ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кежма. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.


Кежма. Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь. Утрачена.
Престолы: Спаса Нерукотворного Образа, Казанской иконы Божией Матери, Усекновения главы Иоанна Предтечи
Год постройки: Между 1785 и 1792.
Год утраты: 2012 (территория села затоплена Богучанским водохранилищем)
Адрес:
Красноярский край, Кежемский район, акватория Богучанского водохранилища

Координаты: 58.967839, 101.12328 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Кежма, Кежемский район, Красноярский край
Юрий Косолапов
26 ноября 1929
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фото 1934 года, Кежма, Кежемский район, Красноярский край
Фото 1934 года
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Северо-восточная часть храма (фото советского периода), Кежма, Кежемский район, Красноярский край
Северо-восточная часть храма (фото советского периода)
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Элементы декоративного оформления фасада, фото советских лет, Кежма, Кежемский район, Красноярский край
Элементы декоративного оформления фасада, фото советских лет
Елена Григорьева



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


архитектон 26 января 2015

Одним из малоизвестных произведений архитектуры Центральной Сибири XVIII века является Спасская церковь в поселке Кежма – бывшей Кежемской (Нижнекежемской) слободе, основанной в 1665 году. Свое развитие этот населенный пункт получил, благодаря расположению на берегу Тунгуски (Ангары) — важнейшем в XVII-XVIII веках водном пути, по которому проходило активное движение товаров из европейской части России в Кяхту.

Каменная Спасская церковь с южным придельным храмом Казанской богоматери была заложена в 1785 году, незадолго до вхождения Кежемского села в состав Енисейского уезда. Здание строилось на средства енисейского купца Ивана Артемьевича Тулунина. В 1792 году строительство здания было завершено. Работы по оборудованию интерьеров холодного Спасского храма затянулись до конца 90-х годов XVIII века. Известно, что в августе 1798 года купцом И.А. Тулуниным был заключен договор с енисейским цеховым Василием Петровичем Бутусиным и его сыном Прокопием. В договоре значилось: «Мне Бутусину со своим сыном Иркутской Епархии Енисейской округи в Кежемском селе в каменной Спасской холодной церкви резной наподобие зделаннаго Христорождественской верхней церкви ломининой иконостас вышины 10 аршин 7 верхов ширины 10 аршин 1 верх в котором составляет четыре става, в кой написать святые образа… и покрыть лаком, а резьбу вверху резные образа и царские врата лица размалевать и вызолотить одинаковым золотом по всему иконостасу из его Тулунина золотом, а между резьбою гладкие места по серебру его Тулунина прикрыть…» После завершения этих работ престол холодной церкви был освящен старым антиминсом, выданным более ста лет назад на освящение деревянной предшественницы.

В январе 1805 года прихожане Спасской церкви Нижнекежемской слободы Киренского заказа во главе со священником Тимофеем Межовым обратились к епископу Иркутскому и Нерчинскому Вениамину Багрянскому с прошением о пристройке к северному фасаду церкви придельного храма Иоанна Предтечи. По «благословенной» грамоте, выданной 16 января, придельный храм был заложен 27 августа 1805 года. Из рапорта священника Т.Межова в Иркутск становятся известными размеры придельного храма Иоанна Предтечи: «Означенной во имя Святаго пророка предтечи и крестителя господня Иоанна придел длиною на девяти саженях, а в обширности на семи аршинах». Освящение придельного храма состоялось в 1805 году.

Планировочная структура Спасской церкви характерна для каменного зодчества Сибири XVIII века и построек «енисейского круга». По оси восток-запад последовательно расположены прямоугольное, вытянутое в меридиональном направлении, помещение храма с полукруглой алтарной апсидой, трапезная с двумя оттянутыми с востока приделами и квадратное помещение церковной паперти. Северный придел вытянут на всю длину трапезной и паперти. Вытянутый в высоту храмовый четверик перекрывался восьмигранным лотковым сводом и завершался восьмигранным световым барабаном, увенчанным круглой главкой с крестом. Двухъярусная колокольня типа «восьмерик на четверике» завершалась шпилем на глухом барабане, ребра которого были оформлены традиционными для построек «енисейского круга» последней четверти XVIII века волютами с сильно выступающими нижними завитками и намеченными – верхними. Примечательной деталью колокольни был находившийся на ее западном фасаде деревянный балкон с козырьком.

Декоративное убранство фасадов Спасской церкви в Кежме типично для каменного зодчества Приенисейского края последней четверти XVIII века. Именно в этот период в творчестве енисейских мастеров каменных дел отчетливо проявилась смена художественных предпочтений: мотивы «уральского барокко», с характерным для него типом «бухвостовского» наличника уступили место принципиально иным декоративным формам на основе рокайльных элементов. Так, оригинальные обрамления окон Спасской церкви в виде профилированных кирпичных тяг с S-образными элементами восходят к Вознесенскому летнему храму (1779-1804 гг.) церкви Преображения (1747-1765 гг.) в Енисейске. Различные вариации этого типа оконных обрамлений в дальнейшем нашли широкое применение в произведениях енисейских зодчих, например, таких как Петропавловская церковь (90-е гг. ХVIII в.) в с. Богучаны, Успенская церковь (1793-1819 гг.) в Енисейске, Успенская церковь (1798-1834 гг.) в с. Верхнеимбатском. При этом необходимо отметить, что при сходстве приемов выкладки из лекального кирпича «рокайльные наличники» приенисейских храмов всегда выполняли функцию обрамления оконных и дверных проемов в отличие от знаменитых тотьменских картушей, использовавшихся как элементы заполнения стеновых поверхностей.

Другой характерной подробностью декоративного убранства фасадов кежемской Спасской церкви являются фигурные ниши в виде «пламенеющего» киота и квадрифолия усложненной формы, помещенные на широких стеновых лопатках. Форма этих ниш восходит к Троицкой церкви (1772-1778 гг.) в Енисейске – произведению, испытавшему сильнейшее влияние таких произведений иркутской архитектурной школы, как церковь Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев (1740-е-1767 гг.), Крестовоздвиженская церковь (1747-1760гг.) и Вознесенский собор (1749-1767 гг.) одноименного монастыря.

При всей обусловленной устойчивым традиционализмом творческого мышления народных зодчих типичности архитектурно-конструктивных форм Спасскую церковь, благодаря ее редким формам декоративного убранства, следует отнести к числу выдающихся памятников сибирского каменного зодчества ХУШв.

Источник: статья Шумова К.Ю. "Спасская церковь в поселке Кежма Красноярского края".

http://new.naov.ru/?spasskaja_cerkov_v_p_kegma_kegemskogo_raiona_krasnojarskogo_kraja&id=477


Анонимный участник 21 августа 2016

Кежемский Спасский приход открыт неизвестно когда. Приход расположен на берегу реки Ангары в таежной и гористой здоровой местности. От Красноярска отстоит на 910 верст, от Енисейска на 700 и от села Рыбинского на реке Ангаре на 504 . В селе есть почтовое отделение и волостное правление. В приходе 5 деревень отстоящих от села на расстоянии от 12 до 64 верст. Сообщение с деревнями верхом на лошади или лодкой, зимой по льду рекой.

Храм каменный, построенный енисейским купцом Иоанном Тукмишем в 1792 г. Престолов в храме три: во имя Нерукотворного Спаса, Казанской Божией Матери и Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

В приходе три часовни – в дер. Некотуры и две на острове Большом и три молитвенных дома в дер. Мозговой, Заимке и Алешкиной. Штатный причт состоит из священника с жалованием в 300 руб. и псаломщика в 100 руб., причтовых доходов до 450 руб. Руги священнику дается 240 пудов и псаломщику 84 пуда. Причтовые дома есть удовлетворительные. Причтовой земли 59 десятин 535 кв. саженей. Церковных капиталов 3606 руб. 13 коп.

В приходе три министерские школы – в селе Кежемском, в деревнях Алешкина и Заимке. Населения в приходе 1565 муж. пола и 1474 жен. пола. Население старожильческое; занимаются хлебопашеством, рыбной ловлей и пушным промыслом.

«Краткое описание приходов Енисейской епархии», 1916 г.



Комментарии и обсуждение


Первое фото - указано 1934. Это ошибка. Церковь закрыта в 1930 году. Фото - это картина Крюкова 1976 года.

29 апреля 2025, Юрий Косолапов .


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.