ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Гареджи, хребет. Монастырь Давида Гареджийского.

Лавра Давида


Гареджи, хребет. Монастырь Давида Гареджийского
Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Престолы:
Год основания: Дата постройки неизвестна.
Епархия: Грузинская православная церковь
Адрес:
Грузия, край Кахетия, Сагареджойский муниципалитет, хребет Гареджи, 6 км к югу от села Удабно, монастырь Давида Гареджийского

Координаты: 41.447459, 45.376659
Проезд: Монастырь находятся в 45 км строго на юг от Сагареджо, 30 км по прямой или 45 по извилистой дороге.





Сортировка:

Монастырь Давида Гареджийского, , Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2017
Монастырь Давида Гареджийского, , Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
zavar-vera
22 июля 2014
Монастырь Давида Гареджийского, Монашеские кельи, Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Монашеские кельи
zavar-vera
18 июля 2015
Монастырь Давида Гареджийского, , Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
zavar-vera
18 июля 2015
Монастырь Давида Гареджийского, В углу - вход в церковь Преображения, где находится могила Святого Давида., Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
В углу - вход в церковь Преображения, где находится могила Святого Давида.
zavar-vera
18 июля 2015
Монастырь Давида Гареджийского, , Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Михаил Анатольевич
11 октября 2013
Монастырь Давида Гареджийского, Монастырская стена, Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Монастырская стена
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2017
Монастырь Давида Гареджийского, Ворота монастыря, Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Ворота монастыря
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2017
Монастырь Давида Гареджийского, , Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2017
Монастырь Давида Гареджийского, Главный вход в лавру, Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Главный вход в лавру
zavar-vera
18 июля 2015
Монастырь Давида Гареджийского, , Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Михаил Анатольевич
11 октября 2013
Монастырь Давида Гареджийского, , Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Михаил Анатольевич
11 октября 2013
Монастырь Давида Гареджийского, Келья отшельника, Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Келья отшельника
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2017
Монастырь Давида Гареджийского, Источник и искусственные каналы в скале, Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Источник и искусственные каналы в скале
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2017
Монастырь Давида Гареджийского, Кельи в пещерах. В центральных нижних кельях (где крест и над ним) жили св. Давид и св. Лукиан (6 в.)., Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Кельи в пещерах. В центральных нижних кельях (где крест и над ним) жили св. Давид и св. Лукиан (6 в.).
zavar-vera
18 июля 2015
Монастырь Давида Гареджийского, Источник святого Давида, Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Источник святого Давида
zavar-vera
18 июля 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Анатольевич 30 октября 2015

Комплекс Давид-Гареджи представляет собой несколько монастырей в пещерах, построенных в VI веке. Комплекс находится в 60 км от Тбилиси, на границе Грузии с Азербайджаном. Монастырь основал монах Давид, один из «ассирийских отцов», которые проповедовали христианство в Грузии. Это произошло через два века после того, как святая Нино принесла в Грузию христианство. Кстати, у верующих считается, что три посещения Гареджийской пустыни можно приравнять к паломничеству в Иерусалим. Самыми известными и посещаемыми туристами пещерами можно назвать: Лавру святого Давида, пещеры Святого Додо, Бертубани, Воскресенскую, Чичхитури, Иоанно-Крестительскую, Тетри-сенакеби, Колагири, Мохатули, Веран-Гареджа и Пир-Укугмарти.

Масштабы комплекса поражают: всего в Давид-Гареджийской пустыни было выдолблено руками отшельников около 5000 келий и церквей. Давидо-Гареджийский монастырский комплекс совершенно особенный, протянулся на 25 км на Гареджийском кряже. Это полупустынная местность, где мало растительности и живых организмов, к тому же территория комплекса поделена границей между Грузией и Азербайджаном. Причиной того, что именно на этом засушливом месте был построен огромный комплекс, стало то, что здесь существует источник воды рядом с церковью Преображения Господня в Лавре Святого Давида. Эта Лавра считается главным монастырем комплекса и представляет собой кельи в скале, которые вместе образуют по форме крест.

В церкви Преображения Господня расположена усыпальница самого Давида Гареджийского. Это святое место посещает множество паломников. Ученые предполагают, что здесь захоронен и последователь Давида Гареджийского - святой Додо. В Лавре есть две часовни, расположенные на холме, с территории которых открываются живописные виды на окрестности и соседний Азербайджан. После смерти Давида Гареджийского в VI веке были возведены монастырские комплексы Додос-Рка и Натлисмцемели. В IX веке в Давид-Гареджи святой Илларион Картвели возвел новые церкви, а также достроил главную церковь Лавры.

После нападения турков-сельджуков в XI веке постройка сооружений на территории комплекса прекратилась. Пика развития комплекс достиг в XII веке, когда появились монастыри Удабно, Бертубани и Чичхитури, а Лавра Святого Давида расширялась и благоустраивалась. Особое внимание туристов и искусствоведов обращает то, что в Давид-Гареджи существовала своя школа живописи, так как во всех церквях есть уникальные фрески, иконы и картины христианской жизни. На рисунках на стенах храмов можно увидеть выдающиеся исторические личности: царя Давида IV Строителя, царицу Тамару, царя Георгия IV Лаша, Димитрия Саможертвователя и многих святых. Внимание ученых привлекают и старинные надписи на стенах сооружений монастыря: грузинские, армянские, греческие, арабские, а также уникальная «тетралингва» сразу на этих четырёх языках. Грузинские надписи можно прочесть при входе в лавру святого Давида.

В XII веке при главе комплекса Онуфрии Гареджели монастырь стал одним из крупнейших культурно-просветительских центров Грузии. Однако в XIII веке на этой территории появились монголы, которые разграбили и повредили Давидо-Гареджийский монастырь. Некоторые монахи тогда бежали в другие монастыри. В XIV–XV веках на территории Грузии появился Тамерлан, а в 1615 году за одну ночь Шах-Аббас разорил монастырь, были убиты монахи, которые поддерживали деятельность монастыря и восстанавливали его. Возрождение этой святыни началось лишь в XVII веке при царе Теймуразе II. Онуфрий Мачутадзе, настоятель монастыря с 1690 года, многое сделал для его возрождения. Монастырю были возвращены прежние владения и построена стена, которая оберегала святыню от вражеских нападений. Тем не менее, в XIX веке, когда во многих грузинских городах появлялись духовные школы, интерес к монастырю спал, он постепенно опустел, и лишь в Натлисмцемели проживало несколько монахов.

Так как территория монастырского комплекса делится пополам границей, он является предметом территориального спора между двумя странами, начиная с 1991 года. Грузия хочет вернуть свои святыни, которые несут огромную культурную и историческую значимость для страны, а для Азербайджана данная территория важна из-за стратегического расположения высот.

С сайта "Туристер"


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 12 июля 2025

«…Развитие монастырей и рост монашества в Грузии были в немалой степени обусловлены арабским господством. Стекавшиеся в монастыри люди стремились сохранить национальные устои жизни, языка и религии. В эпоху утраты Грузией национальной независимости монастыри нередко являлись тем единственным местом, где еще могли бытовать старые культурные традиции. Особенно примечательны пещерные храмы Давид-Гареджи. Их росписи, охватывающие огромный период времени с IX по XVII век, предоставляют в распоряжение исследователя богатый иконографический материал.

Наряду с изображением столь излюбленного на Кавказе Деисуса мы находим здесь многочисленные сцены из жизни Христа и основателя монастыря Давида Гареджели (он жил в VI веке), фигуры святых и столпников и типичную для грузинских фресок композицию Вознесение креста. Иконография и стиль росписей обнаруживают сходство с фресками Каппадокии, а порою и с ранними романскими фресками Франции: здесь та же плоскостная трактовка форм, то же примитивное развертывание композиции на поверхности стены, та же светлая красочная гамма с преобладанием голубых, золотисто-желтых и ярко-зеленых цветов. Иконография, хотя ей и присущи местные черты, хранит множество раннехристианских, преимущественно сиро-палестинских пережитков.

К числу древнейших росписей Давид-Гареджи относятся уже упомянутые нами фрески маленькой купольной церкви в Додо, возникшие в IX веке. В апсиде представлены Христос во славе и два архангела, внизу изображены на огненных колесах два тетраморфа и символы евангелистов, а наверху, по сторонам от нимба Христа, медальоны с олицетворениями луны и солнца. Этот архаический тип Христа во славе, встречающийся также в ранних армянских росписях, был широко распространен на христианском Востоке, где он известен, например, в Каппадокии и на Латмосе. XI веком датированы фрески главного храма монастыря Удабно, в настоящее время наполовину обрушенного (фрагменты фигуры Богоматери с младенцем и фигур апостолов в апсиде, евангельские сцены на своде, композиция Страшного суда на западной стене, эпизоды из жития Давида Гареджели и портреты на северной стене). В северном приделе храма, вырытом в глубине скалы, фрески того же времени, частично переписанные по старому рисунку (Деисус и Взятие пророка Илии на небо в апсиде, Вознесение креста и евангелисты на потолке, сцены из жития Давида Гареджели на стенах).

К росписи главной церкви монастыря Удабно очень близки по стилю и манере письма относительно хорошо уцелевшие фрески первого слоя в трапезной лавры Удабно (Деисусы в нишах, Благовещение, Тайная вечеря, Ветхозаветная Троица в восточной нише на северной стене). В XI веке исполнены также фрески небольшой пещерной церкви, расположенной почти на вершине хребта (обычное для центральной части свода Вознесение креста, сцены из жизни Давида Гареджели, фигуры отцов церкви), и полуобвалившегося пещерного храма в восточной части лавры Удабно (здесь в апсиде представлено, согласно старой традиции, Вознесение). Ранняя группа фресок Давид-Гареджи наглядно показывает, как много общего имеется между памятниками монашеского искусства Палестины, Сирии, Каппадокии и Грузии…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»

[VI.11. Грузинское искусство] - Лазарев В. Н., История византийской живописи



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.