ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Золочев. Церковь Николая Чудотворца.


Золочев. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.
Престолы: Николая Чудотворца
Год постройки: приблизительно не ранее 1750.
Епархия: Объект не принадлежит Православной Церкви
Адрес:
Украина, Львовская область, Золочевский район, г.Золочев, улица Валовая, 11
Україна, Львівська область, Золочівський район, р. Золочів, вулиця Валова, 11

Координаты: 49.808235, 24.898826
Проезд: в 60 км к востоку от Львова по шоссе H02 Львов-Тернополь и железнодорожные линии Красне-Тернополь.



Церковь Николая Чудотворца, Церковь на фоне городской застройки, Золочев, Золочевский район, Украина, Львовская область
Церковь на фоне городской застройки
Алексей Кротов
4 января 2010
Церковь Николая Чудотворца, , Золочев, Золочевский район, Украина, Львовская область
Наина
29 мая 2011
Церковь Николая Чудотворца, звонница, Золочев, Золочевский район, Украина, Львовская область
звонница
Наина
29 мая 2011
Церковь Николая Чудотворца, Деталь иконостаса (1767 г.). Источник: Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., Золочев, Золочевский район, Украина, Львовская область
Деталь иконостаса (1767 г.). Источник: Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г.
Елена Григорьева
1 июня 1960
Церковь Николая Чудотворца, Золочев после пожара 17.09.1903. Издательский адрес:Золочев: тиражом Тадеуша Яворского, 1906. https://polona2.pl/item/zloczow-po-pozarze-17-9-1903,ODE1NjM4NjI/0/#info:metadata Польская национальная библиотека, Золочев, Золочевский район, Украина, Львовская область
Золочев после пожара 17.09.1903. Издательский адрес:Золочев: тиражом Тадеуша Яворского, 1906. https://polona2.pl/item/zloczow-po-pozarze-17-9-1903,ODE1NjM4NjI/0/#info:metadata Польская национальная библиотека
Т.
1 октября 1903
Церковь Николая Чудотворца, Фото 1939 года на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/node/24831, Золочев, Золочевский район, Украина, Львовская область
Фото 1939 года на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/node/24831
Т.



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Алексей Кротов 15 марта 2016

Церковь Св. Николая является самой старой в городе. Раньше церковь входила в комплекс оборонных валов Золочева. Ее еще называли церковью на валах. Оборонные черты сохранились и до нашего времени (толщина стен и оконные проемы). Современный вид церковь приобрела после перестройки в 1765 г. Средства выделил каневский староста Николай Потоцкий, меценат и строитель Успенского собора Почаевской Лавры. В мастерской Лавры был изготовлен иконостас для этой церкви. Декоративная резьба принадлежит резчику Антону Штилю, скульптурные композиции - Франциску Оленскому, ученикам мастера Пинзеля.

В Советское время храм был закрыт. Здесь устроили музей атеизма. При этом иконостас был демонтирован и выброшен на свалку. Лишь музейным работникам из Львова и некоторым местным прихожанам удалось спасти некоторые части уникального иконостаса. Также храм украшали настенные росписи и несколько икон в иконостасе, написанные специально для этого храма знаменитым богомазом Западной Украины кон.19 - нач. 20 в. Модестом Даниловичем Сосенко. Ко времени капитального ремонта храма в 1999 г. значительная часть живописи была потеряна - роспись на сводах и стенах повреждена влагой и плесенью. Поэтому сегодняшний презентабельный интерьер храма - это следствие реставрационных работ, которые напоминают работы Сосенко только композиционно. С 1990 г. - действующий храм Украинской Греко-Католической церкви.

Из книги: Палков Т.А. Западная Украина. ч. 2. - Львов, изд-во "Ладекс", 2011 г.


 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 17 марта 2016

Первоначально имела над западной частью верх с главой, служившей одновременно колокольней, второй меньший купол — сигнатурку, две двери. Современный вид получила после реставрации 1765 г.

Каменная, состоит из одинаковых по ширине бабинца и нефа, составляющих один прямоугольник, с примыкающими к нему полуциркульной апсидой, небольшим прямоугольным притвором и помещением у северной стены апсиды. Перекрытие цилиндрическое, с распалубками. Здание накрыто двускатной кровлей, с небольшой главой на глухом восьмигранном барабане. Главу венчает маковка с ажурным фонарем. Суровый облик боковых фасадов, прорезанных узкими оконными проемами, противопоставлен западному, оживленному барочным фронтоном с декоративными вазами и небольшим балконом с резными каменными консолями в стиле рококо. Притвор небольшой, появившийся одновременно с фронтоном, накрыт куполом. Толстые стены усилены контрфорсами полукруглыми и прямоугольными в плане.

К югу от церкви находится трехпролетная колокольня, построенная из тесаного камня.

Памятник принадлежит к выдающимся произведениям галицкой архитектурной школы.

Из книги: «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр.133, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 г.


 
Елена Григорьева 30 октября 2022

К западу от Воскресенской церкви находится старейшая достопримечательность Золочева – церковь Николая «на Валах». Она построена в конце XVI в. и перестроена в 1767 г., тогда же сделан и новый иконостас. По типу это трехдольный храм, приспособленный к обороне, но так измененный перестройками, что без специальных исследований невозможно установить, как выглядел он первоначально.

Из этой церкви происходит уникальный памятник украинского шитья – золочевская фелонь, которая теперь хранится во Львовском музее украинского искусства. На оплее ее были вышиты одиннадцать фигур с Христом-Вседержителем в центре. Тому, кто не видел такой «живописи иглой», трудно представить себе красоту и совершенство этого произведения тончайшей ювелирной работы. Шитье выполнено из разноцветного шелка и золотых и серебряных нитей; их изготовляли, наматывая на шелковую нить плоскую тоненькую полоску золота, которая искрится на изломах при скручивании. Лицо и руки шиты техникой глади или в раскол, то есть фактура стежков скрыта, а в шитье одежды она не только не скрыта, а, наоборот, обнаружена применением разнообразной формы рисунка «в прикреп» – то квадратиками, то ромбиками, то «в елку» , а иногда и сложной формы из двух вписанных друг в друга ромбов или квадратов или других фигур. Шелк чистых интенсивных синего, зеленого, голубого или желтого и даже белого цветов соседствует с серебряными и золотыми нитями, искрится и переливается такими сияющими и чистыми красками, что этот вид живописи сравним только с драгоценными мозаичными или украшениями старинных рукописей. Изяществом цветовой гаммы, благородством и мастерством исполнения золочевская фелонь вызывает ассоциации с миниатюрами Киевской псалтыри 1397 г. или мозаиками Михайловского собора в Киеве 1108–1113 г.г.

Внутренней сосредоточенностью и спокойствием проникнуты фигуры «Моление». В них обнаружены ритмика и взаимосвязь, основанные на тех же началах, что и эпическая поэзия XII–XIII в.в. с характерным восхищением ритмическими повторами и рефренами, симметрией и равновесием. В изображении архангела Гавриила поражают наивное детское выражение больших глаз, отборная гармония белых, желтых и золотых нитей, изящество движений и позы. У евангелиста Марка, напротив, динамичный силуэт, который создают развеянные полы плаща и немного наклонная фигура. Большой голый лоб и открытые задумчивые глаза производят впечатление внутренней взволнованности. Изображение Василия Великого отличается тонкой характеристикой как физического облика, так и духовного существа человека. Молитвенно склоненная фигура богоматери выделяется грациозностью силуэта, нежностью лица и благородством красок вишнево-красного мафория, голубого гиматия, соединенных с золотистыми и серебряными нитями.

Как уже было сказано, в церкви в XVIII в. был сделан иконостас совершенно необычной композиции. Не только с сюжетной, но и с художественной точки зрения, он испытал влияние католического искусства. В нем большое место занимает скульптура. От старой иконографии в иконостасе оставлены только три врата с изображением – на боковых – первосвященников, а на средних – евангелистов. Над ними в овальных медальонах, в рокайлевых картушах – наместные иконы, а выше, в окружении аллегорических фигур – «моленный» ряд, завершенный распятием с пророками под ним. Композиция этого иконостаса очень отличается от обычной, однако высокими качествами резьбы, особенно круглой скульптуры он занимает заметное место в истории украинского искусства.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.