ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Спиридонова Буда. Церковь Троицы Живоначальной.


Спиридонова Буда. Церковь Троицы Живоначальной
Деревянная церковь. Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →)
Престолы: Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль: Классицизм
Год постройки: Между 1753 и 1860.
Год утраты: Не установлен.
Адрес:
Брянская область, Злынковский район, Спиридонова Буда

Координаты: 52.2813, 31.77777



Церковь Троицы Живоначальной, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ, Спиридонова Буда, Злынковский район, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1980
Церковь Троицы Живоначальной, Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1, Спиридонова Буда, Злынковский район, Брянская область
Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1915
Церковь Троицы Живоначальной, Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1, Спиридонова Буда, Злынковский район, Брянская область
Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1915
Церковь Троицы Живоначальной, , Спиридонова Буда, Злынковский район, Брянская область
Limazo
1910
Церковь Троицы Живоначальной, Поклонный крест на месте церкви, Спиридонова Буда, Злынковский район, Брянская область
Поклонный крест на месте церкви
Сергей Меркулов
14 октября 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова 14 сентября 2018

Расположена в центре села на пригорке возле пруда. Построена в 1753 году по заказу помещика И. Ширая; в 1860 году полностью перестроена; в настоящее время разобраны верхний ярус здания и колокольня. Рублена из бревен без остатка и обшита тесом, цоколь кирпичный.

Характерный для Брянщины середины 19 века деревянный храм со сложной крестообразной композицией, восходящей к более древним образцам. Над центром основного объема с широким пятигранным алтарем, прямоугольными боковыми рукавами и вытянутой в длину трапезной возвышался необычный, сильно растянутый по поперечной оси восьмерик (не сохранился). Композицию дополняют слегка пониженные квадратные в плане прирубы в углах креста и сохранившийся нижний ярус колокольни, примыкающий к трапезной. Скромное убранство фасадов включает лишь тонкие накладные лопатки на углах, простые карнизы и рамочные наличники окон. Интерьер храма образует единое внутреннее пространство, в котором выделена большей высотой центральная, растянутая в ширину часть с четырьмя опорами в углах и восьмигранным подшивным потолком.

"Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 г.


Limazo 21 апреля 2024

Спиридонова Буда была основана в 1705 году стародубским войтом Спиридоном Шираем как слобода. Первая деревянная Троицкая церковь здесь была построена в 1753 г. по заказу помещика Ивана Степановича Ширая; в 1815 обновлена и расширена на средства помещиков – штабс-капитана Михаила Юркевича и титулярного советника Петра Ивановича Гомзяка; тогда же была построена и деревянная двухъярусная колокольня.

До 1889 года в Троицкой церкви хранились три портрета одинакового размера — чуть более двух метров высоты. На одном из них был изображен Спиридон Ширай с двумя сыновьями, на другом его жена с двумя дочерьми, а на третьем — старший сын Степан после окончания им Киевской академии. Все три портрета в 1886 году стали собственностью историка Александра Матвеевича Лазаревского. Их судьба после 1917 года неизвестна.

К 1910-м годам церковь обветшала, и к 1914 году в селе была сооружена новая церковь с тем же посвящением. Старую церковь планировалось разобрать, однако предварительно требовалось получить на это согласие Императорской археологической комиссии, занимавшейся вопросами охраны и реставрации старинных построек. Предоставленное в Императорскую комиссию фото старого храма, сделанное, судя по всему, ещё в ходе строительства нового, сохранилось до наших дней.

Актом технического обследования было установлено: "Нижняя обвязка сгнила, церковь не имеет фундамента; кружала в куполах, пяты колонн и подкосов подгнили; шпиль на колокольне при ветре сильно качается, крыша лет 15 не ремонтировалась; церковь угрожает падением и повреждением близ стоящей новой церкви. Необходим неотложный капитальный ремонт или разборка. Прихожане, за неимением средств, отказываются ремонтировать". Однако комиссия заключила, что "церковь интересна и заслуживает сохранения", и постановила: "не разрешать разборки и просить озаботиться сохранением церкви".

Вероятно, несмотря на заключение комиссии, старая церковь всё же была разобрана, поскольку её упоминаний в документах советского периода не обнаружено. Новая церковь, по преданию, строилась на средства, собранные жителями всего села, но этих денег не хватило для завершения строительства. Тогда жители обратились к помещику за помощью, и он достроил храм за счёт своих средств. Церковь получилась очень красивая, имела одну большую главу и четыре малых, а колокольня была 4-ярусной.

В октябре 1937 г. богослужения в церкви прекратились. В мае 1938 г. здание недействующей церкви было определено под клуб. Завершения и колокольня были разобраны, храм приобрёл вид гражданской постройки. Сведения об использовании здания в годы оккупации отсутствуют. В 1945 г. верующие жаловались на бывшего председателя сельсовета Янчука, который «во время хлебозаготовок отбил дверь в церкви и передал это здание под глубинный пункт ссыпки зерна, даже не убрав церковную утварь, а алтарь разломали, использовав материал на оборудование колхозной кладовой». Здание использовалось в качестве зерносклада до 1960-х годов. В последующем в нём размещалась сельская библиотека.

Составители книги "Свода памятников архитектуры и монументального искусства", вероятно, не знали о постройке нового храма в 1914 году и датировали его по старому храму. В этом издании приводится такое описание церкви:Расположена в центре села на пригорке возле пруда. В настоящее время разобраны верхний ярус здания и колокольня. Рублена из бревен без остатка и обшита тесом, цоколь кирпичный. Характерный для Брянщины сер. 19 в. деревянный храм со сложной крестообразной композицией, восходящей к более древним образцам.

Над центром основного объема с широким пятигранным алтарём, прямоугольными боковыми рукавами и вытянутой в длину трапезной возвышался необычный, сильно растянутый по поперечной оси восьмерик (не сохр.). Композицию дополняют слегка пониженные квадратные в плане прирубы в углах креста и сохранившийся нижний ярус колокольни, примыкающий к трапезной. Скромное убранство фасадов включает лишь тонкие накладные лопатки на углах, простые карнизы и рамочные наличники окон.

Интерьер храма образует единое внутреннее пространство, в котором выделена большей высотой центральная, растянутая в ширину часть с четырьмя опорами в углах и восьмигранным подшивным потолком.

В настоящее время церковь полностью разобрана, на её месте установлен крест.

Источник: группа "Тысяча храмов Брянщины" в VK: https://vk.com/page-86847417_49779722



Комментарии и обсуждение


На основании разновременных определений Святейшего Синода назначены и выданы за 1897 год из специального сбора пособия нижеследующим лицам: заштатному псаломщику с. Спиридоновой Буды Новозыбковского уезда Григорию Якимовичу – 30 руб.

Черниговские епархиальные известия (часть официальная) от 1 марта 1898 года, № 5, стр. 121, 122



Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.