ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Трабзон (Трапезунд). Собор Софии, Премудрости Божией.


Трабзон (Трапезунд). Собор Софии, Премудрости Божией
Собор. Не действует.
Престолы: Софии, Премудрости Божией
Год постройки: Между 1238 и 1263.
Епархия: Объект не принадлежит Православной Церкви
Адрес:
Zübeyde Hanım Cd., 30. Ортахисар, Трабзон, Турция

Координаты: 41.00308, 39.69612



Собор Софии, Премудрости Божией, , Трабзон (Трапезунд), Трабзон, Турция
zavar-vera
3 мая 2010
Собор Софии, Премудрости Божией, , Трабзон (Трапезунд), Трабзон, Турция
zavar-vera
3 мая 2010
Собор Софии, Премудрости Божией, , Трабзон (Трапезунд), Трабзон, Турция
zavar-vera
3 мая 2010
Собор Софии, Премудрости Божией, , Трабзон (Трапезунд), Трабзон, Турция
zavar-vera
3 мая 2010
Собор Софии, Премудрости Божией, , Трабзон (Трапезунд), Трабзон, Турция
zavar-vera
3 мая 2010
Собор Софии, Премудрости Божией, фрески барабана, Трабзон (Трапезунд), Трабзон, Турция
фрески барабана
zavar-vera
3 мая 2010
Собор Софии, Премудрости Божией, фрески апсиды, Трабзон (Трапезунд), Трабзон, Турция
фрески апсиды
zavar-vera
3 мая 2010
Собор Софии, Премудрости Божией, капитель, Трабзон (Трапезунд), Трабзон, Турция
капитель
zavar-vera
3 мая 2010
Собор Софии, Премудрости Божией, мозаики пола, Трабзон (Трапезунд), Трабзон, Турция
мозаики пола
zavar-vera
3 мая 2010
Собор Софии, Премудрости Божией, галерея, Трабзон (Трапезунд), Трабзон, Турция
галерея
zavar-vera
3 мая 2010
Собор Софии, Премудрости Божией, роспись сводов галереи, Трабзон (Трапезунд), Трабзон, Турция
роспись сводов галереи
zavar-vera
3 мая 2010
Собор Софии, Премудрости Божией, фреска "Брак в Кане Галилейской", Трабзон (Трапезунд), Трабзон, Турция
фреска "Брак в Кане Галилейской"
zavar-vera
3 мая 2010
Собор Софии, Премудрости Божией, Симеон Столпник, Трабзон (Трапезунд), Трабзон, Турция
Симеон Столпник
zavar-vera
3 мая 2010
Собор Софии, Премудрости Божией, Фото из иллюстрированого приложения к газете "Новое Время", Трабзон (Трапезунд), Трабзон, Турция
Фото из иллюстрированого приложения к газете "Новое Время"
Андрей Агафонов
1916
Собор Софии, Премудрости Божией, Фото из журнала "Нива"., Трабзон (Трапезунд), Трабзон, Турция
Фото из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1916



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Вадим кр 31 мая 2019

Храм Святой Софии был построен в период 1238-1263 годов Мануилом I. В 1461 году Трапезунд (Трабзон) был захвачен Мехмедом II и превращен в мечеть. Собор использовался в качестве военного госпиталя и склада в период Первой мировой войны. Тогда, кстати, город контролировался русскими войсками. Затем он снова стал мечетью до 1964 года, пока его после реставрации не превратили в музей. Реставрацией занимался Эдинбургский университет в 1958—1964 годах.

Бюлент Арыч, вице-премьер Турции, в июле 2012 года заявил о намерении правительства позволить передачу храма мусульманской общине, чтобы обратить ее в мечеть. В апреле 2013 году храм стал мечетью. Аднан Эртем, генеральный директор фондов Турции заявил, что для такой переквалификации храма Святой Софии «нет никаких препятствий». Святая София в Трапезунде – это не просто памятник византийской архитектуры, а еще и широко известная достопримечательность за счет редких фресок 1260-х годов. Они были обнаружены на стенах, куполе и апсидах при проведении реставрационных работ. На них изображены библейские сюжеты, всего их 55.

На территории музея при храме был реконструирован типичный для черноморского побережья дом начала XX столетия с оригинальным амбаром.
В августе турецкую церковь посетил Патриарх Константинопольский Варфоломей, где он встретился с мэром Трабзона. В беседе с репортерами Патриарх пояснил, что он уважает все мечети и все места для молитв, но в случае с храмом Святой Софии в Трабзоне он не видит никакой необходимости превращения его в мечеть. Он подчеркнул, что христиане выступают за сохранение церкви Айя София в качестве музея. Патриарх также отметил, что, по словам главы исламского сообщества, в этом районе есть уже множество мечетей, многие из которых остаются частично пустыми. При этом Патриарх Варфоломей сослался на заявление префекта округа Зеки Байтара, который сказал о том, что для начала нужно заполнить имеющиеся мечети в городе, а только потом заняться, при необходимости, и храмом Святой Софии.

В помещениях церкви сохранился пол, выложенный из цветного мрамора. В крестово-купольной архитектуре и украшениях храма прослеживается влияние грузинского и сельджукского направлений.

http://www.turizm.ru/turkey/trabzon/places/xram_svyatoj_sofii/


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 29 октября 2025

«…Значительно интереснее росписи св. Софии в Трапезунде, открытые русской археологической экспедицией в 1916–1917 годах. Стены храма, созданного при императоре трапезундском Мануиле (1238–1263), украшены развитым евангельским циклом, отдельные эпизоды которого располагаются регистрами один над другим. Сохранившиеся фрески (Богоматерь и два архангела в апсиде, Крещение, Вознесение, Преображение, Умножение хлебов, Явление Христа ученикам, Уверение Фомы, Чудесный улов рыбы, Деисус, Распятие, Сошествие во ад, Встреча Петра и Павла и другие сцены и фигуры святых) исполнены в тщательной технике, колорит отличается глубиной и звучностью. Облаченные в широкие одеяния стройные фигуры нередко представлены в сильном движении. В живописной трактовке лиц дает о себе знать тяга к объемному пониманию формы, что невольно заставляет вспомнить о фресках Сопочан. Но стиль в целом остается консервативным. Трапезундские росписи, несмотря на их высокое качество, лишний раз показывают, что провинция не была в состоянии собственными силами выйти на новые пути развития. Если в отдельных упомянутых здесь памятниках, особенно в трапезундских фресках, и намечается оживление художественного языка, то оно проявляется лишь в деталях.

В течение всего XIII века провинция питалась местными ориентализирующими или восходящими к XII веку традициями. В формирование нового стиля она не внесла ничего существенного. Этот новый стиль был оригинальным достижением константинопольского искусства. Сложившись на столичной почве к последней трети XIII века, он начинает попадать в провинцию только в XIV веке. До XIV века провинция даже в своих лучших произведениях культивировала формы, которые она заимствовала из Константинополя еще в Комниновскую эпоху…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве». VIII. Тринадцатый век. VIII.5. Провинциальные памятники

https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=29&chap=9&ch_l2=5



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.