 1913 г. из приходского архива, Большие Чучевичи, Лунинецкий район, Беларусь, Брестская область
Фото 1913 г. из приходского архива
Михаил Мещанинов
10 апреля 1913
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1910 г. год фото. Автор: Александр Сержпутовский с сайта http://globus.tut.by/bolsh_chuchev/index.htm#church, Большие Чучевичи, Лунинецкий район, Беларусь, Брестская область
1910 г. год фото. Автор: Александр Сержпутовский с сайта http://globus.tut.by/bolsh_chuchev/index.htm#church
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1910



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Николай М 6 мая 2019

Большие Чучевичи (белор. Вялікія Чучавічы) - агрогородок на юго-западе Белоруссии, в Лунинецком районе Брестской области. Является административным центром Чучевичского сельсовета. Большие Чучевичи находятся в 35 км к северу от города Лунинец и в 35 км к юго-востоку от города Ганцевичи близ границы с Ганцевичским районом. Поселение впервые упомянуто в 1557 году. Деревня входила в состав Пинского повета Берестейского воеводства Великого княжества Литовского, после второго раздела Речи Посполитой (1793) Чучевичи в составе Российской империи.

В 1851 году в центре деревни была построена на средства князя Витгенштейна деревянная Покровская церковь. В 1908 году к церкви была пристроена колокольня. Сохранились сведения, что в деревне была и раньше церковь, но она сгорела в середине XIX века. В огне погибло много интересных документов об истории деревни и церкви. Церковь построили деревянную, в форме продолговатого креста с пятью куполами и колокольней с четырьмя колоколами - соответственно в 5,5, 2,5, 2 и полтора пуда, с двумя ярусами окон и тремя входными дверями. Крыша церкви - деревянная, тогда была покрашена в зеленый цвет. Печного обогрев не предусматривалось. Внутреннее пространство имело около 35 квадратных саженей, пол - деревянный. Дощатый иконостас состоял из 13 икон написанных на полотне расположенных в 2 яруса. Церковь имела один престол, была бедна посудой - мало всего несколько посребренных сосудов, жестяное паникадило, два креста: медный, посеребренный и позолоченный. На время записи в церкви насчитывалось 6 облачений для священника, но только 3 из них можно было одевать. Единственное богослужебное Евангелие было в металлическом обложении.

В состав Чучевичского прихода входили большая и Малая деревни, Боровики, Кормуж и луга. Прихожане - 622 мужчины и 619 женщин - были крестьянами, занимались земледелием, скотоводством, выработкой торгового дерева. В Чучевичах кладбище находилось при церкви. Отмечалось, что "религиозная сторона прихожан развита в достаточной степени. Все святые почитаются, но особенно Покровы Пресвятой Богородицы... Прекрасных и местночтимых икон нет". При новой церкви имелся небольшой архив, который чудом сохранился после пожара. В нем находились метрические книги с 1836 года. По штату 1876 года приход был одноклирным; состоял из священника и псаломщика. Годовой доход церкви - 30 рублей. Имелись и владения - 2 десятины земли при усадьбах, 16 - пахотной, которая была разбросана по 16-ти разным местам. Сенокосы и леса церковь ни имела. Дома и хозпостройки - гумно и два сарая "к тому же две старческие не пригодны для правки".

Как любая деревянная постройка, церковь требовала ремонтных работ каждые 5-10 лет. Понятно, что денежные средства были ограниченными, поэтому собирались добровольные пожертвования. В 1877 году минское епархиальное руководство выразило признательность священнику и прихожанам Чучевицкой церкви "за искренность их во улаживании своего храма и пожертвовании 900 рублей" на его правку. Большое количество денег было собрано за один год. В 1890 году объявили благодарность дворянке Феодосии Березовской за пожертвования двух металлических подсвечников в 8 рублей стоимостью, маме Ольге Пушкиной за подаренные церкви расшитые занавеси к иконостасу, священнику Владимиру Пушкину, который добился от княгини Гаганло разрешения на отпуск леса стоимостью в 100 рублей, за влияние на прихожан вырубить и вывезти этот материал и соорудить ограждение.

В Чучевичах существовало церковно-приходское училище, но образованных людей в деревне почти не было. О благоустройстве церкви, помощи одиноким и сиротам, больным и инвалидам заботилось церковно-приходское опекунство, которое в 1881 году состояло из председателя-священника Константина Савича, членов-крестьян Василия байки, Федора Ноя, Алексея Щетки, Михаила Лихтара и Комара Курака, а в 1895 - из избранных на общем собрании прихожан-крестьян Максима Горгуна, Якова Грицкевича, Василия Туровца, Адама Абрамени, Ефима Гнедько. О гуманности и доброжелательности прихожан свидетельствуют архивные данные. Именно в 1890 году жители Чучевичи собрали гуманитарную помощь, чтобы отправить ее на Балканский полуостров. Сохранилоь письмо, которое прислали в Чучевичский приход из Минской консистории: «Духовная консистория этим дает вам знать, что ею получены 26 января 1890 года и того же числа записаны приходом по книге приходных сумм деньги 3 рубля 0 коп. серебром, представленные при рапорте Вашем от 9 января этого 1890 года за № 13 в пользу голодающих черногорцев. №824, г. Минск, Январь - 26 числа 1890 года». В Чучевичах это письмо получили под №16.

Школа в Чучевичах в те годы существовала с трудом. Не было подходящего помещения для занятий, отсутствовали учебники. Некоторое время она ютилась "при церковном доме", затем - в одной из комнат волостного правления. Младших и старших классов ни было, все ученики занимались в одном помещении одновременно, изучая закон Божий, церковное песнопение, основы письма и числа. Азы науки, юные чучевляне, постигали под руководством отца Владимира и его жены Ольги Пушкиной. Чучевичская церковная школа постоянно требовала помощи, в чем ей не отказывали прихожане и власти. Например, согласно документу 1891 года, священник получил пособие для школы в размере 25 рублей от Мозырского казначейства с денег, которые правительство назначило из губернского сбора специально на помощь церковным школам. Трудно установить фамилии всех священников Чучевицкой церкви. Вот один из интересных фактов, что удалось найти. В середине XIX века сюда после окончания Минской духовной семинарии в 1854 году был направлен Николай Степружинский. К этому времени он уже был награжден медалью на Андрейковской ленте в память о войне 1853-1856 годов.

В 1890 году объявлена благодарность дворянке Феодосии Березовской за пожертвование двух металлических подсвечников в 8 рублей, матушке Ольге Пуш-киной за подаренные церкви расшитые занавески до иконостаса, священнику Владимиру Пушкину, который добился в княгине Гаганло разрешения на отпуск леса стоимостью в 100 рублей, за влияние на прихожан вырубить и вывезти этот материал и соорудить ограждение.

Трудно установить фамилии всех священников Чучевичской церкви. Вот один из интересных фактов. В середине XIX века сюда после окончания Минской духовной семинарии в 1854 году был направлен Николай Степуржинский. К этому времени он был уже награжден медалью на Андреевской ленте в память о войне 1853-1856 гг. Священники Чучевичской церкви вели не только богослужения и церковные обряды, но и воспитательную работу, борьбу с пьянством, воспитывали гуманность к ближним и даже верующим вторым конфессиям. Заботились об образовании среди крестьянских детей.

«В приходе сей церкви училище приходское открыто в 1857 году для обучения крестьянских детей грамоте по распоряжению Высокопреосвященнейшего Михаила бывшим священником Николаем Сопуржинским. Учащиеся в семь училище помещаются в приходском доме, для его выстроенном».

https://orda.of.by/.add/gallery.php?bolsh_chuchev/church; https://radzima.org/be/miesca/vyalikiya-chuchavichy.html; https://belarus-online.by/


 
Алексей Кротов 19 января 2022

Агрогородок Большие Чучевичи - в прошлом село Чучевичи Новогрудского повета - известно с 1577 года как собственность виленского воеводы Николая Радзивилла. В 1851 году на средства князя Петра Витгенштейна была возведена Свято-Покровская церковь (колокольня была пристроена в 1908 г.), живописный силуэт которой сразу притягивает к себе внимание.

Храм трёхсрубный, в центре квадратный четверик, к которому прирублены прямоугольный бабинец с пристроенной к нему колокольней и пятигранный алтарный сруб. Основной четверик на втором ярусе переходит в восьмерик при помощи парусов, выделяющихся снаружи. Восьмерик накрыт четырёхскатной железной кровлей и завершён декоративным пятиглавием. Главки храма по своей конструкции напоминают большие серебристые капли, лежащие на сиреневых колокольчиках (храм окращен в сиреневый цвет). Горизонтальная обшивка досками сруба прорезана арочными оконными проёмами. Входы-крылечки акцентированы крытыми на два ската треугольными фронтонами на фигурных столбах. Колокольня трёхъярусная (восьмерик на двух четвериках), завершённая шатром с главкой на глухом барабане. В интерьере двухсветный, завершённый куполом центральный объём соединяется с более низкими притворами и алтарным помещением, отделённым резным позолоченным иконостасом (ХIХ в.).

Свято-Покровская церковь, памятник архитектуры ХIХ века - пример традиционных для Полесья ярусных композиций.

Из книги-путеводителя: "От Беловежской Пущи до Полесских болот". - Минск, УП "РИФТУР", 2013



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.