ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тараща. Собор Георгия Победоносца.


Тараща. Собор Георгия Победоносца
Деревянный собор. Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →)
Престолы: Георгия Победоносца
Год постройки: 1753.
Год утраты: 1903 (разобран по ветхости)
Адрес:
Украина, Киевская область, Таращанский район, Тараща, ул. Короленко.

Координаты: 49.563459, 30.502266 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Собор Георгия Победоносца, Фото с сайта http://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Heritage/Pavlucki/Tarascha.html, Тараща, Белоцерковский район, Украина, Киевская область
Фото с сайта http://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Heritage/Pavlucki/Tarascha.html
Андрей Агафонов
1900
Собор Георгия Победоносца, Фото с сайта http://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Heritage/Pavlucki/Tarascha.html, Тараща, Белоцерковский район, Украина, Киевская область
Фото с сайта http://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Heritage/Pavlucki/Tarascha.html
Андрей Агафонов
1900
Собор Георгия Победоносца, Фото первой трети ХХ века, Тараща, Белоцерковский район, Украина, Киевская область
Фото первой трети ХХ века
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Елена Григорьева 21 ноября 2022

Таращанская соборная церковь во имя великомученика Георгия построена в 1753 году вместо старой, о которой в визите 1741 года Тетиевского деканата говорится, что она "грабова, построена 1740 года прихожанами, коих до 80 дворов" (Похилевич, Сказания о населенных местностях Киевской губ. стр. 417-418).

Нынешний храм тоже деревянный, о трёх куполах, и до настоящаго времени сохраняет свой первоначальный вид со всеми особенностями старинной архитектуры. Храм претерпел некоторые изменения только с 1848 года; в то время пристроены были к алтарю из соснового дерева пономарня и ризница, и к центральной части два притвора – с северной и южной стороны, с двускатными крышами, поддерживаемыми четырьмя колоннами и образующими навесы над церковными дверями; для соединения централнаго сруба с притворами проделаны в стенах четырехугольные арки во всю ширину притворов. Тогда же храм снаружи обшит новыми дубовыми досками и сооружена отдельно от храма деревянная колокольня, разобранная в 1902 году. Купола церкви крыты жестью также в более позднее время, а именно в 1863 году, вслед за посещением города губернатором Кривцовым, повелевшим обновить церковную крышу по случаю проезда через Таращу императора Николая I.

План церкви имеет следующее расположение. С западной стороны находится небольшой притвор или паперть. Из притвора входят в восьмиугольный сруб (так называемый "бабник"); здесь устроены хоры у западной стены. Отсюда широкая арка ведет в восьмиугольный центральный сруб, – главное помещение храма; сюда можно войти и с северного и южного крылец. К главному помещению примыкает третий восьмиугольный сруб, предназначенный для алтаря. Купола поднимаются в виде башен и соcтоят из нескольких восьмигранников, поставленных один над другим.

Храм очень высок и обширен; он стоит на горе, господствуя над всем городом. Здание его настолько обветшало, что в Тараще заложена новая каменная соборная церковь, а деревянную в 1903 году предположено разобрать и заново отстроить на новом месте, в Заречьи, где совcем нет храма.

Иконостас в церкви – старый, четырехъярусный, деревянный, резной работы, позолоченный. Нижний ярус иконостаса устроен с заворотами, которые прислоняются к прилежащим, южной и северной, стенам храма, что находим и в некоторых других малорусских церквах. Расположение икон обычное. Внизу помещены местные иконы Спасителя и Божией Матери, храмовая и св. Николая; на заворотах – иконы, язображающие Богородицу; во втором ярусе в медальонах – двунадесятые праздники, причем над царскими вратами – Нерукотворенный образ Спасителя; в третьем - так называемый Деисус (Спаситель, сидящий на троне, с предстоящими – Божией Матерью и св. Иоанном Крестителем), апостолы и святители; наконец, в четвертом – Богоматерь, идущая по облакам, и пророки, предсказывавшие пришествие в мир Мессии.

Г.Г. Павлуцкий «Деревянные и каменные храмы». – Киев: 1905 г.



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.