ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Семей (Семипалатинск). Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенский собор


Семей (Семипалатинск). Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь. Утрачена.
Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили: Эклектика, Русский стиль
Год постройки: Между 1897 и 1910.
Год утраты: 1934 (разобран)
Адрес:
Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Семей (Семипалатинск), просп. Мухтара Ауэзова, 4

Координаты: 50.393547, 80.228981 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд: Заречная часть города - Жана-Семей (Новый Семипалатинск (бывш. Заречная Слободка)). Проезд по просп. Ауэзова до Политехнического колледжа.



Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Разбор храма в 1934 г. Коллекция автора, Семей (Семипалатинск), Абайская область, Казахстан
Разбор храма в 1934 г. Коллекция автора
Ларионов Иустин
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Фотография начала XX в. Коллекция автора, Семей (Семипалатинск), Абайская область, Казахстан
Фотография начала XX в. Коллекция автора
Ларионов Иустин
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Архивное фото периода строительства храма, Семей (Семипалатинск), Абайская область, Казахстан
Архивное фото периода строительства храма
Елена Григорьева



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Ларионов Иустин  17 ноября 2014

Благовещенский храм г. Семипалатинска (освящен в 1910 г. – разобран в 1934 г.)

31 января 1895 г. Киргизская духовная миссия, выделенная из Алтайской миссии, получила самостоятельность. Поскольку миссионерские станы были сосредоточены преимущественно в пределах Семипалатинской области, необходимо было учредить главный стан ближе к административному центру региона. Наиболее удобным местом для этого оказалась Заречная Слободка г. Семипалатинска.

12 июня 1895 г. в Заречной Слободке Семипалатинска была совершена закладка миссионерской церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с приделами Св. благоверного князя Владимира и Св. великомученика Пантелеимона, а также дома для начальника Киргизской миссии, с домовой церковью во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Интересно отметить, что, как и в большинстве других подобных случаев, строительством храмов занимались татарские строительные артели, подсобными рабочими выступали казахи.

Домовая церковь св. Петра и Павла освящена в 1897 г., а Благовещенская церковь в 1910 г. Но, Благовещенский храм освятили недостроенным, по причине «…бедности и необеспеченности населения и по его малочисленности, при общей дороговизне содержания даже одной домовой церкви представляется затруднительным; весь поступающий незначительный доход издерживается на предметы необходимости отопления, обязательные епархиальные денежные отчисления, на содержание же необходимого штата прислуги для более бдительной охраны двух церквей и часовни средств уже не хватает. Отапливать в зимнее время большой храм также не приходится, почему оный остаётся запертым с октября по апрель включительно... Храм стоит неоштукатуренным, без оградки, не имея всей необходимой утвари, а в то же время неподалеку воздвигается третья в Слободке каменная мечеть, что бьет по самолюбию православных...».

В 1922 г. в результате общегосударственной акции «по изъятию церковных ценностей» храм был ограблен, в 1926 г. передан общине обновленцев, а в 1929 г. закрыт для богослужений и передан Управлению строительства Турксиба под «культурно-просветительское» учреждение (клуб). Тем не менее, еще около 2-х лет продолжалась неравная борьба за возвращение храма, чему способствовало отсутствие подтверждающих санкций республиканских и союзных властей самочинным действиям местных руководителей. Напротив, и НКВД КазССР, и КазЦИК, и ВЦИК, неоднократно опротестовывали действия функционеров Семипалатинского Окружного исполкома, требовали вернуть общине верующих здание храма и церковное имущество. Но бумажная волокита, длительная переписка, сделали свое пагубное дело, поскольку все это время продолжались работы по переоборудованию церкви под клуб, происходило уничтожение и растаскивание храмовой утвари. Время было выиграно местными властями и, в 1930 г. республиканские санкции были получены, ввиду необратимости уже случившегося.

В 1932 г. православная община Жана-Семея (заречная часть Семипалатинска), Московской Патриаршей ориентации еще продолжала существование (без храма), мало того, в апреле 1930 г. она была зарегистрирована и, по сохранившимся сведениям, искала квартиру под молитвенный дом.

После окончания строительства Турксиба, надобность в клубном учреждении для его рабочих отпала и, встал вопрос о сносе здания бывшей церкви, которую невозможно было приспособить под жильё, и требовались значительные денежные средства на ремонт обветшалого сооружения. Поэтому 22 апреля 1934 г. президиум семипалатинского Горсовета принял решение о сносе бывшей церкви и продаже полученного кирпича шерстомойке. В октябре 1934 г. Благовещенский храм был разобран.

Литература и источники: Определение Священного Синода от 31 января 1895 г., № 378; Отчет об Алтайской и Киргизской Миссиях за 1894 г., Томск, 1895 г.; Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее, Семипалатинск, 2004; ЦГА РК, Ф. 15; ЦДНИ, г. Семей (Семипалатинск), Ф. 96, 596.



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.